Христова елка
В поэзии XX века новогодняя елка часто отождествляется с образом женщины: сначала прекрасной и желанной, потом увядшей, постаревшей выставленной на улицу и забытой навсегда. Такова Ель Булата Окуджавы в песне «Прощание с новогодней елкой».
Раздел: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
В поэзии XX века новогодняя елка часто отождествляется с образом женщины: сначала прекрасной и желанной, потом увядшей, постаревшей выставленной на улицу и забытой навсегда. Такова Ель Булата Окуджавы в песне «Прощание с новогодней елкой».
«… Ель моя, Ель — уходящий олень,
зря ты, наверно, старалась:
женщины той осторожная тень
в хвое твоей затерялась!
Ель моя, Ель, словно Спас-на-Крови,
твой силуэт отдаленный,
будто бы след удивленной любви,
вспыхнувшей, неутоленной».
Само слово «Ель», написанное с прописной буквы, напоминает женское имя, а в Древней Руси елку иногда называли «елиной». Похожее имя носит Елена Камбурова, в репертуаре которой есть песня «Как показать зиму» на стихи Юрия Левитанского. В этой песне образы женщины и ели сближаются еще больше:
«Безлюдный двор
и елка на снегу
точней, чем календарь, нам обозначат,
что минул год,
что следующий начат.
Что за нелепой разной кутерьмой,
ах, боже мой,
как время пролетело.
Что день хоть и длинней,
да холодней.
Что женщина...
Но речь тут не о ней.
Здесь речь о елке.
В ней-то все и дело».
Елена Камбурова, умная и тонкая актриса, не оставляет сомнений в том, что речь здесь — все-таки о женщине, и только о ней. Росла, дышала, благоухала, пленила красотой, понадобилась в праздничную ночь, еще несколько дней носила прекрасное платье — а потом была безжалостно отвергнута. А чего жалеть-то? Может, еще розы пожалеть вместе с Юрой Шатуновым — те, которые оставляют умирать «на белом, холодном окне»?
Но ель можно увидеть и совсем по-другому — правда, не новогоднюю, а рождественскую. В рождественских рассказах и пьесах часто встречается один и тот же сюжет, в котором Елке отведена ключевая роль. Увидев свет Вифлеемской звезды, поклониться новорожденному Христу отправляются не только пастухи и волхвы, но и Яблоня, Роза, Орешник, Колокольчик... Вместе со всеми пришла к Богомладенцу и Ель. Каждый дарил Христу свои плоды, у кого что было: яблоки, орехи, цветы. Только у Елки не было ничего. Не станешь же дарить новорожденному колючки!
Как быть, если один во славу Божию сочиняет поэмы, другой — сказки, третий пишет иконы, четвертый восстанавливает храм, пятая родила десять детей, и каждый оправдан плодами трудов своих пред Господом? А у тебя ничего нет, кроме этих колючек, от которых самому-то невмоготу! Не их же нести Господу в дар, не грехи свои! А как же выразить любовь, переполняющую сердце, и эту боль? Тут поневоле заплачешь.
Когда Елочка из безымянной рождественской пьесы и вправду заплакала, с ней случилось чудо: :
«…блеснули, зажигаясь,
На ней брильянты скорбных слез.
И обернулся, улыбаясь,
Ее сиянию Христос.
И с этих пор Христовой елкой
Она зовется у людей,
И блещут скромные иголки
В огне рождественских свечей.
(Елка вспыхивает огнями гирлянд)»
Слезы колючего и бесплодного дерева, которое художники любят рисовать возле избушки на курьих ножках, Господь принял как лучший дар. От роли такой Елки не отказалась бы и великая актриса!
«…А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 47-50).
По словам митрополита Сурожского Антония, любовь — это единственное, что мы можем подарить Богу. Только наше сердце — не в Его власти, а все остальное принадлежит Ему и так.
Так что рождественская елка может быть образом христианской души, плачущей о своей негодности и приносящей в дар свое сердце. Тогда ее присутствие в храме в праздничные дни покажется глубоко символичным. Она ведь и сама похожа на храм, прав Булат Окуджава. Ну, а обнаженные деревца в сугробе у мусорного бачка... пусть они напомнят другие евангельские слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Ольга Надпорожская