Хранилище сердца
В поисках утраченного
Благословение на возрождение храма его нынешний настоятель протоиерей Андрей Щербан получил в 2004 году от митрополита Владимира (Котлярова). В то время отец Андрей уже почти десять служил в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга и был директором его воскресной школы.
— Я всегда интересовался историей нашего города, а однажды на день ангела мне подарили книгу-справочник об утраченных храмах Петербурга, — рассказывает отец Андрей. — Тогда я был поражен: сколько же, оказывается, храмов было разорено! И конечно, мое сознание, сознание православного человека, не принимало этого. Как человек не уходит в небытие, так и храм — дом Божий — не может исчезнуть без следа. Как говорится, свято место пусто не бывает. Изучив справочник, я стал прогуливаться по этим местам, изучать их. И как-то пришел в скверик на 6-й Советской улице.
Впечатление у молодого священника осталось удручающее: скамейки заняты хмельными компаниями, на газонах выгуливают собак… Он с горечью высчитывал место алтаря, медленно шагая вдоль предполагаемого фундамента.
Христорождественский храм на Песках был построен в 1781–1787 годах по проекту архитектора Петра Егорова вместо старого деревянного, на Рождественской площади на Песках. Не только площадь, но и вся эта часть Петербурга, и десять окрестных улиц были одноименны храму — доминанте исторического района. Его архитектурный стиль (строгий классицизм) был навеян обликом главного — Свято-Троицкого — собора Александро-Невской лавры. И это неслучайно: здесь, неподалеку от обители, селились её строители. В этом храме они молились и получали благословение на труды, восхищающие нас по сей день.
Церковь Рождества Христова на Песках была и одним из центров благотворительной жизни города. Именно здесь было создано первое в России и Петербурге приходское благотворительное братство. Здесь находили приют сотни сирот и бездомных людей. С приходом советской власти близлежащие улицы из Рождественских переименовали в Советские (да так, увы, до сих пор и не вернули им эти красивые имена!), а храм взорвали, настоятеля расстреляли.
Своими горестными размышлениями об утраченном храме-красавце отец Андрей поделился с прихожанами, соратниками по воскресной школе. Валентина Михайловна Егорова, преподаватель школы, а сейчас директор церковно-исторического приходского музея при храме Рождества Христова на Песках, горячо поддержала священника.
В начале 2000-х первые архивные изыскания по этому храму начала проводить Светлана Васильевна Поведайко, жившая у самого сквера на 6-й Советской улице. Она многое знала об истории храма и спешила делиться своими знаниями.
Владыка Владимир (Котляров), приняв во внимание энергию священника, горячее участие и веру прихожан, дал благословение на благое дело. Настоятелем возрождающегося храма он назначил быть самому отцу Андрею. Сложно было представить, что на пустом месте вырастет величественный храм с тремя куполами, но… имей только «веру с зерно горчичное», и Господь не оставит.
Битва за храм
Прихожане-единомышленники во главе с отцом Андреем погрузились в фонды архивов. Предстояло изучить сотни документов, сделать десятки запросов в различные ведомства. Тогда было собрано множество фотографий, описаний, схем, планов храма… Светлана Васильевна Поведайко и Валентина Михайловна Егорова продолжали архивные изыскания, отец Андрей же взял на себя сложнейшую работу по контролю воссоздания. Важным, ключевым моментом стало знакомство с Рафаэлем Даяновым — он станет архитектором проекта. Было решено, что храм Рождества Христова на Песках будет воссоздан в своем первоначальном историческом облике. В 2012 году начались археологические раскопки, которых требует в таких случаях законодательство. Археологи обнаружили сохранившийся фундамент храма, сваи и фрагменты церковной утвари.
— Рафаэль Маратович — замечательный человек, проектировщик, реставратор, Мастер с большой буквы! Лучшего специалиста для воссоздания нашего храма было не найти. У него оказалось большое количество важных фотографий, описаний, схем, — вспоминает отец Андрей. — Интересно, что уже позже, после получения разрешения на строительство, в музее истории Санкт-Петербурга мы неожиданно обнаружили детальный эскиз исторического проекта. Честно, опасались, что что-то не совпадет, но совпало всё до сантиметра. Рафаэлю Даянову по фотографиям удалось спроектировать всё с детальной точностью. Это удивительно!
