Храм в городском ландшафте
Построить или восстановить храм сегодня — дело благое, но сопряженное со сложностями в юридической, архитектурной и даже политической сферах. В этом году строители двух соборов в «спальных» районах столкнулись с протестами: некоторым горожанам важнее часть сквера, чем богослужения и помощь людям, планируемая приходами. О том, каким должен быть «правильный» храм и какова подоплека подобного протеста, мы беседуем с Юрием Митюрёвым, первым заместителем председателя Комитета по градостроительству и архитектуре, членом правления Союза архитекторов РФ.
Раздел: АКТУАЛЬНО
Построить или восстановить храм сегодня — дело благое, но сопряженное со сложностями в юридической, архитектурной и даже политической сферах. В этом году строители двух соборов в «спальных» районах столкнулись с протестами: некоторым горожанам важнее часть сквера, чем богослужения и помощь людям, планируемая приходами. О том, каким должен быть «правильный» храм и какова подоплека подобного протеста, мы беседуем с Юрием Митюрёвым, первым заместителем председателя Комитета по градостроительству и архитектуре, членом правления Союза архитекторов РФ.
— Вопрос расположения при возведении храма в каждую эпоху решался по-разному. По мнению сегодняшних противников строительства, храмы не могут выглядеть эстетично в районе многоэтажек. Каковы критерии решения Комитета по градостроительству о постройке храма в городском ландшафте?
— Действительно, вопрос имеет многовековую историю. Конечно, расположение церковного здания должно быть неслучайным. Храм и прихрамовая зона должны выделяться, для этого существуют определенные приемы. Обычно храмы становились самой высокой точкой населенного пункта, были доминантой района. Сегодня храмы строятся в многоэтажных кварталах и не могут быть выше зданий просто по определению. Построить огромный собор можно, но это будет непросто и недешево. Поэтому храм должен стать доминантой по своему расположению и архитектурному решению, а не за счет объема. Желательно располагать его на открытом пространстве, на пустыре или на большом перекрестке — так он будет виден в перспективе улицы, станет неотъемлемой частью ландшафта А между многоэтажками, во дворике, церковь будет выглядеть странно.
— В «Программе строительства православных храмов в Москве» Патриархом Кириллом обозначена цель: приблизить соотношение количества храмов и православных горожан. Почему все-таки возникают протесты, ведь храмы в «спальных» районах действительно переполнены?
— Протесты порой возникают не столько против строительства храмов, сколько против любого строительства в целом. К строителям и инициаторам строительства требование одно: оформлять документы внимательно и юридически правильно. Очевидно, что есть определенный круг людей, которые профессионально занимаются инициированием протестов. Но мы живем в демократическом обществе, и отказать им в праве на выражение своего мнения нельзя. Как и они не должны отказывать другим людям в праве защищать идею создания храма.
Храм св. вмч. Георгия Победоносца в Купчино. Год постройки: 2002
— Есть ли нормы, регулирующие существование и создание храмов в Петербурге?
— Существуют строительные нормы и правила (СНиП), действие которых распространяется в том числе на проектирование храмов. Можно, конечно, жестко связать воссоздание и строительство храмов с «буквой закона» (как парковки: столько-то машиномест на столько-то человек). Но я не думаю, что это имеет смысл. Ведь расположение храмов напрямую связано не с «квадратно-гнездовым» способомпланирования инфраструктуры, а с духовной жизнью города. (Хотя критерий плотности населения в районе также будет учтен.) Петербург — город особенный, город-памятник, поэтому строительство храмов в нашем городе должно учитывать, в том числе, исторически сложившиеся градостроительные аспекты их размещения, опираясь на преемственность градостроительных традиций.
Места для сооружения и воссоздания храмов надо выбирать по эстетическим критериям, чтобы не формализовать процесс. Освящение храма в честь определенного святого, праздника или образа должно быть связано с тем, что чувствовали и о чем молились его создатели.
Относительно архитектуры воссоздаваемых храмов, полагаю, споров быть не должно. По возможности, они должны возводиться в своем прежнем виде. Что касается новых храмов, то я как архитектор должен высказаться за красоту их форм, а как верующий человек — за их «душевность». В церковное здание должна быть заложена частичка души его автора. Старые храмы — они этот заряд несут, он виден.
— Высказываются протесты и против воссоздаваемых храмов, например, Рождественской церкви на 6‑й Советской. Но ведь сквер, существующий на этом месте, разбит на месте взорванного храма, и возродить эту церковь правомерно?
— Абсолютно правомерно. Есть такое понятие, как регенерация. Оно относится к зонам регулирования и зонам охраны и означает воссоздание исторического контекста, исторической справедливости. Конечно, такие действия вписываются в закон, более того, они имеют общекультурное значение.
— Правильно ли я понимаю, что в администрацию города поступают не только протесты, но и просьбы о строительстве новых храмов?
