Красота для Бога и человека

Долгие годы Смольный собор поражал исключительно внешне: как храм он не использовался, убранство не сохранилось. Только в нынешнем веке в нем постепенно  возобновились богослужения, а в 2016 году он окончательно стал храмом, более того — ему был возвращен статус главного храма всех учебных заведений Санкт-­Петербурга. Как и прежде, в дореволюционные времена, здесь стали собираться преподаватели и студенты для торжественных богослужений. Но храм — место, где официозом ограничиться невозможно. Как сейчас живет собор, кто его прихожане, как он восстанавливается после десятилетий запустения — об этом мы говорим с клиром и мирянами в год 190‑летия со дня освящения Смольного собора.
Журнал: № 10 (октябрь) 2025Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 23 октября 2025


Самый долгий долгострой

Настоятель протоиерей Петр Мухин
Настоятель протоиерей Петр Мухин

— У Смольного собора особая история, — говорит настоятель, благочинный храмов при вузах протоиерей Петр Мухин. — Своим основанием и строительством он обязан двум женам-­мироносицам, великим императрицам. Елизавета Петровна заложила Смольный собор. В течение 15 лет он был построен — и более 60 лет стоял закрытым. Супруга Павла I, вдовствующая императрица Мария Феодоровна, мать императоров Александра I и Николая I, стала устроительницей Смольного собора. Он был задуман именно для духовного просвещения молодежи, студенчества Санкт-­Петербурга. Императрица Мария Феодоровна была инициатором и основателем более 30 учебных заведений по всей Российской империи. Она не только создала образовательные программы, но и подготовила специалистов и руководство для духовного просвещения и образования студенчества. О том, что именно она учредила Смольный собор как храм учебных заведений Российской империи, свидетельствует памятная доска в восточной части собора, внутри алтаря, на горнем месте.

От закладки до освящения собора прошло 87 лет — за это время были построены Никольский, Казанский, Исаакиевский (­всего-то за сорок лет) соборы, перестроена Лавра… Интересно, что цифра 87 появляется в истории собора не один раз.

— От его освящения до закрытия также прошло ровно 87 лет, — продолжает отец Петр. — В 1922 году Смольный собор был закрыт, имущество разграблено и, к большому сожалению, бесследно исчезло. Остался только запрестольный образ, написанный Венециановым на холсте, «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института». Он хранится в Русском музее. И это единственная историческая вещь, которая точно происходит из собора. И первое после закрытия собора богослужение было совершено в нем приснопамятным митрополитом Владимиром тоже ровно через 87 лет. Это было на праздник Благовещения в 2010 году.

Но даже в советские годы кресты со Смольного собора не были сняты, хотя с других храмов их снимали повсеместно.

Диакон Роман Катаев
Диакон Роман Катаев

— Все кресты сохранились, кроме одного, который упал в 2001 году, если не ошибаюсь, и был заменен, — говорит ближайший помощник отца Петра диакон Роман Катаев. — А остальные — подлинные, они до наших дней простояли.

В жизни отца Романа Смольный собор возник в самые первые дни, когда он приехал в Петербург из Уфы поступать в духовную семинарию.

