Лидеры изменений
По методу Макаренко
— Мы не придумали ничего нового, — говорит Елизавета Петрова, заведующая 3‑м отделением ПНИ, — всё Макаренко за нас сделал: он выделял несколько основных принципов воспитания, среди которых были участие в общественно-полезном труде, игра и мнение коллектива о труде воспитанника. Мы решили применить эти методы и вместе с директором интерната придумали проект «Школа взаимопомощи».
В 2019 году со всех отделений интерната собрали воспитанников с самым сложным поведением: отъявленных хулиганов, как признаются сами авторы проекта, тех, с кем не справились ни семья, ни школа, ни государство, тех, кто и здесь, в интернате, вел себя вызывающе.
— У всех наших воспитанников тяжелые судьбы, — продолжает Елизавета Петрова. — Это нереализованные, непризнанные даже в своих семьях, у кого они есть, люди. Жизнь их так сложилась, что в силу состояния здоровья, социальных факторов они не могли общаться с миром так, как делают это другие, и привлекали к себе внимание разными негативными способами. И мы эту отрицательную энергию направили в конструктивное русло.
«Отъявленные хулиганы» стали ходить по отделениям как волонтеры — и воспитанникам, которые в силу здоровья не могут сами читать, читали книги, играли с товарищами с выраженными ментальными расстройствами, разговаривали с ними. И сразу же, с первых таких дежурств, услышали в свой адрес слова, которые до этого им никогда не говорили:
— Приходите еще, будем ждать.
А как не начать меняться, когда есть те, кто тебя ждет?
Рыжая бестия
Коля — а врачи и воспитатели часто обращаются к своим взрослым воспитанникам именно так, в уменьшительно-ласкательной форме, как к членам собственной семьи, — из числа самых первых участников проекта «Школа взаимопомощи».
— Дома я был вообще, ну, таким… — объясняет Коля. — Мама была мной недовольна, очень. Я из дома сбегал. Из больниц сбегал. Отовсюду сбегал. А тут стал заниматься в театре, звоню маме каждый день.
Коле по прозвищу «Рыжая бестия» чуть больше тридцати лет, и их с мамой отношения стали выстраиваться только тогда, когда Коля из отъявленного хулигана стал «лидером изменений». Так авторы проекта «Школа взаимопомощи» называют ребят, которые самыми первыми начинали помогать другим воспитанникам интерната.
Работа на отделениях стала лишь началом большого пути. К проекту присоединились профессиональные актеры, режиссеры, чтобы научить воспитанников ПНИ основам театрального искусства, — и теперь те, кто раньше воровал на кухне продукты или бил стекла, играют на сцене, ставят уже свои собственные спектакли.
— Мы начали этот проект в 2019 году, — рассказывает Елизавета Петрова, — а в 2020 году случилась пандемия. И профессиональные режиссеры уже не могли приходить сюда и заниматься с нашими ребятами. Совершенно случайно в нашей жизни появилась мультипликатор Оксана Гочева, совершенно бескорыстная. И мы нашу театральную деятельность перенесли на мультипликационный стол.
Воспитанники ПНИ № 9 не просто ставят спектакли и создают мультфильмы — они используют технику социальных ролей, то есть проигрывают на сцене или в мультипликации действия и роли, которых они были лишены в жизни: отца, сына, брата, друга.
— Мы ставили спектакль… Про Кота, — говорит Коля.
— По сказке Людмилы Петрушевской, — добавляет Елизавета Петрова.
— Я играл там главную роль — Кота, которого отовсюду выгоняют, который становится никому не нужен. Это мой любимый спектакль и любимая роль.
— Коля увидел в Коте себя, — говорит Елизавета Петрова, — свою историю. Ребята с помощью этих постановок знакомятся сами с собой, со своими чувствами.
Снова на сцене
Проект «Школа взаимопомощи» помогает воспитанникам интерната почувствовать себя не просто «потребителями социальных услуг», а людьми, которые отдают обществу что-то важное: свой труд, свои способности, свои таланты.
— Задача врачей и педагогов интерната в том, чтобы помочь людям перестать чувствовать себя отрезанным ломтем, теми, от кого защищают общество, — говорит Юлия Сизова, заведующая 1-м отделением ПНИ № 9. — К нам люди часто поступают сломленными, напуганными, и наша задача — показать им, что здесь они не одни, здесь у них есть друзья, здесь они могут жить полноценной жизнью.
Среди воспитанников красносельского ПНИ живет Сергей Сараев — рок-музыкант, участник Ленинградского рок-клуба. В молодости он страдал алкоголизмом, на который наложились проблемы со здоровьем. Сергей стал одним из первых добровольцев «Школы взаимопомощи». Теперь снова выступает на сцене. После одного из первых своих спектаклей, где он играл на гитаре вместе с другим добровольцем, Сергей просто расплакался.
