«Хлеб Небесный» на маньчжурской земле

«Наш Казанского-­Богородицкий мужской Монастырь явится тем источником, от которого широкой волной пойдет Христова просветительная работа, полная братской любви и необходимой помощи». Это слова из редакционной статьи 1934 года печатного органа обители в городе Харбине. Слова эти не остались благими пожеланиями, и монастырь, в особенности благодаря своим книжным изданиям и журналу «Хлеб Небесный», действительно — сейчас мы в этом убедимся — стал важным духовно-­просветительским центром русской церковной эмиграции.


Фото из журнала «Хлеб Небесный». № 7, 1939 год. С. 62
Журнал: № 11 (ноябрь) 2024Автор: Александр Клементьев Опубликовано: 27 ноября 2024

На новой книжно-­иллюстративной выставке в БАН «Казанско-­Богородицкий мужской монастырь в городе Харбине и книгоиздательство при нем. К 100‑летию основания» представлены материалы по истории ныне не существующего Казанско-­Богородицкого мужского монастыря в Харбине, и некоторые издания — иконы, листки, брошюры, книги и выпуски журнала «Хлеб Небесный», подготовленные монастырским книгоиздательством и отпечатанные в собственной типографии. Грядущему в 2026 году столетию создания журнала «Хлеб Небесный» БАН планирует посвятить специальную выставку.




В ожидании дней милосердия

«Роль Монастыря, как собирателя интеллектуальных сил, как очага просвещения духовного и вместе просвещения и светского, даже в наши суматошные дни, явственно ощущается. В будущем, которое не за горами, значение Монастырей будет не меньшим, чем оно было в прошлое лихолетье, — утверждал автор статьи „К знаменательному дню 10‑летия Казанско-­Богородицкой мужской обители в г. Харбине“ (Хлеб Небесный. № 11. 1934). — Не может же Русский народ оставаться вечно под антихристовой красной звездой… Наступят дни милосердия Божия, когда Милостивый Господь, сжалившись, даст несчастному народу Русскому день возрождения. Вот тогда, поистине, Монастыри будут очагами света Христова среди общего Российского помрачения. Ведь сразу же потребуется действенная работа монастырской братии, миссионерская работа, как бы в языческой стране.
Вот тогда наш Казанского-­Богородицкий мужской Монастырь явится тем источником, от которого широкой волной пойдет Христова просветительная работа, полная братской любви и необходимой помощи.
Пока вновь образуются разоренные Обители, пока соберутся рассеянные по лицу земли иноки — пройдет много времени. А нужда в Христовом просвещении будет сразу же и большой и неотложной!»
Автор особо отмечает, что «среди разного рода мастерских, оборудованных Монастырем, выделяется своей ценной работой Монастырская Типография. С ее помощью Монастырь широко ведет просветительную работу, давая всем алчущим духовно „Хлеб Небесный“». Этот «Хлеб Небесный» в виде журнала и многих других духовно-­нравственных изданий нес утешение и нравственное назидание православному люду, заполняя отсутствие прежних духовно-­полезных книг, брошюр и листков.


Архиепископ Ювеналий — строитель Казанско-Богородицкого монастыря и редактор журнала «Хлеб Небесный». Фотография с дарственной надписью: + На молитвенное воспоминание Дорогому и честному митрофорному протоиерею Еллию Павлову Верхоустинскому От любящаго Архиепископа Ювеналия г. Ижевск 1956. Апрель-Ма[й]. Пасха Христова (Частное собрание)
Архиепископ Ювеналий — строитель Казанско-Богородицкого монастыря и редактор журнала «Хлеб Небесный». Фотография с дарственной надписью: + На молитвенное воспоминание Дорогому и честному митрофорному протоиерею Еллию Павлову Верхоустинскому От любящаго Архиепископа Ювеналия г. Ижевск 1956. Апрель-Ма[й]. Пасха Христова (Частное собрание)


