Кочевники в Петербурге
Петербург всегда был многонациональным городом, всегда на первый план в нем выступали личные качества, а не национальность или вероисповедание человека. Самые разные люди веками умудрялись жить здесь в мире, не ставя это себе в заслугу и не видя в этом ничего необычного. При этом диаспоры «скреплены» изнутри совершенно по-разному. Маленькая община бурятов сохраняет единство только благодаря «религиозному фактору». Много ли мы знаем о бурятах? Как выживают вдали от степного, вечно синего неба их наречие, кухня и, главное, вера, центр которой — известный всем петербуржцам буддийский дацан на Приморском проспекте?
Раздел: Крупный план
Для петербургских бурят нет никакого противоречия в том, чтобы верить шаманам и ходить в дацан
История одного дацана
Буряты — кочевой народ. По историческим меркам совсем недавно они жили в юртах, занимались скотоводством, перебираясь с места на место. Сейчас в мире примерно 620 000 бурят. Около половины из них живет в Бурятии, в Петербурге — примерно две тысячи. В Москве — до пяти. В Санкт-Петербурге и Москве в бурятских семьях обычно до трех детей, в деревнях и самой Бурятии — до пяти. Среди бурят в обеих столицах много врачей и учителей.Приезжать в Санкт-Петербург буряты начали еще в XVIII веке. Чаще всего они получали здесь образование и возвращались на родину. Но некоторые оставляли заметный след в истории имперской столицы. Например, бурят Петр Бадмаев, специалист по восточной медицине, был личным врачом императора Александра III. Находясь на службе у государя, он принял православную веру. В его дом на Поклонной горе и после революции стекались страждущие со всего города.
В древности основной религией бурят был шаманизм, но в XVI веке они приняли буддизм. В 1915 году в Петербурге был построен самый северный в мире буддийский храм — дацан Гунзэчойнэй (в переводе с тибетского: «Источник святого учения всесострадающего владыки-отшельника»). Вокруг него и начала формироваться буддийская община, состоящая, главным образом, из калмыков и бурят. В 1919 году дацан был разграблен, позже закрыт. Здание вернули буддистам только в 1990 году. Дацан — не просто религиозный центр: это и монастырь, и духовная школа. В петербургском дацане практикуется восточная медицина, есть воскресная школа, обучают искусству медитации. В столовой можно отведать традиционное бурятское блюдо — буузы, паровые пельмени в форме цветков лотоса. Для бурятского народа дацан играет консолидирующую роль. Любопытно, что, хотя бурят в столице почти вдвое больше, но дацана в Москве нет, поэтому нет и единой бурятской общины.
Маленькая община бурятов сохраняет единство только благодаря «религиозному фактору»
Цветок чабреца
Бурятский этнос известен своей музыкой, сказаниями, народным танцем ёхор. Сохранением бурятской культуры в Петербурге занимается благотворительный фонд «Ая-Ганга» (переводится с бурятского как «цветок чабреца»; чабрец — любимое благовоние бурят). У бурятской общины есть свой художественный коллектив с таким же названием — «Ая-Ганга», и свой оркестр.— В нашей воскресной школе преподаются история, обычаи и традиции бурят, наш язык, — рассказывает руководитель художественного коллектива Наталья Буянтуева. — К нам приводят детей из бурятских семей или от смешанных браков. В таких семьях рождаются очень красивые дети. Смешанный брак — это, как правило, мама-бурятка и папа-русский. На сохранение культурных традиций это обычно не влияет — в бурятских семьях воспитанием детей всегда занимается мама.
Руководитель художественного коллектива Наталья Буянтуева
В школе при дацане детям обязательно рассказывают о том, как жили их далекие предки. Сегодня в юртах, конечно, никто уже не живет, но в бурятских деревнях до сих пор почти у каждой семьи есть крупный рогатый скот.
— У каждого из нас есть члены семьи на родине, — продолжает Наталья Буянтуева. — Для бурят очень важны родственные связи. Летом всех детей отправляют в Бурятию к дедушкам и бабушкам. Но не только туда: у нас друзья и родные по всему миру. Много бурят в Эстонии: мы с творческим коллективом каждый год ездим в Таллинн отмечать день Старого города, знакомим эстонцев с традиционными бурятскими песнями и танцами.
Главная проблема бурят в Санкт-Петербурге такая же, как и у почти всех этнических групп в Петербурге — язык. Почти все дети из бурятских семей, родившиеся в нашем городе, на бурятском не говорят или знают только его основы. Воскресная школа в дацане не может принять всех желающих: для занятий отведен только один кабинет, расширение, увы, пока не по силам.
Буряты и их друзья
Считается, что на территорию Бурятии буддизм пришел из Монголии. Вместе с религией буряты переняли достижения культур народов Тибета, в частности тибетскую медицину. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось одиннадцать дацанов и 150 штатных лам. В 1916 году в Бурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тыс. лам. Дацан Гунзэчойнэй на Приморском проспекте принадлежит к тибетской школе Гелугпа, которая делает акцент на нравственности, монашеской дисциплине и тщательном изучении вероучения.— Христианизации в свое время подверглись только западные буряты, живущие в Иркутской области, — рассказывает лама Ширап Жамсо (Вячеслав Нанзатов). — Сегодня примерно 50% бурят буддисты, остальные — православные, шаманисты и неверующие. Среди петербургских бурят буддизм и шаманизм не так уж сильно разделены. Для них нет никакого противоречия в том, чтобы верить шаманам и ходить в дацан. А буддисты могут принимать участие в шаманских обрядах.
— В Гунзэчойнэй я каждый вторник читаю лекции по буддийской философии, — рассказывает один из преподавателей дацана выходец из Таиланда Аджан Пхра Чатри Хемапандха. — Ко мне приходят студенты, преподаватели, психологи. В Петербургском дацане акцент сделан на богослужениях, а нужно, чтобы на учении. В Таиланде монастыри — это оплоты мудрости, образования, а сюда люди приходят как на экскурсию.
Один из преподавателей дацана выходец из Таиланда Аджан Пхра Чатри Хемапандха
Буряты тесно общаются с другими этносами. Самые близкие среди них — монголы: один язык, одна вера, истории этих народов во многом созвучны. В дацан приходят и калмыки, и тувинцы, по большим праздникам — китайцы, вьетнамцы, индусы. Захаживают и тайцы. В Санкт-Петербурге примерно тридцать тайских студентов. Еще около ста тайцев работают в нашем городе поварами и массажистами — это основные востребованные здесь занятия выходцев из Таиланда. Для них в 2006 году был открыт еще один буддийский храм — Буддавихару (в переводе с тайского «обитель Будды») в поселке Горелово. Стоит добавить напоследок, что в подавляющем большинстве своем буряты очень доброжелательны, внимательны к появлениям духовного в повседневности и открыты для разумного диалога
Андрей Гориченский