Прошло 17 лет с момента благословения владыки Владимира до полного освящения храма. Отцу Андрею пришлось пройти все лабиринты несовершенного законодательства, столкнуться со всевозможными бюрократическими препонами. Четырежды не удавалось получить разрешение на строительство, приходилось ездить за защитой в администрацию президента, столкнуться с достаточно серьезным противостоянием противников строительства.
— Поразило, какой именно формулировкой аргументировали свое недовольство современные противники, — говорит священник. — «За недостатком зеленых насаждений на 6-й Советской улице»! Именно с такой формулировкой в 1934 году советские власти взрывали храм! Что это, как не война с православием?! И тогда, и сейчас это делали воинствующие безбожники. Вы знаете, когда в 1922 году происходило изъятие церковных ценностей, то у нашего храма собралось более 800 человек-защитников, которых пришла разгонять конная милиция. Храм был варварски уничтожен — взорван. Очевидцы рассказывали: когда приехали грузовики для закладки взрывчатки, жителям близлежащих домов приказали открыть окна и завесить плотной тканью, чтоб не вылетели стекла.
Отец Андрей признается: порой было настолько тяжело, что хотелось всё бросить. Но он вспоминал свою священническую семью, своих дедов, которым в богоборческие времена приходилось гораздо тяжелее, и просто шел вперед, молясь Богу. И за его спиной стояли столь же сильные духом соратники, прихожане, друзья. В 2015 году епископ Кронштадтский Назарий освятил поклонный крест у строящегося храма. В том же году митрополит Варсонофий одобрил проект воссоздания храма и благословил его строительство. В 2016 году отец Андрей Щербан познакомился с меценатом Вячеславом Адамовичем Заренковым, который стал главным ктитором проекта.
Первое богослужение в отстроенном Христорождественском храме состоялось как раз на Рождество Христово — 7 января 2020 года. Этот день отец Андрей запомнил на всю жизнь. Людей не ожидалось много, так как это богослужение не было официальным открытием. Но когда настоятель увидел битком набитый храм, то от удивления на мгновение потерял дар речи. Еще не было постоянного престола, не было икон, а храм гудел прихожанами, у многих на глазах были слезы.
— Настолько захватывали эмоции, что на проповеди даже не мог ровно говорить, — вспоминает отец Андрей. — Мы все выстрадали этот храм, прошли много искушений, препятствий, заслонов. И теперь, когда всё наконец свершилось, отчетливо понимаешь, что это Божий дар, что только с Божией помощью мы смогли это совершить.
Главный экспонат — судьба человека
Главная ценность в храме не его стены и убранство, а люди, — так считает настоятель. Сохранение памяти о тех, кто отдал свою жизнь и здоровье за храм, кто приложил руку к его строительству и украшению, — важная задача.
Валентина Михайловна Егорова — однофамилица архитектора Егорова, возводившего храм в XVIII веке, — с первых дней воссоздания святыни решила, что будет заниматься музеем этого уникального прихода. Кропотливо трудясь в библиотеках и архивах, она находила и продолжает находить необыкновенные и даже чудесные истории о людях, связанных с храмом Рождества Христова на Песках. Впрочем, и её личная, семейная история связана с этим храмом.
— Бабушка моего супруга Параскева Иванова, 1882 года рождения, была крещена в этом храме, свидетельство о Крещении есть в нашем семейном архиве, — рассказывает директор. — Когда восстанавливался храм, я показала этот документ отцу Андрею, вот тогда и решили, что должен быть музей. А потом люди стали приходить, рассказывать свои истории.
Валентина Михайловна с любовью перебирает уникальные фотографии крещенных в храме Рождества Христова на Песках. Вот Борис Остапчук — его отец был поваром у Петра Аркадьевича Столыпина; вот Дмитрий Никифоров — его дочка поет сейчас в церковном хоре храма; а это Александр и Матрона Тулиновы — все члены их семьи были прихожанами храма (крестились в нем, венчались, были отпеты). О каждой семье Валентина Михайловна написала мини-историю, сопроводив её фотографиями, которые удалось отыскать. Это будет новая часть экспозиции музея, посвященная Году семьи, объявленному в России в 2024 году.