— Приехав сюда в середине августа, я изучал город. Во время одной из первых прогулок увидел Смольный собор. Я подошел и подергал дверь, и только тогда заметил вывеску, что это концертный зал. Поскольку дело было днем, он был закрыт, нельзя было вой­ти. Я был удивлен: внешне это был храм, ничто не говорило о том, что внутри храма нет. И так получилось, что в концертный зал я никогда не ходил. Не то чтобы из принципа — началась учеба в семинарии, мало было времени. 24 мая 2009 года, в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, студентам предложили поехать на первую службу в Смольный собор. Это был молебен, который совершил тогдашний ректор владыка Амвросий (ныне митрополит Тверской и Кашинский. — Прим. ред.). Некоторые из моих сокурсников там были, но я по ­каким-то причинам поехать не смог. Символично, что именно владыка Амвросий совершал Литургию в 2016 году, когда собор передавали Церкви. Попал я сюда первый раз, когда уже закончил обучение в магистратуре Духовной академии и искал приход, где мог бы служить. Спрашивал знакомых, друзей. Один и пригласил прийти в Смольный собор. Службы были регулярными, но концертный зал тоже имел свой режим: в 11 часов начиналась его работа, и время для богослужения было с 7 до 11 утра. Я приехал рано утром, вошел сюда впервые и удивился, увидев, что на входе — стойка администратора, а дальше — занавес, который полностью закрывал всю внутренность собора для входящих. То есть кто не купил билетик, тот не может посмотреть на собор. Нужно было зайти за эти шторы, и тогда уже открывался вид концертного зала, который вполне профессионально использовал пространство собора. Были задрапированы все окна, не было естественного освещения. В центральном алтаре стояли временные перегородки, разделявшие пространство на клетушки, где сидели сотрудники.

Став алтарником, отец Роман практически сразу стал проводить экскурсии. В основном рассказывал о внешнем виде, архитектурном ансамбле, но и внутри собора, хотя интерьер большей частью был утрачен, можно было подметить много интересного: например, фрагмент росписи, который обнаружили реставраторы в 2000‑е годы.


Передача Смольного собора Церкви. Протоиерей Петр Мухин, епископ Петергофский Амвросий (ныне митрополит Тверской и Кашинский), вице-губернатор Александр Говорунов. 25 января 2016 года
Передача Смольного собора Церкви. Протоиерей Петр Мухин, епископ Петергофский Амвросий (ныне митрополит Тверской и Кашинский), вице-губернатор Александр Говорунов. 25 января 2016 года


Городские легенды

На вопрос, не пытались ли искать пропавшее убранство собора, диакон Роман Катаев отвечает так:

— Искали, и не только мы, но и наши предшественники, которые, собственно, управляли этим зданием, — музей «Исаакиевский собор». Но даже от огромного центрального иконостаса, почти 23 метра в высоту, не сохранилось ни одной щепочки. Боковые иконостасы были по 17 метров, и тоже не сохранилось ничего. Уникальным элементом интерьера Смольного собора была хрустальная балюстрада, которая преграждала путь в алтарь. Периодически ходят слухи, что ­где-то её обнаружили, поговаривали даже, что из неё в советское время изготовили стеклянные плитки для колонн на станции метро «Автово», но это не более чем городская легенда. Ходил также слух, что хрустальная балясина в особняке Половцова — часть балюстрады Смольного собора. Но специалисты музея «Исаакиевский собор» выяснили, что нет, хотя, возможно, и сделана по тем же лекалам.

Поиски активизировались, когда понадобились исторические материалы для реконструкции утраченного убранства. Отец Петр обращался и в Институт истории СПбГУ, и в различные музеи, архивы, чтобы они помогли найти хоть ­какую-то информацию об элементах интерьера Смольного собора.

— По этим документам у нас выстроилась хронология закрытия, — продолжает отец Роман. — Мы знаем точный день, 7 октября 1922 года, когда собор был опечатан по решению местной районной власти. Даже не городской, а именно районной — было такое учреждение «Церковный стол». В соборе всё осталось на своих местах, его было решено передать в музейное ведомство, но в результате им никто не занимался. На фотографиях 1920–1930 годов видно, что интерьеры собора находятся в состоянии стихийного уничтожения: валяется на полу церковная утварь, разбитые оконные рамы, иконы, книги. В начале 1970‑х в здании открылась экспозиция «Ленинград сегодня и завтра», тогда его чуть-чуть починили. Остов главного иконостаса простоял, видимо, до 1970‑х годов, потому что в архиве КГИОПа обнаружились акты, которые подтверждают, что его перед созданием выставки «Ленинград сегодня и завтра» демонтировали и передали по актам в Музей истории Ленинграда, то есть в Петропавловскую крепость. Обращались туда, даже просили архимандрита Александра (Федорова), настоятеля Петропавловского собора, поспособствовать, поискать. Но и оттуда пришел ответ, что ни иконостаса, ни даже актов этих сегодня нет.

