Храм Божий в храме науки

В Российской империи практически в каждом учебном заведении Санкт-Петербурга был свой храм. После революции все вузовские церкви были закрыты, а их помещения переданы под другие нужды. Однако с самого начала 1990‑х годов в старейших и наиболее крупных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга домовые храмы стали возрождаться.
Раздел: Острый угол
Храм Божий в храме науки
Журнал: № 9 (сентябрь) 2014Авторы: Тимур Щукин, Андрей Гориченский Фотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 15 сентября 2014
Встречая противодействие начальства и непонимание студенчества, часто безо всякого финансирования и кадровых ресурсов, на голом энтузиазме — эти храмы выжили, и их становится всё больше. Для кого открывались вузовские храмы? Нужны ли они сегогдня студентам? С какими проблемами сталкиваются настоятели и прихожане, как их преодолевают? Эти темы мы исследуем в разделе «Подробно».

Зарисовка первая

Молитва между лекциями


В Санкт-Петербургской консерватории пропускной режим. Если ты не студент, не преподаватель и заранее не сообщил о своем приходе, попасть в вуз невозможно. Но произнеси пароль «в часовню», и охранник понимающе кивнет, а турникет замигает зеленым огоньком.

На третьем этаже — небольшой учебный класс, в котором проходят занятия кафедры древнерусского певческого искусства. Иконы, витраж с изображением образа Богородицы «Знамение», старые книги. Но иногда здесь появляются аналой, переносной иконостас, Евангелие, напрестольный крест и его владелец — протоиерей Виталий Головатенко, настоятель консерваторского храма Рождества Пресвятой Богородицы, к нему стекается община. Здесь совершаются молебны, панихиды, Таинства Покаяния, Крещения, порою даже Венчания. Но Литургия в храме консерватории не совершалась уже несколько лет. Да и часовенное богослужение, как правило, происходит очень оперативно: в «окне» между лекциями нужно успеть оборудовать храмовое пространство, помолиться и освободить класс до того, как в дверях в свой срок появится вежливый преподаватель.

Богослужения в консерваторской часовне можно совершать только в «окнах» между лекциями
Богослужения в консерваторской часовне можно совершать только в «окнах» между лекциями

Консерваторский приход — одна из самых старых вузовских общин в Санкт-Петербурге. В 1996 году студенты и преподаватели консерватории получили возможность собираться в прежнем помещении домовой церкви, где теперь располагается читальный зал библиотеки.

— На первом курсе мы в консерваторском храме проходили практику по руководству знаменным хором, — рассказывает выпускница консерватории Екатерина Юсупова. — По воскресеньям консерватория преображалась: по темным коридорам не бегали студенты и преподаватели, читальный зал превращался в храм, а учебный класс — в притвор и трапезную одновременно. Менялось и восприятие — трудно было представить, что там, где сейчас идет богослужение, еще вчера ты корпел над учебниками, а развешанные стихари и другие богослужебные принадлежности совсем не навевали мыслей о лекциях. Всё наполнялось каким-то миром и спокойствием. Прихожан на богослужении было немного, но почти все из них посещали храм давно и были дружны друг с другом.

Потом одно из помещений библиотеки залило водой, книги перенесли в читальный зал, и прихожан пускать перестали. Осталась только часовенка, которая до революции была церковной ризницей.

— Консерватория должна встать на капитальный ремонт, — рассказывает Юлия Мезина, которая в общине отвечает за связи с общественностью. — И пока он не завершится, наши перспективы остаются неясными. Но, на мой взгляд, дело не в помещениях, а в отсутствии хозяина. Администрация постоянно меняется: за последние 12 лет сменилось пять ректоров, они просто не успевают разобраться в вопросе. В итоге администрация не говорит «нет», потому что инициативу о воссоздании храма поддерживают в Министерстве культуры, но и не дает согласия, ссылаясь на отсутствие денег.