Основание

Ключевые события жизни обители и книгоиздательства при ней перечислены в многократно цитируемой ниже брошюре «Очерк возникновения и устроения Казанского-­Богородицкого Мужского Монастыря в г. Харбине. К 10‑летию его существования (1924–1934 г. г.)», прилагавшейся к журналу «Хлеб Небесный» за ноябрь месяц 1934 года:
«При входе на площадь, издалека виднеется благолепный храм с возвышающейся на нем колокольней. Главный придел храма в честь иконы „Казанской Божией Матери“, а другие два, — один в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Сил бесплотных, а другой в честь Св. Великомученика Пантелеимона. Далее во дворе — братские корпуса: двухэтажный — каменный и деревянный — фаршированный (вероятно, фахверковый. — А. К.); каменное здание, где помещается типография, саманное (из кирпичей, изготовленных из смеси соломы, глины и песка. — А. К.) для мастерских, баня и другие мелкие постройки для скота и домашних птиц и, наконец, два каменных здания, находящихся в саду и выходящих фасадом на Двинскую улицу; одно двухэтажное, где помещается монастырская больница имени доктора Казем-­Бек, и другое — одноэтажное, занятое амбулаторией и аптекой».
Предполагавшийся первоначально местом для возведения построек Крестовский остров оказался непригоден для монастыря. Возглавляемые назначенным строителем новой обители архимандритом Ювеналием (Килиным) 10–12 человек братии, помещавшиеся там в наемном помещении, перебрались в 1924 году в харбинский поселок Новое Модягоу, или Гондаттиевка, названный так по имени бывшего Приамурского генерал-­губернатора Гондатти, где была нанята тесная квартира из трех комнат в доме госпожи Котковец. Здесь устроили домовую церковь и ежедневно совершалось монашеское правило: «Среди иночествующей братии были монахи и иеромонахи бывших русских монастырей, разоренных советской властью». С помощью прежнего губернатора, а теперь начальника Земельного отдела управления Китайской Восточной железной дороги Н. Л. Гондатти был получен под размещение будущей обители участок в 1700 квадратных саженей. Всё это устроилось еще до прихода большевиков к управлению КВЖД.
Митрополитом Мефодием (Герасимовым) 4/17 августа 1924‑го была совершена закладка храма обители, и с тех пор именно эта дата была определена днем основания нового Богородице-­Казанского монастыря. Строительство храма завершили уже к Рождеству, а 20 декабря тот же архиерей совершил его торжественное освящение, и старшая братия переселилась в помещения при храме.



Фото из журнала «Хлеб Небесный». № 7, 1939 год. С. 55
Фото из журнала «Хлеб Небесный». № 7, 1939 год. С. 55


О постройках

К постройке каменного двухэтажного братского корпуса приступили с весны 1925‑го, а 14/27 октября его освятил епископ Мелетий (Заборовский). Колокольню над церковью воздвигли в 1926 году, построили более обширную паперть с ризницей и небольшое помещение для книжного склада — обитель строилась именно как миссионерское учреждение, а близ ворот соорудили киоск для продажи книг, икон, крестиков и лампадного масла. С мая по октябрь 1929‑го была выстроена больница, названная в честь доктора В. А. Казем-­Бека.
На большие праздники в обитель стекалось до 2000 богомольцев, поэтому уже в 1930‑м к храму пристроили правый придел в честь великомученика Пантелеимона, увеличив площадь для молящихся на 200 человек, а с Афона получили его прекрасный иконописный образ. Число братии достигло к этому времени 50 человек, часть их разместили в только что выстроенном новом каменном здании, возведенном на купленном монастырем участке в 200 кв. саженей, на Пенсионной улице.
В 1931 году расширили и левый придел, еще примерно для 200 человек, так что «Общая вместимость храма доходила теперь до 800 […] молящихся». В мае 1930 — ноябре 1933 года было выстроено здание амбулатории и аптеки.
Поскольку монастырь не располагал никакими земельными угодьями, то и средства на его существование и, отчасти, на содержание больницы и амбулатории добывались исключительно за счет пожертвований и того, что зарабатывали сами братия.



Рекламное объявление монастырской типографии. «Хлеб Небесный». № 6, 1937. С. 26.
Рекламное объявление монастырской типографии. «Хлеб Небесный». № 6, 1937. С. 26.


