Люди вокруг иконы
У МОНАСТЫРСКИХ СТЕН
В Тихвине, у пронизывающей город автомагистрали Новая Ладога – Вологда скучают парадные ворота обители и внешняя стена монастыря. Стена монастырю не принадлежит, и потому в ней «свили гнезда» кафешки, городская баня, какие-то мелкие лавочки. За этой первой преградой — еще большее пространство, покрытое ранней весной водами паводка, в мае — золотом одуванчиков, бывшее во время войны немецким воинским кладбищем, а всего пару лет назад — городским стадионом.
Входящего встречают запахи. Сначала торговые: под надвратной церковью Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко» находятся монастырская аптека и сувенирная лавка; а потом — запах монастырского хлеба. Между хлебным ларьком и «хлебной мастерской» курсирует пекарь Дмитрий Галаган:
— Каждому человеку свой хлеб нужен: одному — прожаренный, с хрустящей корочкой, другому — наоборот. Но я никому угождать не собираюсь: как мне сказали, так я и делаю. Вот, владыка Мстислав попросил больше соли класть. А так хлеб буквально сметают — целыми лотками. В обычный день я в семь утра встаю, чтобы к десяти хлеб был в киоске, а в сложный (это летом, когда паломников много) — в четыре часа. Но всё равно на всех не хватает.
Если вы трудник и приехали надолго, то сворачивайте налево. Там гостиница: железнодорожный вагон и два домика. Если голодны — поворачивайте направо, к монастырской чайной. К ней прижалась просфорная, место, где создается иная пища — материальная основа для главного христианского Таинства. В просфорной командует Александр Совинов:
— Бывает, что просфоры штампуют, но, по-моему, хорошо получается, только если просфора изготовлена вручную. И еще просфорами лучше заниматься послушнику, а не наемному работнику, который может оказаться даже неверующим. Агнец, служебная просфора должны быть непорочны: чуть пузырек пошел — всё, это уже нельзя использовать в богослужении. Но разве «наемник» может это отследить? Работу свою нужно любить — иначе в ее плодах не будет души.
ПРОБЛЕМА В СЕРДЦЕ
Она — за последней оградой, в главном каре, центрированном Успенским собором и находящейся в нем иконой. Здесь — типичная для постперестроечного времени ситуация: советская власть отдала эту часть монастыря в ведение городского музея, а постсоветская не знает, что теперь с этим делать. Три монастырских корпуса всё еще остаются за музейщиками.
— Территория у нас общая, коммуникации общие, — рассказывает эконом монастыря иеромонах Александр (Зайцев). — С одной стороны, мы не делим землю на музейную и монастырскую, ухаживаем за всем, что в этих стенах находится. С другой, ситуация неправильная: музей — бюджетная организация и не может платить, например, за благоустройство, — за стрижку газонов или устроение клумб — то есть мы всю эту работу выполняем за свой счет. Надеемся, что с помощью правительства Ленинградской области удастся найти для музея помещения нужного качества, в которые он мог бы переехать. Пока таких зданий нет, или они есть, но нуждаются в реставрации.
С северной стороны к монастырю примыкает маленький кусочек одноэтажного Тихвина. И это тоже проблема, поскольку девять дворов стоят на фундаменте исторической стены монастыря, в которую была «встроена» гостиница. Участки находятся в аренде на 49 лет, а дома приватизированы. То есть постановлениями вопрос не решить: нужно разговаривать с людьми, а администрация города и области должна предлагать жителям «варианты». Переговоры ведутся, но до их завершения еще далеко.