К счастью, в соборе не случилось никаких варварских перепланировок, хотя был проект использовать здание в качестве планетария…
Сейчас у собора появилось пространство, называемое «подцерковьем», там располагается музейная экспозиция, проводятся различные просветительские мероприятия.

— То, что было заложено 277 лет назад, сегодня в первозданном виде открыто, — говорит отец Петр. — Это пространство обустроено для проведения различных мероприятий, но здесь сохранена история — в каждом кирпиче, во всем, к чему мы прикасаемся и что видим. Мы сохранили всё как было, ничего не переделывая.


Архивное фото Смольного собора
Архивное фото Смольного собора


Целый ансамбль

— Смольный собор — удивительное творение великого архитектора Бартоломео Растрелли, — продолжает отец Петр. — Тональность западной архитектуры была им переосмыслена, и мы не воспринимаем это здание как ­какой-то западный собор, а воспринимаем как православный храм.

Собор — центр архитектурного ансамбля, в который входило в том числе несколько храмов. Сейчас их здания занимают различные организации.

— Церковь святого Александра Невского, храм Смольного института благородных девиц, то есть юго-восточная башня, разделена на несколько этажей, — говорит отец Роман. — Здание принадлежит администрации Санкт-­Петербурга, на верхнем этаже, насколько я знаю, находится библиотека, и там сохранился фрагмент настенной росписи. Еще одна церковь — с другой стороны, здание тоже разбито на этажи. В настоящее время эти храмы — в состоянии реставрации. Северо-­восточная церковь была первым или одним из первых храмов Смольного монастыря, она была освящена при Екатерине Второй в честь её небесной покровительницы великомученицы Екатерины. Рядом с ней — северо-­западная башня монастыря, там располагалась церковь праведных Захарии и Елисаветы, это тоже храм конца XVIII века, в его отделке успел принять участие сам Растрелли. Реставрация в этих церквях уже завершена, церковный интерьер не восстановлен, но отделка стен и само пространство восстановлены. Эти здания находятся в ведении СПбГУ.

— Весь ансамбль Смольного собора — уникальное культурное наследие, которое требует особого внимания и заботы, — говорит ректор СПбГУ Николай Кропачев. — Мы стремимся сохранить исторический облик помещений, одновременно адаптируя их к современным потребностям Университета.
Сами монастырские корпуса комплексную реставрацию еще не проходили, кроме помещений, которые относятся к администрации города.

— То, что большинство корпусов монастыря принадлежит Университету, — наверное, самый лучший вариант, — считает отец Роман. — В этом прослеживается некое преемство, потому что Смольный институт благородных девиц возник именно здесь. И хорошо, что сегодня там не ­какие-­нибудь автомастерские или склады…


Архивное фото Смольного собора
Архивное фото Смольного собора


Маяк для юношества

— Собор является маяком духовного просвещения молодежи и студенчества Санкт-­Петербурга, в нем собираются студенты, ректоры вузов, начальники военных училищ, — говорит отец Петр.

В течение года проходит больше ста мероприятий — и на площадках высших учебных заведений, и в самом соборе: студенческие форумы, лагерные смены, выставки. В день освобождения города от блокады студенты принимают участие в возложении цветов на Пискаревском кладбище, потом приходят в собор, где священники служат панихиду, а соборный колокол совершает 900 ударов в память о подвиге ленинградцев. Проходят просветительские программы, их разрабатывают сами студенты: уроки мужества, на которых выступают ветераны, викторины в формате «Что? Где? Когда?», круглые столы, форумы, посвященные великим святым — Александру Невскому, Иоанну Кронштадтскому. Проходят паломнические поездки, студенческие балы — Покровский и Бал Победы. Важно, подчеркивает отец Петр, что на этих мероприятиях молодые люди знакомятся, находят будущих спутников жизни, и это совпадает для них с открытием мира православия, постижением жизненных принципов, которые были им до того неизвестны.

