Мария Гатчинская: Аспекты святости

Среди сонма новомучеников и исповедников нашей Церкви в ХХ веке преподобномученица Мария Гатчинская занимает особое место. Необычна её судьба, уникален её подвиг. Без всякого преувеличения можно сказать, что Господь явил на этом человеке Свою благодать. Принято говорить, что среди православного народа почитание новомучеников «не сложилось», но к святой Марии Гатчинской это не относится: и первоначальное место её захоронения на Смоленском кладбище, и Гатчина, где ныне пребывают её мощи (пока в Павловском соборе продолжается реставрация, мощи находятся в храме, освященном в честь преподобномученицы), — места паломничества не только петербуржцев, но и людей из других городов и даже стран.
Раздел: ПОДРОБНО
Мария Гатчинская:  Аспекты святости
Журнал: № 10 (октябрь) 2024Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 5 октября 2024


Чудо в болезни

Лидия Лелянова — таково мирское имя матери Марии — родилась 11 февраля (ст. ст.) 1874 года в семье петербургского купца второй гильдии. Семья была благополучна, но её не миновали скорби. Из девяти детей выжили только четверо, сыновья прожили недолго: Александр умер в 1912 году, Владимир в 1927-м. Лидия — преподобномученица Мария — скончалась в тюрьме в 1932 году. Долгую жизнь прожила лишь Юлия, прошедшая тюрьмы и лагеря и умершая в 1959 году.
Судьба Лидии с житейской точки зрения сложилась печально: в юности она переболела энцефалитом, который развился в болезнь Паркинсона. Девушка постепенно лишалась способности двигаться. Семья по советам врачей переехала из Петербурга в Гатчину, которая тогда считалась курортным местом. В 1909 году сестры, мать и брат переехали в Гатчину, в дом № 41 по улице Багговутовской (ныне ул. К. Маркса), неподалеку от Гатчинского Павловского собора. Но болезнь Лидии продолжала развиваться, и с 1912 года она уже не вставала. 


Угол улиц Соборной и Багговутовской в начале ХХ века. Справа виден дом святой
Угол улиц Соборной и Багговутовской в начале ХХ века. Справа виден дом святой

Тело Лидии постепенно ссыхалось, но при этом лицо было благообразным и светлым. Главное же чудо состояло в том, что хотя болезнь Паркинсона обычно влияет на рассудок (человек постепенно всё забывает и разучивается говорить), Лидия не деградировала психически — она была кроткой, смиренной и сохраняла ясность сознания. Более того, постепенно люди стали к ней стали обращаться за духовной помощью. Её сестра Юлия свидетельствовала, что поначалу приходили родственники и знакомые, а потом слава о необычной больной всё ширилась, и приходило всё больше и больше людей. Все они получали совет и утешение — современники называли Лидию «радостотворной страдалицей».

Матушка в своей келье. Около 1928 года
Матушка в своей келье. Около 1928 года

Принимать людей она стала по благословению своего духовника протоиерея Иоанна Смолина (1866 или 1867–1927), служившего на Покровском подворье Пятогорского женского монастыря (ныне Покровский собор Гатчины).
С 1921 года вокруг Лидии Леляновой образовалась группа девушек, получившая название «Иоанновский кружок» в честь праведного Иоанна Кронштадтского.

— К ней шли люди всех сословий с различными бедами: спрашивали, что делать, если бросил муж, надо ли покупать корову вместо падшей, — рассказывает историк и агиограф Виктор Васильев. — Откуда она могла знать ответы на самые разные вопросы? Жизненного опыта у нее не было, ведь с юности она была прикована к постели. Только Дух Святой ей мог это рассказать. К ней ездили не только простые люди, но даже митрополиты: Вениамин (Казанский), Иосиф (Петровых), архиепископ Димитрий (Любимов). Им важно было общение с ней, лежачим инвалидом…

Историк Виктор Васильев
Историк Виктор Васильев

Многие из посетителей Лидии Леляновой примут вскоре мученическую кончину, как, например, священномученик митрополит Вениамин Петроградский, который благословил её на монашеский постриг и оставил позже свою фотографию с дарственной надписью: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного».
В 1922 году архимандрит Александро-Невской лавры Макарий (Воскресенский) на подворье Пятогорского Богородицкого женского монастыря по благословению митрополита Вениамина совершил монашеский постриг Лидии Леляновой с наречением имени Мария в честь преподобной Марии Египетской. Она находилась в общении с руководителями Александро-Невского братства архимандритами Гурием и Львом (Егоровыми).
Важно, что мать Мария старалась давать советы таким образом, чтобы они не расходились с рекомендациями духовников людей, которые к ней приходили. Она не приняла декларацию митрополита Сергия, примкнула к иосифлянскому движению и неоднократно подчеркивала, что молиться за советскую власть абсурдно, потому что безбожной власти это не нужно; молиться можно только за тех, кто нуждается в молитве.

