Любить, знать, путешествовать
Город церквей
Почему именно Болхов? Да очень просто — это родной город отца Василия. К тому же расположен он очень удобно: отсюда можно добраться во множество важных для православного человека, да и просто интересных мест. Ездят из Болхова паломники в Оптину пустынь, Шамординский, Николо-Одринский и Макариево-Жабынский монастыри. Есть в Болхове и собственный монастырь — Троицкий Оптин, до революции мужской, а в 2000-е возродившийся как женский.
Интересна история города, связанная с первейшими русскими фамилиями: Милославскими, Нарышкиными, Чернышовыми, Ржевскими (предками Пушкина), Романовыми… По велению Иоанна Грозного была заложена Болховская крепость, выдержавшая двухнедельную осаду хана Девлет-Гирея. Во время Великой Отечественной войны пять болховских наступательных операций разрабатывались в ставке Верховного главнокомандующего.
Много здесь и мест, связанных с именами русских писателей, недаром Орловскую область называют сердцем литературной России. Здесь жили или бывали Апухтин, Жуковский, Тургенев, Лесков…
Первое упоминание о Болхове относится к 1196 году. По мнению историков, ранее город назывался Девягорск. В 1608 году произошла битва под Болховом, в которой войску Лжедмитрия II удалось разгромить правительственное войско под предводительством Дмитрия Шуйского и благодаря этому двинуться на Москву.
В начале ХХ века население купеческого города составляло около 25 000 человек, сейчас оно заметно уменьшилось — всего 11 тысяч.
Болхов называют еще и «городом церквей»: в наши дни действует всего 9 храмов, а до революции их было гораздо больше — к концу XIX века насчитывалось около 30.
Многие из храмов Болхова были посвящены святителю Николаю. Нынешняя главная улица города, до сих пор носящая, как и во многих наших городах, имя Ленина, в старые времена звалась Большой Никольской, поскольку начиналась и заканчивалась храмами, посвященными любимому русскому святому. А в главном соборе Болхова, Спасо-Преображенском, имеется придел в честь святителя Николая. Еще в городе были Николо-Космодемьянская церковь (построена в XVIII веке, закрыта в 1930-е, разрушена в 1960-е, в годы хрущевских гонений), храм «Никола Торговый», или Богаделенская церковь (первое название происходит от расположения храма «на торгу» — старинной базарной площади, а второе свидетельствует о том, что когда-то при нем была богадельня. В начале XVIII века храм уже существовал, при нем в старину известно кладбище; в 1941 году сожжен советскими войсками при отступлении), «Никола Гончарный», или «Пахотный» (построен в 1735 году наверху Большой Никольской улицы в гончарной слободе, а прозвание «Пахотный» объясняется тем, что, по преданию, один крестьянин во время пахоты обнаружил в земле икону святителя Николая, и на этом месте и был построен храм).
В советское время множество храмов было уничтожено, «освободившиеся» строительные материалы шли на мощение дорог. В 2000-е годы начался процесс возрождения. Паломники из Серафимовского храма, приезжавшие в Болхов в начале 2000-х, помнят, что действующие храмы были не в лучшем состоянии, Троицкий и Георгиевский стояли в руинах. Сейчас, глядя на прихотливое каменное узорочье на стенах Троицкого храма, трудно представить, что всего 20 лет назад он представлял собою полуобвалившуюся руину с неизменной издевательской табличкой на стене «Памятник архитектуры, охраняется государством».
Несколько лет организацией паломнических поездок занималась «серафимовская» прихожанка Елена Борисова. Поначалу паломники останавливались в более чем скромной городской гостинице Болхова, потом появился комплекс «Болховская старина». В 2005 году на всенародные пожертвования был отреставрирован купеческий дом, в котором в советское время находился пищевой комбинат, в годы перестройки закрывшийся, и здание пустовало. Батюшкиными молитвами нашелся инвестор, с его помощью построены еще два корпуса: «Постоялый двор», на первом этаже которого устроен ресторан «Трапеза», и «Монастырский» в стиле уездных гостиниц XIX века.
Дом, где жил протоиерей Василий Ермаков, сохранился, и тем, кто ездил в паломничества при жизни священника, могло посчастливиться увидеть его там.
В 2006 году, незадолго до кончины, отец Василий неожиданно сказал другой прихожанке, Любови Ишо, что ей предстоит возить группы в Болхов. Так и случилось — Любовь возит группы уже 15 лет, а Елена Борисова успешно руководит гостиным подворьем «Болховская старина».
