Мессия наш праведный
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое…»
Раздел: Lingua Sacra
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое…» Православное Предание понимает строки о страдающем рабе (книга пророка Исаии, глава 53) как пророчество о страдании, смерти и воскресении Спасителя. В современном иудаизме, напротив, принято считать, что под словом «раб» подразумевается не Мессия, а израильский народ. Чья точка зрения правильная? Можно ли обосновать христианскую позицию только материалами Священного Писания? А может быть, и сами иудейские богословы, отвергающие исторического Иисуса, не всегда были едины, и в их трудах можно найти доказательства «христианской» точки зрения?
Раб Господа
Пророк Исаия, живший на рубеже VIII–VII веков до н. э., предсказал грядущую мессианскую эру, когда Мессия, потомок Давида, будет править израильтянами. Сама идея Мессии основана на обетовании Бога Давиду: «Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих… Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол его будет тверд вечно» (1 Пар. 17, 11-14). В 11‑й главе пророк Исаия прорицал о Мессии и называл его «ветвью» и «отраслью от корня Иессеева», ссылаясь на то, что Давид был сыном Иессея: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине» (Ис. 11, 1-4). Пророк Исаия вообще часто пишет о «рабах», которые служат Богу. Например, он называет «рабом» Бога себя (Ис. 20, 3), Давида (Ис. 37, 35) и весь израильский народ (Ис. 44, 1). В Ис. 52-53 пророк изображает страдающего человека, но вместо имени употребляет слова «раб» и «отпрыск»: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис. 52, 13), «Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои…» (Ис. 52, 15), «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли» (Ис. 53, 2).
Маймонид, один из известнейших иудейских богословов XII века, считал, что этот раб и есть Мессия. Он указал в послании иудеям Йемена, что Писания называют Мессию «отпрыском» и «ростком», ссылаясь на 6‑ю главу пророка Захарии и 53‑ю пророка Исаии. Он спрашивает читателя: «Как произойдет пришествие Машиаха, и где он явится?» — и отвечает: «… знай, что это не будет тебе известно, пока не сообщат о его пришествии, о том, что он сын имярека из такой-то семьи. Придет муж, прежде никому не известный, и явит знаки и знамения, — именно они суть доказательства подлинности его [высокого] происхождения. Ибо сказал Пресвятой, благословен Он, когда поведал нам об этом: „Вот муж, росток [Давида] — имя его, и сам собой произрастет он, и построит Храм Божий“ (Зах. 6, 12). И сказано у Йешайяу, что когда он явится, отец, мать и семья его будут неизвестны: „И поднимется, как побег, перед ним [Исраэлем], как из корня, [проросшего] в земле иссохшей“» (Ис. 53, 2). Далее Маймонид пишет: «… сказал Йешайяу, говоря о том часе, когда узнают цари земли о пришествии Машиаха: „Закроют цари рты свои, потому что то, о чем не было рассказано им, узрят и то, о чем не слыхали, увидят“» (Ис. 52, 15).
На чем, как мы полагаем, основана логика Маймонида? После слов о том, что цари увидят «то, о чем не слыхали» (Ис. 52, 15), следует описание страдания этого раба. Согласно современному, более распространенному раввиническому мнению, эти цари суть певцы остальной части песни, начинающейся словами «Кто поверил слышанному от нас?». Но в 52‑й главе Исаии говорится: «цари закроют пред Ним уста свои» (Ис. 52, 15). Образ царей с устами, закрытыми перед рабом, не согласуется с образом людей с устами поющими. Ранее, в 52‑й главе, пророк изображал самих израильтян поющими (Ис. 52, 9). И в стихе шестом 53‑й главы поется, что когда раб страдал, «все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу». Подобно этому израильтяне описываются как рассеянное стадо овец (Пс. 43, 12; Иер. 50, 17; Иез. 34 и Зах. 11). Поэтому более вероятно, что в разбираемой нами 53‑й главе не цари поют об Израиле, а израильтяне поют о конкретном человеке.
Кроме того, страдающий раб является Мессией, потому что и «раб», и «муж» — это (буквально) мужчина в единственном числе, как и Мессия. Мидраш Танхума, раввинические комментарии VII–IX веков н. э. проводят параллель между содержанием 53‑й главы книги пророка Исаии и другими отрывками, чтобы показать, что Мессия — один мужчина: «Раввин Нахман говорит: „Слово муж в отрывке Чис. 1, 4: «… по одному человеку [в оригинале — муж], который в роде своем есть главный», относится к Мессии, Сыну Давидову, как написано: «Вот Муж — имя Ему ОТРАСЛЬ» (Зах. 6, 12), как Йонатан толкует: «Вот Муж — Мессия», так и сказано: «Муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53, 3)“».
