Мир и любовь в эпоху социализма

Владыка Никодим произносил свои проповеди, писал свои статьи и монографии с оглядкой на внутри- и внешнеполитическую ситуацию. Парадоксальным образом его богословские суждения всё же не были конъюнктурны. Его акцент на миротворчестве, на единстве (а не разделении) христиан, на земной справедливости (без ущерба более высокому христианскому целеполаганию) — это вдумчивый ответ на реальные вопросы жизни, а не искусственная попытка приспособить богословие к политике. Предлагаем вам некоторые яркие отрывки из произведений владыки.
Раздел: ПОДРОБНО
Мир и любовь в эпоху социализма
В окружении прихожан Спасо-Парголовского храма. 1977-1978 годы
Журнал: № 9 (сентябрь) 2018Страницы: 16-17 Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 11 сентября 2018

О мире

Когда мы говорим о добродетелях христианской жизни, то невозможно не помянуть о необходимости для всех верных чад Божиих созидания мира: мира внешнего на земле, между всеми народами, между всеми людьми; мира внутреннего, сердечного, такого мира, когда сердце человека легко возносится в молитве к Творцу своему и когда оно способно воспринять и усвоить Божественную благодать. Мир на земле потребен всему живущему, он необходим для всех людей, ибо без него в наши дни и сама жизнь не будет возможна. Мир внутренний, сердечный необходим христианину, ибо отсутствие его будет созидать преграду между землей и небом, и наши молитвенные обращения к Небесному Отцу не взойдут к Нему, ибо сердца нашего и его теплой мирной молитвы ожидает Он от нас, а не многих слов холодных уст, исходящих от немирного сердца.

Послание всечестному клиру и богоспасаемой пастве Минской и Белорусской митрополии при расставании с ними. 1963 год

О теле и воскресении

Духовная жизнь не могла бы быть полной, если бы её течение обрывалось в акте физической смерти безвозвратной утратой телесной стороны нашей природы. По смыслу христианского учения, тело человека есть существенная часть его естества и необходимое орудие души. Оно не должно и не может погибнуть навсегда с физической смертью, но должно в последний день мира снова восстать к жизни действием всемогущества Божия, чтобы вечно участвоватьв прославленном состоянии духа. Если Спаситель наш навеки благоволил пребывать в Своем воскресшем и прославленном теле, то и все истинно верующие в Него сподобятся телесного воскресения… Воскресение мертвых в обновленнойи прославленной плоти и будет последним актом искупительного дела Христова.

Пасхальное послание. 1965 год

О духовной детскости

Свое искреннее желание продлить радость общения со Христом на Фаворе апостол Петр облек в детски простую форму: «Сделаем три кущи (то есть три шатра из древесных ветвей), одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Но не то же ли самое делаем и мы, когда, приблизившись ко Христу не в результате глубокого духовно-нравственного очищения, а лишь посредством или праздничного настроения, созданного совершаемым богослужением, или доброго, но единичного поступка, и думаем без труда и усилий удержать в себе осенившее нас чувство Божественного присутствия? Милостивый Господь не осудит нас за подобную наив­ность. Ему дорого самое настроение наше, наше желание всегда быть с Ним и никогда не отлучаться от Него… Свидетельством же нашего желания «со Христом быть» (Флп. 1, 23), нашего желания разумно следовать за Христом и нашим ответом на Божий вразумляющий голос да будет наша твердая решимостьпребывать в Церкви, в этом доступном для всех селении Господа сил, наш труд по очищению сердца и исправлению жизни, наша пламенная молитва о просвещении светом небесной благодати, чтобы невечерний день духовного преображения и обновления нас озарил и денница воссияла в сердцах наших.