— Заканчивая учебное заведение, бывшие студенты идут в мир, уже понимая, что такое православие, — говорит настоятель. — Они прежде всего открывают для себя Христа, становятся христианами. Есть и те, кто через знакомство со Смольным собором после светского вуза поступает в духовные учебные заведения. Мы стараемся неформально, добросердечно выстроить общение со студентами, чтобы ребята сами нашли для себя служение.

Помимо Татьяниного дня — праздника российского студенчества, в соборе проходят и другие «студенческие» богослужения. Перед началом учебного года здесь служат молебны, на которые собираются студенты со всего города. Совершаются молебны и перед сессиями.
В праздновании 190‑летия освящения собора 3 августа участвовали и студенты, и курсанты. В этом году 15 июня в Смольном соборе впервые отмечался День медика, были приглашены руководители и медицинских учреждений, и медицинских вузов, преподаватели, студенты. Медицинские учебные заведения тесно связаны с собором, поскольку отец Петр — настоятель храмов при нескольких медицинских вузах.
Большую работу со студентами ведет и Межвузовская ассоциация содействия духовно-­нравственному просвещению «Покров». Отец Петр — её исполнительный директор. Для студентов устраивают экскурсии по Смольному собору с подъемом на смотровую площадку, общением со священниками.
Поскольку собор реставрируется, студенты-­реставраторы проходят здесь практику. Им дают на реставрацию иконы из ризницы, во время практики для них проводят экскурсии. Проходят здесь практику и студенты-­музеологи.
Духовно связан со Смольным собором храм святых апостолов Петра и Павла при Санкт-­Петербургском университете, потому что протоиерей Петр Мухин в период реставрации храма стал его настоятелем.

— Смольный собор стал местом проведения важных университетских событий, объединяющих духовное и светское, ведь религия, образование и наука должны дополнять друг друга, — говорит Николай Кропачев. — Лично для меня посещение собора — это возможность побыть наедине со своими мыслями, найти внутренний покой и вдохновение. В повседневной жизни я чаще бываю в нашем домовом храме святых апостолов Петра и Павла, в котором после восстановления и освящения возобновлены регулярные службы, причем не только для универсантов, а для всех желающих. Но каждое посещение Смольного собора наполняет душу особым воодушевлением и радостью общения с Богом.

Возможно, ­кто-то скептически поднимет бровь: «Петербургские студенты — верующие? Студенты, наоборот, всегда славились вольнодумством!»

— Современная молодежь гораздо более разнообразна в своих убеждениях, чем принято считать, — уверен Николай Михайлович. — Среди молодых людей немало искренне верующих, они вполне успешно совмещают научную деятельность с духовной жизнью. Примером для них служат в том числе известные универсанты — Дмитрий Иванович Менделеев, Иван Петрович Павлов и многие другие прихожане храма святых апостолов Петра и Павла при Санкт-­Петербургском университете. Храм становится важным центром духовной жизни Университета. Недавно в Санкт-­Петербургском университете открылся Институт теологии. Мой опыт общения с универсантами показывает, что интерес к религии среди студентов растет. Конечно, религиозность у студентов проявляется по-разному: ­кто-то активно участвует в церковной жизни, ­кто-то ищет духовные ориентиры самостоятельно.


