Лаговский Иван Аркадьевич
Погибший в Ленинграде Иван Аркадьевич Лаговский имел необычную даже для российских новомучеников судьбу. Он прожил на советской территории лишь первые два года после революции и около года перед Великой Отечественной войной (в основном в тюрьме) — после чего был расстрелян за то, что жил по совести всю свою сознательную жизнь.
Раздел: Ленинградский мартиролог

Погибший в Ленинграде Иван Аркадь-евич Лаговский имел необычную даже для российских новомучеников судьбу. Он прожил на советской территории лишь первые два года после революции и около года перед Великой Отечественной войной (в основном в тюрьме) — после чего был расстрелян за то, что жил по совести всю свою сознательную жизнь.
Выпускник Киевской духовной академии Иван Лаговский эмигрировал из «красного» Крыма в 1919 году. Во время учебы в Русском педагогическом институте в Праге вступил в Русское студенческое христианское движение (РСХД). С первого номера вместе с Николаем Зерновым был соредактором «Вестника РСХД». Вскоре стал одним из руководителей Движения и преподавателем Свято-Сергиевского богословского института в Париже.
Волею судьбы Иван Аркадьевич оказался среди лучших представителей русского религиозно-философского возрождения, высланных из России в 1922 году на «философском пароходе». Николай Бердяев, Георгий Федотов, протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский, Василий Зеньковский, монахиня Мария (Скобцова) — их доклады звучали на встречах Движения, создавая серьезную и значимую атмосферу, что не мешало ей быть в то же время дружелюбной и очень теп-лой. Встречи Движения проходили в простой обстановке, например, в длинном деревянном бараке французского молодежного лагеря, а в соседних бараках располагались походный храм, украшенный цветами и зеленью, столовая, размещались гости и т. д. Случались и шуточные заседания, на которых молодые студенты пародировали старшее поколение движенцев, делая это тонко и с тактом.
Иван Аркадьевич пользовался большой любовью и авторитетом в Движении. Серьезный и одновременно очень светлый и жизнерадостный человек, знающий на собственном опыте о происходящем в советской России беззаконии, он был крупнейшим специалистом по современному положению Церкви в СССР и блестящим апологетом. О России он регулярно писал статьи в «Вестнике РСХД» (рубрика «Там, где с Богом борются») и в журнале «Путь».
В 1934 году Иван Аркадьевич возглавил РСХД в Эстонии. Он старался объединить не только студентов, но и крестьянскую молодежь, создал Русское крестьянское христианское движение, на первый съезд которого съехались семьдесят человек. «Не было ни „учителей“, ни „учеников“, не было ни „интеллигенции“, ни „простого народа“, а были сотрудники и соработники на ниве Христовой, дети единого народа, единой культуры и — еще глубже — что выше уже и культуры и народа — дети единой Православной Церкви», — писал об этом съезде сам Иван Аркадьевич.
Знаток истории «русской» Эстонии, профессор Тартуского университета С. Г. Исаков считает, что именно «благодаря усилиям Ивана Аркадьевича, вкладывавшего в работу всю свою душу, всю свою энергию, все свои обширные познания, деятельность РСХД в Эстонии в 1934–1939 гг. резко активизиро-валась, стала очень разнообразной и широкой, начала оказывать влияние на всю духовную жизнь русских в Эстонии».
Эта радостная и полная жизни работа была искусственно прервана. Через неделю после объявления Эстонии советской за Иваном Аркадьевичем пришли из НКВД. Стоял теплый август, Иван Аркадьевич находился в это время в деревне, и это подарило ему несколько дней свободы, а также — возможность подготовиться к аресту. Весь вечер и почти всю ночь они с женой жгли письма. Наутро причастились, а на следующий день сами пошли в НКВД. Кстати, НКВД заранее подготовился к «работе»: еще год назад под видом инженеров и летчиков в Эстонию были засланы сексоты (секретные сотрудники), поэтому аресты, в том числе и по «Делу деятелей РСХД в Эстонии», шли по готовому плану.
Со слов человека, просидевшего несколько месяцев в тюрьме вместе с Иваном Аркадьевичем, известно, что сначала его допросы проходили «с пристрастием» (то есть с пытками), потом — «как философские беседы». За «контрреволюционную деятельность» и «участие в антисоветской организации» Иван Аркадьевич Лаговский был приговорен к смертной казни и 3 июля 1941 в возрасте 51 года — расстрелян. Вместе с ним были казнены еще два члена Движения — Николай Николаевич Пенькин и Татьяна Евгеньевна Дензен, обвенчавшиеся накануне ареста.
Предположительное место захоронения этих страдальцев, как и десятков тысяч других жертв советских репрессий, — кладбище в Левашово под Петербургом.
Анастасия Наконечная