Милость, а не жертва. «Блаженны милостивые…» (Мф. 5, 7)
Все единодушны в том, что самым главным в христианстве является милосердие. Однако нельзя не признать, что заповедь любви чаще вызывает у нас угрызения совести и чувство растерянности, чем блаженное ликование. Наше привычное расположение ума и плоти отнюдь не склонно к радостному исполнению заповеди любви. Кроме того, с горечью приходится признать, что само слово «милость» сегодня исчезло из нашего языка, а вместе с ним и императив милостивого отношения друг ко другу.
Раздел: Lingua Sacra
Все единодушны в том, что самым главным в христианстве является милосердие. Однако нельзя не признать, что заповедь любви чаще вызывает у нас угрызения совести и чувство растерянности, чем блаженное ликование. Наше привычное расположение ума и плоти отнюдь не склонно к радостному исполнению заповеди любви. Кроме того, с горечью приходится признать, что само слово «милость» сегодня исчезло из нашего языка, а вместе с ним и императив милостивого отношения друг ко другу.
Что же в устах Спасителя означает это слово? В славянском переводе Священного Писания слова «милость», «милосердие», «благоутробие» являются эквивалентами слова rahamin, которое является формой множественного числа слова rehem, означающего материнскую утробу. Чтобы донести до сердца народа образ милосердного Бога пророк Исаия находит потрясающий образ. Он говорит о том, что Господь для нас — материнское чрево, в котором человек находит тепло, трепет сострадания и всё, что необходимо для жизни. «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15). Подобным же образом в Библии говорится о любви отца к сыну, о любви брата к братьям. Когда после бесконечно долгих лет изгнания и разлуки Иосиф видит перед собой своего младшего брата, его переполняют чувства, о которых Библия говорит лаконично: «Воспламенилось всё в утробе его, и он готов был заплакать, и вошёл он во внутреннюю комнату и плакал там» (Быт. 43, 30). Вот какие чувства испытывает милосердный Бог к Своему народу, к Иерусалиму и, наконец, ко всему созданному Им (Пс. 144, 9). Итак, из всех добродетелей милосердие — самая Божественная из всех.
Как верить в силу милосердия, живя в мире, где повсюду мы видим зло и страдания? Ведь даже в сообществах, где нет войн, и где люди живут в относительном благополучии, совершаются убийства, насилие, стремительно распространяется наркомания, господствует власть денег и рекламы — всё это образует паутину греха и смерти. В ответ многие люди предпочитают закрыть глаза, замкнуться в своем тихом существовании, другие от возмущения призывают «наказать виновных». Находятся и такие, кто во всём этом безумии обвиняют… Бога: «Если бы Бог существовал, Он не допустил бы этого»!
Итак, вы хотите вырваться из этой паутины, из этого порочного круга безумия, которое неизбежно ведёт к смерти и небытию? Вы не хотите играть по правилам мира сего? Вы правы! Но для того, чтобы разорвать эту паутину, нужно ещё большее безумие! Евангелие возвещает, что только милосердие способно победить ненависть, обезоружить насилие, спасти от греха и смерти. Источником блаженства тут становится сама уверенность во всемогуществе Бога, который желает свободы человека.
Милосердие — самая божественная, самая сверхчеловеческая из всех добродетелей. Это не просто любовь, которую мы испытываем в ответ на доброе к нам отношение. Это любовь, которая всё равно существует несмотря на то, что в данный момент с данным человеком нам плохо и трудно. Легко любить тех, кто любит нас, когда наше сердце преисполнено радостными чувствами. Но Господь призывает Своих учеников к большему: любить даже тогда, когда не остаётся никаких сил любить, любить ненавидящих нас, благословлять злословящих нас. Сын Божий приходит в мир для того, чтобы явить нам эту любовь милосердного Отца, тогда в свой черёд мы сможем стать живыми оазисами Божия милосердия в мире, где царит ненависть и жажда мщения.
А как быть с жаждой справедливости? Вспоминается грозный образ Мессии, о котором возвещает Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Мф. 3, 11‑12). Речь идёт о Мессии, который придёт, чтобы судить зло и установить, наконец‑то, порядок в этом мире. Он отделит доброе зерно от плевел, и Его суд будет ужасен. Но суд Христов состоит в призыве к покаянию и познанию блаженства, которое обретается в умении миловать и прощать. На беспредельность зла в мире единственным возможным для христианина ответом может стать ещё милосердие, которое окажется ещё более беспредельным.
Одно из главных достоинств милосердной любви состоит в том, что она умеет прощать и учит нас прощать. Прощение — это ключ к Царствию Небесному.
Несомненно, вам случалось испытывать чувство обиды за нанесённые оскорбления или несправедливость со стороны ваших ближних, друзей. И вот возникает дилемма: простить или не простить? А если простить, то как? Апостолы, слушая слова Спасителя, понимают, что надо прощать, но Петру кажется, что Господь всё‑таки преувеличивает, и поэтому переспрашивает: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» Этот вопрос задаёт человек, оскорблённый в своих чувствах, и смиренно предлагается цифра: «До семи ли раз?» Но в ответ, как гром среди ясного неба, звучат слова: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». (Мф. 18, 21‑22). Петру нелегко придётся умножать эти семьдесят на семь. Это первое случайное число? Нет, оно отсылает к истории первого братоубийства: «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4, 24). Только безумие любви и прощения способно перевернуть безумие зла и насилия, которое со времен Каина и Авеля нарастает как снежный ком.
Евангелие открывает секрет того, как разомкнуть порочный круг насилия, который сжимается всё сильнее. Ненависть можно сравнить с плотиной, которую люди возводят, чтобы преградить путь потокам Божией любви. Кто строит плотины, хорошо знает, что достаточно только острием иглы проделать в ней отверстие, и вся конструкция оказывается под угрозой крушения, поскольку вода просачивается и постепенно прокладывает себе путь. Каждый человек, живущий по заповедям Христовым, даже самым небольшим проявлением милосердствующей любви проделывает отверстие в стене греха, и тем самым участвует в окончательном освобождении человечества, которое совершает Бог.