Храм своими руками
«Кабинетная» пятилетка
— Мы с самого начала хотели посвятить этот храм Пресвятой Богородице, — рассказывает настоятель прихода протоиерей Михаил Браверман. — В 2014 году нынешний митрополит Тверской и Кашинский, а тогда ректор Санкт-Петербургской духовной академии владыка Амвросий предложил нам строить храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери. В начале XX века в Порт-Артур из Кронштадта, который в ясную погоду виден с территории нашего прихода, уходила эскадра миноносцев, принимавших участие в Русско-японской войне 1903 года. Война эта, согласно преданию, была предсказана Богородицей старику-матросу за два месяца до её начала: Пречистая сказала изготовить образ, явленный в видении, и отправить его в Порт-Артур, и тогда русское воинство ждет победа. Икона была написана, однако из-за разгильдяйства и пренебрежительного отношения принести её в Порт-Артур не удалось. Мы, посвящая новый храм Порт-Артурскому образу, хотим отметить, что все пространство русской земли, от Атлантики и до Тихого океана, находится под покровом Пречистой Богородицы.
Необычному посвящению храма соответствует и не совсем рядовая история его пока не оконченного строительства. Начало ему было положено несколько лет назад, когда протоиерей Михаил Браверман, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены на улицы Доблести, и его прихожане решили просить у городских властей землю для новой церкви.
— В нашем районе храмов сильно не хватает, — говорит священник. — Кто бывал у нас на воскресном богослужении в Константино-Еленинском храме, мог видеть, в какой тесноте приходится молиться. Тем более, район этот постоянно расширяется, обрастая всё новыми и новыми высотками. Плотность населения увеличивается, верующих тоже становится больше. Георгий Сергеевич Полтавченко пообещал нам землю, и вот, когда после пяти лет хождения по кабинетам и согласования всех вопросов мы, наконец, её получили, оказалось, что документы на участок вместе с нашим приходом получил еще один. Как такое могло произойти, я даже не представляю — может, случайная ошибка, а может и злой умысел. Как бы там ни было, мы решили вопрос миром, участок достался нам.
Летом этого года были начаты работы по заливке фундамента и строительству стен. К началу осени стены были уже почти закончены, и приход вовсю готовился к подведению здания под кровлю и установке куполов. Получается, что стены удалось возвести всего лишь за пару месяцев. Наверное, в этом факте не было бы ничего необычного, если не знать, что строительством храма занимаются сами прихожане, прежде всего, профессиональные строители по своим специальностям.
Всё сами
На месте работами руководит Андрей Логунов, который помогал настоятелю еще при возведении первого, Константино-Еленинского храма.
— Но тогда, 11 лет назад, я занимался в основном интерьерными работами — стелили полы, обустраивали приходской дом, — говорит Андрей Логунов. — Здесь же мне приходится вести весь цикл работ, начиная с геодезической разметки. Опыт строительства у меня также был, однако он ограничивался в основном возведением загородного дома для соседей по даче. С таким масштабным проектом я сталкиваюсь впервые. Не обходится работа наша и без искушений. Например, внезапно оказалось, что для начала строительства мы в обязательном порядке должны огородить участок забором. Или: договорились с благотворителями о поставке материалов, а машина сломалась.
Со строительными материалами приходу помогает предприниматель Виталий Щеглюк, учредитель строительной компании, возводящей жилой комплекс на Лабораторной улице. С отцом Михаилом Браверманом он познакомился около 20 лет назад, когда тот только-только был рукоположен в священники к Чесменскому храму. Отношения между ними сохранились на долгие годы, и когда встал вопрос о начале новой стройки, Виталий Щеглюк согласился помочь:
— Но наша задача маленькая — подносить снаряды, то есть строительные материалы, — скромно замечает он. — Всё самое главное прихожане с настоятелем делают самостоятельно.
Прораб стройки Андрей Логунов проводит небольшую экскурсию по объекту:
— Не так сложно было класть стены из газобетона, как, например, устанавливать эти шестиметровые балки, — показывает он на деревянные несущие конструкции. — Некоторые наши ребята возмущались, даже роптали немного: «Как мы будем без крана, без техники ставить эти брусья?» Наверное, нечто подобное чувствовали строители египетских пирамид, — улыбается он. — Особенно трудно оказалось поднимать эти огромные брусья наверх и там закреплять. Но мы справились, Бог по ходу работы будто бы давал нам подсказки, каким образом лучше поступить, чтобы всё получилось.
Постоянных рабочих-строителей, включая прораба, у храма семеро. Сюда они приходят каждый день, кроме выходных — всё как на обычной работе. Остальные прихожане помогают им время от времени. Например, Евгений Гришаков, пять лет назад ставший прихожанином Константино-Еленинского храма, может прийти на стройку на полтора часа до начала своей основной работы в Морском техническом университете. Алтарник и пономарь Никита Егоринин, готовящийся поступать в Духовную семинарию и большую часть свободного времени уделяющий служению в Константино-Еленинском храме, тоже никогда не отказывается помочь:
— С самого начала я помогал и разгружать стройматериалы, и выкапывать траншею под фундамент, — говорит он. — Сейчас вот составляю небольшие видеоотчеты о ходе работы. Очень хочу, когда закончу семинарию, оказаться здесь. Нечасто выдается служить в храме, в строительстве которого ты сам принимал участие.
