Место скорбное, место святое
Храм за девять месяцев
— Назначение на этот приход было для меня полной неожиданностью, — рассказывает настоятель протоиерей Роман Ковальский. — Указ я получил 16 января 2017 года. Это было, конечно, почетно, но я понимал, какая сложная задача передо мной стоит.
Храм в этом месте хотели построить давно, была и поддержка городских властей, но некоторые представители общественности возражали, мотивируя свою позицию тем, что среди расстрелянных были люди различных вероисповеданий: на пустоши стоят памятники католикам, протестантам, иудеям, мусульманам, а вдруг представители других конфессий и религий тоже захотят построить храмы? Кроме того, они выражали опасения, что строительные работы потревожат прах здесь упокоенных. Были проведены изыскания, установлены точные границы захоронений. Место было определено. Но городские власти сказали, что в границах мемориального комплекса строительство невозможно. Было принято решение строить храм как можно ближе к входу в мемориальный комплекс.
— Сначала нас «отодвинули» метров за двести, но мы добились, чтобы перенесли поближе, — говорит отец Роман. — Заказали сруб у архангельской строительной компании, с которой мы не первый раз уже работали. Они нам доверяли и приступили к работе без денег, с ними рассчитались уже потом. Параллельно мы строили приходской дом, буквально на народные деньги, потому что никакого особого финансирования у нас не было. Объявляли сбор среди прихожан Спасо-Парголовского храма, обращались и к частным благотворителям. Фундаментные работы благотворительно выполнила компания «Эталон Инвест». 17 июля, на день памяти святых царственных страстотерпцев, была совершена закладка храма, а 1 августа привезли сруб, так что храм вырос в буквальном смысле на глазах. В сентябре уже были завершены кровельные работы и установка куполов. В результате в строительстве храма принимали участие мастера из разных уголков России. Иконы писали иконописцы из Ярославля, иконостас резали резчики из Костромы, сруб рубили в Архангельске, металлическую кровлю делали мастера из Иваново, финансировали строительство благотворители из Санкт-Петербурга и Москвы — так получилось, что храм строили всем миром.
Малое освящение храма Святейший Патриарх Кирилл совершил 12 мая 2018 года. «Эта мечта, эта надежда многих клириков Санкт-Петербурга и моя собственная осуществлена, — сказал Его Святейшество. — Бутово в Москве, Левашово в Санкт-Петербурге — это наши голгофы. И как та Голгофа, на которой Христос был распят, многому научила весь мир, так и наши российские голгофы должны научить нас тому, что вера Христова не может быть истреблена из рода человеческого».
Великое освящение храма совершил митрополит Варсонофий 2 сентября 2018 года.
По официальным данным, с 1937 по 1954 год в Ленинграде было расстреляно около 47 тысяч человек, их тела свозили на Левашовскую пустошь. Среди расстрелянных — около двух тысяч священно- и церковнослужителей. Сейчас девять человек, расстреляных в Ленинграде и захороненых на Левашовской пустоши, причислены к лику святых: преподобномученик Арсений (Дмитриев), cвященномученики Карп Эльб, Емелиан Панасевич, Иоанн Сарв, Николай Кулигин, Николай Покровский, Василий Канделябров, Николай Дворецкий, преподобномученица Иоанникия (Кожевникова).
Постоянная молитва
Местных жителей среди прихожан немного, потому что попасть сюда из поселка довольно сложно.
— Действительно, пешком жителям Левашова добраться до храма сложно, особенно пожилым людям и особенно зимой и весной, — продолжает отец Роман. — Я никогда не рассматривал храм на Левашовском мемориале как «храм поселка Левашово» — это храм всего Санкт-Петербурга. Даже шире — это место почитания новомучеников для всей России.
При храме организовано историческое общество, оно занимается сбором информации о людях, которые там похоронены, общением с родственниками репрессированных. Возглавляет его иерей Виталий Капралов. В годы учебы в СПбДА он был чтецом Спасо-Парголовского храма. Будучи семинаристом, Виталий вел исторические разыскания о новомучениках, которые когда-то тоже в ней учились. Протоиерей Роман Ковальский попросил узнать о настоятеле Спасо-Парголовского храма — отце Стефане Черняеве, который тоже был выпускником СПбДА и похоронен на Левашовском кладбище. С этого момента и началась плодотворная работа исторического общества Левашовского прихода по сбору информации о людях, захороненных в Левашовской пустоши. Отец Роман благословил, и Виталий стал посещать городские архивы, получил доступ в архив ФСБ, ездил и в Москву, на Лубянку.
