Кронштадтский пастырь Николай
не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России.
Непременно из нашей епархии
Настоятель храма священномученика Николая Кронштадтского протоиерей Артемий Белобородов некогда служил в маленьком храме в центре Санкт-Петербурга, во Дворце труда. Прихожан было немного, поскольку вокруг довольно мало жилых домов. Году к 2010‑му священник начал думать, где бы построить новый храм, чтобы люди туда ходили. Разложил карту города — и понял, что Фрунзенский район самый храмами обездоленный. Но добиться, чтобы власти предоставили участок земли для строительства, оказалось не так-то просто. Некоторые городские чиновники даже обещали посодействовать, но на деле всё частенько выходило боком. Однажды отец Артемий присмотрел место для будущего храма и показал его в одном из высоких кабинетов. «Ой, какое интересное место… мы подумаем», — сказали ему. Через месяц там появился ресторан.
— С этого момента я понял, что всё в руках Божиих, и если Богу будет угодно, храм у нас будет, — вспоминает настоятель. — Однажды нам предложили хорошее место, но в день, когда должно было состояться заседание правительства города, где рассматривался наш вопрос, вдруг звонят и говорят, что один из вице-губернаторов, тогдашний глава строительного комитета, хочет эту землю для чего-то использовать. И нам отказывают. Но потом изменился градостроительный кодекс, земельный кодекс, план развития города, тот вице-губернатор переехал в места не столь отдаленные… в общем, всё кардинально изменилось, и милостью Божией эту землю мы получили. Только за одну землю мы боролись семь лет. Я даже не думал, что участок будет таким большим.
В 2017 году земля была получена, оформили проект. Запланировали целый комплекс с большим и малым храмами, часовней и зданием воскресной школы. Большой храм изначально, по благословению приснопамятного митрополита Владимира (Котлярова), должен был быть посвящен Казанской иконе Божией Матери. Но встал вопрос, кому посвятить малый храм.
— Мы пришли к владыке Варсонофию, показали проект, ему всё понравилось. Спрашиваю: «Кому благословите посвятить малый храм? У нас есть такие-то и такие-то идеи». Он сказал: «Нет, всё это не годится. Найди святого непременно нашей епархии, который еще не почтен престолом». Вот такую нам владыка задал задачу, причем найти небесного покровителя надо было очень быстро. И вот как сложилось. У нас есть приписной храм святителя Николая при детской городской больнице и при нем — сестричество. Во время нашей встречи с митрополитом сестры поехали в Кронштадт, на место разрушенного Андреевского собора, — молиться святому Иоанну Кронштадтскому. Я думаю — как выбрать? Смотрю список недавно прославленных петербургских святых и теряюсь: все святые, все пострадали, все достойны… Вдруг вижу: «настоятель Андреевского собора после отца Иоанна, его любимый ученик Николай Кронштадтский». А наши сестры в это время молятся на том самом месте, где протоиерей Николай Симо воспринял крест батюшки Иоанна. В деле НКВД отмечено, что отец Николай был человеком, вокруг которого сплотились все почитатели отца Иоанна Кронштадтского. И когда я это прочитал, понял, что неспроста наши сестры именно там молились: вот он — наш небесный покровитель. Написал прошение владыке, он тут же благословил и всё подписал.
Временный храм священномученика Николая Симо, пресвитера Кронштадтского, был заложен 22 апреля 2018 года, освящен малым чином 2 ноября 2018 года. Затем началось строительство каменного храма, который был освящен митрополитом Варсонофием 8 сентября 2023 года.
Спокойствие при любых обстоятельствах
Священномученик Николай Симо родился 6 декабря 1875 года в Аренсбурге Эстляндской губернии в семье священника Адама Симо, который в 1888 году был назначен в эстонский приход при Андреевском соборе Кронштадта. Николай учился в Рижской духовной семинарии, по ходатайству отца был переведен в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Был рукоположен во пресвитера и назначен в Андреевский собор Кронштадта вместо своего отца, которого перевели образовывать эстонский приход при Павловском соборе в Гатчине. Отец Николай был не штатным священником, а приписным, и подвергался унижениям со стороны клириков храма. Их раздражала его безотказность — отец Николай ходил по всему городу и совершал требы на дому. Выказывали ему пренебрежение и потому, что отец Николай был эстонцем, выделяли для служб на эстонском языке самое неудобное время. Он никогда не жаловался, безропотно всё переносил, но у него появилось желание добиться, чтобы у эстонской общины Кронштадта — а в ней было около 800 человек — появился свой храм, где они не чувствовали бы себя чужаками.
Узнав однажды, что в Кронштадте продается бывшее здание англиканской церкви, при этом продавцы заинтересованы в том, чтобы оно оставалось храмом, отец Николай начал хлопотать. К счастью, нашелся богатый купец, который готов был приобрести здание для эстонской общины. Оказал поддержку отцу Николаю и протоиерей Иоанн Кронштадтский, несмотря на противодействие клира Андреевского собора. Здание было куплено и пожертвовано эстонской общине. 1 декабря 1902 года протоиерей Иоанн Сергиев совершил иерейским чином освящение бывшей англиканской церкви, переданной православной общине эстонцев, в честь Воздвижения Креста Господня. И отец Николай начал служить Литургию ежедневно.
Также отец Николай преподавал Закон Божий в эстонской церковно-приходской школе и школе при таможне, был руководителем Кронштадтского отделения Александро-Невского общества трезвости и одним из попечителей Кронштадтского общества трезвости. Постепенно росло уважение к нему не только эстонской, но и русской паствы.
