Мария Гатчинская: Аспекты святости
Чудо в болезни
Лидия Лелянова — таково мирское имя матери Марии — родилась 11 февраля (ст. ст.) 1874 года в семье петербургского купца второй гильдии. Семья была благополучна, но её не миновали скорби. Из девяти детей выжили только четверо, сыновья прожили недолго: Александр умер в 1912 году, Владимир в 1927-м. Лидия — преподобномученица Мария — скончалась в тюрьме в 1932 году. Долгую жизнь прожила лишь Юлия, прошедшая тюрьмы и лагеря и умершая в 1959 году.
Судьба Лидии с житейской точки зрения сложилась печально: в юности она переболела энцефалитом, который развился в болезнь Паркинсона. Девушка постепенно лишалась способности двигаться. Семья по советам врачей переехала из Петербурга в Гатчину, которая тогда считалась курортным местом. В 1909 году сестры, мать и брат переехали в Гатчину, в дом № 41 по улице Багговутовской (ныне ул. К. Маркса), неподалеку от Гатчинского Павловского собора. Но болезнь Лидии продолжала развиваться, и с 1912 года она уже не вставала.
Тело Лидии постепенно ссыхалось, но при этом лицо было благообразным и светлым. Главное же чудо состояло в том, что хотя болезнь Паркинсона обычно влияет на рассудок (человек постепенно всё забывает и разучивается говорить), Лидия не деградировала психически — она была кроткой, смиренной и сохраняла ясность сознания. Более того, постепенно люди стали к ней стали обращаться за духовной помощью. Её сестра Юлия свидетельствовала, что поначалу приходили родственники и знакомые, а потом слава о необычной больной всё ширилась, и приходило всё больше и больше людей. Все они получали совет и утешение — современники называли Лидию «радостотворной страдалицей».
Принимать людей она стала по благословению своего духовника протоиерея Иоанна Смолина (1866 или 1867–1927), служившего на Покровском подворье Пятогорского женского монастыря (ныне Покровский собор Гатчины).
С 1921 года вокруг Лидии Леляновой образовалась группа девушек, получившая название «Иоанновский кружок» в честь праведного Иоанна Кронштадтского.
— К ней шли люди всех сословий с различными бедами: спрашивали, что делать, если бросил муж, надо ли покупать корову вместо падшей, — рассказывает историк и агиограф Виктор Васильев. — Откуда она могла знать ответы на самые разные вопросы? Жизненного опыта у нее не было, ведь с юности она была прикована к постели. Только Дух Святой ей мог это рассказать. К ней ездили не только простые люди, но даже митрополиты: Вениамин (Казанский), Иосиф (Петровых), архиепископ Димитрий (Любимов). Им важно было общение с ней, лежачим инвалидом…
Многие из посетителей Лидии Леляновой примут вскоре мученическую кончину, как, например, священномученик митрополит Вениамин Петроградский, который благословил её на монашеский постриг и оставил позже свою фотографию с дарственной надписью: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного».
В 1922 году архимандрит Александро-Невской лавры Макарий (Воскресенский) на подворье Пятогорского Богородицкого женского монастыря по благословению митрополита Вениамина совершил монашеский постриг Лидии Леляновой с наречением имени Мария в честь преподобной Марии Египетской. Она находилась в общении с руководителями Александро-Невского братства архимандритами Гурием и Львом (Егоровыми).
Важно, что мать Мария старалась давать советы таким образом, чтобы они не расходились с рекомендациями духовников людей, которые к ней приходили. Она не приняла декларацию митрополита Сергия, примкнула к иосифлянскому движению и неоднократно подчеркивала, что молиться за советскую власть абсурдно, потому что безбожной власти это не нужно; молиться можно только за тех, кто нуждается в молитве.