Явление креста
Замечаю в углу старый деревянный надгробный крест.
— А это здесь зачем? — спрашиваю.
— О, а явление этого креста мы считаем почти чудом, — говорят Андрей Логунов и Алена Вождаева, помощница настоятеля. — В прошлом году на праздник Крестовоздвижения один из наших прихожан нашел этот крест в камышах на берегу Финского залива. Как он там оказался, абсолютно непонятно. Может быть, раньше он стоял на одной из могил на Красненьком кладбище и его вынесло на берег течением Красненькой речки, впадающей в залив… Однако тогда остается открытым вопрос, как крест смог проплыть через желоб трубы, по которой проходит часть русла реки.
С машины на самокат
Проект будущего храма был разработан архитектурной студией Геннадия Фомичёва. Однако немалую роль в формировании его внешнего облика сыграл сам настоятель прихода протоиерей Михаил Браверманн.
— Я по образованию реставратор, резчик по камню — говорит священник, — поэтому мне интересно принимать в этом творческом процессе личное участие. Одиннадцать лет назад мы построили деревянный храм, теперь строим каменный — в каждом случае требуется свой оригинальный подход к оформлению убранства. Мы строим храм в XXI веке, из современных материалов, и важно, чтобы глядя на него, вы понимали, что это современный храм. Однако при этом важно и то, чтобы его архитектура была укоренена в традиции, чтобы сразу было понятно, что это именно храм, и именно православный. Важно опираться на опыт поколений, но не копировать его слепо, а творчески продолжать и развивать. К тому же храм должен органично вписываться в окружающую среду. Окна его будут выполнены в форме иллюминаторов, что напомнит о близости моря, а колокольня будет похожа на маяк, на свет которого ориентируются суда. Но самое главное — чтобы он получился красивым, ведь храм должен свидетельствовать о Божией любви и красоте Божиего мира.
Участие отца Михаила в строительстве храма не ограничивается лишь творческой работой. Прихожане рассказали, что настоятель наряду со всеми остальными выполняет и тяжелую физическую работу: например, помогал разгружать металлическую двенадцатиметровую арматуру и газобетонные блоки.
— Все наши священники помогают в строительстве вместе со своими семьями, — рассказывает Алена Вождаева. — А сам настоятель еще и кормит строителей обедами: иногда приносит еду из дома, иногда готовит на месте, в палатке.
И еще одну историю об участии в строительстве храма рассказали прихожане: весной, во время коронавирусного карантина, когда встал вопрос, где взять средства на закупку на закупку необходимых для строительства инструментов, а денег у прихода не было, настоятель продал свой автомобиль.
— Подарить ему новую машину мы оказались не в состоянии, — посетовали прихожане, — потому сделали что могли: купили отцу Михаилу самокат.
Stabat Mater
Приходу, несмотря на проданное авто и помощь стройматериалами, всё равно периодически требуется финансовая поддержка.
— Какое-то время мы не могли найти средства, чтобы оплатить купола, — рассказывают на приходе, — но однажды настоятель объявил нам, что нашлись меценаты, которые вызвались оплатить покупку. Пока строим храм, постоянно происходят такие вещи: вроде бы естественные, с одной стороны, ничего необычного: ну, нашелся спонсор, что тут удивительного, — а с другой, случающиеся очень вовремя и кстати. Разве это не проявление Божией заботы о нас?
В строительстве храма может принять посильное участие любой желающий: для этого можно, по уже укоренившейся традиции, купить один кирпичик для будущей церкви. Стоит он 500 рублей, для кого-то сумма незначительная, а для кого-то — вполне ощутимая. Поэтому на некоторых блоках храма мы можем прочесть фамилию одного-двух жертвователей, а на других — сразу пяти.
В день, когда мы приехали знакомиться со строителями храма, в нем, пока под открытым небом, проходил благотворительный концерт вокально-хорового коллектива «Агни Парфене» из храма святых равноапостольных Константина и Елены. Исполнялась «Stabat Mater» («Стояла мать Скорбящая») на музыку Джованни Баттиста Перголези.
— Почему именно такой выбор? — рассуждает руководитель хора Любовь Реброва. — Мы строим храм в честь Божией Матери, нас всех объединяет Её любовь, Она — воплощение женственности и материнства, к чему мы, женщины (а хор у нас женский), призваны и стремимся.
— Слушатели могут не только насладиться прекрасным творением великого мастера, но и пожертвовать средства на строительство храма, — комментирует настоятель. — Участие людей в строительстве храма важно не только тем, кому жертвуются средства, но и самим жертвователям. Созидать Божий храм — великая радость. Особенно же велика она, когда ты лично прилагаешь к этому руку.
Я наблюдаю за тем, как с улицы заглядывают заинтересовавшиеся пением люди. Одни, удовлетворив любопытство, разворачиваются и уходят прочь, возможно, навсегда. Другие, нерешительно помявшись у калитки, остаются послушать — кто-то на пять минут, а кто-то стоит до конца. Наверное, все эти люди живут где-то неподалеку, в окрестных домах. Кажется, сегодняшний концерт станет для некоторых первым знакомством с их будущим приходом.