Если раб — конкретный человек, то он страдает и возвеличивается более других праведников Ветхого Завета: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!» (Ис. 52, 13-14). Мидраш Танхума заключает из этого, что «Он был более возвышен, чем Авраам, более превознесен, чем Моше, выше Архангелов». Следовательно, этот раб не является Авраамом, Давидом, Исаией или другим праведником ветхозаветных времен.
Остаток праведников?
В современном раввинистическом комментарии «Сончино» говорится, что «Раб [в Исаии] — это идеальный Израиль или верный остаток». Иудейский богослов Федор Манов, один из лидеров движения «Германия Мессианская», также полагает, что в 52-53‑й главах речь идет об остатке Израиля, который не преклонил колено перед Ваалом. Он считает, что именно о нем идет речь в стихе: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19, 18).
Однако, согласно 52-53 главам Исаии «остатком» называются те самые певцы, котрые поют песнь о рабе. В 51-52 главах пророк описывает истребление и восстановление Иерусалима. А затем приводит слова Бога, обращенные к оставшимся: «Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим» (Ис. 52, 9). Таким образом, никакого тождества между собой и героем своей песни певцы не устанавливают. Более того, они отличают себя от раба: «мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53, 2).
Прокаженный учитель
Важными характеристиками раба в 53‑й главе Исаии является то, что Его поносят, и то, что он исцеляет болезни народа: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились… Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению…» (Ис. 53, 3-5, 10).
Один из трактатов Талмуда (главный сборник раввинических учений, сформированный между II и V веками) — Санхедрин 98 б — обсуждает разные именования Мессии: «Как его (Мессии) имя? В школе р. Шелы говорили: его имя Шило, как сказано: „покуда не придет Шило [примиритель?]“ (Быт. 49, 10). В школе р. Янная говорили: его имя Йиннон, как сказано: „Будет имя его вовек, доколе пребывает солнце, имя его Йиннон [пребудет]“ (Пс. 71, 17). В школе р. Ханины говорили: имя его Ханина, как сказано: „ибо Я не дам вам Ханина [милости]“. Есть также и такие, которые говорят, что имя его Менахем сын Хизкийи, как сказано: „ибо далек от меня утешитель, который оживит душу мою“ (Пл. Иер. 1, 16). Многие рабби говорят: его имя — „прокаженный учитель“, как сказано: „Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом“ (Ис. 53, 4)…» (Санх. 98 б).
Здесь речь идет не столько об имени Мессии, сколько о его свойствах. Относя слова о болезни раба к Мессии (Ис. 53, 4), древние раввины (далеко не все, но многие) предполагают, что определяющими качествами Мессии являются Его крайне низкий социальный статус вкупе со способностью исцелять и учить. Талмудический трактат Санхедрин 98 а записывает историю о том, что Равви Иехошуа бен-Леви придет к Мессии, а Мессия «сидит среди нищих, пораженных болезнями и ранами. И все они снимают повязки со всех своих ран одновременно и перевязывают все их заново; он же снимает одну повязку, перевязывает рану и возвращает повязку на место, затем снимает следующую и т. д. по отдельности — ибо, если призовут его, он не должен задерживаться» (Санх. 98 а).
Многие современные раввины не согласны с тем, что столь важная книга как Талмуд относит слова 53‑й главы книги Исаии к Мессии. Раввин Товия Сингер, глава организации «Расширяющий Иудаизм», считает, что, согласно Талмуду, соответствующие слова относятся к праведникам вообще. В доказательство он ссылается на талмудский трактат Берахот 5 а, где написано: «Рава сказал во имя Рав Сахорах, который это сказал в имя Рав Хуна: любой, которого Пресвятой желает, Он подавляет скорбями, как сказано: „тот, который Хашем желает Он подавил болезнью (Ис. 53, 10)“». Из этих слов можно заключить что или (А) Рава считает 53-ю главу Исаии текстом о праведниках; или (Б) Рава считает соответствующую главу мессианским текстом и делает из него обобщение о праведниках вообще. То есть текст можно толковать двояко и, следовательно, Берахот 5 а нельзя использовать в качестве доказательства. В Санхедрин 98 а мнения разных раввинов излагаются со всей определенностью. Контекст разговора раввинов в Санхедрине 98 а показывает, что раввины считают 53‑ю главу Исаии мессианской. В беседе иудейских мудрецов 4‑й стих этой главы рассматривается наряду с другими стихами, очевидным образом относящимися к Мессии (Быт. 49, 10; Иер. 30, 9; Иез. 37, 25), со стихами, в которых говорится о вожде, приступающем к Богу после искупления Израиля (Иер. 30, 21), или даже о Самом Боге (Пс. 71, 17, Иер. 16, 13; Плач. Иер. 1, 16). То есть окружающие четвертый стих стихи, обсуждаемые раввинами, относятся к Мессии или Богу. То есть — из данного обсуждения можно заключить не только то, что в Ис. 53, 4 говорится о Мессии, но и то, что в раннем иудаизме присутствовало учение о его божественности.
