Кричать на площади

22 марта — Праздник Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Почитание Сорока севастийских мучеников было установлено достаточно рано. Их останки после кончины в 320 году были бережно сохранены и перенесены в разные города Римской империи, где в их честь строились храмы и устраивались торжества.
Раздел: ПРАЗДНИК
Кричать на площади
Журнал: № 3 (март) 2012Автор: священник Константин Костромин Опубликовано: 28 марта 2012

22 марта — Праздник Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Почитание Сорока севастийских мучеников было установлено достаточно рано. Их останки после кончины в 320 году были бережно сохранены и перенесены в разные города Римской империи, где в их честь строились храмы и устраивались торжества. Например, святая Эмилия (которая вместе со своим мужем Василием владела землями в Понте, Каппадокии и Малой Армении) и ее дочь святая Макрина получили часть мощей, и разместили в основанном ими монастыре близ Амасии (сейчас турецкий город Амасья), где уже была к тому времени построена церковь Сорока мучеников. От сыновей Эмилии святого Василия Великого и святого Григория Нисского дошли блестящие проповеди в день памяти мучеников. Любопытно, что святой Григорий изначально отказался участвовать в празднике перенесения мощей, но изменил свое мнение после того, как сорок воинов явились ему во сне. Централизованное почитание было установлено при патриархе Прокле Константинопольском (434–446/447). Историк Созомен рассказывает полудетективную историю о том, как праведная императрица Пульхерия искала мощи мучеников и обнаружила их спрятанными в гробнице «диакониссы македонианской ереси» Евсевии: «Царица воздала благодарение Богу, что удостоилась такого откровения и присутствовала при обретении святых мощей. После того, устроив для мучеников драгоценнейшую раку, она поместила их близ угодника Божия Фирса, при чем совершено было общественное празднество, возданы мученикам приличные почести и совершен в честь их крестный ход с псалмопением». В богословских и аскетических текстах сюжет о мученичестве Сорока римских легионеров по частоте использования сопоставим с библейскими.

Признаюсь, раньше к теме Сорока мучеников я был совершенно равнодушен. Как может затронуть история, совершившаяся 1700 лет назад среди бесконечно далеких от меня римских солдат? Ну, казнили. А мало ли кого тогда казнили! И содержание жития явно дополнено вымыслом, чтобы привлечь внимание читателей, поскольку без этого оно сильно проигрывает другим житийным сюжетам. Действительно, кто удивится гибели нескольких десятков солдат из шеститысячного легиона, если не добавить, что зимой на льду обнаженные люди не замерзали, и руководству пришлось принимать экстренные меры… Однако недавно я понял, насколько современна поучительность этого жития.

Однажды в гостях я познакомился с одной интеллигентной женщиной — профессиональным историком. Разговорились, и она сообщила: «А я книгу написала о Книге Деяний. И меня удивляет, почему ею так мало заинтересовались священнослужители, ведь это самый профессиональный историко-филологический комментарий!» Я обещал исправить положение, купить книгу. «Я раскрыла тайну Девятого легиона», — продолжила собеседница. Девятый легион таинственно исчез в начале II века не то в Британии, не то в Каппадокии (нынешняя Турция), не то в Иудее. Автор книги не без гордости заявила, что выяснила его судьбу: оказывается, легионеры приняли христианство и были казнены за это, но поскольку публичная казнь привлекла бы внимание к новой религии, легионеров по долгу службы отправили на заведомую гибель. Таинственная история оказалась столь заманчивой, что не раз привлекала к себе внимание: английская писательница Розмери Сатклиф написала о легионе роман, получивший немало премий, а недавно о нем даже сняли художественный фильм.

Этот сюжет был настолько похож на историю Сорока мучеников, что сначала я подумал: «Речь идет о них». Однако потом выяснил, что это разные легионы, существовавшие в разное время. Их объединяет одно — сходная судьба. Удивительно, что есть несколько примеров такого массового неповиновения римских солдат из-за своих религиозных убеждений. Ведь существует предание и о так называемом Фиваидском легионе, якобы полностью уничтоженном на Галльской границе за христианское неповиновение властям.

Но самым большим потрясением от этой встречи в гостях было другое: женщина-историк, раскопавшая историю Девятого легиона, работает экспертом в судебных процессах по вопросам религиозного экстремизма. То есть профессионально осуждает те мотивы, которыми руководствовались легионеры Севастии и египетских Фив, а также, если верно ее предположение, Девятого британского легиона.

После этого случая я уже не смог равнодушно относиться к истории Сорока севастийских мучеников. Ставшие уже привычными для православного сознания примеры стойкости за веру нашим обществом воспринимаются болезненно. Современная цивилизация отказывается понимать и принимать те причины, которые заставляли древних христиан предпочесть смерть! Сегодняшний верующий, по мнению человека толерантного, не имеет права умереть за веру, но должен получить общественное порицание за свою несговорчивость. Жизнь любой ценой и комфорт любой ценой — главные ценности современного мира — не сопоставимы с подвигом древних христиан. Остается одно: на площадях кричать о подвиге Сорока севастийских мучеников. Может, кто-нибудь да услышит. 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПРАЗДНИК"

12 сентября, четверг
rss

№ 3 (март) 2012

Обложка

Тема номера:Христианский ответ на национальный вопрос