Храм воинской славы

Пройдя минут семь от станции «Ораниенбаум‑2», выходишь к храму Святой Троицы. Храм большой, кирпичный, но от станции его не видно. Чтобы оказаться здесь, нужно знать о его существовании. И мы настаиваем: нужно. Почему? Потому что храм тесно связан со славным военным прошлым нашей страны. Но и не только с ним — сама история храма Святой Троицы достаточно драматична.
Протоиерей Андрей Новожилов
Журнал: № 5 (май) 2024Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 24 мая 2024

СПРАВКА: 
Мемориал «Малая Пискаревка» — одно из самых крупных братских захоронений героев Великой Отечественной вой­ны. Здесь похоронены более 5000 военнослужащих — защитников Ораниенбаумского плацдарма, местных жителей и беженцев, погибших в 1941–1944 годах. Имена 447 бойцов 3‑го, 163‑го, 320‑го стрелковых полков и 2‑го батальона Балтийского флота установлены и ждут увековечивания в камне. Мемориал находится в непосредственной близости от старинного храма Святой Живоначальной Троицы, с западной стороны церкви. С северной стороны к храму примыкает историческое Ломоносовское Троицкое кладбище, на котором с времен царствования императора Николая I нашли упокоение многие выдающиеся исторические деятели России. Многочисленны захоронения военных, в том числе моряков: командира броненосной подводной лодки капитан-­лейтенанта Николая Седлецкого (1840–1873), адмиралов Сергея Шварца (1829–1906), Ивана Захарьина (ок. 1857 года), Петра Шумова (1820–1899), Андрея Толбугина (ок. 1886 года). Установлено более 16 памятников героям Крымской вой­ны. Рядом с храмом — захоронения священнослужителей: настоятеля кафедрального Исаакиевского собора протоиерея Петра Лебедева, духовного деятеля и проповедника, клирика Николо-­Богоявленского морского собора протоиерея Александра Соколова. За неимением в Ораниенбауме католического и лютеранского кладбищ здесь хоронили и христиан иных конфессий, оставивших заметный след в истории Ораниенбаума.


Третье рождение

Эти земли в начале XVIII века были подарены императором Петром Первым его знаменитому сподвижнику Александру Меншикову. Тогда же на местном кладбище была построена первая деревянная часовня, а впоследствии, при императрице Елизавете, — деревянный храм. В начале ХХ века рядом с деревянным храмом решено было построить каменный. Он был возведен в 1903 году, в 1904‑м освящен, начались богослужения, однако в ходе строительства из-за недостатка средств проект Игнатия Горленского был изменен (не в лучшую сторону), и храм, по сути, так и остался в ожидании реализации замысла архитектора. Это довольно редкий для Русского Севера храм-базилика. Предполагалось впоследствии вернуться к первоначальному проекту: в 1914 году был утвержден проект архитектора Николая Сапунова, по сути, восстанавливающий (с некоторым изменениями) замысел Горленского. Но в связи с началом Первой мировой вой­ны этот проект не был осуществлен.
После национализации церковного имущества, последовавшей после октябрьского переворота, настоятель иерей Алексий Лебединский и приходская «двадцатка» заключили с властями договор на использование здания. В итоге — скорее всего, из-за отдаленности от города и расположения на кладбище — Троицкая церковь действовала дольше всех храмов Ораниенбаума. После закрытия в 1932 году собора Архангела Михаила она оставалась единственным действующим храмом в городе. Но в 1939 году его ждала общая участь: храм был закрыт, а здание переоборудовано под кинотеатр-клуб.
В дни Великой Отечественной вой­ны церковное здание находилось на Ораниенбаумском плацдарме, державшем оборону Ленинграда. С запада Ораниенбаумский пятачок был ограничен Керновом, с севера — Финским заливом, с востока — Старым Петергофом, на юг он уходил на несколько десятков километров от побережья. Центр плацдарма приходился на форт Красная Горка. Западная точка плацдарма на реке Воронке была самой западной точкой СССР, не занятой вой­сками вермахта.
После вой­ны здание использовалось как реставрационные мастерские. Возрождение приходской жизни началось в 2006 году. Инициативная группа жителей Ломоносова под руководством тогдашнего благочинного Петергофского округа приснопамятного протоиерея Александра Кудряшова (1936–2020) на учредительном собрании 10 декабря приняла решение ходатайствовать перед правящим архиереем о создании местной религиозной организации «Приход церкви во имя Святой Живоначальной Троицы в Ораниенбауме». Усилиями созданного приходского актива были проведены первые трудовые субботники по расчистке территории и освобождению храма от мусора. Члены прихода стали регулярно совершать акафисты в честь Святой Троицы, благоверного великого князя Александра Невского и равноапостольного великого князя Владимира, в память которых в Троицкой церкви были сооружены приделы.
Долгое время постоянного священника здесь не было, воскресные акафисты совершали клирики собора Архангела Михаила в Ораниенбауме. В июне 2015 года указом митрополита Варсонофия настоятелем Троицкого храма был назначен протоиерей Андрей Новожилов. С этого времени началась новая жизнь храма. Необходимо было не только возобновить полноценную литургическую жизнь на приходе и создать минимальную инфраструктуру, но и привести в порядок юридическую документацию.14 октября 2015 года, на праздник Покрова Божией Матери, в разрушенном Троицком храме впервые после 76‑летнего периода забвения была отслужена Божественная литургия. Этот день по праву можно считать новым, уже третьим днем рождения Троицкой церкви после двух первых — в 1757‑м и 1904 годах.