Празднование 190-летия освящения Смольного собора. 3 августа 2025 года
Празднование 190-летия освящения Смольного собора. 3 августа 2025 года


Немного акустики

Некоторые представители культурного, но нецерковного сообщества были недовольны передачей собора Церкви, с сожалением вспоминали концертный зал в его стенах. Отец Петр рассказывал, что, когда в соборе начались богослужения, многие из сотрудников концертного зала относились к этому крайне неодобрительно. Когда он проходил с кадилом, дамы морщились: «Ну, надымил!», ­кто-то даже говорил, не ощущая анекдотичности: «Вот, устроили из собора церковь!»
Концерты в Смольном соборе продолжаются и сейчас, после того как он стал храмом. Например, хор под управлением Теодора Курентзиса исполнил в соборе Всенощное бдение Сергея Рахманинова. Это было не богослужение, а именно концерт. Он начался с молебна, который совершил отец Петр. Певчие стояли на ступенях под иконостасом.

— Регистрация через таймпад за несколько минут завершилась, было свыше тысячи билетов, не все желающие смогли попасть, — вспоминает отец Роман. — Вход был бесплатным, так как в храмах никогда не устраиваются платные мероприятия. Внизу, в подцерковье, мы проводим мероприятия в формате «вход за пожертвование», но в основном пространстве храма этого быть не может.

В соборе выступали хор Оптиной пустыни, хор мальчиков, проводятся ежегодные певческие фестивали. Инструментальную музыку в самом соборе не исполняют, а вот в подцерковье это возможно.

Регент Александр Попов
Регент Александр Попов

Регент Александр Попов — старейший сотрудник благочиния храмов при вузах, он начинал с отцом Петром в Петропавловском храме при Медицинском университете имени Мечникова. Когда передали Смольный собор, отец Петр благословил Александру перейти туда.

— Хор Смольного собора — это скорее собрание специалистов, нас всего шесть человек, этого вполне хватает. У нас, если можно так сказать, семейно-­дружеский коллектив: поют моя супруга, дети и друзья. Внутренним убранством наш собор, к сожалению, похвастаться не может. Нередко, когда приходят посетители, слышен вздох разочарования: они не ожидали такой лаконичности. Но Смольный собор имеет особенность, которой может позавидовать любой собор Санкт-­Петербурга, да и не только. Мне довелось выступать с концертами в различных соборах мира, и я с уверенностью могу сказать, что такой акустики нет ни в одном храме. Поэтому шести человек достаточно, а у тех, кто не знает, полное ощущение, что поют человек двадцать. Вместе с тем акустика в соборе специфическая. Во времена концертного зала там исполнялась светская музыка, но не вся: когда пробовали исполнять произведения в подвижном темпе, случалось такое наслоение звуков, что слушатель терялся в какофонии — реверберация слишком большая. Поэтому окна и закрывали огромные шторы — таким образом «боролись» с акустикой. Но этого оказалось мало, и руководство концертного зала заказало целую научную работу, она называется «Акустика Смольного собора». Уважаемая дама, профессор одного из вузов нашего города, исследовала вопрос. Выход она видела только в том, чтобы перекрыть купол сверху, построить внутри собора «коробку». То есть, как итог, получается, что акустика собора предназначена именно для исполнения духовной музыки, и всё остальное она просто «не принимает». Поэтому стенания на тему «мы лишились такого замечательного концертного зала» — полный бред, к тому же в Санкт-­Петербурге концертных залов вполне хватает.


Первое богослужение в Смольном соборе после его закрытия. Протоиерей Сергий Куксевич, митрополит Владимир (Котляров), протоиерей Виктор Московский, протоиерей Петр Мухин. 7 апреля 2010 года
Первое богослужение в Смольном соборе после его закрытия. Протоиерей Сергий Куксевич, митрополит Владимир (Котляров), протоиерей Виктор Московский, протоиерей Петр Мухин. 7 апреля 2010 года


Приход в прежних границах

Когда Смольный собор передавали Церкви, было немало разговоров: «Зачем передали, кто туда будет ходить? Там и жилых ­домов-то рядом нет!» Тем не менее приход в Смольном соборе есть и постоянно разрастается.