— Мы подумали, что кто-то его обидел или что-то пошло не так, но он плакал от счастья, — говорит Елизавета Петрова. — «Я уже и не думал, что когда-нибудь снова буду играть на гитаре», — сказал он нам.
Мне здесь легче
Воскресным утром многие воспитанники интерната, в том числе и Коля «Рыжая бестия», собираются в небольшом храме Алексия, человека Божия. Храм построен недавно — здесь успели отслужить только одну Пасху. А до этого верующие молились в предоставленном администрацией под храм помещении бывшего морга — комнате площадью 50 квадратных метров.
Настоятель прихода, иерей Павел Лучин, рассказывает, что сначала он начинал свое служение в ПНИ, навещая воспитанников на отделениях:
— Потом, когда поближе познакомились с администрацией, попросили выделить нам место для молитв. Небольшой получился храмик, как шутит митрополит Варсонофий про такие храмы, не дом Божий, а квартирка Божия. Вот мы в этой квартирке начали служить. И всем желающим места не хватало, — вспоминает отец Павел.
— Когда я устроилась работать в интернат, я не то чтобы удивилась, а скорее заинтересовалась — а что ищут в храме, в Церкви воспитанники нашего интерната, почему они каждое воскресенье с такой готовностью и охотой идут к Литургии? — говорит Ольга Смешнова, начальник отдела социально-педагогического обслуживания ПНИ № 9. — Про меня саму нельзя сказать, что я воцерковленный человек, поэтому я смотрела на это явление со стороны, и мне очень захотелось понять его природу. Я отдавала себе отчет, что большинство наших воспитанников приходят в храм не за догматикой, не за богословием, не учение Церкви их привлекает, по крайней мере большинство из них. Тогда почему они здесь, почему утром в воскресенье у храма так много людей?
Небольшая комнатка с трудом вмещала всех желающих помолиться за Литургией. Администрация интерната выделила участок для строительства отдельного храма, нашлись и благотворители, которые пожертвовали общине всё необходимое. Так, приход храма Преображения Господня в Лигово пожертвовал сруб для храма и паникадило, нашлись те, кто подарили иконы, утварь… Теперь воспитанники интерната приходят на богослужения сюда — и прихожан среди его обитателей стало еще больше.
— Мне здесь легче. Мне здесь хорошо, — говорит одна из воспитанниц ПНИ, пришедших на воскресное богослужение.
Заведующая 1-м отделением Юлия Сизова провела небольшой опрос среди верующих воспитанников:
— И большинство отвечает: «Мне здесь лучше» или «Мне здесь становится легче», — рассказывает она, — и очень многие говорят, что молятся за родных. Это показательно, потому что к нам люди часто попадают озлобленными на родственников, не общаются с ними. «Я с сестрой не разговариваю, я пять лет о ней ничего не слышал». И одна из наших целей — примирить их с родственниками, а молитва может стать первым шагом к этому.
Православие в «Школе»
Сотрудники интерната утверждают, что воспитанники, начинающие посещать богослужения, меняются даже внешне — у них расправляются плечи, на лице появляется улыбка. Как у тех, кто задействован в проекте «Школа взаимопомощи». Наверное, всё дело в том, что и посещение богослужений, и участие в проекте погружает человека в атмосферу внимания к себе, причастности чему-то большему, причастности общему делу.
— Я уже упоминала: мне хотелось понять, почему воспитанники интерната так стремятся в храм, — рссказывает Ольга Смешнова. — И я так загорелась этой мыслью, что даже решила снять фильм об этом. Поделилась идеей с начальником 3-го отделения интерната Елизаветой Петровой, которая руководит и проектом «Школа взаимопомощи». Она тоже вдохновилась моим замыслом, стала, по сути, главным продюсером фильма — со всеми договорилась, нашла поддержку в комитете по социальной политике, и мы начали снимать. Объездили не один десяток социальных учреждений — ПНИ, детские дома, — и я поняла, что люди тянутся прежде всего за чувством поддержки, принятия себя, надежды, ощущения собственной нужности. И Церковь с этим отлично справляется.
Православная община ПНИ № 9 активно участвует в проекте «Школа взаимопомощи». Например, в этом сезоне участники школы выбрали для себя три приоритетных тематических направления: «патриотическое», «культурное» и «православие».
— Ребята сами выбрали эти направления, — поясняет Елизавета Петрова. — Мы им ничего не навязываем, они сами говорят, чему хотят посвятить новый сезон. В прошлый раз, например, главной темой нашей «Школы» была финансовая грамотность — мы создали мультфильм «История денег», который выиграл премию министерства финансов. Нашим ребятам удалось обойти достаточно крутых конкурентов — информационное агентство ТАСС, например.
С момента запуска «Школы взаимопомощи» в 2019 году проект заметно вырос не только в том, что теперь его участники ставят профессиональные спектакли и снимают фильмы, побеждающие во всероссийских конкурсах, — теперь «Школа» охватывает десятки социальных учреждений Санкт-Петербурга, интернатов и детских домов. То, что зародилось как небольшое начинание в одном отдельно взятом интернате, выросло до общегородских масштабов.
