Христова елка

В поэзии XX века новогодняя елка часто отождествляется с образом женщины: сначала прекрасной и желанной, потом увядшей, постаревшей выставленной на улицу и забытой навсегда. Такова Ель Булата Окуджавы в песне «Прощание с новогодней елкой».
Журнал: № 1 (январь) 2013Автор: Ольга Надпорожская Опубликовано: 10 января 2013
В поэзии XX века новогодняя елка часто отождествляется с образом женщины: сначала прекрасной и желанной, потом увядшей, постаревшей выставленной на улицу и забытой навсегда. Такова Ель Булата Окуджавы в песне «Прощание с новогодней елкой». 

«… Ель моя, Ель — уходящий олень,
зря ты, наверно, старалась:
женщины той осторожная тень
в хвое твоей затерялась!
Ель моя, Ель, словно Спас-на-Крови,
твой силуэт отдаленный,
будто бы след удивленной любви,
вспыхнувшей, неутоленной».

Само слово «Ель», написанное с прописной буквы, напоминает женское имя, а в Древней Руси елку иногда называли «елиной». Похожее имя носит Елена Камбурова, в репертуаре которой есть песня «Как показать зиму» на стихи Юрия Левитанского. В этой песне образы женщины и ели сближаются еще больше: 

«Безлюдный двор
и елка на снегу
точней, чем календарь, нам обозначат,
что минул год,
что следующий начат.
Что за нелепой разной кутерьмой,
ах, боже мой,
как время пролетело.
Что день хоть и длинней,
да холодней.
Что женщина...
Но речь тут не о ней.
Здесь речь о елке.
В ней-то все и дело». 

Елена Камбурова, умная и тонкая актриса, не оставляет сомнений в том, что речь здесь — все-таки о женщине, и только о ней. Росла, дышала, благоухала, пленила красотой, понадобилась в праздничную ночь, еще несколько дней носила прекрасное платье — а потом была безжалостно отвергнута. А чего жалеть-то? Может, еще розы пожалеть вместе с Юрой Шатуновым — те, которые оставляют умирать «на белом, холодном окне»? 

Но ель можно увидеть и совсем по-другому — правда, не новогоднюю, а рождественскую. В рождественских рассказах и пьесах часто встречается один и тот же сюжет, в котором Елке отведена ключевая роль. Увидев свет Вифлеемской звезды, поклониться новорожденному Христу отправляются не только пастухи и волхвы, но и Яблоня, Роза, Орешник, Колокольчик... Вместе со всеми пришла к Богомладенцу и Ель. Каждый дарил Христу свои плоды, у кого что было: яблоки, орехи, цветы. Только у Елки не было ничего. Не станешь же дарить новорожденному колючки! 

Как быть, если один во славу Божию сочиняет поэмы, другой — сказки, третий пишет иконы, четвертый восстанавливает храм, пятая родила десять детей, и каждый оправдан плодами трудов своих пред Господом? А у тебя ничего нет, кроме этих колючек, от которых самому-то невмоготу! Не их же нести Господу в дар, не грехи свои! А как же выразить любовь, переполняющую сердце, и эту боль? Тут поневоле заплачешь.

Когда Елочка из безымянной рождественской пьесы и вправду заплакала, с ней случилось чудо: : 

«…блеснули, зажигаясь,
На ней брильянты скорбных слез.
И обернулся, улыбаясь,
Ее сиянию Христос.
И с этих пор Христовой елкой
Она зовется у людей,
И блещут скромные иголки
В огне рождественских свечей. 
(Елка вспыхивает огнями гирлянд)»

Слезы колючего и бесплодного дерева, которое художники любят рисовать возле избушки на курьих ножках, Господь принял как лучший дар. От роли такой Елки не отказалась бы и великая актриса!

«…А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 47-50).

По словам митрополита Сурожского Антония, любовь — это единственное, что мы можем подарить Богу. Только наше сердце — не в Его власти, а все остальное принадлежит Ему и так. 

Так что рождественская елка может быть образом христианской души, плачущей о своей негодности и приносящей в дар свое сердце. Тогда ее присутствие в храме в праздничные дни покажется глубоко символичным. Она ведь и сама похожа на храм, прав Булат Окуджава. Ну, а обнаженные деревца в сугробе у мусорного бачка... пусть они напомнят другие евангельские слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). 

Ольга Надпорожская

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ"

11 декабря, среда
rss

№ 1 (январь) 2013

Обложка

Тема номера:Космос - вчера, сегодня, завтра

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2012/2013 год
ПРАЗДНИК
Образ Боговоплощения 25 января – день памяти иконе Божией Матери «Млекопитательница»
Рождественские подарки. Что внутри?
АКТУАЛЬНО
Социальный патронат: угроза или сохранение?
ПОДРОБНО
/ Острый угол / «Вселенная» — от слова «вселиться»
/ Взгляд / Дело за целью
/ Крупный план / В космос — с Богом!
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Памяти великого мифа
/ Lingua Sacra / Где родился Иисус?
/ Имена / Судьба митрополита
/ Имена / Великий неудачник
/ Умный разговор / Фактор выживания
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Владимир Афанасьев
/ Ленинградский мартиролог / Лаговский Иван Аркадьевич
/ Дошкольное богословие / Рождественские поделки
/ Приход / Храм святой равноапостольной Нины
/ Служение / Со своей колокольни
/ Служение / «Счастье навсегда»
/ Место жительства - Петербург / Через смерть к победе
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / «Сотворение» в капелле
/ День седьмой / Крещенские контрасты
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Молитва о единстве христиан
Христова елка
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Ветхий Завет — с интересом
«Не только герои: мученики»
«Искренность не репетируется»
Батюшкина школа
Подарки для всех
Музыканты за круглым столом