— Когда немцы подходили к Ленинграду, часть архивов НКВД из города вывезли. Я нахожу дела репрессированных ленинградских священников в разных городах, — поясняет отец Виталий. — Часть документов была уничтожена, бывало, что просто вырывали первую страницу — и нельзя уже понять, чье это дело. Людей, которые здесь покоятся, много, девять только прославленных. Конечно, среди них еще многие достойны прославления, просто пока не удалось собрать достаточно материала. Здесь ощущается концентрация святости. Приснопамятный Патриарх Алексий II так и сказал, что Левашовская пустошь — это большой антиминс. И люди, которые приезжают в паломничества, на экскурсии, чувствуют благодать этого места, хотя с житейской точки зрения это место страшное — сюда привозили тела расстрелянных. Часто, когда у меня есть свободное время, я просто хожу по кладбищу, мысленно разговариваю с этими людьми. Наш приход — центр почитания новомучеников в Санкт-Петербурге, и не только потому, что мы здесь находимся, но и потому, что совершаем им службы. И не только новомученикам, но и всем петербургским святым. Недавно был сформирован Собор святых Санкт-Петербургской митрополии, и мы совершаем богослужения в дни памяти каждого из в нем прославленных. С осени 2023 года, по благословению настоятеля, совершаем Литургию каждый день, и почти на каждый день выпадает память какого-нибудь петербургского святого. Тем самым мы исполняем Божественный и церковный замысел: не просто помним их на словах, но и совершаем Литургию в их память.
Когда отец Виталий стал священнослужителем и клириком храма на Левашовской пустоши, у него появились помощники в поиске новых материалов о новомучениках.
— Историческому обществу, которое создано на нашем приходе по благословению отца Романа, в этом году исполняется пять лет. Мы занимаемся поисками архивных сведений о прославленных и не прославленных священнослужителях, пострадавших в период гонений ХХ века, с 1917‑го до примерно 1954 года. Ребята тратят свободное время на работу в архивах. Мы эти материалы обобщаем, делаем книжечки, небольшие брошюрки. Постоянно публикуем информацию о новомучениках в соцсетях, участвуем в конференциях в СПбДА: студенты делают доклады о наших святых. А если видим, что материалов достаточно и они соответствуют требованиям, чтобы подать на канонизацию, мы оформляем их соответствующим образом и отправляем на рассмотрение в Синодальную комиссию по канонизации. Уже несколько таких материалов отправлено, и, если Богу будет угодно, еще кто-то будет прославлен. Начинали мы с шести святых, сейчас уже девять. Ребятам такая работа нравится, и важно, что они занимаются по собственному желанию, их никто не заставляет. Я провожу здесь экскурсии, езжу в школы и в рамках предмета «История Санкт-Петербурга» рассказываю школьникам об этом месте. Часть старшеклассников, между прочим, вообще не знает, кто такой Сталин. Другая часть на основании материалов из интернета думает, что это был «крутой дядька». Никто не рассказывает им о репрессиях, не приводит цифры. Тех, кто занимается увековечиванием памяти репрессированных, часто упрекают в том, что они, дескать, завышают цифры. Но я работаю с документами, вижу списки. Число расстрелянных в нашем городе — 46 тысяч за 1937–1938 годы, это цифра официальная. Часто от ареста до вынесения смертного приговора проходило 10–20 дней, это противоправно, с какой стороны ни посмотри. В каждом из старых храмов нашего города служил тот или иной священнослужитель, который пострадал в годы гонений. Как бы было хорошо, если бы в этих храмах их почитали! На некоторых приходах это есть, но далеко не везде.
— Место здесь замечательное, — подтверждает клирик храма диакон Андрей Иванов. — С одной стороны, когда человека убивают, это ужасно: в каждом образ Божий; а здесь 47 тысяч убиенных — даже страшно подумать об этом. Ведь здесь в основном лежат люди, которые жили в городе, где и мы живем, ходили по тем же улицам. Возможно, у кого-то среди них даже родственники найдутся. У нас в семье тоже есть репрессированные, но они похоронены не здесь. С другой стороны, многие обрели здесь мученический венец, и даже если имена их нам не известны, они прославлены у Бога. Возможно, люди осознают, что мы присоединяемся к святости Церкви через святых. Важно, что в нашем храме идет постоянная молитва прославленным новомученикам и за упокой души тех, кто еще не прославлен.
— Это место скорби и печали, но оно святое, — дополняет отец Роман. — Здесь лежит множество святых людей! Это наши ходатаи, заступники, молитвенники перед Богом. Все говорят, что когда заходишь в храм, нет ощущения, что он недавно построен. Думаю, что это, конечно, не наша заслуга, а небесных покровителей этого места. Оно наполнено благодатью Божией и молитвами людей, которые Ему не изменили. Люди говорят, что по молитвам к новомученикам их жизнь меняется.