— Консерваторский храм — это еще и памятник архитектуры, хотя бы поэтому администрация вуза и городская администрация должны быть заинтересованы в его возрождении, — считает протоиерей Виталий Головатенко. — Здесь отпевали Римского-Корсакова, здесь хранились иконы апостола Петра — небесного покровителя Чайковского, заказанные после его погребения, этому храму подарил серебряные богослужебные сосуды святой Иоанн Кронштадтский.

В 90‑х, когда домовая церковь еще действовала, ее посещал и бывший ректор, а ныне руководитель Санкт-Петербургской академической капеллы Владислав Чернушенко, и педагоги, и студенты. Студенты и по сей день приходят, пишут, задавая один и тот же вопрос: когда откроется храм? Потребность чувствуется, но она не оформляется в движение, которое могло бы обратить на себя внимание администрации.



— Когда-то учебные заведения были не только местом получения знаний, но еще и домом, — считает отец Виталий. — Вместе не только учились и трудились, но и молились. Среди студентов консерватории достаточно много религиозных людей, но в хорошем смысле корпоративного духа, духа единения, желания вместе молиться именно в консерватории, нет. В воскресный день они все «по месту прописки»… Кроме того, не надо забывать, что все они подрабатывают певчими на клиросах. Когда мне говорят: «Наверно, у тебя в консерватории хор замечательный», я смеюсь, потому что у меня поют только любители.


Зарисовка вторая

Алтарники постоянные, священник – приходящий

В храме Горного университета иная ситуация. Нет постоянного священника (здесь периодически служат клирики Князь-Владимирского собора, к которому приписан храм), поэтому нет и регулярных богослужений. Но зато есть настоящая община из числа студентов и преподавателей. Алтарники, свечницы, хор — всё «из своих».

— У нас в университете всегда проводят ознакомительную экскурсию для первокурсников, в частности показывают музей и храм, — рассказывает алтарник Родион Еремеев. — Так и я сюда попал впервые, а потом стал заходить, участвовать в богослужении, петь в хоре. К тому времени здесь уже были ребята, очень активные, ответственные. Мы стали привлекать других студентов. Например, проводили песенные вечера: делали объявления, развешивали их по университету, накрывали стол, устраивали чаепитие с песнями под гитару. Потом стали организовывать мероприятия, больше связанные с церковной работой. Например, проект «Хранители памяти» ставит целью уборку могил и поиск захоронений горных инженеров на Смоленском кладбище. Хотим составить помянник с именами тех, кто когда-то учился в Горном университете. Нам помогают даже те ребята, кто в общину не входит. В церковный хор мы тоже приглашаем всех желающих, наш регент Наталья Тихонова с каждым занимается индивидуально.

Удивительно: здесь организующим стержнем общины оказался не священник и не специальный человек, которому священник поручил «молодежную работу», а сама община, все ее члены. Паломничества в монастыри, экскурсии по храмам Петербурга, которые проводит староста храма Владимир Иванович Лотенков, миссионерский симпозиум в поселке Морозово, куда собрались студенты со всей Ленинградской области, — всё это, еще раз подчеркнем, — дело рук самих студентов. — Два года назад мы вступили в Межвузовскую ассоциацию «Покров», — добавляет алтарник Александр Зимин, друг Родиона. — Для нас это полезно, мы ведь студенты, и нам бывает сложно понять, как нужно организовать работу общины.

— Мы стараемся на каждое мероприятие приглашать священника, — продолжает Родион Еремеев. — Но если не удается, то всё равно собираемся здесь вместе. Наша церковь очень важна для студентов, мы это видим. Учеба — дело нелегкое, но и в ней можно рассчитывать на божественную помощь. Храм — это ценность, он формирует нравственность в человеке.

Общину Горного университета окормляют протоиерей Владимир Сорокин и другие клирики Князь-Владимирского собора
Общину Горного университета окормляют протоиерей Владимир Сорокин и другие клирики Князь-Владимирского собора

Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» создана в 2001 году. За время существования число входящих в нее вузов увеличилось с 10 до 45. Деятельность «Покрова» имеет четыре направления: научно-методическое и учебно-практическое (конференции, конкурсы, издательская деятельность, разработка учебных планов и образовательных программ), информационное, культурно-просветительское (выставки, паломничества, концерты, экскурсии), организационное. В работе ассоциации принимают участие не только члены Церкви и сотрудники образовательных учреждений, но и студенты, которые нередко своими силами (хотя и при поддержке ассоциации) организуют конференции, паломничества, концерты и так далее. Сайт: http://www.pokrov-forum.ru/Зарисовка третья

Приход двух общин


В истории возрождения этого храма решающую роль тоже сыграла именно студенческая община.