На Литургии. 2017 год
На Литургии. 2017 год

— Служил я в Усть-­Ижоре, в храме святого Александра Невского, — рассказывает протоиерей Андрей Новожилов. — Когда в 2015 году меня назначили настоятелем этого храма, вокруг рос лес, здание было полуразрушено, территория захламлена. Не только сам храм был в плачевном состоянии — запущена документация, арестованы счета, не было электричества. Потихоньку начали всё делать своими руками. Нам очень сильно помогали прихожане предыдущих храмов, где я служил. До Усть-­Ижоры служил еще в поселке Токсово, оттуда тоже приезжали люди — убирали, копали. Построили своими силами деревянный храм, сначала он был совсем маленький, потом немного увеличили. Постепенно кое-что начало получаться. Это всё усилия прихожан: все делали кто что умеет. Приходили редкие местные жители, интересовались: «Батюшка, а что это вы здесь делаете?» — «Да вот, пытаемся сделать ­то-то и ­то-то». — «Хотите, помогу?» Вокруг храма, как я уже говорил, рос настоящий лес. Пришлось самим убирать сорный самосев, выросший за годы запустения, выкорчевывать корни. Потом силами прихожан сделали дорожки, посадили цветы, туи, посеяли траву. Садовничаем и сейчас.

Неоценимую помощь, по словам отца Андрея, оказали многие неравнодушные люди, вложившие свои силы и средства в возрождение храма. Среди них — Людмила Васильева, руководитель проектного бюро «ЛенСтройПроект», на благотворительной основе выполнившего проектную документацию аварийно-­восстановительных работ и согласование с КГИОП, руководители компании «Астиаг» Михаил Шорохов и Марина Киричева, экипажи АПРК «Александр Невский» и «Владимир Мономах» и лично бывший командир АПРК «Александр Невский», а ныне замглавы администрации Петродворцового района Максим Петров и многие другие.
Сейчас богослужения в каменном храме совершаются от Пасхи до Покрова, в теплое время года, а потом приход перебирается в малую деревянную церковь.

Малый (зимний) храм
Малый (зимний) храм

— Первую Литургию на Покров служили под снегом, еще крыши не было, — вспоминает супруга отца Андрея матушка Наталья. — Когда батюшку сюда перевели, он сначала очень расстроился, увидев, как здесь всё разрушено, а у меня было ощущение радости, что Господь нам доверил такое важное дело. Раньше он служил в благоустроенных храмах, на всем готовом, а тут появилась возможность начать практически с нуля. Труд тяжелый, но когда хоть ­какие-то подвижки видишь — это большая радость. По кусочкам осваиваем землю.

Благодаря трудам настоятеля и приходского актива была приведена в порядок вся документация, заключены договоры пользования на землю и здание храма. Но, конечно, полное завершение работ по восстановлению потребует еще больших усилий, а главное — средств, которых у прихода нет. «Если Богу надо — всё будет, главное — бодрствовать», — с уверенностью говорит отец Андрей.
В этом году отмечаются две памятные юбилейные даты: 21 июня — 265 лет со дня освящения первой (деревянной) Троицкой церкви; день Святой Троицы — 120 лет со дня освящения каменного Троицкого храма.

Хотя бы сохранить, лучше преумножить

— Официально, по спискам, за алтарной частью храма похоронены пять тысяч человек — защитников Ораниенбаумского плацдарма, на самом деле — гораздо больше, останки буквально везде: воткнешь лопату — сплошные кости, — рассказывает отец Андрей. — Мы посадили там цветы. Есть замысел поставить обелиск, но такие работы требуют согласования. Существует намерение реконструировать сам мемориал, есть хороший проект, но он довольно дорогой. Были даже начаты работы, но их приостановили из-за начала СВО. Даст Бог, сделают нормальный памятник. У нас на приходе есть списки, три тысячи имен. Люди приезжают издалека, ищут родственников, в этих списках их находят.

