Крест ‒ это не мучения, а верность
Проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в праздник Воздвижения Креста Господня
Раздел: ПРОПОВЕДЬ
Михаил Нестеров. «Несение креста»,1912 год. Государственный Русский музей
Журнал: № 9 (сентябрь) 2014Страницы: 4-5 Автор: митрополит Варсонофий Опубликовано: 26 сентября 2014
Согласно Церковному преданию, Крест Господень после снятия с него Спасителя был зарыт на Голгофе вместе с крестами двух разбойников. А спустя многие десятилетия, в середине IV века, обретен — трудами царицы Елены, матери Константина Великого, и патриарха Иерусалимского Макария. Спустя еще 300 лет, в царствование императора Ираклия, Крест Господень был захвачен персами, с которыми тогда воевала Византия, но благодаря дипломатическим усилиям царя торжественно возвращен в Иерусалим. Эти два события мы и отмечаем в день Крестовоздвижения, вспоминая радость ромеев при виде величайшей святыни, благочестие византийских владык, торжество христианского государства.
Только с креста мы способны исповедовать и славословить Бога; в благополучии мы забываем Его. Если человек взял крест, значит, он начал борьбу с грехом, он распял себя греху, он распял себя миру.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». В этом праздничном тропаре, как и во многих кратких молитвах нашей Церкви, вся суть православного упования, символ веры. Распятие и Воскресение, последние часы жизни Господа и Его паки (второе) Рождение неразрывно связаны. Нет освобождения от страданий и смерти без прохождения через страдания и смерть, нет спасения без гибели, нет выхода к свету без хотя бы недолгой дороги в темной долине. Крест — это предел, которым завершается земное служение Иисуса Христа, а значит, всё Его служение, развернутое на месяцы и годы, как бы собирается, концентрируется в одной точке, в нескольких предсмертных вздохах, в немногочисленных последних словах, произнесенных Спасителем на Древе Жизни. Все путешествия Господа по Святой Земле, все беседы Его с учениками, все споры с фарисеями, все чудеса и исцеления, наставления и притчи, грозные пророчества и незабываемые евангельские изречения — в едином возгласе «Совершилось».
Что совершилось? Не просто закончилась жизнь необыкновенного человека, пусть и наполненная удивительными событиями, которые до сих пор толкуют и пересказывают на все лады богословы, поэты, художники, а в последние десятилетия и кинематографисты. Не просто без меры страдающее тело получило освобождение от невыносимых мук. Нет. И вся жизнь, и вот эти самые страдания Христа стали предисловием к той славе, которая обнаружилась в человечестве Господа. А значит, и в нашем человечестве.
Многие недоумевают: почему для спасения человека понадобилась такая страшная смерть, такое чудовищное орудие казни? Этот вопрос сродни вопрошаниям: а почему Господь стал плотником, а не вельможей, родился в хлеву, а не во дворце, выбрал Своим домом захолустную провинцию Римской империи, а не Вечный город? Зачем Он вообще избрал такой сложный метод спасения? Эти вопросы имели бы смысл, если бы не было грехопадения, если бы первый Адам благочестиво возделывал сад своей природы, постепенно и непреткновенно приближаясь к Богу. Но грехопадение случилось. И тогда Сам Бог стал человеком, и именно таким человеком, который впустил в себя «абсолютный максимум» страдания, одиночества, бессилия, чувства богооставленности и тоски. Если человек может вынести всё то, что вынес Христос, не согрешить и сесть одесную Отца, значит, и мы со своими более или менее мелкими невзгодами сможем за ним последовать.
Крест Христов предполагает и наше крестоношение. Через свой крест мы познаем тяжесть Креста Господня. Проведя многие годы в беспечной, греховной жизни — вопреки воле Божией, а значит, и во вред своему спасению, — мы сами для себя стали злодеями и разбойниками. Господь посылает нам крест как последнее средство, чтобы мы, покаявшись в своих преступлениях, признав себя достойными еще больших казней и страданий, не лишились в конечном итоге спасения и получили помилование от Бога. Сколько бывает у нас ропота, негодования, когда к нам приходят скорби, тут мы готовы всё бросить, сойти с креста, — и в конечном итоге потерять спасение.
Епископ Игнатий Брянчанинов учит: «Ученик Христов тогда несет правильно свой крест, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования во Христе и спасения».