Дела приходские
— Это место для меня как дом, и это не просто красивые слова, — говорит отец Виталий. — Когда я здесь по каким-то причинам долго не бываю, у меня такое ощущение, что давно дома не был. Ну, как в отпуске — отдыхать хорошо, но домой уже хочется. Прихожане за это время стали как родные.
Матушка Кристина Ледовская ведет занятия в воскресной школе. Обычно занятия проходят во время воскресного богослужения: пока родители, дедушки и бабушки молятся на службе, преподаватель разбирает с детьми соответствующий дню евангельский отрывок.
— Не все дети могут сразу четко выразить мысли, которые возникли у них по поводу чтения, — объясняет Кристина. — Но родители рассказывают, что осмысление приходит потом, и часто дети удивляют их глубиной своих высказываний. Как говорил апостол Павел, «вера от слышания» (Рим. 10, 17). Кажется, что ребенок пропустил, плохо понял, а на самом деле всё «работает».
На занятиях присутствуют одновременно дети разного возраста, и к каждому преподаватель стремится найти подход.
— Лёва с Петей самые маленькие, им по шесть лет, ходят с четырех, — рассказывает Кристина. — Некоторые дети тоже ходят с четырех лет, но они сейчас постарше. Половина детей не из церковных семей, родители в храм не ходят, они приходят вместе с бабушками.
Дети с удовольствием участвуют в приходских праздниках.
— Все наши дети очень талантливые, — продолжает Кристина. — Некоторые интересуются поэзией, очень хорошо читают стихи. Многие играют на музыкальных инструментах. В основном на наших праздниках все номера детские. Дуня, одна из первых учениц, очень музыкальная, мы очень любим, когда она поет. А руководит нашей школой замечательный педагог Ирина Константиновна Гусарова.
Конечно, преподаватели воскресной школы рассказывают детям, на каком месте построен храм:
— Иногда мы ходим на пустошь, причем не только в памятные даты. Там много памятников с евангельскими цитатами, и мы размышляем над этими отрывками. С детьми трудно говорить о новомучениках. Главное, мы объясняем, что человек готов идти на страдания добровольно ради Христа.
Все прихожане, с которыми удалось поговорить, рассказывают об особенной благодати этого места и о помощи по молитвам к новомученикам.
Свечница Ирина Сухова здесь с первых дней существования храма.
— Как только пришла, сразу почувствовала благодать. Многие люди говорят: «Как здесь хорошо!» О том, что храм будет построен, узнала в Спасо-Парголовском храме. Сразу появилось желание послужить здесь. Часто приезжают экскурсионные автобусы, туристы заходят, интересуются, и это не обязательно церковные люди. А те, кому довелось побывать на службе, все отмечают, что она очень красивая. Я часто обращаюсь в молитвах к новомученикам, и они помогают. У меня решилось очень много проблем. Часто молюсь перед нашей иконой, не забываю благодарить, чувствую при этом особую радость. Появляются силы дальше нести служение.
Людмила Николаева впервые приехала сюда в 2021 году с мужем Виктором и сыном, который лежал в больнице с онкозаболеванием.
— Больница недалеко от этого места, и мы решили причастить сына, — рассказывает она. — Первая исповедь была у отца Романа. Максим впервые тогда исповедовался и причастился, ему было 11 лет. Он был худенький, почти прозрачный. С тех пор практически каждый выходной мы ездим сюда. Сами живем на Васильевском острове, ходили и в другие храмы, но нигде не чувствовали себя так хорошо, как здесь. Максим здесь окреп, вышел в ремиссию. Отец Виталий пригласил сына в алтарь — сначала просто посидеть на стульчике, потом смотрим — а стульчик не нужен, он стал помогать в алтаре. Теперь каждое воскресенье стремится в храм. Через ребенка и мы пришли в Церковь, теперь не мыслим без этого своей жизни. Это настолько теплое место, мы всем советуем приехать сюда. А главное — это святое место, здесь пострадало столько подвижников за веру!
У Елены Алексеевой Левашовская пустошь связана с историей семьи.
— Дедушка моего супруга, Александр Захарович Голубев, был расстрелян и погребен в Левашовской пустоши. Он жил во Псковской области, ему было 34 года, сотрудники НКВД увезли его в неизвестном направлении. Его супруга в то время была беременна четвертым ребенком. Его арестовали по навету — у него был очень хороший дом, хозяйство и, очевидно, много завистников. Долгие годы о его судьбе ничего не было известно, всё было засекречено. Почти до самой смерти его жена не знала, что с ним случилось, никаких документов ей не давали. Потом, когда всё было рассекречено, моя свекровь и её муж приезжали сюда, когда еще здесь не было храма. Когда я познакомилась с будущим мужем, узнала эту историю. Приезжали сюда практически с самого начала строительства. Когда храм построили, мой супруг почти сразу стал служить здесь алтарником, а я с 2019 года пою в хоре. Мы приезжаем сюда с детьми, участвуем во всех праздниках, дети ходят в воскресную школу. По специальности я иконописец, закончила Санкт-Петербургский институт религиоведения и церковных искусств, а потом МДС, иконописное отделение. По благословению отца Романа я писала самую первую икону святых Левашовских мучеников. Её подарили Патриарху Кириллу на освящение храма.