Протоиерей Петр Белавский. 1925 год
Протоиерей Петр Белавский. 1925 год

После смерти протоиерея Иоанна Смолина духовником матери Марии стал протоиерей Пётр Белавский (1892–1983). Сохранилось её письмо к нему, отправленное в Соловки (за мать Марию под диктовку писала её сестра Юлия). Она пишет о своих физических страданиях: «Здоровье сильно ухудшилось; чувствуется болезненность во всём, стала недотрога», — любое движение или прикосновение причиняли ей боль.
Уже тогда, в двадцатые годы прошлого столетия, её именовали не иначе, как «святая мать Мария», настолько очевидными были её духовные дарования и чудеса, являемые по её молитвам. Люди, впервые посещавшие Гатчину, спрашивали у прохожих на улице: «Где живет святая Мария?», и им указывали дорогу.

Страдание за Христа

В ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Ленинграде начались массовые аресты монашествующих, закрывались монастыри, уничтожались последние монашеские общины — это была акция по «изъятию монашек и монахов», которую ОГПУ проводило по всей стране. Общее количество арестованных в эту ночь в Ленинграде составляло около 500 человек. Преподобномученица была арестована на день позже, 19 февраля. Сотрудники органов хотели сделать из нее «главу контрреволюционного заговора». Её привезли на грузовике из Гатчины в Ленинград и предъявили стандартное обвинение по ст. 58–10: «Участвует в нелегальных сборищах, где читается Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую агитацию». Сыграло свою роль, конечно, и непризнание ею декларации митрополита Сергия.
По свидетельствам современников, мать Марию, которой малейшее прикосновение причиняло боль, чекисты сдернули с постели и волокли до грузовика по лестнице и по земле за вывернутые руки, потом её раскачали и бросили в грузовик. Вместе с нею арестовали и её сестру Юлию. Передачи, которые приносили матери Марии, принимали какое-то время, затем кратко сообщили: «Умерла в госпитале».


Морг больницы 25 Октября (Александровской), в которой скончалась матушка
Морг больницы 25 Октября (Александровской), в которой скончалась матушка


Свидетели, допрошенные следователями ОГПУ, единодушно показали, что в Гатчине и окрестностях монахиню Марию все считают святым человеком, наделенным от Бога даром прозорливости. Сама мать Мария на допросе подтвердила свои религиозные убеждения и непринятие декларации митрополита Сергия. На вопрос следователя о том, кто приходил к ней, мать Мария отвечала: «Народ меня посещал, но не в большом количестве. Приходили за советами по разным вопросам». Имен тех, кто приходил, мать Мария не назвала, кроме имен нескольких священнослужителей, которые были и так хорошо известны органам и к тому времени отправлены в ссылку.

Протокол допроса 1932 года
Протокол допроса 1932 года

22 марта 1932 года выездная сессия коллегии ОГПУ приговорила монахиню Марию к лишению «права проживания в Московской, Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском округе, Северо-Кавказском крае, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничных округах сроком на три года… с прикреплением к избранному месту жительства». Но в ссылку она не поехала.
Неподвижную мать Марию привезли в больницу на Фонтанке, которая тогда называлась больницей имени 25 Октября (сейчас ей возвращено историческое название Александровская). Главным врачом было подписано медицинское заключение, в нем говорилось, что мать Мария страдает «ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость и болезнь её в данном состоянии неизлечима». Здесь же было отмечено, что больная нуждается в постоянном уходе не менее двух человек и что желателен перевод её в гражданскую больницу. Разумеется, это не было исполнено. В больнице за ней не было должного ухода.

— В справке о смерти много диагнозов, — говорит Виктор Васильев. — Самое существенное, по моему мнению, — пролежни и сепсис. Отсутствие ухода привело к тому, что у неё возникло заражение крови, так что умирала святая мучительно. Смерть могла наступить к тому же просто от голода: ей требовалось особое питание, которое вводили через специальный рожок, в больнице этим было некому заниматься. Умерла мать Мария на день своего ангела — память преподобной Марии Египетской. Тело было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки. Она была погребена на Смоленском кладбище.

