Капелла со служебного входа
Приходя в Санкт-Петербургскую капеллу через парадные двери, мы не всегда задумываемся о месте, в которое попали. Капелла — часть архитектурного ансамбля Дворцовой площади и одна из концертных площадок города, связанных с классической музыкой. Но история здания на Мойке, 20 так богата, что о ней можно исписать горы книг. Погрузиться в атмосферу старейшего певческого учреждения Петербурга нам помогут люди, которые приходят сюда через служебный вход.
Раздел: Камертон
Приходя в Санкт-Петербургскую капеллу через парадные двери, мы не всегда задумываемся о месте, в которое попали. Капелла — часть архитектурного ансамбля Дворцовой площади и одна из концертных площадок города, связанных с классической музыкой. Но история здания на Мойке, 20 так богата, что о ней можно исписать горы книг. Погрузиться в атмосферу старейшего певческого учреждения Петербурга нам помогут люди, которые приходят сюда через служебный вход.
Стать певчим капеллы можно разными путями. Кто-то оканчивает Хоровое училище им. М. И. Глинки (так теперь называется бывшая школа при капелле), кто-то приходит из консерватории Санкт-Петербурга или других городов России. Кто-то вообще не думал о карьере певца, как, например, солист капеллы бас-профундо Владимир Миллер:
— Я не собирался стать певцом. Учился в музыкальном училище в Красноярске как теоретик. И однажды мне сказали, что у меня нестандартный голос: пою на октаву ниже, чем все остальные. Я не очень в это поверил, да и в тот момент меня это не особо интересовало. Потом приехал в Петербург консультироваться по теоретическим предметам, поскольку хотел поступать на музыковедческое отделение, но так получилось, что не попал ни к одному профессору, который мне был нужен. Тут я вспомнил, что в Красноярске мне говорили об уникальности моего голоса, и решил прослушаться у вокалистов. Педагог, к которому я пришел, буквально потащил меня к Владиславу Чернушенко, который тогда был ректором консерватории и худруком капеллы. Владислав Александрович меня послушал и не отпустил. Так неожиданно для себя я стал певцом. В консерваторию я все-таки поступил как музыковед и четыре года ездил в Кельн учиться петь у всемирно известного певца Курта Молля. А в годы учебы начал петь в капелле.
Капелла ведет свою историю с 1479 года, когда по указу Ивана III в Москве был учрежден Хор государевых певчих дьяков; 27 мая 1703 года хор пел на закладке Петропавловской крепости и с тех пор остался в Петербурге, а с 1810 года обосновался в здании на Мойке, 20.
В разные времена капелла включала в себя подразделения, которые то существовали вместе, то разъединялись. В 1763 году Придворный хор был переименован в Императорскую придворную певческую капеллу. Тогда это был исключительно хоровой коллектив. В 1738 году для нужд хора указом императрицы Анны Иоанновны была основана первая специальная музыкальная школа, которая была частью капеллы вплоть до революции. В 1882 году при капелле был организован первый в России симфонический оркестр. Трехсоставная структура капеллы просуществовала до 1917 года, когда хор, оркестр и школа разделились и стали самостоятельными. Сейчас при капелле вновь существует свой симфонический оркестр.
Не все попадают в капеллу так, как Владимир Миллер. Многие перед этим проходят путь длиной в 10–15 лет, который начинается в Хоровом училище им. М. И. Глинки при капелле. Это та самая специальная музыкальная школа, основанная в 1738 году при капелле. Традиционно туда принимают только мальчиков.
В 1920 году в хор капеллы, изначально состоявший из мужчин и мальчиков, были введены женские голоса, а в Хоровое училище в течение нескольких лет принимали девочек. В 1944‑м часть воспитанников капеллы, эвакуированных во время блокады Ленинграда, переехала в Москву, где на их основе создано Московское хоровое училище. С 1955 года училище и его хор мальчиков являются самостоятельной организацией, а с 1986 года училище отделено от капеллы территориально.
О том, как сложно попасть в училище им. М. И. Глинки, до сих пор ходят легенды. Особенно трудно это было в советские времена, когда Хоровое училище считалось элитарным учебным заведением, а конкурс был более 200 человек на место. Впрочем, уровень обучения тогда был соответствующим. Сейчас, хотя уровень обучения в училище уже далек от высокого советского, попасть туда все так же непросто.
Вспоминает выпускник Хорового училища Валентин Богданов:
— Там всегда был очень большой конкурс в три тура. Всего 25 мест. Со мной поступало то ли 500, то ли 600 человек. Как я прошел — отдельная история. Среди моих ближайших родственников музыкантов нет. А в шесть лет меня мама отдала в хор дошколят Невского района. И руководитель хора уговорила отвести меня в капеллу. Мне помогли разные обстоятельства, но главное — им понравился мой голос. Альт — это для ребенка редкость. Я не играл на рояле, не знал нотной грамоты, как многие другие. Но голос был развит. Это сейчас он у меня такой хриплый. Тоже, кстати, благодаря хоровому училищу. Нас эксплуатировали нещадно. Один из немногих, кто, сохранив голос после училища, стал мировой звездой — это Владимир Атлантов. Все потому, что его мама всячески от хора «отмазывала». У него постоянно были какие-то справки. Зато после Атлантов стал солистом в Большом театре. (Фомина Наталья. Детство на Дворцовой площади//Новый вестник. — Караганда, 2002).
К сложности поступления добавим серьезный график обучения: шесть уроков в день, с 9 до 18 часов. Доходило до того, что во время концертов дети падали в обморок от переутомления. При этом упавшему помочь было нельзя, чтобы не нарушить стройные ряды хора. Зато тем, кто прошел эту школу, в консерватории уже практически было нечего делать. Говорят, в училище при капелле непросто учиться и до сих пор. Но солист капеллы живет совсем по-другому…
Владимир Миллер:
— Работа певца капеллы начинается в 11 часов. Это уже удивительно. А заканчивается в 14 часов, включая два перерыва по 20 минут. Плюс 7-8 концертов в месяц, которые дает хор капеллы. Все!
Для сравнения: артист Мариинского театра в неделю дает в два раза больше концертов, чем артист капеллы в месяц (как это сказывается на качестве исполнения — другой вопрос). Зато у хориста капеллы гораздо больше времени остается на собственные увлечения и интересы.
— Кого-то свободный график устраивает, можно гулять и ничего не делать, кто-то тратит это время на какие-то новые проекты, — рассказывает Владимир Миллер. — Я иду по второму пути, поэтому у меня большое количество сольных концертов и в России, и в Европе. Также я пою в церкви. Первое место, где я начал петь, — это Никольский собор, потом перешел на подворье Валаамского монастыря. По сравнению со службой концерт спеть гораздо сложнее с технологической точки зрения. А в храме нужны усилия душевные.
Сейчас капелла воспринимается как светское заведение. Но из пяти веков ее существования четыре были посвящены церковному пению. Хор Государевых певчих дьяков пел только на богослужениях и официальных церемониях царского Двора. После реорганизации в капеллу основной задачей коллектива продолжало оставаться воспитание церковных певчих и участие в придворных богослужениях. С 1740 года, когда указом императрицы Елизаветы в школу при капелле было внедрено обучение игре на музыкальных инструментах, вторым направлением деятельности капеллы стало участие в светских концертах и спектаклях. После революции второе направление стало единственным. Что будет дальше — вопрос будущего.