«Я верю, Болхов воссияет, Болхов будет жить! И еще я хочу, чтобы Болхов посещали те, кто хочет видеть красоту Центральной России. Глубинка, провинция — почище, здесь больше сохранилось доброты, искренности, веры: люди ближе к корням, к природе. Если читатель — патриот России, если у него русская душа, — надо возрождать святыни, собраться с силами и поднять наш маленький городок. Будем знать историю маленьких городов, восстанавливать их — тогда возродим и Россию!» — говорил отец Василий.
Священника в родном городе помнят, его именем названы улица и переулок.
К Тихвинской, но не в Тихвин; Оптина и Оптин
При жизни отца Василия в летний сезон Болхов посещало множество групп. Автобусы отправлялись прямо из Санкт-Петербурга. С одной стороны, это было не очень удобно: приходилось две ночи, по дороге туда и обратно, проводить в автобусе. С другой же — по дороге можно было заехать в Иверский Валдайский монастырь, Троице-Сергиеву лавру. В программу включались поездки в Курск, Белгород, Брянск, Елец, Задонск. Сейчас паломники добираются на поезде до Орла или Мценска, а там их уже ждет автобус (поэтому ночи туда и обратно проводят с комфортом, в вагоне).
В программу практически каждой поездки входит посещение Оптиной пустыни. В сентябре этого года группе петербуржцев посчастливилось побывать в келье преподобного Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту (в сам скит вход женщинам запрещен). В келье воссоздана обстановка, есть подлинные вещи, принадлежавшие отцу Амвросию, устроена мемориальная экспозиция об известных людях, которые бывали здесь.
Традиционной стала поездка в Болхов на праздник Тихвинской иконы Божией Матери. Зачем, спрашивается, петербуржцу ездить к Тихвинской иконе в Болхов, когда у него Тихвинский монастырь под боком? А дело в том, что в Болхове есть своя Тихвинская икона, и — тоже явленная. По преданию, она явилась близ Троицкого Оптина монастыря на трех соснах, и даже известен день её обретения — 11/24 мая, память священномученика Мокия. Первое письменное упоминание об иконе относится к 1706 году. Сохранилось свидетельство, что Богородица прошла у монастырской ограды, благословляя обитель. Когда же на месте явления была построена часовня, рядом, под склоном горы, забил целебный источник, названный Тихвинским, после чего монастырь стал местом всероссийского паломничества к явленной иконе. После возведения главного храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери в 1852–1856 годах и сам монастырь со временем стал называться Тихвинским.
Обитель создавалась как усыпальница рода Милославских. Сама царица Мария Ильинична, первая супруга царя Алексея Михайловича, и их дочь царевна Софья своими руками вышивали тканую ризу чудотворного образа. Монастырь стоял на пути, которым следовали на богомолье из Москвы в Киев, обитель посещали многие высокопоставленные и даже царствующие особы, в том числе император Пётр Первый с царевичем Алексеем (тогда император учредил в Болхове архимандрию).
После разорения монастыря в 1929 году чудотворную икону отправили в краеведческий музей Орла. В 1942 году, в период оккупации Болхова, с разрешения немецкого командования в городе открылись два храма, и жителям было разрешено привезти из Орла образ. Его поместили в храме Рождества Христова.
В годы войны с иконой совершались крестные ходы, по просьбам жителей её приносили в дома, совершались перед ней молебны. Отец Василий после освобождения из немецкого лагеря вспоминал: «Бог нас помиловал, мы все не ранены, не контужены. Бог нас сохранил. В 45-м году мы с сестрой вернулись домой. У нас было принято, чтобы в знак благодарности Болховскую чудотворную Тихвинскую икону Богородицы привозить домой. Пробыв недели две дома, в один из дней будних я и сестра моя старшая, вдвоем молодые, мы взяли икону Тихвинскую и шли по центральной улице Никольской, спустились под горку, сюда принесли — здесь встречают полные слез радости родные: папа, мама и сестра младшая Варвара. Пришел батюшка, отслужил молебен. Принесли благодарение Богу за всё. И мы опять с сестрой вот этими ручками, только закрыв лицо чистой простыней, отнесли её на место в храм, где она и сегодня находится. Опять великое чудо милости, что в дальнейшем она была моя покровительница, да и осталась. Она хранила меня во всех бедах, и сколько там было разных тяжелейших, казалось бы, безвыходных событий, она меня хранила».