После смерти протоиерея Иоанна Смолина духовником матери Марии стал протоиерей Пётр Белавский (1892–1983). Сохранилось её письмо к нему, отправленное в Соловки (за мать Марию под диктовку писала её сестра Юлия). Она пишет о своих физических страданиях: «Здоровье сильно ухудшилось; чувствуется болезненность во всём, стала недотрога», — любое движение или прикосновение причиняли ей боль.
Уже тогда, в двадцатые годы прошлого столетия, её именовали не иначе, как «святая мать Мария», настолько очевидными были её духовные дарования и чудеса, являемые по её молитвам. Люди, впервые посещавшие Гатчину, спрашивали у прохожих на улице: «Где живет святая Мария?», и им указывали дорогу.
Страдание за Христа
В ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Ленинграде начались массовые аресты монашествующих, закрывались монастыри, уничтожались последние монашеские общины — это была акция по «изъятию монашек и монахов», которую ОГПУ проводило по всей стране. Общее количество арестованных в эту ночь в Ленинграде составляло около 500 человек. Преподобномученица была арестована на день позже, 19 февраля. Сотрудники органов хотели сделать из нее «главу контрреволюционного заговора». Её привезли на грузовике из Гатчины в Ленинград и предъявили стандартное обвинение по ст. 58–10: «Участвует в нелегальных сборищах, где читается Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую агитацию». Сыграло свою роль, конечно, и непризнание ею декларации митрополита Сергия.
По свидетельствам современников, мать Марию, которой малейшее прикосновение причиняло боль, чекисты сдернули с постели и волокли до грузовика по лестнице и по земле за вывернутые руки, потом её раскачали и бросили в грузовик. Вместе с нею арестовали и её сестру Юлию. Передачи, которые приносили матери Марии, принимали какое-то время, затем кратко сообщили: «Умерла в госпитале».
Свидетели, допрошенные следователями ОГПУ, единодушно показали, что в Гатчине и окрестностях монахиню Марию все считают святым человеком, наделенным от Бога даром прозорливости. Сама мать Мария на допросе подтвердила свои религиозные убеждения и непринятие декларации митрополита Сергия. На вопрос следователя о том, кто приходил к ней, мать Мария отвечала: «Народ меня посещал, но не в большом количестве. Приходили за советами по разным вопросам». Имен тех, кто приходил, мать Мария не назвала, кроме имен нескольких священнослужителей, которые были и так хорошо известны органам и к тому времени отправлены в ссылку.
22 марта 1932 года выездная сессия коллегии ОГПУ приговорила монахиню Марию к лишению «права проживания в Московской, Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском округе, Северо-Кавказском крае, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничных округах сроком на три года… с прикреплением к избранному месту жительства». Но в ссылку она не поехала.
Неподвижную мать Марию привезли в больницу на Фонтанке, которая тогда называлась больницей имени 25 Октября (сейчас ей возвращено историческое название Александровская). Главным врачом было подписано медицинское заключение, в нем говорилось, что мать Мария страдает «ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость и болезнь её в данном состоянии неизлечима». Здесь же было отмечено, что больная нуждается в постоянном уходе не менее двух человек и что желателен перевод её в гражданскую больницу. Разумеется, это не было исполнено. В больнице за ней не было должного ухода.
— В справке о смерти много диагнозов, — говорит Виктор Васильев. — Самое существенное, по моему мнению, — пролежни и сепсис. Отсутствие ухода привело к тому, что у неё возникло заражение крови, так что умирала святая мучительно. Смерть могла наступить к тому же просто от голода: ей требовалось особое питание, которое вводили через специальный рожок, в больнице этим было некому заниматься. Умерла мать Мария на день своего ангела — память преподобной Марии Египетской. Тело было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки. Она была погребена на Смоленском кладбище.
Помощь святой
В 1981 году прозорливая страдалица была причислена Русской Зарубежной Церковью к лику святых новомучеников и исповедников Российских как новопреподобномученица Мария Гатчинская. 17 июля 2006 года канонизирована Русской Православной Церковью, включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии. А работу по подготовке канонизации, сбору материалов, написанию жития и гимнографических текстов провело Гатчинское благочиние (благочинный митрофорный протоиерей Владимир Феер).