— Когда фотографируешь внутри собора, всегда кажется, что людей здесь очень мало, потому что пространство огромное, — отмечает отец Роман. — На самом деле в ­какой­нибудь небольшой храм они бы не поместились. Кстати, мы нашли интересные документы. До революции приходы имели четкие границы, и границы прихода Смольного собора были те же, что и сейчас: часть Суворовского проспекта, Шпалерная улица. То есть сейчас приходят жители практически тех же домов, что и раньше.

Директор воскресной школы Ольга Быкова специально пошла учиться, чтобы преподавать юным прихожанам Смольного собора. По первому образованию она бухгалтер-экономист, в 2010‑е стала воцерковляться, поменялись жизненные ценности, и Ольга решила поступить в магистратуру по специальности «духовно-­нравственное воспитание» в РГПУ имени Герцена. В то время как раз собор был передан Церкви, и отец Петр благословил Ольгу возглавить воскресную школу. Школа была зарегистрирована, прошла аттестацию, и с 2016 года в ней проходят занятия.

Директор воскресной школы Ольга Быкова
Директор воскресной школы Ольга Быкова

— Училась я в магистратуре два с половиной года, было очень интересно, для нас устраивали экскурсии, в том числе в Духовную академию, различные поездки. Учеба была как праздник, и мы хотим, чтобы обучение детей в нашей школе тоже было праздником, радостью. Я сама мама шестерых детей, четверо — школьники. Старшей дочери 15 лет, она посещает занятия с радостью, помогает уже с малышами: может накрыть на стол, приготовить ­что-то — отец Петр благословил устраивать после службы перед занятиями обеды для детей.

Одно из подразделений воскресной школы — школа алтарников, она существует уже три года. Мальчики углубленно изучают Закон Божий, им преподают иерей Димитрий Пикулин и искусствовед Наталья Юферева. Старший сын Ольги тоже посещает эту школу. У мальчиков практика в алтаре, а на теоретических занятиях к ним могут подключаться старшие девочки. Для малышей и детей, которые недавно пришли в храм, действует начальная группа, есть и музыкальные занятия.
— Два раза в год мы делаем большие праздники, на Пасху и Рождество, приглашаем детей из других школ, из социальных центров, детей, чьи папы на СВО, — продолжает Ольга. — Всем детям, которые приходят, мы дарим подарки, всегда с запасом покупаем, чтобы каждый ребенок почувствовал радость праздника. Экскурсии для детей организуем, в Кронштадт очень любим ездить, в наступающем учебном году тоже собираемся, вообще мероприятия планируем на год.
— Всё в этой жизни необходимо со старанием заслужить, — говорит отец Петр. — Созидая приход, надо горячо молиться и, конечно, относиться с терпением и любовью к любому человеку, приходящему в храм. Постепенно община собирается, появляются прихожане, которые называют Смольный собор своим родным храмом. Самая важная функция собора — просветительская. Что такое образование? Это запечатление образа Божия через познание мира. Когда человек открывает для себя мир, зная Бога, его деятельность будет всегда нравственной, положительной. Наука, в которой нет нравственного основания, всегда будет против жизни, против человека. И очень важно открывать нравственные законы детям и молодежи — тогда у нас будут великие ученые, великие строители, великие открыватели, великие историки, великие наставники, великие служители, великие руководители. Главная задача для христиан — победа жизни над смертью. Когда она будет происходить, осуществляться в жизни человека, то какой бы путь человек ни избрал — он станет служением. Если есть служение Христу, значит, мы будем победителями смерти. 

Фото Андрей Петров, Юрий Костыгов и из архива Смольного собора


Празднование 190-летия освящения Смольного собора. Епископ Кронштадтский Вениамин, митрополит Варсонофий, епископ Петергофский Силуан, протоиерей Петр Мухин. 3 августа 2025 года
Празднование 190-летия освящения Смольного собора. Епископ Кронштадтский Вениамин, митрополит Варсонофий, епископ Петергофский Силуан, протоиерей Петр Мухин. 3 августа 2025 года

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"