— Да, есть просьбы горожан — но, поймите, это лишь отдельные мнения, они должны аккумулироваться. Все-таки реальные шаги делаются не по частным запросам, а по инициативе каких-то организаций. Это может быть Санкт-Петербургская епархия, или Законодательное собрание, или Общественный совет, или почетные граждане города.
Храм Сретения Господня на Гражданском пр. Год постройки: 2008
— Существуют ли юридические тонкости, связанные с выделением территорий под храм?
— Да, такие тонкости существуют. Возможность размещения храмов в нашем городе на тех или иных территориях, включая территории зеленых насаждений, определена законодательно в составе градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга. При этом строительство на территориях зеленых насаждений законодательством не запрещается, однако необходимо выполнить ряд условий для получения специального разрешения.
— Каким путем обосновывается строительство на том или ином участке? Вывод территории из парковой зоны не является «обходом закона», как выражаются некоторые правозащитники?
— Обоснование строительства обусловлено назначением территории и установленными видами использования. Вывод территории из парковой зоны, используя градостроительную терминологию, означает изменение функционального зонирования Генерального плана Санкт-Петербурга. Этот процесс четко регламентирован законодательством. Любое заинтересованное лицо вправе представить свои предложения по изменению Генерального плана, и такие предложения должны быть рассмотрены в обязательном порядке. Таким образом, подача и рассмотрение предложений об изменении Генерального плана города не является нарушением закона. Создание условий для строительства путем изменения Генерального плана осуществляется с соблюдением территориального баланса и выявлением наличия территориальных ресурсов, а также с соблюдением интересов города и его жителей.
— Как должно осуществляться информирование горожан о планируемом строительстве?
— Как правило, это делается администрацией района, на территории которого предполагается строительство. Сведения о публичных слушаниях публикуются в средствах массовой информации, а также на официальных сайтах Правительства Санкт-Петербурга. На публичных слушаниях обсуждаются различные документы, в том числе и проекты планировки территории, где предполагается строительство, и поправки в Генеральный план города. Процедура информирования населения на всех этапах подготовки документов, необходимых для строительства в нашем городе, также законодательно закреплена. Аргументированные предложения граждан по поводу градостроительной документации, которая обсуждалась на слушаниях, подлежат внесению в протоколы и заключения по результатам публичных слушаний и учитываются при принятии решений органами власти Санкт-Петербурга.
Храм Рождества Христова на улице Коллонтай. Год постройки: 2006
— Как вы полагаете, каковы мотивы протестующих? Неужели они действительно просто хотят сохранить кусочек сквера, который приход храма даже облагородит?
— Возможно, некоторые люди видят в храме угрозу своему сложившемуся образу жизни. Например, на благоустроенной территории возле храма можно гулять с детьми, но не очень удобно выгуливать собак и организовывать шумные встречи. Протестные группы объявляют: парк «для людей», и если здесь построят храм, то парк станет меньше. Это не кампания «против РПЦ», а поиск формулировок, обоснований своей позиции.
— Но «защитники скверов» уже перешли к другим формулировкам. Во время митингов они стоят с плакатами, на которых написано, например: «Раздавите гадину»!
— Думаю, что в данном случае не надо обращать внимания на такие провокации — а это чистой воды провокация, и неслучайная. В таких группах есть воинствующие… противники всего. Поэтому не думаю, что надо относиться к таким вещам, как к общественному мнению, но и поощрять их тоже нельзя. Я считаю, что это повод привлечь к ответственности.
— Встречает ли подобные преграды строительство нерелигиозных объектов?
— Протесты подчас вызывают и новые жилые здания, и торговые центры, и промышленные предприятия, и даже детские сады и школы. Связаны протесты, в первую очередь, с неудобствами для жителей окрестных домов. Строительный процесс — это некомфортная среда: шум, грязь, рабочие по соседству. Если вы спросите любого горожанина: «Хотите ли вы, чтобы рядом с вашим домом что-то построили?» — ответ чаще всего будет отрицательный. И это естественная реакция. Другое дело организованный протест — волеизъявление группы горожан. Для него непременно нужен некий мотор, который этот протест направит. Но какие цели будет преследовать этот «мотор»? Возможно, они будут лежать в плоскости личных или политических интересов. Вы же знаете, что, как правило, активность таких групп возрастает в период предвыборной кампании.
— Можно ли говорить о том, что администрация города поощряет воссоздание храмов?
— Могу озвучить собственную позицию: я поддерживаю строительство храмов в Петербурге и как верующий человек отношусь к этой теме с пиететом. Строительство ли новой, воссоздание ли разрушенной церкви имеет важное значение: мы в долгу перед Богом, потому что множество Его храмов было разрушено в XX веке. Однако, находясь на государственной службе, мы также обязаны чтить и соблюдать законы и градостроительные нормы, в том числе и в отношении строительства храмов.
Беседовала Яна Сенькина