— Когда батюшка служит панихиду на мемориале, всех перечисляет поименно, — дополняет Наталья.

Три раза в год, 22 июня, 8 сентября и 27 января, на мемориал приезжают военные. Отец Андрей служит литию, затем проходит митинг, к памятнику возлагают цветы, военные проходят торжественным маршем, отдавая честь павшим.
В 2013 году в Северодвинске отец Андрей освящал при спуске на воду атомный подводный крейсер «Александр Невский». Об этом напоминает макет крейсера, подаренный экипажем, который находится в храме.

Макет подводного крейсера «Александр Невский»
Макет подводного крейсера «Александр Невский»

Протоиерей Андрей Новожилов не видит особой разницы между защитой Отечества в годы Великой Отечественной вой­ны и нынешней СВО. В фильме 2022 года «Вой­на и вера» режиссера Веры Водынски, созданном на студии «Преображение», он говорит:
— Никакой разницы между Великой Отечественной вой­ной и нынешней специальной военной операцией нет. Правда, сегодня этнически мы воюем с собратьями, но духовно — с совершенно противоположной силой, той же самой, что и в годы прошлой вой­ны. Даже если формально в ­какой-то период военных действий нет, мы всё равно на вой­не с тем же противником — это вой­на со своими грехами и с теми силами, которые их провоцируют. Попробуйте её выиграть! Еще Пётр Первый говорил: «Шведов сокрушил, Софью одолел — только себя победить не могу». Люди в те времена понимали, что это самая трудная вой­на. Сил, которые нам препятствуют, мы не видим, но с ними сложнее справиться, чем с внешними врагами. Вой­ны в физическом мире — лишь продолжение библейской вой­ны архангела Михаила и другого ангела, который отпал от Бога. Эта борьба вечная, она не может прекратиться. И в этом смысле мы должны правильно понимать, что такое «вой­на» и что такое «вера», тогда никакого противоречия между вой­ной и верой не возникнет. Наша церковь была построена как кладбищенская, мы молимся за каждой Литургией за воинов, на поле брани отдавших свои жизни, защищая свое Отечество и свою веру.

Прихожане разделяют убеждения настоятеля: достаточно сказать, что двое участвуют в СВО.

Сергей Синила, бывший офицер-­подводник, приехал в отпуск с передовой.
— Живу я довольно далеко отсюда, в «Балтийской жемчужине», — рассказывает он. — И большинство прихожан живут не в Ломоносове, приезжают из Санкт-­Петербурга. Помогаю батюшке в уборке территории, могил, участвую и в работах в храме. Оказался здесь случайно: проезжал по Краснофлотскому шоссе, увидел, что реставрируется храм, решил зайти. Познакомился с батюшкой, стал прихожанином. Этим летом планируются работы на территории храма — даст Бог, приму в них участие.

Свечница Наталья Громыко три года назад пришла из другого храма.
— Живу недалеко, в Ломоносове. Моя приятельница сюда ходила, рассказала, что здесь хорошо, батюшка хороший. Посмотрела — и осталась.

Наталья не только работает свечницей, но и плетет маскировочные сети.

Прихожанин Михаил Полтавец узнал про этот храм еще в 1996 году, когда здесь были реставрационные мастерские. Он тогда служил в милиции, был участковым инспектором, и мастерские находились на подведомственной территории. Вышел в отставку, увлекся ковкой, организовал мастерскую. Когда узнал, что организуется община, влился в нее. Михаил вместе с работниками мастерской делал для храма ограду, ворота. И сегодня он — один из самых активных прихожан, помощник настоятеля и староста прихода.
— Предстоит огромный объем работы, необходимо, как говорится, «собрати расточенное». Даст Бог, всё сделаем. Отец Андрей — из тех батюшек, что после службы снимает рясу и идет работать наравне со всеми, даже впереди всех. Это, конечно, стимулирует и остальных прихожан не сидеть сложа руки. Я обязательно приезжаю на все мероприятия, которые проходят на мемориале. Работаю начальником транспортного цеха в ритуальной службе, мы приводим захоронение в порядок.

В фильме, снятом на телеканале «Спас», отец Андрей развивает тему исторической памяти:
— Если вдуматься, мы стоим на плечах тех людей, которые здесь лежат. Среди них много героев, может быть, многие — святые, только мы об этом не знаем. Что здесь творилось, когда вокруг были немцы? Надо, чтобы люди прониклись нашей историей. Наша задача —обязательно сохранить, а еще лучше преумножить то, что нам передается. Крайне важно, чтобы память о наших героях не умирала, но жила в веках. 

Свято-Троицкий храм. 2020 год
Свято-Троицкий храм. 2020 год


Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"