Тихвинский монастырь имеет огромное значение не только для Северо-Запада, но и для всей России. И значение это в том, что Покров Царицы Небесной распростерся над нашей страной именно тогда, когда шло становление российской государственности и падала государственность византийская, — в XIV в. Божия Матерь пришла на Русь из Константинополя, чтобы поддержать тех, кто защищал Русь от иноплеменников. Эта икона — не только материальное сокровище, это образ, в котором собрана молитвенная история: ведь перед ней молились несколько поколений князей, царей, священнослужителей и монахов, купцов, крестьян — тысячи и тысячи людей. И конечно, место, которое она избрала для своего пребывания, на котором вырос храм и монастырь, не может не почитаться как оплот духовной жизни и особенного попечения Божия о всех нас. Когда я впервые в 1995 г. в качестве иподиакона владыки Владимира приехал сюда, то, конечно, обратил внимание на царившую здесь разруху: Успенский собор не действовал, большинство зданий были заняты светскими организациями или пребывали в запустении. Но каждый год, приезжая в обитель, я видел, как стремительно она меняется, как постепенно обретает свое прежнее благолепие. Это заслуга настоятелей и братии монастыря, а также его благодетелей: губернаторов Ленинградской области В. П. Сердюкова и А. Ю. Дрозденко, замминистра внутренних дел по безопасности на транспорте В. П. Кирьянова, президента «Роснефти» И. И. Сечина и многих других. Особенно хочется упомянуть архимандрита Евфимия (Шашорина), сыгравшего решающую роль в возрождении обители. Это был человек, наделенный многочисленными дарами. Это был очень добрый человек, ласковый, чуждый всякой хмурости, испытывавший искреннюю радость от общения с людьми, легко шедший на контакт. Именно таким он и запомнился: не только выдающимся администратором и строителем обители, но и тем, кто заботился о братии, кого любила братия и кого теперь очень не хватает.
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
ТИХВИНСКИЙ УСПЕНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ ОСНОВАН ПО УКАЗУ ИВАНА ГРОЗНОГО ОТ 10 ФЕВРАЛЯ 1560 г. НОВГОРОДСКИМ АРХИЕПИСКОПОМ ПИМЕНОМ. В XVII в. НЕОДНОКРАТНО ПЕРЕЖИВАЛ НАШЕСТВИЕ ШВЕДОВ. В 1920-х ХРАМЫ МОНАСТЫРЯ БЫЛИ ПЕРЕДАНЫ ОБНОВЛЕНЦАМ, А В 1930-х ЗАКРЫТЫ. НА ТЕРРИТОРИИ РАЗМЕЩАЛИСЬ РАБОЧИЕ ОБЩЕЖИТИЯ, ГРАЖДАНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ, МАГАЗИНЫ, А С 1968 г. — ТИХВИНСКИЙ ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ И АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ. В 1995 г. МОНАСТЫРЬ БЫЛ ВОЗВРАЩЕН ЦЕРКВИ, НАЧАЛОСЬ ЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЕ. НАСТОЯТЕЛЯМИ ОБИТЕЛИ БЫЛИ ИГУМЕН АЛЕКСАНДР (ГОРДЕЕВ) (1995–1999) И АРХИМАНДРИТ ЕВФИМИЙ (ШАШОРИН) (1999–2015), СЕЙЧАС — ЕПИСКОП ТИХВИНСКИЙ И ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ МСТИСЛАВ (ДЯЧИНА).
ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ЧУДЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ НА БЕРЕГАХ РЕКИ ТИХВИНКИ ДАТИРУЕТСЯ 1383 г. ДЛЯ НЕЕ НА МЕСТЕ ЯВЛЕНИЯ БЫЛ ПОСТРОЕН ДЕРЕВЯННЫЙ ХРАМ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, В 1515 г. ПЕРЕСТРОЕННЫЙ В КАМЕННЫЙ, ВОКРУГ КОТОРОГО И ВЫРОС ТИХВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ ИКОНА НАХОДИЛАСЬ В КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ, В 1941 г. БЫЛА ВЫВЕЗЕНА НЕМЦАМИ ВО ПСКОВ И ПЕРЕДАНА ПСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ. ОНА «ОТСТУПАЛА» ВМЕСТЕ С НЕМЦАМИ, ЗАТЕМ ПРЕБЫВАЛА В ГЕРМАНИИ, А В 1950 г. БЫЛА ВЫВЕЗЕНА В СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР В ЧИКАГО. ЕЕ ХРАНИТЕЛЯМИ БЫЛИ АРХИЕПИСКОП РИЖСКИЙ ИОАНН (ГАРКЛАВС), А ЗАТЕМ ЕГО ПРИЕМНЫЙ СЫН ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ГАРКЛАВС. В 2004 г. ИКОНА ВОЗВРАЩЕНА В ОБИТЕЛЬ.
МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ
Внутри каре господствует минимализм. Два полукружия газона, одно из которых разорвано остатками гробницы купцов Тепляковых, ктиторов монастыря, клумбы, редкие посадки, дорожки. Никакого буйства красок. Удобное место для молитвенной прогулки.
