Межсоборное присутствие. «Об участии верных в Евхаристии»
В Москве, в храме Христа Спасителя, 29 и 30 января проходил Пленум Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Главным событием было обсуждение документа «Об участии верных в Евхаристии». Документ был одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2–3 февраля 2015 года. В работе Пленума приняли участие клирики Санкт-Петербургской епархии.
Раздел: АКТУАЛЬНО
Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви
Журнал: № 3 (март) 2015Страницы: VIII - IX страницы вставки Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 5 марта 2015
Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых:
— Документ, с одной стороны, формулирует много нового, а с другой, фиксирует практику, которая уже существует в ряде приходов. Важно, что при обсуждении были высказаны, причем с высокой трибуны, вещи очень ценные, которые нигде прежде столь внятно и искренне не проговаривались. Это, в первую очередь, мысль о том, что еженедельное причащение является изначальной нормой Церкви. И если раньше об этом говорилось как о норме утраченной, то сейчас мы видим ее явное возрождение. Из этого же вытекает необязательность исповеди перед каждым Причастием, что, впрочем, допускается с благословения духовника. Тем самым, конечно, исповедь не отменяется, но, наоборот, снимается опасность ее профанации в том случае, если человек, стараясь жить полноценной церковной жизнью, причащается каждую неделю.
Частое причащение также подразумевает поправку в вопросе о дополнительных днях поста перед Причастием. Дополнительный пост имеет смысл, если человек причащается очень редко (например, несколько раз в год). Но для того, кто причащается каждую неделю и соблюдает все предписанные Церковью календарные посты (а в году их в сумме, как известно, больше, чем непостных дней), дополнительные посты излишни. К тому же пост в субботу недопустим согласно канонам.
Замечательно, что сказано и об уместности причащаться без поста во все дни Светлой седмицы и в период между Рождеством Христовым и Богоявлением — в укор распространившейся практике вовсе не причащать в эти святые дни. Ведь ежедневный евхаристический пир на Светлой седмице — это также изначальная церковная норма, и об этом тоже ясно сказано в документе.
Также ценно внятное высказывание о возможности вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Еще недавно некоторые пастыри и архипастыри боялись даже об этом подумать.
«В документе признается наличие разных практик, имеющих одинаковый авторитет Традиции. сказано о недопустимости узурпации права навязывать одну „единственно правильную“ практику. Об этом Святейший Патриарх сказал в своем вступительном слове, причем очень убедительно — всем советую просмотреть видео этого выступления, выложенное на сайте Патриархии».
Протоиерей Александр Пелин, член Общественной палаты РФ, настоятель Сампсониевского собора:
— Участие в Межсоборном Присутствии — уникальный опыт, после которого осталось удивительное ощущение соработничества, совместного делания. Иногда собираешься сказать что-то, а твою мысль высказывает другой человек, священник или мирянин, или даже, подытоживая, Святейший Патриарх. Дух единения был просто потрясающим, я давно такого не испытывал.
Документ «Об участии верных в Евхаристии» учитывает консервативную позицию, которая сильна в Церкви. Церковь вообще по своей сути консервативна, она занимает охранительную позицию, ведь «консервировать» — это и есть сохранять. Важно, чтобы при этом Церковь не превратилась в музей. Для этого нужно понимать, чего мы хотим. Мы хотим привести людей ко Христу? А как это можно сделать, если они не будут участвовать в Евхаристии? Ценность, которой мы обладаем, — церковные Таинства, и Евхаристия — главное из них. Вот об этом нужно говорить, призывать людей участвовать в этом Таинстве, потому что это каждый раз — возобновление обещания будущих благ и жизни с Богом.
Христос пришел «не нарушить Закон, но исполнить», но исполнил Он его в Себе Самом. Заповедь любви превышает все остальные заповеди. Церковь — это место, где любовь господствует, но не потому, что мы такие хорошие — напротив, мы грешные и несовершенные, — а потому, что Бог есть любовь.