Помощь святой

В 1981 году прозорливая страдалица была причислена Русской Зарубежной Церковью к лику святых новомучеников и исповедников Российских как новопреподобномученица Мария Гатчинская. 17 июля 2006 года канонизирована Русской Православной Церковью, включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии. А работу по подготовке канонизации, сбору материалов, написанию жития и гимнографических текстов провело Гатчинское благочиние (благочинный митрофорный протоиерей Владимир Феер).
26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище и помещены в Гатчинском Павловском соборе.


Обретение мощей. 26 марта 2007 года
Обретение мощей. 26 марта 2007 года


— Когда обретали мощи, не было особой огласки, потому что у нас не было уверенности, что мы мощи обретем, — вспоминает Виктор Васильев. — Патологоанатомы изучили справку, которую составил в 1932 году главный врач, в ней было написано, что у матери Марии был остеопороз. Поэтому специалисты сомневались, что мы что-то найдем: за столько лет могло ничего не остаться. Но мощи оказались сохранны. Погода тогда была пасмурная, прихожане Смоленского храма стояли на коленях, молились. К тому времени были написаны акафист, тропарь и кондак. Когда подняли известняковую плиту, нашли трехкопеечную монетку 1932 года. Метра полтора копали, открылась крышка гроба. Когда открыли её, сверху был полукруглый выступ — это оказалась честная глава матери Марии. Патологоанатомы говорили: «Если бы мы не увидели, никогда бы не поверили». Останки цвета темного янтаря, сохранились пальцы, суставы не распались. Стала прибывать вода. Спустились в могилу клирик Гатчинской епархии протоиерей Владимир Седов и настоятельница Новодевичьего монастыря матушка София. Они перекладывали в новый гроб святые мощи и всё, что удалось обрести. Были найдены монашеский пояс, параманный крест, погребальная свеча. Мать Мария лежала в монашеской мантии, с монашеским поясом, в руках были четки, от которых остался перламутровый крестик, на груди — металлический крест. В Павловском соборе есть витрина, где все эти вещи хранятся. Мы подняли мощи, составили протокол и после этого перенесли в Новодевичий монастырь. Позже я обнаружил метрику Лидии Леляновой, в ней написано, что она была крещена в Новодевичьем монастыре — мы об этом не знали, но вот как получилось промыслительно. А в Гатчину мощи матери Марии привезли в день памяти её духовного отца протоиерея Петра Белавского. Документов о жизни святой почти не осталось, но я сейчас дописываю книгу по новым обнаруженным данным.


Перенесение мощей. 26 марта 2007 года
Перенесение мощей. 26 марта 2007 года


Есть немало современных случаев исцелений, помощи по молитвам к святой в различных обстоятельствах.

— Свидетельства о чудесах мы не собираем специально, мы не хотим никакого пиара, но то, что нам рассказывают, сберегаем, — говорит Виктор Васильев. — Сейчас паломники идут в маленький храм Марии Гатчинской, где находятся мощи. С каждым годом всё больше народу приезжает, чтобы у них помолиться. Её известность растет: в прошлом году я ездил в Сербию с лекциями о ней, в этом году была международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения святой, в которой участвовали монахини из Сербии. Мать Мария очень популярна в Сербии, оттуда приходит множество писем с просьбой помолиться у мощей. Частицы мощей хранятся в разных странах, даже в Австралии. Мать Мария — двойная мученица: не только спасалась терпением скорбей, но и умерла за Христа.
Виктор Васильев рассказал о нескольких случаях помощи святой в скорбях и болезнях. Так, в храм пришла женщина, дочь которой упала с лошади и повредила позвоночник. Она не вставала с постели. Мать стала просить всех молиться святой Марии Гатчинской. После этого дочь пошла на поправку, у неё есть еще проблемы со здоровьем, но она ходит.
А однажды в Павловский собор пришло письмо. Прочитав его, Виктор Васильев перезвонил по указанному в письме номеру в Москву. Ему ответила женщина, у сына которой в 16 лет диагностировали болезнь Паркинсона. Они стали молиться преподобной Марии Гатчинской, и болезнь перестала развиваться. Это свидетельство производит особенное впечатление, поскольку сама мать Мария страдала этим же недугом, причем заболела тоже в 16 лет. Виктор Васильев спросил у этой женщины: «Как вы можете оценить то, что произошло?», и та ответила: «Это явное чудо Божие». 

Фотографии предоставлены Виктором Васильевым


Рака с мощами в Павловском соборе
Рака с мощами в Павловском соборе


Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"