Музей как проповедь
Отец Андрей уверен, что в каждом храме обязательно должен быть хотя бы небольшой исторический уголок, где всякий сможет погрузиться в прошлое церковного прихода.
— Такая музейная экспозиция в храме — это тоже проповедь. Сначала человек заинтересуется историей, потом самим храмом, потом обратит свой взгляд на храмовые иконы, а потом, возможно, в своем сердце ощутит потребность в разговоре с Богом, — уверен настоятель. — Мы не знаем своих истоков, не знаем прошлого тех мест, района, где живем, а в нашем музее через историю храма открываются исторические страницы истории района, Петербурга.
Почему Суворовский проспект был Слоновой улицей, почему жаргонная фраза «Гони бабки!» ведет историю с екатерининских времен, почему здесь было так много благотворительных заведений? Отдельная история о священниках, которые служили в храме и отдали свои жизни за православную веру.
— Наш музей — живой, его фонды постоянно пополняются, появляются новые имена, открываются новые подвиги, — рассказывает директор музея. — Не так давно к нам приехала женщина, предки которой из рук в руки, из поколения в поколение передавали храмовую икону, спрятанную в безбожные времена. Она узнала, что храм восстановили, и приехала, чтобы передать нам храмовый образ — Казанской иконы Божией Матери. Хранила бабушка в блокаду, передала дочери, а та — своей дочери со словами: «Храм восстановят — вернешь!»
Почти про каждый экспонат у Валентины Михайловны написана небольшая статья, всего их накопилось уже более сотни. Она не устает удивляться, какие необычные направления принимает поиск. Порой открываются совершенно мистические истории.
Одним из важных стендов музея Валентина Михайловна считает тот, что знакомит с историей создания и работы благотворительных проектов храма. Их в середине XIX века начал претворять в жизнь замечательный человек — священник Александр Гумилевский. Отец Александр учился в Духовной академии и закончил её в один год с Иоанном Сергиевым, будущим святым и праведным Иоанном Кронштадтским. Отец Александр получил назначение на Пески, а отец Иоанн Сергиев — в Кронштадт.
— В 1863 году клирик храма иерей Александр Гумилевский учредил при Христорождественском храме Александро-Иосифовское братство — первое в России приходское благотворительное общество, оказывающее помощь бедным прихожанам храма, — рассказывает директор. — При церкви на Песках появился приют для бедных детей, сирот, престарелых, больных и бедных. Прихожане помогали батюшке кто чем может — по силам и средствам. К 1917 году в детском приюте при храме жили 40 мальчиков и 41 девочка, в богадельне находились 25 одиноких престарелых женщин, в столовой получали бесплатное питание около 200 бедняков в день. После Октябрьской революции Александро-Иосифовское братство было закрыто.
Валентина Михайловна рассказывает о богатейших людях того времени, которые отдавали колоссальные средства на благотворительность, о купцах, считавших необходимым делиться своим богатством. На отдельном стенде можно прочесть имена всех священников Христорождественского храма, в том числе настоятеля священномученика Григория Сербаринова, расстрелянного в 1938 году и причисленного к лику новомучеников и исповедников. Архитектор храма Пётр Егоров — один из создателей знаменитой решетки Летнего сада, знаменитые живописцы Бельские, исполнявшие важнейшие императорские заказы и написавшие образа для храма, декабрист Александр Бестужев, крещенный в храме на Песках. О каждом из них Валентина Михайловна рассказывает с невероятным воодушевлением и высоким профессионализмом.
— Это люди, которые оставили свой след в истории прихода нашего знаменитого храма, — говорит директор музея. — Как о них не рассказать?!
Храм живет, растет и развивается. Уже на наших глазах творится его новая история. Вместе с ним живет и растет приходской музей. В планах музея — проводить больше интересных экскурсий и рассказывать людям о родном городе, о местах, где они живут, о людях, силами и верой которых созидался храм на Песках.