Краса держав, краса корон
За более чем треть века правления императрицы было создано множество её изображений. Идеальным просвещенным монархом, пекущемся о благе народа, Екатерина II предстает на большинстве парадных портретов. «Вознеси богине славу /Выше солнца наконец!» — пишет А. П . Сумароков в своей «Оде государыне императрице Екатерине Второй на день её тезоименитства 1762 года ноября 24 дня». Живопись и литература классического стиля аллегорически изображает императрицу с атрибутами античного героя. Такой мы видим её на знаменитом портрете Дмитрия Левицкого «Екатерина II — законодательница» (начало 1780-х, Третьяковская галерея). На полотне — храм богини правосудия, сама богиня с весами в руках восседает на пьедестале, а центральное место картины занимает её жрица Екатерина. Сожженные на жертвенном огне алые маки символизируют личный покой, принесенный на благо общества, у ног императрицы — книги, орел сторожит написанные в них законы. Развевающиеся от порывов сильного ветра завесы за головой императрицы напоминают корабельные снасти, и позади видно море и корабль, на флаге которого виднеется андреевский крест (воспоминание о победах русского флота при Чесме). Несмотря на аллегоризм, картина очень живая, сама Екатерина здесь весела и полна жизни, она сообщает энергию всей картине.
В Русском музее хранится другой портрет императрицы кисти Левицкого с тем же названием, но датируемый 1783 годом. Композиционно на картине ничего не изменилось, однако образ Екатерины здесь иной по духу и замыслу: нет былого размаха, яркость красок сменил тусклый желтый цвет, ветер почти улегся, а огонь жертвенника затух и превратился в дым, оставив нетронутыми алые маки. Зато бросаются в глаза знаки царской власти: тяжелая орденская цепь, орлы на мантии императрицы. Улыбка Екатерины теперь холодна и любезна, а жест руки, в раннем варианте картины будто указывающий на славные действия, сменился салонным жестом, похожим на приглашение в гости. Интересно, что на позднем портрете императрица изображена значительно более молодой, чем на первом. Аллегорический портрет ставит главной целью дать концепцию личности и её общественной роли. Что послужило для Левицкого поводом к изменению этой концепции, остается загадкой. Среди неофициальных портретов императрицы, целью которых было изобразить реальную Екатерину с присущими ей чувствами, настроением и характером, один из лучших принадлежит кисти Михаила Шибанова («Екатерина II в дорожном костюме», 1787). Повседневная одежда подчеркивает прозаичность портрета императрицы, изображенной в возрасте: она похожа здесь на мужчину с волевым, но мягким лицом и твердым взглядом, лишенным мечтаний и романтики, сосредоточенным на деле. Шибанова, выходца из крестьян, живопись которого отличалась правдивостью и реалистичностью, князь Потемкин специально пригласил писать императрицу с натуры (этой чести не удостоился даже академик Левицкий, который был вынужден писать царицу по другим портретам). На выставке будут представлены парадные портреты Екатерины II и её современников кисти Дмитрия Левицкого, Ивана Аргунова, Фёдора Рокотова, Стефано Торелли, Иоганна Баптиста Лампи старшего, Йозефа Крейцингера, Сальваторе Тончи. Кроме того, зритель увидит скульптурные портреты, выполненные выдающимся мастером русского классицизма Фёдором Шубиным, итальянским скульптором Джакопо Моналди и другими ваятелями. Можно будет увидеть и множество чисто аллегорических произведений, представляющих императрицу в образе Минервы — воительницы и покровительницы искусств. Царствование Екатерины II ознаменовалось для Российского государства преобразованиями социальной структуры, законодательной базы, становлением промышленности и расцветом культуры. Разнообразная по материалам и темам экспозиция повествует о серьезных и важных событиях в истории России на материале более чем 500 произведений изобразительного и прикладного искусства — это живописные и графические произведения, скульптура, изделия из фарфора и стекла, предметы прикладного искусства, костюмы и архивные документы. Выставка отражает запечатленные в искусстве глубинные внутрироссийские и геополитические преобразования, в которых Екатерина II сыграла важнейшую роль. Это расширение границ Российской империи на запад и на юг. В батальных и аллегорических картинах, рисунках и гравюрах нашли отражение военные события эпохи. Прежде всего, это Русско-турецкие войны (1768-1774 и 1788-1790), Русско-шведская война (1788-1790). Отразился в искусстве и целый ряд проектов екатерининской эпохи: так называемый Греческий проект, отношения с Мальтийским орденом и т. д., поездка государыни по южным губерниям. Важную роль в эту эпоху играли активные и многообразные историко-культурные и художественные связи России и Западной Европы, в том числе контакты государыни с французскими энциклопедистами Дидро и Вольтером. На выставке будут представлены многочисленные портреты выдающихся соратников императрицы — братьев Орловых, адмиралов Грейга и Сенявина, Г. И . Потемкина, П. и В. Зубовых и многих других. Посетители смогут увидеть запечатленные кистью Михаила Иванова (виды Старого Крыма) и Фёдора Алексеева (виды Бахчисарая и Николаева) пейзажи, которые лицезрела Екатерина II во время своих многочисленных путешествий по России. Кисти Михаила Иванова принадлежит и ряд батальных сцен на суше и море, написанных акварелью и гуашью. Морские сражения при Чесме запечатлел по заказу русского императорского двора Якоб Филипп Хаккерт. Выставка объединяет предметы из коллекций Русского музея, Государственного исторического музея, ГМИИ им. А. С . Пушкина, Третьяковской галереи, Эрмитажа, музеев-заповедников «Московский Кремль», «Павловск» и «Петергоф», мемориального музея А. В . Суворова и других музеев, а также из архивов и частных собраний.