В 1917 году отец Николай Симо стал штатным клириком Андреевского собора, где прежде был «не к месту» причту, — причем был выбран самими прихожанами. Митрополит Петроградский Вениамин, сам в свое время избранный народным голосованием, определил на освободившуюся вакансию того, кто получит большинство голосов на приходском собрании. Выбор пал на отца Николая. В 1919 году он был возведен в сан протоиерея, а когда в 1923 году собор остался без настоятеля, правящий архиерей назначил протоиерея Николая Симо настоятелем знаменитого храма, к тому же благочинным всех храмов Кронштадта.
Отец Николай был арестован 13 октября 1930 года по обвинению в контрреволюционной монархической деятельности. Поначалу он проходил по так называемому «Кронштадтскому делу», по которому получили различные сроки более 60 человек. Отец Николай отказался предоставить сведения, требуемые ГПУ, и органами было принято решение продолжать следствие, но уже по другому делу. Он был «приписан» к делу иосифлян, хотя никогда к ним не принадлежал. Важно отметить, что отец Николай был далек от политической борьбы, а пришествие советской власти объяснял наказанием за грехи и советовал относиться к переменам в жизни со смирением. Обвинительное заключение гласило: «Симо обвиняется в том, что, будучи ближайшим сподвижником о. Иоанна Кронштадтского и руководителем „иоаннитов“, привлекал к себе фанатичные, изуверские, черносотенные элементы и через них вел борьбу с Соввластью, противодействуя всем советским начинаниям. Прикрывая свою контрреволюционную деятельность толкованиями из книг Священного Писания о близком пришествии антихриста и скорой гибели мира, вел работу в духе установок контрреволюционной организации „истинно-православные“». 13 апреля 1931 года выездной сессией коллегии ОГПУ протоиерей Симо Николай Адамович был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу (до 1937 года было еще далеко, и смертные приговоры по подобным делам были редкостью). Расстрелян 18 апреля 1931 года. Причислен к лику святых в 2001 году.
За то время, что в храме возносятся молитвы священномученику Николаю Кронштадтскому, настоятель многое понял про него.
— В народе считается, что каждый святой имеет особую благодать за что-то ходатайствовать, — продолжает отец Артемий. — Например, великомученику Пантелеимону, поскольку он был врачом, молятся о здоровье. А наш святой какую благодать имеет? Через какое-то время я понял, что, исходя из его жития, он имеет благодать давать спокойствие, взвешенность в любых испытаниях, помогает не воспринимать всё эмоционально, а успокоиться, не гнаться за чем-то, определить, что можно сделать на этом месте в этих обстоятельствах. Когда его спрашивали, не боится ли он, что его арестуют, он отвечал: «У меня котомки уже собраны, пусть приходят и арестовывают». Эта трезвость помогает людям обрести покаяние.
Мост через время
Были в жизни прихода и неожиданные, промыслительные встречи.
— Однажды к нам пришла родственница отца Николая, мать его праправнука, — рассказывает настоятель. — Она проходила мимо — оказывается, недалеко живет, — увидела мемориальную доску и не поверила своим глазам: там было имя её родственника! Произошло это до 2023 года, то есть стоял еще временный храм. Её сын, прямой потомок нашего святого, погиб на СВО — ровно за полгода, день в день, до дня памяти святого. Мы не были знакомы, он ушел на фронт раньше, чем его мать стала нашей прихожанкой. И мы отпевали его в нашем новом храме, там еще не было никакой отделки — голые стены из кирпича. Потомки отца Николая остались и по другим линиям. Судьба всех родных была драматичной, я читал дело его родственника, он был диаконом, — репрессирован вместе с дочерью и зятем. К сожалению, все предметы, связанные с памятью отца Николая, уничтожены, у потомков ничего не осталось. Говорят, что-то могло остаться у тех родственников, что живут в других городах, причем у московских родных, точно известно, ничего нет. Место упокоения священномученика тоже неизвестно — я видел лист об исполнении приговора, но там ничего не указано. Следствие длилось долго — полгода он находился в застенках, прежде чем 18 апреля, сразу после Пасхи, его расстреляли.
В храмовый комплекс входит и часовня, тоже с необычным посвящением —мученику Авраамию Болгарскому.
— Наш прихожанин получил огромную помощь от этого святого — тот явился ему и спас его тяжелоболящего младенца. Нас поразило, что древний святой, один из тринадцати домонгольских русских святых, будучи по рождению татарином, стал русским по своей сути, как и святой Николай Кронштадтский, который тоже не был русским по происхождению. Один из первых русских святых, татарин, и один из последних по времени прославления, эстонец, здесь, на нашем приходе, образуют как будто мост через века. В Церкви нет никакой древности, все молодые, и расстояние во времени нас не разделяет, а наоборот, соединяет. Казанская икона, которой будет посвящен большой храм, тоже имеет отношение к татарам, поскольку явлена в Казани. А может быть, без подвига святого Авраамия не было бы никакой Казанской иконы… Перед мощами Авраамия Болгарского молился святой Александр Невский. Он дочь свою, княгиню Вассу, похоронил рядом с ними. Все владимирские князья его особенно почитали. Оба этих святых еще раз показывают, что нет «ни еллина, ни иудея… но всё и во всём Христос» (Кол. 3, 11).
фото: Андрей Петров, Станислав Марченко, Юрий Торлопов