Мирослава Ямкова стала прихожанкой храма всего два с половиной года назад.
— Живем в Осиновой Роще. Когда Патриарх приезжал, мы были на освящении, но потом как-то было всё не приехать. Но однажды приехали — и остались. Когда вошли в храм, показалось, что он всегда здесь был. Сколько знакомых пришло по нашим советам сюда — и у них были те же ощущения. Очевидно, дело в новомучениках, это — материальное воплощение их молитв. Мои двое сыновей, двенадцати и пятнадцати лет, алтарничают, а я в трапезной подвизаюсь. Один из сыновей как-то долго болел, а потом сказал: «Мама, я соскучился по алтарю». На приходе у нас очень по-семейному, мы много общаемся, устраиваем праздники.
Пение праздничное и будничное
Ольга Егорова закончила пять лет назад регентскую школу в Москве и сразу стала служить регентом праздничного хора.
— Я поступала по рекомендации отца Романа, из Спасо-Парголовского храма. После окончания вернулась на свой приход, и мне было предложено организовать здесь любительский хор. Я стала искать своих друзей. С одной девочкой учились вместе в музыкальной школе, еще двух я знала по Спасо-Парголовскому храму. Вот мы и начали втроем. Потихоньку стали приходить люди, разными путями. Поем мы в основном церковный обиход. А к праздникам выучиваем что-то особенное, тем самым разнообразим свой репертуар.
Супруги Вячеслав и Любовь Аникановы вместе сорок пять лет, работали солистами Ленконцерта: он — певец, она — балерина.
— Наша церковная жизнь началась очень давно, — рассказывает Любовь. — У Вячеслава красивый лирический тенор, при митрополите Антонии (Мельникове) его пригласили в митрополичий хор. Но муж недолго там пел — трудно было совмещать с основной работой. Только в 1990‑е мы опять вернулись в храм и стали серьезно воцерковляться. Двадцать три года мы окормлялись в монастыре на Карповке, потом стали прихожанами Спасо-Парголовского храма.
— Мы познакомились с иереем Анатолием Першиным, настоятелем храма святителя Василия Великого в Осиновой Роще, — вступает в разговор Вячеслав. — Он пригласил меня на передачу, которую ведет на телеканале «Союз», от него я и узнал про храм в Левашово. Мы решили посмотреть на этот храм, посмотрели… и остались.
— Где мы только ни были, мы — бывалые паломники, — продолжает Любовь. — Но когда вошли в храм, было удивительное чувство. Сразу стало хорошо, светло. Я — коренная петербурженка, мы об этом месте слышали, но не знали, где оно находится. Стали ходить сюда, здесь удивительно молиться.
— Как-то после службы отец Роман пригласил нас попить чаю, — говорит Вячеслав. — Мы пришли, стали общаться, рассказали о себе.
— Хотя я и балерина, — говорит Любовь, — у меня тоже был опыт пения: одно время пела в Князь-Владимирском соборе под руководством Михаила Ивановича Ващенко. Мы получили благословение настоятеля на пение в храме. И вот, мы вдвоем с мужем стали… будничным хором.
Маршрут памяти
Клир храма поддерживает связь с СПбДА и с приходами, священники которых часто приезжают в Левашово и привозят группы паломников: с Исаакиевским, Князь-Владимирским, Феодоровским, Андреевским соборами, Скорбященским, Путиловским, великомученика Димитрия Солунского, Спасо-Парголовским и многими другими храмами. Они поминают репрессированных клириков, которые служили на их приходах. Клир и прихожане проводят для них экскурсии по мемориалу, потом гости посещают храм и музей в приходском доме.
Левашовский приход после проведения ежегодных курсов повышения квалификации для учителей основ религиозных культур и светской этики в Выборгском районе организует для слушателей экскурсию в Левашовскую пустошь.
У отца Романа есть планы развития работы по увековечиванию памяти новомучеников.
— Владыка благословил строительство музея с храмом в честь новомучеников Левашовских, — делится настоятель. — Сейчас разрабатывается проект маршрута «Крестный путь», который будет выходить из храма Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, огибать периметр забора вокруг Левашовской пустоши и завершаться в проектируемом храме в честь Левашовских святых. Разрабатываются детали маршрута по пути следования — будут организованы остановки с памятными знаками, посвященными святым Левашовской пустоши, и мемориальными плитами с высеченными на них именами людей, погребенных в этом святом месте.