В конце 1990-х — начале 2000-х ежегодно на Тихвинскую крестный ход шел с чудотворным образом из Христорождественского храма в Троицкий Оптин монастырь. 9 июля 2009 года во время крестного хода икону торжественно перенесли в восстановленный Троицкий собор Болховского Оптина монастыря — чудотворный образ вернулся домой. С этих пор на праздник Тихвинской иконы Божией Матери после Литургии образ крестным ходом переносят к месту его обретения.
В Оптином монастыре похоронен преподобный Макарий (Глухарёв), просветитель Алтая. Он отошел здесь ко Господу 18 мая (по старому стилю) 1847 года; напомним, что в прежние времена Болховский Троицкий Оптин монастырь был мужским. Курс основ миссионерской деятельности, основанный на трудах преподобного Макария, и по сей день входит в учебники духовных школ, а его перевод Ветхого Завета использовался при работе над Синодальным переводом Библии на русский язык.
Одним из насельников обители чуть не стал поэт Алексей Апухтин: из-за несчастной любви он решил уйти в монастырь и провел здесь целый год как послушник, о чем свидетельствует его поэма «Год в монастыре».
Животворный источник
8 сентября 2021 года впервые прошли торжества в честь празднования Собора Орловских святых. Дату этого праздника Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил не случайно: 8 сентября отмечается день памяти священноисповедника Георгия Коссова (1855–1928). Этот священник при жизни почитался как старец. Место его подвигов — село Спас-Чекряк. Когда в 1884 году, после рукоположения, священника назначили на отдаленный и бедный приход, он решил пойти в Оптину пустынь — взять благословение у преподобного Амвросия Оптинского на то, чтобы покинуть приход. Отец Георгий был в светской одежде, но прозорливый старец сразу отметил его среди других посетителей и сказал: «Что же ты, иерей, задумал? Нет, строй храм, и непременно каменный!» Отец Георгий был вынужден вернуться, и впоследствии действительно построил большой каменный храм, более того — организовал в селе школу для мальчиков и приют для девочек.
После октябрьского переворота 1917 года протоиерея Георгия Коссова несколько раз арестовывали. И если в уездной тюрьме к нему относились снисходительно — он никак не вязался со званием «эксплуататора», пользовался безграничной любовью народа, — то в губернской тюрьме, в Орле, на снисхождение рассчитывать не приходилось: желая унизить его сан, тюремщики заставляли отца Георгия выполнять самые грязные работы, но, не имея против него никаких улик, вынуждены были отпустить его. Жизненные невзгоды и неустанные труды ухудшили здоровье священника. Подвижник умер 8 сентября 1928 года (по новому стилю) на 74-м году жизни. 9 октября 2000 года протоиерей Георгий Коссов прославлен в лике святых как исповедник.
Поездкой в Спас-Чекряк обычно завершается паломнический маршрут. Села как такового давно не существует, от построек отца Георгия практически ничего не осталось, но есть там святой источник с купальней, а рядом выстроен небольшой храм, в котором проходят богослужения. Купальня силами благотворителей недавно реконструирована и благоустроена, окунаться — сплошное удовольствие.
Как мы рассказали в самом начале, Орловская земля — родина многих известных деятелей культуры. В 2000-е проводились не только паломнические, но и просветительские поездки по литературной России. В этом году после 15-летнего перерыва удалось такие поездки возродить. Основной костяк группы сложился на вечере памяти отца Василия, который ежегодно проходит в ДК имени Горького в день его кончины, 3 февраля. Группа посетила Спасское-Лутовиново, Ясную Поляну, Овстуг — родовое имение Тютчевых. В программу вошли и экскурсии в музеи Орла, Болхова, Белева, посвященные известным литераторам. В ходе поездки у «серафимовских» появилось много идей, как разнообразить маршрут, какие еще интересные места, связанные с культурой нашей страны, можно посетить.
Любовь Ишо рассказывала не раз: отцу Василию было важно, чтобы прихожане совершали не только паломнические, но и просветительские поездки по литературной Орловщине. В своих проповедях батюшка не уставал говорить, что мы должны не только сохранять православную веру, но и любить свою страну. Любить — значит знать её историю и культуру, по-другому не бывает.