Опыт духовной жизни показывает, что только с креста мы способны исповедовать и славословить Бога; в благополучии мы забываем Его, и еще хуже — грехами отвергаем. Кто не принимает на себя крест, тот не может считаться последователем Христовым. Если человек взял крест, значит, он начал борьбу с грехом, он распял себя греху, он распял себя миру.
Важно понимать и то, что подражание Христу, следование за Ним по Крестному пути, — то, что богословы называют «сораспятием», — не предполагают точного копирования жизни Христа. Да, многие христианские святые (и древние, и новые) налагали на себя тяжелейшие послушания, истязали себя, принимали добровольную муку, чтобы истребить в себе даже зачатки греха, не только греховную мысль, но и саму возможность мыслить греховно. Однако подобные методы помогают лишь людям по-своему одаренным — с определенным складом характера, психическим устройством и зачастую крепким физически. Таких людей единицы на миллион! Помните, что личный крест — не в тяжести испытания, а в его постоянстве и в верности человека своему долгу, возложенному на него Богом послушанию. Когда жена говорит мужу (иногда в шутку, иногда всерьез), «ты — мой крест», она чаще всего не имеет в виду, что муж ее бьет или что он бездельник. Скорее всего, в этой фразе намек на то, что жизнь с супругом не сахар, но и расставаться с ним она не намерена. Отдавать в детдом ребенка-инвалида, отказываться от своего профессионального призвания, потому что стали меньше платить, не доводить до логического конца важное и нужное многим людям дело — вот, что значит «сходить с Креста».
Нам, дорогие братья и сестры, каждому Господь дает свой крест. Мы знаем важность, необходимость, спасительность крестоношения и должны до конца своей жизни, поддерживая друг друга, вытерпеть всё, что случится с нами. Всё наше внимание, все наши стремления должны быть направлены к горнему, туда, куда скоро нам придется переселиться, хотим мы этого или не хотим. Пока мы еще в теле, примем данный нам Господом подвиг, соответствующий нашим силам, отбросим от себя всякую леность, бездействие. Господь не так уж много времени отпустил нам для покаяния. Слава будет только после труда и подвига — таков закон жизни.
И никогда не будем забывать, что личный крест не имеет никакого смысла без общего для всех нас — православных христиан — Креста Господня. Самые возвышенные подвиги, самая аскетичная жизнь, самая тяжкая жертва вне перспективы Подвига, Жизни и Жертвы пропадают втуне. Нужно не только трудиться, помогать ближним, побеждать страсти, но и осознавать, для чего все труды и победы. Для последней Победы, которая, будем верить и надеяться, ждет нас за тем пределом, который положил для нас Господь.
Совершим же троекратное поклонение Кресту Господню и возблагодарим Спасителя за то, что Он спас нас через него от рабства греху и диаволу. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Но ценно не возвращение Святого Древа само по себе — тем более что еще в VII веке оно было разделено на части и теперь его частицы находятся в храмах и монастырях всех концов света, — а тот, так сказать, таинственный плод, который процвел и вызрел на этом Живоносном Древе.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». В этом праздничном тропаре, как и во многих кратких молитвах нашей Церкви, вся суть православного упования, символ веры. Распятие и Воскресение, последние часы жизни Господа и Его паки (второе) Рождение неразрывно связаны. Нет освобождения от страданий и смерти без прохождения через страдания и смерть, нет спасения без гибели, нет выхода к свету без хотя бы недолгой дороги в темной долине. Крест — это предел, которым завершается земное служение Иисуса Христа, а значит, всё Его служение, развернутое на месяцы и годы, как бы собирается, концентрируется в одной точке, в нескольких предсмертных вздохах, в немногочисленных последних словах, произнесенных Спасителем на Древе Жизни. Все путешествия Господа по Святой Земле, все беседы Его с учениками, все споры с фарисеями, все чудеса и исцеления, наставления и притчи, грозные пророчества и незабываемые евангельские изречения — в едином возгласе «Совершилось».
Что совершилось? Не просто закончилась жизнь необыкновенного человека, пусть и наполненная удивительными событиями, которые до сих пор толкуют и пересказывают на все лады богословы, поэты, художники, а в последние десятилетия и кинематографисты. Не просто без меры страдающее тело получило освобождение от невыносимых мук. Нет. И вся жизнь, и вот эти самые страдания Христа стали предисловием к той славе, которая обнаружилась в человечестве Господа. А значит, и в нашем человечестве.