Книгоиздательство
Доход от типографии в первое десятилетие существования монастыря (а она заработала регулярно начиная с 24 мая 1928 года [Молебен в Типографии Монастыря // Хлеб Небесный. № 6. 1938]) был незначителен, потому что приходилось выплачивать долг «на покупку двух печатных машин, резательной, профировочной, двух моторов и на пополнение типографии новыми шрифтами и другими оборудованиями». На обложках многих изданий указывалось, что они отпечатаны в собственной типографии монастыря (Крестовоздвиженская ул., 18).

Книгоиздательство Казанского-­Богородичного монастыря стало вторым русским церковным издательством, возникшим при новопостроенном русском монастыре вне пределов прежней Российской империи. В силу географического положения его продукция не получила столь широкого распространения и повсеместного влияния среди русской эмиграции, как у возникшего  двумя годами ранее издательство Русского иноческого типографского братства в Ладомировой на Карпатах — в Чехословакии. Тем не менее оно стало единственным крупным подобным русским учреждением в Азии, а издания его достигали всех стран русского рассеяния: от Эстонии до США и от Австралии до Аргентины.

Третья книжка, отпечатанная в типографии монастыря
Третья книжка, отпечатанная в типографии монастыря

Связи с Эстонией оказались особенно надежными: здесь, в русском Изборско-­Печерском крае, приобретенном новой республикой по Тартускому договору 1920 года, проживал иеромонах Павел (Горшков), будущий игумен Печерского монастыря, создатель знаменитой школы трезвости при Сергиевской Приморской пустыни близ Петрограда, которому и высылал новые харбинские издания его петербургский приятель и один из главных сотрудников первых выпусков «Хлеба Небесного» Константин Ермолаевич Антонов († 30 июня 1926). Здесь же, в деревне Тайлово, жил давний знакомец редактора журнала архимандрита Ювеналия — протоиерей Эллий Павлович Верхоустинский, настоятель местного Никольского храма. Издания харбинской обители расходились отсюда по всем странам Прибалтики, и не только…
Монастырь сразу наладил регулярный книгообмен с русскими и иностранными учебными заведениями по всему миру, в том числе с богословскими — Свято-­Сергиевским Православным богословским институтом в Париже, богословскими факультетами университетов в Белграде, Софии, Бухаресте, Варшаве и Риге, с русскими учебными учреждениями в Чехословакии, Франции, с русскими общественными библиотеками, с сохраняющимися русскими обителями в лимитрофных странах, на Святом Афоне и с Русской духовной миссией в Британской Палестине. Находясь в подчинении Архиерейского Синода РПЦЗ, монастырь поддерживал связи с русскими церковными учреждениями всех юрисдикций, с Синодальными библиотеками в Софии и Белграде, что способствовало комплектованию русских общественных и церковных библиотек в Маньчжурии, особенно же библиотеки Богословского факультета Университета Св. Владимира.

«В типографии работают 12 человек; некоторым из них, более ответственным работникам приходится ежемесячно давать денежное вознаграждение. Заведывающим типографией в настоящее время состоит иеромонах Иннокентий».
С 1926 по ноябрь 1934 годов книгоиздательством обители выпущено было 44 500 экз. книг и брошюр, 36 000 отрывных календарей, 1000 табель-­календарей, до 150 000 листков религиозно-­нравственного содержания и 124 номера рассылавшегося подписчикам в 47 стран журнала «Хлеб Небесный» тиражом в 128 320 экз., причем «Большинство брошюр и листков служили бесплатным приложением к журналу […], а также бесплатно раздавались богомольцам во время праздничных Богослужений».