Однако монахов в Тихвинском монастыре увидеть не так легко: разве только ранним утром, когда они идут к ранней Литургии, и поздним вечером, когда ворота монастыря закрыты для паломников. Дело в том, что из девятнадцати насельников только шести благословлено иметь контакты с внешним миром. А при постоянном притоке паломников и туристов не так-то просто этого избежать. Есть планы обустроить двор за братскими кельями только для монахов, но пока приходится терпеть. Ведь прием паломников — едва ли не основная форма служения для насельников. Паломническую службу в 2004–2014 годах возглавлял иеромонах Венедикт (Шустов), который, по благословению игумена обители архимандрита Евфимия (Шашорина), окончил ИНЖЭКОН, защитив диплом на тему «Паломническая служба Тихвинского монастыря». Основной наплыв паломников приходится на июнь-сентябрь, но и в остальные месяцы приезжает по два автобуса в неделю.
— Поскольку монастырь — памятник архитектуры федерального значения, — рассказывает отец Венедикт (Шустов), — мы не можем предъявлять жесткие требования к тем, кто приходит в монастырь, к их внешнему виду и поведению, и тем более ограничивать доступ в обитель по нашему желанию. Но с другой стороны, мы — здесь хозяева и должны помочь людям, которые приехали не к нам, а к Тихвинской иконе, к Богородице: провести экскурсию, накормить, дать духовный совет.
До революции монастырское производство выносилось за территорию монастыря, чтобы лишние звуки и запахи не мешали монахам, не смущали паломников: например, конюшенный двор располагался на соседней улице, в здании, где сейчас городское СИЗО, а коровник — на Фишевой горе, на противоположной стороне реки. Такая же логика и сегодня: швейная и иконописная мастерская работают на подворье в Санкт-Петербурге, пчельник — в Антониево-Дымском монастыре.
При самом монастыре действует любительский хор, воскресная школа, в которой трудятся профессиональные педагоги. С детьми из детских домов занимается монахиня Анфиса (Большакова):
— Я уже десять лет работаю с ребятами в детском доме поселка Ефимовский и в школе-интернате поселка Ларьян. Бываю и там и там раз в неделю. Дети особенные — коррекционники. Я веду занятия по основам православной веры, привожу их сюда на экскурсию, праздники устраиваю. Мы даже организовали хор, выучили все песнопения Литургии. Ребята показывают очень хорошие результаты по основам веры, и после окончания школы многие остаются в Церкви.
И всё же монастырь — для монашеского делания, которое руками не пощупать, единственный которого результат — душа монаха.
КАК СТАНОВЯТСЯ МОНАХАМИ?
В середине 1990-х Ростовское театральное училище заканчивали два друга — Евгений и Александр, и в качестве дипломной работы они решили поставить пьесу святителя Димитрия Ростовского «Рождественская драма». Чтобы понять, о чем пьеса, обратились к Священному Писанию. Прочитали от корки до корки и… решили завязать с театром. Евгений вскоре стал монахом Евфимием, и в конце концов — игуменом обители. Второй долгое время работал в Ростовском епархиальном управлении и всё не решался на постриг. Помог первый — более решительный:
— Отец Евфимий был человеком Церкви, — рассказывает иеромонах Александр (Зайцев) о не так давно почившем игумене обители. — Он был максималистом, и если брался за дело, то уже не отступал. Он мог влиять на людей, так что они раскрывались даже для себя по-новому, мог заразить их своим видением, своим стремлением. В конце 1990-х мы вместе с отцом Евфимием оказались в Москве. Оттуда отправились в Тихвин, куда его недавно назначили. По дороге говорили: вспоминали общую молодость, рассказывали друг другу о своем опыте. Обитель я застал в руинах, жить было негде: кто-то ютился под церковью «Крылечко», кто-то в комнатушке под звонницей, а отец Евфимий — в на скорую руку срубленном домике с фанерными перегородками, без водопровода и канализации. Чтобы не мерзнуть, он ставил кровать на стол: теплый воздух от печки поднимается наверх, а внизу холодно. Беседы с отцом Евфимием и то, что я видел живой, настоящий подвиг, убедили: мое место здесь. Я вернулся в Ростов, раздал свое имущество, и вот я уже в монастыре, где с первых дней меня назначили экономом.