— Мы собирались раз в неделю, пили чай, дружили, — рассказывает нынешний настоятель храма иерей Димитрий Симонов. — Были студенты не только из РГПУ, но и из ФИНЭКа, из СПбГУ. Меня выбрали старостой храма, каковым я пробыл до 2000‑го года. Женился на студентке РГПУ, принял священный сан, меня назначили в храм Богоявления на Гутуевском острове. Но так сложилась судьба, что в 2012 году я вернулся сюда в качестве настоятеля.

Предшественником отца Димитрия был протоиерей Артемий Скрипкин. Он организовал регулярные богослужения, инициировал несколько молодежных проектов, сформировал общину глухих, для которой и по сей день в храме ведутся службы с сурдопереводом и действует школа жестового языка «Образ» (см. «ВЖ» № 2, 2014). А отец Димитрий внес свой вклад: с ним с Гутуевского острова перекочевала большая часть молодежной общины «Агапа». Сегодня приход состоит из двух частей: общины глухих и общины слышащих. Состав второй общины разнообразен: ребята из «Агапы», просто люди из города и студенты РГПУ — возможно, не так много, но настоятеля вузовского храма это не смущает: приход живет полноценной насыщенной жизнью.

Богослужения в храме при РГПУ им. А.И. Герцена собирают далеко не только студентов
Богослужения в храме при РГПУ им. А.И. Герцена собирают далеко не только студентов

— Есть мероприятия, которые мы проводим для всех, и есть те, которые только для молодежи, — объясняет отец Димитрий. — Я не считаю, что вузовский храм должен быть каким-то отдельным «молодежным храмом», но молодежь должна иметь возможность побыть в своей среде. Если мы смотрим фильм, он обычно поднимает серьезные нравственные вопросы в контексте христианской традиции, и мне как священнику кажется важным, чтобы ребята дискутировали на подобные темы именно между собой. Когда в обсуждении участвуют люди постарше, может возникнуть конфликт поколений. Но если совсем отделить молодежь от старших, от их наставничества — это тоже не вариант. Мне кажется, молодежь просто должна быть самой активной частью прихода. От нее должны исходить инициативы, желание всем помочь. Каждый студент уверен, что у него времени ни на что не хватает, но когда становишься старше, понимаешь, что это была иллюзия. Поэтому нужно всячески поощрять молодежную активность на приходе, но как-то искусственно создавать «чисто молодежный» приход не стоит.



Зарисовка четвертая

Храм для ученых

Храм святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете

Получается, один вузовский приход состоит исключительно из учащихся, в другом они не в большинстве, а в третьем, возможно, их и вовсе нет. Проблема? Отнюдь. Дело не в количестве студентов, а в качестве храма, в том, насколько он сумел реализоваться в данном контексте, насколько его существование гармонирует с другими составляющими университетского пространства.

В СПбГУ, например, храм уживается в одном помещении с… музеем. Музей истории Санкт-Петербургского университета — это постоянные и временные выставки, а храм апостолов Петра и Павла — воскресные и праздничные богослужения. На стенах портреты меценатов, выдающихся ученых и знаменитых выпускников университета, между ними — иконы. Вот черновая модель механизма Пафнутия Чебышева, а вот аналой; здесь экспозиция, посвященная университету в годы блокады, а там — Святая святых, алтарь.

На воскресной Литургии в храме всегда присутствует музейный смотритель Наталья Викторовна Шелепова. Утром она впускает священника и прихожан, следит за тем, чтобы они не сломали экспонаты, не поцарапали застекленные стенды, не потерли антикварную мебель. А когда последний богомолец покидает храм, Наталья Викторовна вновь закрывает его на ключ. Иначе нельзя. Порядок.