Духовно-­нравственный православный журнал

«Самым первым изданием обители был журнал „Хлеб Небесный“, вышедший в свет в первый раз в 1926 году (и около двух лет печатавшийся в наемной типографии. — А. К.). Поводом к этому послужило то, что здесь в Харбине появилось множество сектантской литературы, которая в огромном количестве распространялась здесь. […] Настоятель монастыря решил заняться издательством сначала только духовного журнала, а затем с 1927 года — изданием отрывных календарей, на обороте каждого листка которого помещались статьи религиозно-­нравственного содержания». Отметим, что при составлении прекрасно исполненных «Православных Русских календарей» с приложением различных материалов для чтения (в календаре на 1930 год они занимают 18 страниц из 32) издатели руководствовались теми же принципами, что и архимандрит Виталий (Максименко) для своих календарей, выходивших в Ладомировском монастыре в Чехословакии…
«Вся издательская работа лежит всецело на архимандрите Ювеналии», а к сотрудничеству привлекались авторы со всего света, в том числе афонский архимандрит Кирик (Максимов), схимонах Кассиан — духовник Ладомировской обители, архимандрит Герасим (Шмальц) с Аляски, игумен Серафим (Кузнецов) из Иерусалима, успевший поучиться в парижском Свято-­Сергиевском институте капитан Б. П. Апрелев, авторы из США и, конечно, жители Маньчжурии, в том числе будущий Первоиерарх РПЦЗ архим. Филарет (Вознесенский), епархиальный миссионер прот. Аристарх Пономарев, епископ Димитрий (Вознесенский) и архиепископ Нестор (Анисимов).
На художественно­оформленной обложке первого номера (в конце весны 1926‑го рисунок её будет изменен), вышедшего 1/14 января 1926 года, название нового издания обозначено весьма затейливо: «„Хлеб Небесный“ духовно-­нравственный православный журнал. Двухнедельный религиозно-­нравственный православный журнал с приложением листков или книжечек крупицы „Хлеба Небесного“». На титульном листе изображены первые постройки монастыря — храм с колокольней и братский корпус, раскрытое святое Евангелие, на страницах которого две цитаты: «Дадите им вы ясти» (Мк. 6, 37) и «Не о хлебе едином жив будет человек» (Мф. 4, 4), и указано, что это «Издание Казанского-­Богородицкого мужского монастыря. Китай. Гор. Харбин, Нов. Модягоу, (Гондатьевка). Цена отдельн.[ого] номера 25 коп. повсеместно». Цена годовой подписки определялась в 5 руб­лей, т. е. со скидкой в 1 руб­ль от цены розничной продажи, «в Харбине на линии [КВЖД] — в доллар.[ах] или иенах, за границу американскими дол.[ларами] или франками». Печатался журнал в Художественной типографии Г. Сорокина и К-о, в Харбине, Короткая ул. 15. Объем журнала — 16 страниц «большого почтового формата».


Первоначальный вариант оформления обложки журнала «Хлеб Небесный». № 5, 1926
Первоначальный вариант оформления обложки журнала «Хлеб Небесный». № 5, 1926


