Христианский ответ на национальный вопрос
Раздел: От редакции
Журнал: № 3 (март) 2012 Опубликовано:
Православные борются за семейные ценности: нерушимость брака, многодетность и четкое разделение гендерных ролей. Ни у кого не вызывает сомнения, что православный мужчина должен любить свою семью особенной любовью, защищать и быть ее представителем в обществе. Никого не смущает, что любовь отца к жене и детям является избирательной, что ни один человек (кроме, наверное, святых) не может любить всех женщин и всех детей на свете одинаково. Пока еще никому не пришло в голову придумать термин «семьянизм» или «фамилизм», хотя и большевики, и современная леволиберальная идеология говорили и говорят о чем-то подобном. Но вот слово «национализм» в нынешнем языке трактуется почти исключительно в отрицательном смысле. Человек, который называет себя националистом, должен долго оправдываться, что он совсем не поклонник Гитлера и не собирается никому измерять ширину черепа, проверять чистоту крови. А ведь народ — это большая семья. И нацио-нализм предполагает те же семейные ценности, но на другом уровне.
С другой стороны, национальные различия не составляют для христиа-нина значимой ценности. Не так важно, на каком языке звучит текст Евангелия во время богослужения. Никому нет дела до этнической принадлежности священника, принимающего исповедь. Когда мы в Церкви, когда мы живем евангельским идеалом, нас интересует только суть вероучения. И наша национальность не играет на пути к спасению никакой роли.
И все-таки этническая принадлежность — реальность, от которой мы не можем отмахнуться. Как нельзя перечеркнуть все прочие «параметры», по которым определяется наше место в мире. Мы не знаем, будет ли в Царстве Небесном разделение на мужское и женское, воссоединятся ли в нем члены одной семьи и одного этнического целого. Для спасения это не столь важно: все спасенные будут едины во Христе. Но в этом мире нам нужно постоянно считаться с тем, что мы еще не спасены, что еще не достигли совершенства, а поэтому разделены, в том числе и по национальному признаку. Своеобразие жизни этноса — жизни мирской и жизни церковной — является предметом нашего интереса и любования. В то же время оно может вызывать (законное или незаконное) отторжение. Пример тому — судьба богоизбранного народа, который именно своим своеобразием, своей специфической «национальной идеей» вызывал неприязнь у этносов‑соседей. Со вниманием и заинтересованностью попытались осветить все грани национального вопроса авторы и гости мартовской «Темы номера».