Многие недоумевают: почему для спасения человека понадобилась такая страшная смерть, такое чудовищное орудие казни? Этот вопрос сродни вопрошаниям: а почему Господь стал плотником, а не вельможей, родился в хлеву, а не во дворце, выбрал Своим домом захолустную провинцию Римской империи, а не Вечный город? Зачем Он вообще избрал такой сложный метод спасения? Эти вопросы имели бы смысл, если бы не было грехопадения, если бы первый Адам благочестиво возделывал сад своей природы, постепенно и непреткновенно приближаясь к Богу. Но грехопадение случилось. И тогда Сам Бог стал человеком, и именно таким человеком, который впустил в себя «абсолютный максимум» страдания, одиночества, бессилия, чувства богооставленности и тоски. Если человек может вынести всё то, что вынес Христос, не согрешить и сесть одесную Отца, значит, и мы со своими более или менее мелкими невзгодами сможем за ним последовать.
Крест Христов предполагает и наше крестоношение. Через свой крест мы познаем тяжесть Креста Господня. Проведя многие годы в беспечной, греховной жизни — вопреки воле Божией, а значит, и во вред своему спасению, — мы сами для себя стали злодеями и разбойниками. Господь посылает нам крест как последнее средство, чтобы мы, покаявшись в своих преступлениях, признав себя достойными еще больших казней и страданий, не лишились в конечном итоге спасения и получили помилование от Бога. Сколько бывает у нас ропота, негодования, когда к нам приходят скорби, тут мы готовы всё бросить, сойти с креста, — и в конечном итоге потерять спасение.
Епископ Игнатий Брянчанинов учит: «Ученик Христов тогда несет правильно свой крест, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования во Христе и спасения».
Опыт духовной жизни показывает, что только с креста мы способны исповедовать и славословить Бога; в благополучии мы забываем Его, и еще хуже — грехами отвергаем. Кто не принимает на себя крест, тот не может считаться последователем Христовым. Если человек взял крест, значит, он начал борьбу с грехом, он распял себя греху, он распял себя миру.
Важно понимать и то, что подражание Христу, следование за Ним по Крестному пути, — то, что богословы называют «сораспятием», — не предполагают точного копирования жизни Христа. Да, многие христианские святые (и древние, и новые) налагали на себя тяжелейшие послушания, истязали себя, принимали добровольную муку, чтобы истребить в себе даже зачатки греха, не только греховную мысль, но и саму возможность мыслить греховно. Однако подобные методы помогают лишь людям по-своему одаренным — с определенным складом характера, психическим устройством и зачастую крепким физически. Таких людей единицы на миллион! Помните, что личный крест — не в тяжести испытания, а в его постоянстве и в верности человека своему долгу, возложенному на него Богом послушанию. Когда жена говорит мужу (иногда в шутку, иногда всерьез), «ты — мой крест», она чаще всего не имеет в виду, что муж ее бьет или что он бездельник. Скорее всего, в этой фразе намек на то, что жизнь с супругом не сахар, но и расставаться с ним она не намерена. Отдавать в детдом ребенка-инвалида, отказываться от своего профессионального призвания, потому что стали меньше платить, не доводить до логического конца важное и нужное многим людям дело — вот, что значит «сходить с Креста».
Нам, дорогие братья и сестры, каждому Господь дает свой крест. Мы знаем важность, необходимость, спасительность крестоношения и должны до конца своей жизни, поддерживая друг друга, вытерпеть всё, что случится с нами. Всё наше внимание, все наши стремления должны быть направлены к горнему, туда, куда скоро нам придется переселиться, хотим мы этого или не хотим. Пока мы еще в теле, примем данный нам Господом подвиг, соответствующий нашим силам, отбросим от себя всякую леность, бездействие. Господь не так уж много времени отпустил нам для покаяния. Слава будет только после труда и подвига — таков закон жизни.
И никогда не будем забывать, что личный крест не имеет никакого смысла без общего для всех нас — православных христиан — Креста Господня. Самые возвышенные подвиги, самая аскетичная жизнь, самая тяжкая жертва вне перспективы Подвига, Жизни и Жертвы пропадают втуне. Нужно не только трудиться, помогать ближним, побеждать страсти, но и осознавать, для чего все труды и победы. Для последней Победы, которая, будем верить и надеяться, ждет нас за тем пределом, который положил для нас Господь.
Совершим же троекратное поклонение Кресту Господню и возблагодарим Спасителя за то, что Он спас нас через него от рабства греху и диаволу. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Аминь.