— Ведь мы со своими спектаклями гастролируем по другим интернатам, детским домам, показываем там мультфильмы — и неудивительно, что тамошние воспитанники тоже хотят стать частью «Школы», что там появляются свои «лидеры изменений», — говорит Елизавета Петрова.
Недавно участники «Школы» закончили работу над мультфильмом «Андрей Фёдорович» на основе жития блаженной Ксении Петербургской. Мультфильм уже выиграл специальный приз жюри Тихвинского кинофестиваля. Вместе с отцом Павлом и заместителем директора Константином Будиным ребята под руководством режиссера Оксаны Гочевой не просто сняли «красивую картинку», но и попытались разобраться в одновременно простом и трудном вопросе: что такое верность, вера.
— Еще мы записываем цикл видеоподкастов. Отдельно для детской аудитории — на примере басен Крылова говорим про трудолюбие, зависть, дружбу; и для взрослых — беседы о ценности человеческой жизни, о месте человека в обществе, о любви, доверии, — всё это с опорой на Евангелие и святоотеческое наследие.
Особенно верить
Одним из главных героев фильма Ольги Смешновой «Особенно верить» о вере в социальных учреждениях стал воспитанник ПНИ № 9 Сергей Максимов. Он рос в детском доме, часто оттуда сбегал, его возвращали, он сбегал снова. А когда вырос, Сергей стал зарабатывать на жизнь воровством, но объектом его «профессионального интереса» стали не совсем обычные в подобной среде предметы. Сергей предпочитал воровать иконы из храмов, а потом продавал их на Сенной площади. И на всё это у Сергея накладывалась наркозависимость, он предпринял несколько попыток суицида.
Когда его после очередной кражи поймали полицейские, он был определен в психиатрическую больницу, после выписки из которой и был направлен в красносельский интернат. Здесь он еще раз попытался свести счеты с жизнью, но всё поменялось в одночасье: санитар ПНИ позвал его как-то с собой в один из городских храмов. И Сергей поехал. В храмах он до этого бывал не единожды, но с другой целью, а сейчас ехал именно помолиться. И с тех пор его жизнь перевернулась.
— Еще в 2018 году Серёжа был совсем другим, — говорит отец Павел. — Он посещал храм, исповедовался — но бывало, что пропускал богослужения. А раз воспитанник, которого отпускают в храм, не приходит — значит, что-то случилось, значит, на него наложили какие-то прещения. По характеру Сергей был вспыльчив, часто ругался с персоналом и другими проживающими, мог и подраться. А сейчас всё иначе. Он обрел спокойствие.
Сегодня Сергей алтарничает в храме. Он помогает за каждым богослужением, вместе с настоятелем отцом Павлом посещает на отделениях верующих, которые не могут сами дойти до храма. Наизусть знает не только молитвы, но и большие отрывки из Писания.
— В прежней жизни люди не дали мне того, что дал Господь здесь: просвещения, понимания того, что я должен жить в согласии со своей совестью, помогать людям, — говорит Сергей Максимов. — В храме я приобрел душевное спокойствие, равновесие, понял, что без Бога ни до порога. Вот так я и пришел к Богу. Такая моя история.
В храм на территории ПНИ ходят молиться не только его воспитанники и сотрудники. Когда у общины появилось отдельное здание, здесь стали появляться и жители окрестных домов. Кроме того, на богослужения приходят и родственники воспитанников.
Валентина Ивановна, сестра Юрия Бекетова, навещает брата два дня в неделю — и один из них воскресенье. Этот день у них начинается с Литургии.
— Брат с детства верующий, ходит в храм, — говорит Валентина Ивановна, — когда в интернате появилась церковь, это стало настоящим спасением для нас обоих. Ведь раньше мне приходилось каждый раз писать прошения, чтобы вывезти брата на приход в Новодевичий монастырь. И мое мнение, что храм здесь людям очень нужен. Я это замечаю и по Юре, и по другим — они живут от службы к службе, Литургия дает им опору и душевное равновесие на целую неделю. И когда богослужения не бывает — хотя это и очень редко случается, — они расстраиваются.
Колокольня для тысячи и одного
У воспитанников интерната есть мечта — чтобы рядом с храмом появилась колокольня. Возможно, мечта эта появилась не просто так, ведь в «Школе взаимопомощи» воспитанники берут уроки колокольного звона у настоящего звонаря Константина Жуковского и сейчас записывают вместе с ним серию из пяти образовательных видео по искусству колокольного звона. Если у храма появится колокольня, то и звонари из числа воспитанников найдутся сразу же.
— Мы писали письма возможным благотворителям с просьбой помочь, — говорит Ольга Смешнова. — Но пока без ответа. Для тысячи и одного воспитанника нашего интерната — а именно столько их здесь проживает! — это могло бы стать огромным подарком.