Классика сквозь свет и тень

В Государственном Эрмитаже (Главный штаб) с 24 сентября по 18 декабря будет представлено более пятидесяти изданий, оформленных работами выдающегося книжного иллюстратора русской классики 
Александра Алексеева.
Иллюстрация к французскому переводу «Братьев Карамазовых». 1929 год
Журнал: № 10 (октябрь) 2016Страницы: 52 Автор: Мария Сухова Опубликовано: 4 октября 2016

Безвестный русский, известный француз — так называют художника Александра Алексеева. После революции он несколько лет скитался по России, вынужденный покинуть Петербург, а после — эмигрировал во Францию. Не имея художественного образования, Алексеев при этом сумел стать настоящим авангардистом и новатором. Он нашел собственную технику и получил признание тонкого интерпретатора русской литературы. В Париже он поначалу работал театральным оформителем, но вскоре посвятил себя книжной графике и литографии. Он иллюстрировал «Слово о полку Игореве», произведения Гоголя, Пушкина, Достоевского, Толстого, первым из художников обратился к «Доктору Живаго» Пастернака. Работал он и над интерпретацией зарубежной классики: Сервантеса, По, Гофмана. За свою жизнь Александр Алексеев проиллюстрировал 50 книг.

Искусствоведы давали творчеству Алексеева самые восторженные оценки и называли видной фигурой французского рынка — книги с его иллюстрациями продавались в лучших магазинах Парижа. В чем же чарующая особенность иллюстраций Алексеева? Художник погружает зрителя в состояние переживания художественного произведения, а не оставляет сторонним наблюдателем. Стиль его отличает зернистая фактура, пуантилизм (от фр. pointiller — «писать точками»). Точки вместо смешения красок за счет игры света и тени создают своеобразный оптический эффект, возникает ощущение переливов воздушной среды, в которой высвечиваются образы. Известный критик П. Эттингер, старший современник художника, так писал об иллюстрациях Алексеева к книге «Записки сумасшедшего», изданной в 1927 году: «Перед нами своеобразный художественный темперамент, индивидуально и по-новому сумевший подойти к бредовому элементу гениального гоголевского рассказа». Несмотря на выработанный стиль, Алексеев каждый раз находил новый язык для интерпретации произведений классиков, в унисон автору создавая неповторимые образы и художественное пространство.

Поистине всемирная слава пришла к Алексееву после изобретения им в 1935 году «игольчатого экрана». В этой технике анимации через экран проходит огромное количество игл, которые двигаются перпендикулярно экрану, отбрасывая тени разной длины. Так же, как в книжной графике, художник выстроил анимацию на игре света и тени, ему удалось воплотить неуловимую зыбкость и воздушность образов. Это изобретение оказало влияние на многих кинематографистов и аниматоров (Юрий Норштейн и Андрей Петров) и в дальнейшем послужило основой компьютерной графики. Художник создает мультфильмы «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», «Три темы» — все на основе музыки Мусоргского. Однако наряду с анимацией Алексеев продолжал работать и над книжной графикой.

Всю свою жизнь художник тосковал по России. В своем творчестве он придал новое звучание классике русской культуры, привлек к ней внимание зарубежных читателей и зрителей. Однако на родине Алексеев только начинает получать свое признание. Оформленные им книги в Советском Союзе не издавались, о великом аниматоре лишний раз не упоминали. На российском рынке книги с иллюстрациями Алексеева стали появляться не более десяти лет назад.

Важнейшие работы мастера — иллюстрации к «Братьям Карамазовым», «Анне Карениной» и «Доктору Живаго», гравюры к «Запискам сумасшедшего», «Пиковой даме», рассказам Эдгара По — можно будет увидеть на выставке «„Кабинет книги художника“: Александр Алексеев — мастер книги». На выставке будут представлены более пятидесяти изданий из коллекции Марка Ивановича Башмакова.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"