На второй странице обложки издатели так определяли «Задачи нашего журнала. Дать доступное живое назидательное чтение православной семье, нуждающейся в переживаемое трудное время в духовной поддержке, содействовать образованию в читателях бодрого, светлого христианского настроения, изображать красоту христианства, предлагать пищу духовную из словес Божественного Писания и творений Свв. Отцов и учителей церкви». К каждому номеру прилагался четырехстраничный «Листок» с пометой «По прочтении просим передать другому».
Появление журнала практически сразу было замечено и отмечено в печати православных государств. Он во всем почти походил на прежний «Почаевский листок» архимандрита Виталия (Максименко) и на издаваемые в Сремских Карловцах «Церковные ведомости» русского Архиерейского синода, но выходил с трогательной пометой «Печатать разрешено цензурой», что, возможно, должно было устранять сомнения читателей в православности издания на фоне заполонившего Харбин потока сектантской литературы, для противодействия которой журнал, прежде всего, и создавался… Цензором состоял протоиерей Аристарх Пономарев. Среди прочего публиковались важнейшие документы и свидетельства о церковной жизни в Харбине и на КВЖД, документы Архиерейского синода, свидетельства вновь прибывших о жизни в СССР, отзывы читателей со всего света. На обложке помещались Православный месяцеслов, Словарь слов не совсем понятных при богослужении, различные объявления. Фактически издание совмещало функции Епархиальных ведомостей и церковно-­общественного журнала.В последующие годы формат журнала был существенно уменьшен, а объем возрос до 48 страниц, затем формат снова увеличили, а объем возрос до 72 страниц. В военные годы объем журнала доходил до 54 страниц.
Редактором журнала с 1926 по начало 1935 года значился архимандрит Ювеналий (Килин), а прочие сотрудники не назывались. Весною 1935‑го издание под названием «Хлеб Небесный» было приостановлено, но фактически (без всякого перерыва) продолжалось в качестве ежемесячных тематических выпусков в том же формате и под так же оформленной обложкой: «Пасхальный журнал» — апрель 1935 года, «Св. Пятидесятница» — май 1935‑го, и т. д. Причем в этих выпусках, имевших тираж 700 экз., указывались: издатель — иеромонах Варсонофий (Суханов), редактор — епископ Ювеналий, заведывающий типографией — иеромонах Иннокентий (Мельников). Уже в конце года журнал был возобновлен под прежним названием…
С середины 1937 по октябрь 1938 годов редактором журнала состоит архимандрит Василий (проф. В. Г. Павловский), а в ноябре 1938‑го его сменяет на все оставшиеся журналу годы доцент Е. Н. Сумароков. С июля 1939‑го издателем называется иеромонах Иннокентий (Мельников), а типографом — иеромонах Христофор (Пронин). В годы вой­ны епископ Ювеналий возвращает себе должность издателя, а печатается журнал в наемной типографии «Заря» (Харбин, Сквозная ул., 7) и типографом выступает В. В. Плотников.
В течение большинства лет издания журнал печатался на бумаге очень низкого качества, а экспедиция монастыря рассылала его обычным и тогда, и ныне способом — согнув пополам и обклеив полоской бумаги с почтовым адресом и марками. Вследствие этого значительная часть сохранившихся экземпляров издания за минувшие 80–100 лет пришла в почти полную негодность… Хотя отдельные выпуски журнала и не являются редкостью, полные его комплекты почти не встречаются. В России же он остается и неизвестным, и практически малодоступным. Так, недавно автору этих строк довелось узреть в одном невероятно ученом церковно-­историческом сочинении ссылку на издание… «ХлеВ небесный»…


Выходные данные журнала «Хлеб Небесный. № 7, 1939 год. Обложка
Выходные данные журнала «Хлеб Небесный. № 7, 1939 год. Обложка


Перед вой­ной
В мае и июне 1939‑го был произведен самими монашествующими серьезный ремонт храма. Братии в это время собралось 45 человек, среди которых были два престарелых схимника: отец Игнатий семидесяти пяти и отец Михаил ста семи лет. «…Большинство из монастырской братии к данному моменту — нетрудоспособны: кроме глубоких старцев, среди братии есть убогие и больные, некоторые не способны нести даже легкого послушания, а притока молодых здоровых сил нет», — отмечал и. д. настоятеля монастыря иеромонах Иннокентий (Хлеб Небесный. 1939. № 7).15‑летие обители было торжественно отпраздновано одновременно с престольным праздником — 21/8 июля 1939 года. Служил правящий архиепископ Мелетий, сказавший слово о значении монастырей, а после по случаю праздника всем молящимся был предложен в ограде обители монастырский квас, а пришедшим помолиться беднякам — обед в монастырской трапезной (На престольном празднике Мужского Монастыря // Хлеб Небесный. 1939. № 3).


Список монастырских изданий из брошюры «Очерк возникновения и устроения…». С. 14–15
Список монастырских изданий из брошюры «Очерк возникновения и устроения…». С. 14–15