Слово на Преображение Господне. 1965 год

О земных радостях

Мы, возлюбленные о Господе, должны помнить, что отречение от себя во имя любви к ближнему не означает полного отказа от всех проявлений временной жизни с её радостями и заботами. Священное Писание убеждает нас в том, что Господь благословляет достойные человека земные радости и разумное пользование потребными не только для духовной, но и для телесной жизни благами. Поэтому «отвергнуться себя» — значит осудить и удалить от себя лишь то, что вредно и пагубно для души, — всё безнравственное и несовместимое с чистотой подлинно христианской жизни. Далее, всё, что, не будучи греховным само по себе, становится для нас вредным через излишество или неумеренную привязанность… Отречение от греховных привычек, от вредных пристрастий и от себялюбия обычно болезненно переживается человеком, не сочетавшимся существом своим со Христом. Евангелие живописно изображает это отречение под видом мучительного процесса отсечения членов человеческого тела…

Слово, сказанное за вечерней в кафедральном соборе Куопио 22 сентября 1965 года

О том, что зависть хуже убийства

Кому из нас… не ведомо греховное чувство зависти — скорби тайной или явной о благополучии ближнего?! На первый взгляд, какое маловажное житейское чувство, но какое пагубное сплетение беззаконий влечет оно за собой! Зависть не дозволяет радоваться о том, что имеем, ибо терзается желанием того, что ей недостает. Заповедь Божия гласит: «Не укради», а завистливый глаз хотел бы похитить всё чужое достояние. Зависть не имеет любви ни к кому, даже и к близким и к любящим. Она разрывает самые крепкие узы — узы родства, братства и дружбы… И действительно, сколько внутренних терзаний переживает завистливый человек, сколько мучений может он принести окружающим его, сколько бед и слез вносит в мир зависть! Из нее вырастают эти ядовитые растения, заражающие мир, — вражда, клевета, вероломство, — которые, перерождаясь в ненависть, уносят честь, покой и жизнь людей. Если бы кто пролил кровь брата своего, тот понес бы справедливое отмщение, определяемое убийце. Еще большему осуждению подвергает себя завистник, который, образно выражаясь, капля за каплей обескровливает, медленно убивает и отравляет жизнь людей, не сделавших емуникакого вреда.

Слово во Вторую Неделю Великого поста. 1966 год

О Церкви

Вне Церкви нет спасения именно потому, что Церковь составляет собою область жизни христианской по вере и любви. Церковь является заключенным источником, ибо внутрь ограды её не должно проникать зло, но она не замкнута для тех, кто стремится к жизни по правде и любви. Благоухание цветущего виноградника Христова распространяется далеко за пределы его ограды, и к вкушению спасительных плодов его призываются все. Если вне церковной ограды спасение невозможно, то благовестие Церкви, её духовное проникновение в нравственную жизнь «за оградой», её понимание Промыслительных действий Божиих во всем мире основаны на Христовой любви, которая должна проявляться во всей жизни Церкви. Она же, эта любовь Христова, составляет и основу стремления к достижению единства веры всех исповедующих Имя Христово, чтобы воссияла истина для всего христианского рода в единстве исповедания веры. В любви же явилась бы и моральная сила христиан для служения их спасению людей в вечности, а здесь, на земле, — для активного участия в созидании человеческой мирной и счастливой жизни.

«Святой Киприан Карфагенский о Церкви» (статья). 1966 год

О любви

Вопрос заключается в том, как сделать этот базис [любовь] общим для вceгo человечества. В секуляризованном мире не всегда принимается термин «любовь», ибо он носит на себе отпечаток религиозный. Может быть, в подобных случаях можно употреблять эквивалентные выражения? Ведь то, что разумеется в ceкулярном лексиконе под «дружбой» и «братством», выражает тот же смысл, или, вернее, почти тот же смысл, какой христиане вкладывают в слово «любовь». В искрен­ней дружбе, как и в любви, нет слепого и бездумного чувства, в обоих понятиях заключается элемент сознательности, ответственности, требовательности и взаимности. Если и дружба и любовь взывают к самопожертвованию, то это самопожертвование ожидает ответа, отклика, причем такого, который означал бы сознательное взаимодействие объектов любви и дружбы, т. е. обретение высшего блага.

«Иоанн XXIII, папа Римский» (магистерская диссертация)

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"