26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище и помещены в Гатчинском Павловском соборе.
— Когда обретали мощи, не было особой огласки, потому что у нас не было уверенности, что мы мощи обретем, — вспоминает Виктор Васильев. — Патологоанатомы изучили справку, которую составил в 1932 году главный врач, в ней было написано, что у матери Марии был остеопороз. Поэтому специалисты сомневались, что мы что-то найдем: за столько лет могло ничего не остаться. Но мощи оказались сохранны. Погода тогда была пасмурная, прихожане Смоленского храма стояли на коленях, молились. К тому времени были написаны акафист, тропарь и кондак. Когда подняли известняковую плиту, нашли трехкопеечную монетку 1932 года. Метра полтора копали, открылась крышка гроба. Когда открыли её, сверху был полукруглый выступ — это оказалась честная глава матери Марии. Патологоанатомы говорили: «Если бы мы не увидели, никогда бы не поверили». Останки цвета темного янтаря, сохранились пальцы, суставы не распались. Стала прибывать вода. Спустились в могилу клирик Гатчинской епархии протоиерей Владимир Седов и настоятельница Новодевичьего монастыря матушка София. Они перекладывали в новый гроб святые мощи и всё, что удалось обрести. Были найдены монашеский пояс, параманный крест, погребальная свеча. Мать Мария лежала в монашеской мантии, с монашеским поясом, в руках были четки, от которых остался перламутровый крестик, на груди — металлический крест. В Павловском соборе есть витрина, где все эти вещи хранятся. Мы подняли мощи, составили протокол и после этого перенесли в Новодевичий монастырь. Позже я обнаружил метрику Лидии Леляновой, в ней написано, что она была крещена в Новодевичьем монастыре — мы об этом не знали, но вот как получилось промыслительно. А в Гатчину мощи матери Марии привезли в день памяти её духовного отца протоиерея Петра Белавского. Документов о жизни святой почти не осталось, но я сейчас дописываю книгу по новым обнаруженным данным.
Есть немало современных случаев исцелений, помощи по молитвам к святой в различных обстоятельствах.
— Свидетельства о чудесах мы не собираем специально, мы не хотим никакого пиара, но то, что нам рассказывают, сберегаем, — говорит Виктор Васильев. — Сейчас паломники идут в маленький храм Марии Гатчинской, где находятся мощи. С каждым годом всё больше народу приезжает, чтобы у них помолиться. Её известность растет: в прошлом году я ездил в Сербию с лекциями о ней, в этом году была международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения святой, в которой участвовали монахини из Сербии. Мать Мария очень популярна в Сербии, оттуда приходит множество писем с просьбой помолиться у мощей. Частицы мощей хранятся в разных странах, даже в Австралии. Мать Мария — двойная мученица: не только спасалась терпением скорбей, но и умерла за Христа.
Виктор Васильев рассказал о нескольких случаях помощи святой в скорбях и болезнях. Так, в храм пришла женщина, дочь которой упала с лошади и повредила позвоночник. Она не вставала с постели. Мать стала просить всех молиться святой Марии Гатчинской. После этого дочь пошла на поправку, у неё есть еще проблемы со здоровьем, но она ходит.
А однажды в Павловский собор пришло письмо. Прочитав его, Виктор Васильев перезвонил по указанному в письме номеру в Москву. Ему ответила женщина, у сына которой в 16 лет диагностировали болезнь Паркинсона. Они стали молиться преподобной Марии Гатчинской, и болезнь перестала развиваться. Это свидетельство производит особенное впечатление, поскольку сама мать Мария страдала этим же недугом, причем заболела тоже в 16 лет. Виктор Васильев спросил у этой женщины: «Как вы можете оценить то, что произошло?», и та ответила: «Это явное чудо Божие».
Фотографии предоставлены Виктором Васильевым