Храм святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете
Храм святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете

С немаловажной в истории университета фигурой связано и возрождение этого храма: община сформировалось в 1991 году вокруг Льва Гумилева и его учеников. Инициативная группа обратилась к руководству университета с просьбой вернуть храм верующим, и после бурной дискуссии на ученом совете помещение было предоставлено. В здании напротив, в храме Рождества Пресвятой Богородицы при НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта служил отец Кирилл Копейкин, молодой выпускник физического факультета. Сначала по приглашению общины он совершал ежемесячные молебны, потом был назначен настоятелем, и богослужение — на переносном престоле, так как алтарь занимали музейные помещения — стало совершаться еженедельно. Теперь алтарь и интерьер храма полностью отреставрированы.

После Литургии — беседы с прихожанами. Поскольку настоятель особенный — ученый, интеллектуал, — то и беседы эти не вполне обычны. Лекция может быть посвящена эволюции, искусственному сознанию или, например, концу научно-технического прогресса: протоиерей Кирилл Копейкин умеет убедительно доказать, например, что человечество подошло к некому пределу, за которым появление научных новаций уже проблематично.

Любопытно, что на лекцию остается добрая половина участников богослужения, и многие не просто слушают, но и задают вопросы и даже спорят. Неудивительно, ведь община состоит из людей, так или иначе связанных с университетом: сотрудники, бывшие выпускники. Студентов, правда, единицы.

— Со стороны не видно, что наш храм — это храм, — говорит отец Кирилл. — Поэтому сюда приходят только «свои». Кто-то скажет, что это плохо, потому что мешает притоку новых людей, но, на мой взгляд, благодаря этому формируется община, в которой люди знают друг друга, дружат, живут, как одна семья. Конечно, хотелось бы, чтобы храм функционировал как храм не только два часа в неделю, но и я, и отец Максим Фионин, второй клирик нашего храма, — всю неделю работаем, преподаем в нескольких местах, занимаемся научной работой… Кроме того, я просто не вижу в этом острой необходимости: студенты и преподаватели всё равно в храм в будни не ходят. Даже верующие. Почему? Потому что для современного человека, увы, вера и работа, вера и учеба — разделены. Система ценностей, взглядов, которая по умолчанию подразумевается в университетской среде, имеет материалистический характер. Вопрос не в том, ходят ли студенты в храм или нет, а в том, чтобы эту систему изменить, показав, что наука и религия совместимы, дополняют друг друга.

Мнение настоятеля дополняет сам факт мирного сосуществования музея и храма: вера и знание соединяются в одном пространстве, но могут соединиться и внутри одной души.

Протоиерей Кирилл Копейкин, настоятель храма при СПбГУ, тоже в свое время окончил университет
Протоиерей Кирилл Копейкин, настоятель храма при СПбГУ, тоже в свое время окончил университет

Зарисовка пятая

Художники и концентрические круги

Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств (Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина)

Этот храм благодаря просветительской деятельности известен далеко за пределами своей alma mater. Здесь действует исторический клуб (см. «ВЖ» № 8, 2013), организованный священником Михаилом Берницевым. Силами прихода неоднократно проводились церковно-искусствоведческие выставки и конференции: например, к 250‑летию архитектора А. Н. Воронихина. Настоятель храма архимандрит Александр (Федоров) преподает на архитектурном факультете и является руководителем иконописного отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии. Клирики храма протоиерей Андрей Лёлин и иерей Михаил Берницев читают лекции для мастерской церковно-исторической живописи: студенты, соприкасающиеся с церковной тематикой, должны иметь представление о богословских и историко-церковных предметах.

— Благодаря храму студенты и преподаватели могут соединить свою духовную и профессиональную жизнь, — считает архимандрит Александр (Федоров). — Человек может быть хорошим христианином и хорошим художником, но это не значит, что он автоматически становится христианским художником. Тут нужен дар Божий, конечно. Но какие-то предпосылки для того, чтобы этот дар раскрылся, наш приход дает. Иконописца проще всего подготовить в духовной академии, специалиста по шитью — в школе при монастыре, а вот профессионального церковного реставратора или архитектора — у нас, в Академии художеств. И для этого просто необходима органичная связь Церкви и профессионального искусства.