Новому юбилею посвятили брошюру «Краткий очерк возникновения, устроения и жизни Казанско-­Богородицкого Мужского Монастыря. 1924–1939 год» (Харбин, 1929), раздававшуюся паломникам в самый день праздника.
К концу 1939 года общие тиражи календарей монастырского издания достигли 50 000 экз., листков религиозного содержания — до 200 000 экз., акафистов — 10 000 экз. Продолжал регулярно выходить журнал «Хлеб Небесный». Большою удачей издательства стала книга «Христианская жизнь по Добротолюбию», отпечатанная в 1930 году тиражом в 2000 экз.В феврале 1940‑го в монастырской типографии печатается тиражом в 1000 экз. первая книга серии «Стоятели за веру православную» — «Старец Макарий Оптинский», подготовленная «Братством имени св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова при богословском факультете Института св. Владимира» (147 с.). В апреле 1941‑го там же печатают 500 экз. книги епископа Димитрия (Вознесенского) «Псалтирь протолкованная. Том I» (Харбин, 1941). И в последующие годы монастырь будет помогать Братству молодых богословов в их книгоиздательской работе. В том же году редакция «Хлеба Небесного» уточняет: «Журнал имеет своей задачей дать православному человеку чтение, удовлетворяющее его духовные запросы, освещающее явления жизни в свете Евангелия, и служит осведомительным нуждам епархии». Особым видом продукции монастырского книгоиздательства стали многоцветные бумажные иконы малого формата, приносившие известный доход.



Книга «Старец Макарий Оптинский». Харбин, 1940 год
Книга «Старец Макарий Оптинский». Харбин, 1940 год


В годы вой­ны

Монастырь продолжал издательскую деятельность, не прекратился и «Хлеб Небесный», прежде политических событий в мире — за исключением России — почти не упоминавший… Теперь митрополит Мелетий в своей проповеди вполне доступно увязывает и целесообразность, и необходимость для каждого русского поддержать борьбу империи Японской с империей Британской, напоминает, что конечная цель коммунистов — «зажечь мировой пожар, истребить духовные и культурные ценности по всему свету. Поэтому свержение коммунизма принесет избавление от страшной опасности странам всего мира. Сейчас на строну коммунизма встали англо-­саксы, тем самым поддерживая силы зла против сил добра». В выражениях, очень знакомых из известной Декларации 1927 года, владыка приветствует занятие японской армией Британского Сингапура: «Мы, проживающие в Маньчжурской Империи, пользующиеся ее гостеприимством и живущие в благоденствии, привыкли радоваться ее радостями и печалиться ее горестями» (В Благовещенской церкви // Хлеб Небесный. 1943. № 3). Протоиерей Леонид Викторов, будущий епископ Никандр, вспоминая ликование русских обитателей при вступлении японской армии в Харбин, полагает, что «основание маньчжурской Империи явилось той преградой, у которой остановился мутный поток коммунистического безбожного интернационала, который направлялся огромными волнами в Маньчжурию и Китай. […] а интернационал-­коминтерн переживает агонизирующие дни и понимает, что бьет двенадцатый час его существования, даже в основной его цитадели, Русской земле» (Десятилетие Маньчжурской Империи // Хлеб Небесный. 1943. № 3). Самым же значительным делом журнала военных лет стала начавшаяся в февральском выпуске 1942 года публикация исследования Е. Н. Сумарокова «Харбинская епархия в прошлом и настоящем», уже в конце года выпущенная отдельным томом (XX лет Харбинской епархии. 1922–1942. Харбин: Тип. «Заря», 1942. 133 с.) и остающаяся наиболее надежным источником по истории русского православия в Маньчжурии. «Хлеб Небесный» же ухитрился выживать даже после перехода Маньчжурии под советское управление.
Но с прекращением существования Великой Маньчжурской империи достаточно скоро окончилось и привычное существование русских обитателей Харбина, начавших разъезжаться в Австралию, Советский Союз, США и, много реже, в другие страны. Братия постепенно оставляла обитель, первый строитель которой ­зачем-то отправился в СССР, и после 1960 года территорию Казанско-­Богородицкого монастыря заселили одинокие престарелые русские. О его четвертьвековом служении напоминают сегодня лишь редкие фотографии и многочисленные издания монастырской типографии, прежде всего — «Хлеб Небесный», за два десятка лет существования снискавший репутацию самого безукоризненно-­православного церковного журнала русского рассеяния. 



Бумажная икона Божией Матери, изданная монастырем. Харбин. Издание С.И. Сокольникова. Хромолитография И.П. Мельникова.
Бумажная икона Божией Матери, изданная монастырем. Харбин. Издание С.И. Сокольникова. Хромолитография И.П. Мельникова.


Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ"