«Хвалите Его на псалтири и гуслях»
Архангельский, как и другие духовные композиторы, сочинял только для хора: на православном Востоке музыкальные инструменты не используются в богослужении. Но совсем иначе был устроен музыкальный мир Библии, тот мир, в котором жили пророки, апостолы и Сам Господь. В нем звучали и духовые, и струнные, и ударные инструменты. Давайте прислушаемся к их звучанию, узнаем их устройство, происхождение и назначение. Может быть, тогда суть библейских текстов станет ближе и понятнее нам?
Раздел: Lingua Sacra
Фрагмент гравюры Юлиуса Шнорр Фон Карольсфельда
Журнал: № 11 (ноябрь) 2014Страницы: 20-23 Автор: иерей Димитрий КулигинИллюстратор: Наталья Пучкова Опубликовано: 19 ноября 2014
Самый древний
Первым в библейском тексте появляется инструмент под названием киннор. Когда свершилось грехопадение и Адам и Ева были изгнаны из Рая, у них родились дети, одним из которых был печально известный Каин. Среди его потомков — Иувал, именуемый «отцом»-изобретателем киннора, от которого пошли и другие музыкальные инструменты (см. Быт. 4, 21).Киннор — очень и очень древний струнный щипковый, он изготавливался из дерева и имел от шести до 47 струн. По мнению современных исследователей, он был «родственником» античных лиры и кифары. Это был один из самых популярных у евреев инструментов: он упоминается в Библии более сорока раз! Играли на нем и просто пальцами, и с помощью специального приспособления — плектра, защипывая им струны. Киннор мог звучать как сольно, так и аккомпанементом, использоваться как в быту, так и во время богослужений — например, сопровождая пение левитов. Это был один из ведущих инструментов. Нам даже известны имена шести музыкантов, которые при царе Давиде играли на киннорах в оркестре для служения при Ковчеге Завета: Маттафия, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом, Иеиел и Азазия, они «делали начало», т. е. возглавляли оркестровую игру (см. 1 Пар. 15, 21). Киннор звучал во время и дворцовых церемоний, и общенародного веселья, и семейных торжеств (но не во дни скорби), так что всем — от царей до простолюдинов — был хорошо известен.
Интересно, что игре на кинноре порой придавали мистический оттенок. «…Не говоря о каббалистах, приписывавших разные свойства киннору Давида, даже христианские писатели делали из этого инструмента таинственный иероглиф, в котором находили и консонанс десяти заповедей, и таинство Св. Троицы, и смерть Иисуса Христа на кресте, и многое другое», — пишет дореволюционный библеист А. А. Олесницкий. Основание такому отношению, возможно, — в том, что именно игрой на кинноре Давид успокаивал беснование царя Саула. В Синодальном переводе киннор обозначен с помощью трех инструментов: гуслей, цитры и арфы. Церковнославянским переводам известны наименования «лира» и «кифара». Ввиду своей популярности киннор мог обозначать и всё семейство сродных ему струнных инструментов.
Одним из подобных киннору была киннира — инструмент либо еврейский, испытавший греческое влияние, либо попросту греческий. Возможно, этим словом библейский текст именует кифару. Упоминается киннира в 1 Маккавейской Книге. Синодальный перевод именует ее «гуслями».
Инструментом того же семейства был китрос, упомянутый в Дан. 3, 5, 7, 10 и 15. Возможно, это всего лишь ассирийское произношение слова «киннор» либо одна из разновидностей древнегреческой кифары. Употреблялся он тоже как священный инструмент, но язычниками: он входил в состав оркестра, под звуки которого надо было поклоняться золотому истукану, сделанному по приказу царя Навуходоносора. Церковнославянские переводы предпочитают именовать китрос гуслями, а Синодальный — цитрой.
Сверху вниз на иллюстрации: гитара (ее прототипом был библейский невел); волынка (на нее походила «симпония» книги Даниила)
Угловая арфа
Скорее всего, это была угловая арфа, тригон (т. е. «треугольный»): инструмент, деревянные детали которого крепились под углом друг к другу, а между ними натягивались струны. Другая точка зрения: невел — прототип гитары. Невел как раз и является той самой псалтирью, которую, в частности, упоминает 150-й псалом (точнее, «псалтирь» — это невел). Другой способ передачи слова «невел» — опять-таки гусли, что привносит путаницу в наши переводы.
Гусли, да не те
Десятиструнной разновидностью невела (а слово «невел» могло, так же как и «киннор», обозначать всё семейство сродных ему инструментов) был невел асор (или просто асор), который нам известен как «десятиструнная псалтирь» и который упоминается в Библии всего лишь три раза — в Пс. 32, 2; 91, 4 и 143, 9.
Трижды в Библии упомянут и шеминит — родственный невелу восьмиструнный инструмент (1 Пар. 15, 20: «тонким голосом» — так в этом месте обозначен этот инструмент; Пс. 6, 1; 11, 1).
В 8–10 струн был и пезантерин (иначе песантерин, псантерин) — ассирийские цимбалы (что-то вроде гуслей, по струнам которых ударяют молоточками). Этот инструмент упоминается в Дан. 3, 5, 7, 10 и 15 и нередко ошибочно отождествляется как с древнееврейским невелом, так и со средневековым псалтерионом, а на русский язык снова переведен «гуслями». Как и китрос, пезантерин входил в состав оркестра царя Навуходоносора.
Еще одним струнным инструментом из этого языческого оркестра был саббеха´ (или, на греческий манер, самбук) — небольшого размера 3–4-струнная (возможно, треугольная) арфа, которая в Синодальном тексте фигурирует под диковинным и практически никому сейчас не понятным словом «цевница» (это слово соответствует совсем не струнному, а духовому инструменту: «цевка» — это трубка).
Языческим по происхождению инструментом был и гиттит. Правда, в отличие от китроса, пезантерина и самбука, в библейском контексте он призывал не к идолопоклонству, а к богослужению: под его аккомпанемент исполнялись некоторые псалмы (8, 80, 83). Название этого инструмента связывают с названием одного из пяти главных филистимских городов — Гат (Геф), в котором более года скрывался от Саула Давид и из которого происходил побежденный им Голиаф. Имеющий музыкальные дарования царь Давид и мог позаимствовать этот инструмент у филистимлян. Синодальный перевод называет гиттит «гефским орудием», а церковнославянские — «точилом», т. е. прессом для выжимания виноградного сока, предлагая вслед за Септуагинтой и Вульгатой другую (сомнительную) версию происхождения названия этого инструмента.
Использовался для аккомпанемента псалмопению (Пс. 44, 1; 59, 1; 68, 1; 79, 1) и шошан (иначе шушан, шошанним, шошан-эдуф, шошанним-эдуф). Исследователи считают его тоже струнным инструментом. С псалмопением связан также минним — те самые «струны», о которых сказано в Пс. 150, 4. Скорее всего, это тоже просто обобщающее название струнных. То же самое можно сказать и о негинот (Синодальный текст: «струнное орудие») — этот термин встречается в надписаниях псалмов довольно часто (4; 53; 54; 60 и др.).
Остается добавить, что в Новом Завете упоминается некий струнный инструмент в 1 Кор. 14, 7; Откр. 5, 8; 14, 2; 15, 2 и 18, 22. Однако установить, какой именно, — невозможно, тем более что четыре из пяти его упоминаний имеют в виду скорее собирательный образ или даже аллегорию.
Труба иерихонская и не только
Из духовых, в первую очередь, вспомним угав — деревянный духовой инструмент, представляющий собой род свирели, флейты (поперечной или продольной). Именно он упоминается наряду с киннором в книге Бытия 4, 21 (Синодальный текст: «свирель»). Так что происхождение угава — очень и очень древнее.
Близок к нему был халил, который сначала изготавливался из тростника, а позднее и из дерева, металла. И если угав связывают непосредственно с флейтовыми, то халил, возможно, был «дедушкой» кларнета или гобоя. Есть мнение, что он был позаимствован евреями у финикийцев. Халил представлял собой гладкую тонкую трубку с рядом отверстий и использовался довольно широко — как в религиозных целях, так и в быту, как соло, так и парно и в ансамбле. Ввиду распространенности инструмента слово «халил», вероятно, могло обозначать и деревянные духовые вообще. Вероятно, в этом смысле употребляется слово «халил» в Новом Завете: в Мф. 9, 23 говорится об играющих на нем музыкантах («свирельщики» по Синодальному переводу), а в Мф. 18, 22 упоминается он сам («свирель»).
Возможно, чем-то вроде халила был и махол (см. например, Исх. 15, 20), однако, возможно, этот термин указывает не на инструмент, а на танец. Скорее всего, не один инструмент, а ансамбль деревянных духовых обозначал собой термин нехилот, встречающийся только в Пс. 5, 1 («духовые орудия»). А вот машрокита´ из 3-й главы Книги пророка Даниила (5, 7. 10. 15) — в Синодальном переводе опять-таки «свирель», — видимо, представляла собой двойной гобой наподобие греческого авлоса или многоствольную флейту наподобие греческой же флейты Пана.
Тоже духовым инструментом, но иного рода, был керен — этот термин обозначал собственно рог вообще, поэтому словом «керен» может именоваться как любой духовой инструмент типа натуральной роговой трубы, так и рог животного вообще. Ввиду примитивности устройства керен вряд ли мог издавать более одного звука.
То же самое можно сказать о шофаре, который первоначально был разновидностью этого инструмента, изготовленном из изогнутого бараньего рога. Но если керен чаще применялся «в миру», то шофар был инструментом священным. Употреблялся он и как сольный инструмент, так и в составе оркестра. Примечательно то, что шофар — это единственный библейский инструмент, который сохранился в практике иудаизма и по сию пору.
А вот йовел интересен тем, что данная разновидность рога, скорее всего, и была той самой знаменитой «иерихонской трубой». Название это напрямую связано с именем «отца музыкальных инструментов» Иувала, перевести слово можно как «протяжный звук, издаваемый трубой».
Возможно, кереном (в ассирийской транскрипции) или же, по крайней мере, родственным ему инструментом была карна´, упомянутая в 3-й главе Книги Даниила.
Все перечисленные разновидности рога переведены на русский и церковнославянский языки словами «рог» или «труба». Впрочем, упоминается в Библии и собственно труба: инструмент под названием хацоцра´, изготавливаемый из металла и обладающий сильным и резким звучанием. Возможно, этот вид трубы евреи позаимствовали у египтян, что, однако, не помешало употреблению инструмента в религиозных целях. Наши переводы согласно и совершенно правильно называют хацоцру «трубой».
Недетские погремушки
Лишь однажды (Зах. 14, 20) упоминается и еще одна погремушка — мециллот, которая представляла собой конский колокольчик и в наших переводах никак явно не обозначена (Синодальный текст: «на конских уборах»; церковнославянское: «во узде коневи»).
Семь раз упоминается в библейских текстах погремушка под названием паамоним — металлическая звенящая подвеска, деталь одежды первосвященника.
Вероятно, один и тот же инструмент скрывается под наименованиями целцелим и мецилтайм — металлические тарелки размерами от самых маленьких до (по тем временам) довольно больших. Наши библейские тексты называют их всем известным по наименованию, но малопонятным по сути термином «кимвалы». Другой термин подобного рода — «тимпан». Под ним скрывается тоф — библейский рамный барабан, бубен.
Первые инструментальные ансамбли появились в Месопотамии. При раскопках в царской усыпальнице Ура было найдено девять лир, две арфы, двойная серебряная флейта, систр и кимвалы.
Малопонятные термины
Есть еще несколько терминов, которые можно отнести к названиям музыкальных инструментов предположительно или несомненно, однако, идентифицировать которые сложно.
Например, симфония (симпония), которая упоминается в Дан. 3, 5, 10 и 15. Конечно, под этим термином не подразумевается какое-либо произведение сродни симфониям Гайдна, Моцарта или Бетховена, не обозначает он и никакого «симфонического оркестра». Впрочем, возможно, как полагают некоторые исследователи, этим словом называли ансамбль духовых или струнных инструментов. Или же один инструмент из перечисленных групп: если духовой, то, вероятно, что-то сродное волынке, если струнный (а кстати, Синодальный перевод именует симпонию «гуслями»), то имевший округлый резонаторный корпус.
Еще одним загадочным инструментом является аламоф (Пс. 45, 1) — то ли духовой типа халила или машрокиты, то ли струнный типа невела или шеминита.
Зачем изучать библейские инструменты?
Об этом хорошо сказал музыковед Е.В. Герцман относительно изысканий епископа Порфирия Успенского (1804–1885), положившего немало сил для собирания древних музыкальных рукописей. «Епископу Порфирию, — пишет он, — было ясно, что „нельзя до конца понять историю Церкви и Литургии, то есть главных тем его научных исследований, не изучив особенностей музыкального оформления богослужений в различные периоды и соответствующий певческий репертуар“. Точнее говоря, он отдавал себе полный отчет в том, что „духовная музыка является составной частью жизни Церкви и любое ее описание без музыкального обихода будет лишено глубины и основательности“».
Так и всем тем, кто хочет, чтобы Библия была не просто древним культурным и историческим памятником, а Книгой, где каждая страница дышит общением с Богом, — для понимания религиозных переживаний, обстановки библейского времени несомненно стоит познакомиться и с предметами, которые для древнего человека играли существенную роль в общении с Богом.
Кроме того, как писал Клайв Льюис, «музыкальные инструменты упоминаются в Библии потому, что для многих людей (не для всех) музыка — это такое явление нашего мира, которое лучше всего передает чувство восторжения и бесконечности».