Благодаря храму студенты и преподаватели могут соединить свою духовную и профессиональную жизнь
Благодаря храму студенты и преподаватели могут соединить свою духовную и профессиональную жизнь

В том, что в вузовский храм сложно попасть «с улицы», отец Александр видит свои плюсы:
— Не имея большого потока прихожан, мы можем более детально подготовить человека к принятию Крещения, к первой исповеди, к первому Причастию, а молодую пару — к Таинству Венчания. В деле восстановления красоты и благолепия храма у нас тот же принцип: медленно, но верно. То, что храм в таком прекрасном состоянии, — это результат жертвенных трудов общины и хороших отношений с академией.

В общине довольно много студентов, но в нее за двадцать лет вошли и те, кто прошел курс катехизации под руководством отца Александра в духовной академии, и те, кому этот храм просто приглянулся. Структуру прихода отец Александр обрисовывает как систему концентрических кругов:
— В центральном, маленьком круге — верные, активные помощники. Вокруг них те, кто только посещает богослужения и уходит домой. Следующий круг — больше, но дальше от центра — люди, которые заходят «поставить свечку», он морально поддерживает общину. И в самом дальнем, рассеянном круге — студенты и сотрудники, не бывающие в храме никогда, но по-доброму относящиеся к нам. Такая вот социология.

Барельеф «Вход Господень в Иерусалим» — часть интерьера храма при Академии художеств
Барельеф «Вход Господень в Иерусалим» — часть интерьера храма при Академии художеств


Послесловие

Пожалуй, архимандрит Александр (Фёдоров) описал универсальную модель не только вузовской, не только христианской, но любой религиозной общины. В центре — верные, вокруг… нет, не «неверные», а просто разные люди, носители современного менталитета, духа времени, идей и даже предрассудков. Как минимум, храм может иметь от них «доброе свидетельство», как максимум — помогать им не только в духовном, нравственном, моральном, но и в профессиональном становлении.

Приход — это живая и сложная, многоликая структура. В зависимости от места «прописки», от соседей и, конечно, от настоятеля и клириков храма, он развивается по-разному. Может зачахнуть, а может расцвести. У каждого прихода своя жизненная стратегия, свой путь, своя судьба. И именно поэтому не стоит предъявлять к конкретному приходу — и даже к вузовскому, который, казалось бы, должен следовать в своем развитии заданной логике — конкретных требований, ждать от него успехов в «миссии среди студенчества» или каких-то особенных культурных или научных достижений. Храм может помогать студенту стать профессионалом, а может не помогать; может объединять людей с определенным уровнем IQ, а может и не объединять; может быть средоточием творческих инициатив, а может и не быть. В конце концов, ведь не Церковь спутник университетов, а университеты — временные, земные спутники Церкви, которой надлежит войти в вечность вместе с профессорами, доцентами и студентами.

Тимур Щукин, Андрей Гориченский
фото: Станислав Марченко

Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Острый угол"

8 октября, вторник
rss

№ 9 (сентябрь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (сентябрь 2014)
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Храм Божий в храме науки
/ Интервью / Вузовское благочиние: планы на будущее
/ Информация / Приходы и храмы при вузах Санкт-Петербурга
/ Информация / С чего начать изучение Священного Писания?
/ Информация / Как выбрать детскую Библию?
/ Via Historica / Хоспис: приют для отправляющегося в последнее странствие. Сирия, Рим, Франция, Англия, Россия
ПРОПОВЕДЬ
Крест ‒ это не мучения, а верность
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Борец за народную Библию
/ Умный разговор / Дипломат меча и мира
/ Умный разговор / Великое искусство толкования
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / Из католицизма — в православие
/ Приход / Собор «в разрезе»
/ Служение / Коневец: о летних впечатлениях
/ Служение / Сестры для прощания
/ Служение / Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации: как, кто и зачем?
/ Проект / Конференции о вере в школах: как это делается?
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Опровержение