Христианство, как мы знаем, тоже относит слова Исаии об исцеляющем рабе ко Христу (Мф. 8, 17). Однако Иисус пострадал не от болезни, в отличие от страдающего раба. Новый Завет не говорит о том, чтобы Он заболел в буквальном смысле этого слова. Кажущееся противоречие снимается тем, что в Ветхом Завете makiub («болезнь») может означать и страдание в широком смысле. Например, вот как изображает бедствие Иудеи пророк Исаия в первой главе: «Видение Исаии… о Иудее… Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня… Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны…» (Ис. 1, 1, 2, 5, 6). Иеремия также сравнивает потери от языческого вторжения с болезнью: «Горе мне в моем сокрушении; мучительна рана моя, но я говорю: „подлинно, это моя скорбь [буквально: «болезнь»], и я буду нести ее… дети мои ушли от меня, и нет их“» (Иер. 10, 19–20). Он приравнивает к болезни истребление мечом: «тяжкими смертями [буквально «болезнями»] умрут они… мечом и голодом будут истреблены» (Иер. 16, 4). Следовательно, под болезнью раба можно понимать то, что он стал жертвой насилия, а не перенес какую-либо вирусную инфекцию. На это же намекают и следующие слова: «От уз и суда Он был взят; …Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь… Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» (Ис. 53, 8). Поражение раба было именно судом и казнью, также как и страсти Господа.
Смерть и Воскресение
Исаия в своей 53‑й главе изображает смерть раба. Это подтверждают выражения «веден был Он на заклание… Он отторгнут от земли живых» (Ис. 53, 7-8), а также следующие слова: «Ему назначали гроб со злодеями» (Ис. 53, 9). Слова «душа Его принесет жертву умилостивления» (Ис. 53, 10) напоминает о храмовых жертвоприношениях. И у Исаии то, что он «предал [буквально: излил] душу Свою на смерть» (Ис. 53, 12) напоминает об излиянии крови жертв, потому что «душа тела в крови» (Лев. 17, 11).
Но Исаия предсказывает в 53‑й главе и воскресение раба. Вопреки тому, что Он умер, Он (согласно буквальному переводу) «узрит потомство и продлит его дни» (Ис. 53, 10), и Бог даст «Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» (Ис. 53, 12). Если речь идет о физических благах, то Он и воскреснет физически, чтобы их получить. Кроме того, в отличие от русского Синодального перевода Ветхого Завета, который основан на средневековных раввинических масоретских рукописях, Септуагинта и Свитки Мертвого моря дают следующий вариант: «Он увидит свет с довольством». Это важно, потому что «свет» является синонимом жизни (см. Пс. 48, 20-21; 55, 14, Ис. 9, 2).
Махзор (раввинический молитвенник на День Очищения) включает в себя молитву VI–X веков н. э. (более точно датировать данный текст пока не удается), называющуюся «Мусаф», что означает «дополнительная молитва». Мусаф относит слова «понес наши болезни… ранами Его мы исцелимся» к Мессии. Мусаф говорит, что Он ушел от народа, но Господь создаст Его заново. Что такое создание человека заново, как не воскресение?!
Мессия наш Праведный покинул нас: нас охватил ужас, нет никого, кто мог бы оправдать нас.
Он изъязвлен был за грехи наши и наши преступления, он был мучим за беззакония наши.
Он понес наши грехи на себе, чтобы мы могли найти оправдание за наши беззакония.
Ранами его мы исцелимся, когда Вечный воссоздаст Его (Мессию) как новое творение.
О, вознеси Его от круга земли, подними Его из земли Сеир, чтобы собрать нас на горе Ливии во второй раз по воле Инон.
Хал Смит
иллюстрация: Олеся Гонсеровская