Благочинный монастыря иеродиакон Гамалиил (в миру Геннадий Зильберфайн) — старейший из насельников: он прибыл в обитель через полгода после ее открытия — в октябре 1995 года. До 15 лет Геннадий жил в Средней Азии, потом закончил Одесское театральное училище по специальности «художник-гример». Но, в отличие от отца Евфимия и отца Александра, скорее жалеет о театральном опыте: умение совершенно бесполезное в монашеской жизни (вот если б костюмер или бутафор!) и никак не способствовавшее религиозному поиску. Тут свою роль сыграли скорее размышления, книги, встречи. Монахом он становиться не собирался: хотел полгода послушаться, получить рекомендацию для семинарии, а потом — в белое священство. Отсоветовал старец Николай Гурьянов: «Ты послушник в монастыре? Ну и оставайся послушником». Спустя четыре года Геннадий стал Гамалиилом (в честь члена иудейского синедриона, обратившегося ко Христу), исполнял множество послушаний — от посудомойщика до пчеловода — а недавно на соборе братии был избран благочинным монастыря.
Иеромонах Венедикт (Шустов), в недавнем прошлом руководитель паломнической службы, а теперь председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Тихвинской епархии, в 1999 году решил на недельку съездить в паломническую поездку в Александро-Свирский монастырь, и эта «неделька» обернулась полутора годами послушничества. За эти полтора года отец Венедикт присмотрелся к монашескому быту, пообвык, понял, что «в мир ему не хочется», но монастырь — так благословил архимандрит Лукиан (Куценко), тогдашний настоятель Александро-Свирской обители, — сменил, переехав в Тихвин. В первый же день, рассматривая фрески в Успенском соборе, он наткнулся на подпись начальника ярославских художников: «Логгин Шустов». Древний мастер отправил дальнему родственнику или однофамильцу (не так это важно) добрый знак: это твой монастырь. Отец Венедикт принял здесь иноческий и монашеский постриг, готовил Успенский собор к прибытию Тихвинской иконы и по молитвам перед ней удостоился исцеления от болезни суставов, мучившей его полтора года.
— Никакой закономерности в том, почему люди пришли в нашу обитель, нет, — считает отец Александр (Зайцев), — это люди с разной судьбой и характером, разных профессий, из самых разных географических точек. Единственное, что их объединяет, — любовь к Тихвину и к этому монастырю, особое отношение к Тихвинской иконе и, может быть, то впечатление, которое на них произвел отец Евфимий. Личность настоятеля и личное отношение к святыни — вот из-за чего здесь становятся монахами.
ОТЕЦ СЕРГИЙ
Открывается калитка во внутренний двор монастыря, в нее веселым коротким шагом входит старый священник. Это протоиерей Сергий Гарклавс — хранитель Тихвинской иконы Божией Матери. Он живет в домике на берегу реки рядом с обителью, в монастырь приходит только на Литургию, и вечером — погулять перед сном. Он медленно кружит вокруг собора, и, пока не устанут ноги, подходит к каждому труднику, справляется о его делах, здоровье, настроении, говорит что-нибудь простое, но ободряющее, нужное, крепко сжимает руку собеседнику и благословляет:
— Как тебя зовут? Жена есть? А детки? Двое, как хорошо! А чем ты зарабатываешь? Хватает на жизнь? Конечно, творческим работникам всегда не хватает. Сейчас, чтобы семью кормить, нужно обязательно вторую профессию иметь — рабочую. Вот я когда в Соединенные Штаты приехал, спасся от безденежья тем, что умел фотографировать: устроился в фотоателье. В России жизнь меняется к лучшему, только вот ремесленных училищ всё меньше и меньше. Я обещал мэру Тихвина познакомить его с опытом таких училищ в Вентспилсе (родной город отца Сергия. — Прим. ред.). Летом как раз в Латвию собираюсь поехать, посмотреть… А вообще, чтобы всё было хорошо, нужно постоянно быть с Богом, молиться. Ну, держись, Тимофей, Божией помощи тебе.
Приблизиться к святыне — это значит стать ближе к тем людям, которые вокруг этой святыни живут: молятся, трудятся, строят, учат. Сами люди, которые стараются быть с Богом, стремятся к святости, к труднодостижимой чистоте — драгоценности. Покойный архимандрит Евфимий, нынешний настоятель обители епископ Мстислав, протоиерей Сергий Гарклавс, вся братия монастыря — это те, кто держит для нас дверь на Небо приоткрытой. Надо спешить, что-то делать, меняться. А для начала можно купить билет до Тихвина. Стоит он недорого.