Между небом и землей.
Творчество Джованни Баттиста Тьеполо стало последним, завершающим аккордом в искусстве многовекового великолепия итальянской школы живописи. Пройдя путь от Джотто, через расцвет искусства Возрождения в лице Рафаэля или Тициана, итальянская живопись в лице Тьеполо олицетворяет собой искусство барокко. Истинный венецианец и по рождению, и по образованию, этот художник воплотил все достижения искусства своей эпохи, не потеряв при этом живость и свободу. Художественный критик Александр Бенуа назвал Тьеполо «последним олимпийцем» итальянского искусства, после которого идти уже было некуда. После — упадок Венеции и всего итальянского искусства, другая эпоха.
Тьеполо — мастер фресок, гравюр и плафонов, в которых тяготение к иллюзорности и праздничное мировосприятие, присущие искусству барокко, достигли совершенства. Он стал великим фокусником, способным сбить с толку самого искушенного зрителя: мы не можем точно сказать — живопись это или реальность, однако видим, что перед нами разверзается небо, художник будто снимает с домов крышу. Даже на фотографиях его фресок трудно понять, что написано, а что выпукло, имеет объем. Считается, что лучше, чем Тьеполо, облаков не писал никто. Его изображения экспрессивны, художник ярко и точно передает любые характер и ситуацию.
«Но почему-то ни на минуту нельзя поверить, чтобы сам Тьеполо молился так, как молятся его герои. Он понимал прелесть молитвы, но сам не возносил глаза к небесам, которые для него представлялись лишь подходящей сценой для великолепных балетов», — размышлял Александр Бенуа.
В Государственном Эрмитаже хранится несколько шедевров Тьеполо, однако среди них отсутствуют прославленные плафоны мастера. С 27 мая у зрителей появилась редкая возможность увидеть довольно необычную его работу «Страшный суд» — законченный эскиз для росписи потолка церкви.
Скорее всего, роспись по этому эскизу так и не была осуществлена. Точно не известна и датировка картины: считается, что она была создана в период с 1730 по 1747 год. По центру изображения — Христос на облаках, окруженный трубящими ангелами, некоторые из них держат орудия страстей. В нижней правой части композиции — воскресение праведников, слева — грешники и адское пламя. Этот эскиз, хранящий тепло руки мастера, дает представление о важном этапе работы над волшебством иллюзорности барокко. Большие масштабы плафонов требовали тщательных подготовительных работ и точного геометрического расчета. Однако Тьеполо был еще и блестящим графиком, автором великолепных рисунков и офортов. Поэтому этот эскиз можно смело рассматривать и как самостоятельную гравюру, перед которой зритель не витает в воздухе барочного головокружительного вихря. Четкие линии гравюры будто возвращают зрителя с небес на землю, где он соотносится с самим собой — и здесь же предстоит событию Страшного суда.