Крестопоклонная неделя
Журнал: № 3 (март) 2014 Опубликовано: 21 марта 2014
Третья неделя Великого поста, в этом году выпадающая на 17-23 марта, называется Крестопоклонной. В воскресенье (23 марта) по окончании малой вечерни Крест переносится с жертвенника на престол, а после великого славословия — в центр храма для поклонения; на Литургии вместо «Трисвятого» поют тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»
Появление Крестопоклонной недели в календаре — долгая и запутанная история. В IV веке в Римской Церкви пост перед Пасхой был трехнедельным и начинался — внимание! — со среды. В Новом Риме — Константинополе — богослужение долгое время совершалось по римскому образцу, но затем под влиянием иерусалимской традиции пост был расширен до восьми недель (Масленица вкупе с привычными нам семью неделями). Но среда пятой недели поста сохраняла свое значение особого «срединного» дня: намеки на это до сих пор остались в Типиконе. Скорее всего, в VII веке — после того, как в 630-х годах император Ираклий отвоевал Крест Господень у персов — роль среды была переосмыслена: она превратилась в день особого почитания Креста как смыслового и временного центра поста. И только потом праздник переместился на ближайшее к среде воскресенье. По словам священномученика Сергия Мечёва, «Святая Церковь не для того установила праздник Честнаго и Животворящаго Креста, чтобы еще раз напомнить нам о крестных страданиях Христа, а для того… чтобы в этот праздник дать нам возможность углубиться в эту величайшую жертву, которую Спаситель принес за наши грехи. И если мы, постоянно памятуя о крестной смерти Господа, сегодня славим Его Честной и Животворящий Крест, то, может быть, хотя в эти святые минуты, после того как мы с такою любовию воспели по уставу Церкви вечерню и утреню этого великого праздника, может быть, говорю, эти святые минуты помогут нам, не желающим идти по Его святому пути, хотя несколько проникнуть в тайну страдания Того, Кто принес величайшую жертву».
Появление Крестопоклонной недели в календаре — долгая и запутанная история. В IV веке в Римской Церкви пост перед Пасхой был трехнедельным и начинался — внимание! — со среды. В Новом Риме — Константинополе — богослужение долгое время совершалось по римскому образцу, но затем под влиянием иерусалимской традиции пост был расширен до восьми недель (Масленица вкупе с привычными нам семью неделями). Но среда пятой недели поста сохраняла свое значение особого «срединного» дня: намеки на это до сих пор остались в Типиконе. Скорее всего, в VII веке — после того, как в 630-х годах император Ираклий отвоевал Крест Господень у персов — роль среды была переосмыслена: она превратилась в день особого почитания Креста как смыслового и временного центра поста. И только потом праздник переместился на ближайшее к среде воскресенье. По словам священномученика Сергия Мечёва, «Святая Церковь не для того установила праздник Честнаго и Животворящаго Креста, чтобы еще раз напомнить нам о крестных страданиях Христа, а для того… чтобы в этот праздник дать нам возможность углубиться в эту величайшую жертву, которую Спаситель принес за наши грехи. И если мы, постоянно памятуя о крестной смерти Господа, сегодня славим Его Честной и Животворящий Крест, то, может быть, хотя в эти святые минуты, после того как мы с такою любовию воспели по уставу Церкви вечерню и утреню этого великого праздника, может быть, говорю, эти святые минуты помогут нам, не желающим идти по Его святому пути, хотя несколько проникнуть в тайну страдания Того, Кто принес величайшую жертву».