«Важный момент, который хотелось бы подчеркнуть, — в документе „Об участии верных в Евхаристии“ определено, что духовник не может отлучать человека от Причастия более чем на год. Если духовник считает, что человек совершил нечто, требующее большего наказания, вопрос рассматривается в церковном суде под председательством правящего архиерея».
— Документ, с одной стороны, формулирует много нового, а с другой, фиксирует практику, которая уже существует в ряде приходов. Важно, что при обсуждении были высказаны, причем с высокой трибуны, вещи очень ценные, которые нигде прежде столь внятно и искренне не проговаривались. Это, в первую очередь, мысль о том, что еженедельное причащение является изначальной нормой Церкви. И если раньше об этом говорилось как о норме утраченной, то сейчас мы видим ее явное возрождение. Из этого же вытекает необязательность исповеди перед каждым Причастием, что, впрочем, допускается с благословения духовника. Тем самым, конечно, исповедь не отменяется, но, наоборот, снимается опасность ее профанации в том случае, если человек, стараясь жить полноценной церковной жизнью, причащается каждую неделю.
Частое причащение также подразумевает поправку в вопросе о дополнительных днях поста перед Причастием. Дополнительный пост имеет смысл, если человек причащается очень редко (например, несколько раз в год). Но для того, кто причащается каждую неделю и соблюдает все предписанные Церковью календарные посты (а в году их в сумме, как известно, больше, чем непостных дней), дополнительные посты излишни. К тому же пост в субботу недопустим согласно канонам.
Замечательно, что сказано и об уместности причащаться без поста во все дни Светлой седмицы и в период между Рождеством Христовым и Богоявлением — в укор распространившейся практике вовсе не причащать в эти святые дни. Ведь ежедневный евхаристический пир на Светлой седмице — это также изначальная церковная норма, и об этом тоже ясно сказано в документе.
Также ценно внятное высказывание о возможности вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Еще недавно некоторые пастыри и архипастыри боялись даже об этом подумать.
«В документе признается наличие разных практик, имеющих одинаковый авторитет Традиции. сказано о недопустимости узурпации права навязывать одну „единственно правильную“ практику. Об этом Святейший Патриарх сказал в своем вступительном слове, причем очень убедительно — всем советую просмотреть видео этого выступления, выложенное на сайте Патриархии».
Протоиерей Александр Пелин, член Общественной палаты РФ, настоятель Сампсониевского собора:
— Участие в Межсоборном Присутствии — уникальный опыт, после которого осталось удивительное ощущение соработничества, совместного делания. Иногда собираешься сказать что-то, а твою мысль высказывает другой человек, священник или мирянин, или даже, подытоживая, Святейший Патриарх. Дух единения был просто потрясающим, я давно такого не испытывал.
Документ «Об участии верных в Евхаристии» учитывает консервативную позицию, которая сильна в Церкви. Церковь вообще по своей сути консервативна, она занимает охранительную позицию, ведь «консервировать» — это и есть сохранять. Важно, чтобы при этом Церковь не превратилась в музей. Для этого нужно понимать, чего мы хотим. Мы хотим привести людей ко Христу? А как это можно сделать, если они не будут участвовать в Евхаристии? Ценность, которой мы обладаем, — церковные Таинства, и Евхаристия — главное из них. Вот об этом нужно говорить, призывать людей участвовать в этом Таинстве, потому что это каждый раз — возобновление обещания будущих благ и жизни с Богом.
Христос пришел «не нарушить Закон, но исполнить», но исполнил Он его в Себе Самом. Заповедь любви превышает все остальные заповеди. Церковь — это место, где любовь господствует, но не потому, что мы такие хорошие — напротив, мы грешные и несовершенные, — а потому, что Бог есть любовь.
«Важный момент, который хотелось бы подчеркнуть, — в документе „Об участии верных в Евхаристии“ определено, что духовник не может отлучать человека от Причастия более чем на год. Если духовник считает, что человек совершил нечто, требующее большего наказания, вопрос рассматривается в церковном суде под председательством правящего архиерея».