Какие камни и какие здания!
Вот уже два столетия в Палестине ведутся раскопки: иногда научные, иногда пиратские, иногда с риском для жизни. В регион одна за другой посылаются экспедиции: англичане, французы, американцы, греки, немцы, евреи и русские бок о бок копают эту древнюю землю. О результатах их работы, о достижениях и перспективах библейской археологии рассказал куратор отдела археологии Израильского музея в Иерусалиме Давид Мэворак (David Mevorah). Молодой ученый ведает экспозицией, посвященной находкам эллинистического периода — именно в это время на Палестинской земле родился Спаситель.
Раздел: Умный разговор
Вот уже два столетия в Палестине ведутся раскопки: иногда научные, иногда пиратские, иногда с риском для жизни. В регион одна за другой посылаются экспедиции: англичане, французы, американцы, греки, немцы, евреи и русские бок обок копают эту древнюю землю. О результатах их работы, о достижениях и перспективах библейской археологии рассказал куратор отдела археологии Израильского музея в Иерусалиме Давид Мэворак (David Mevorach). Молодой учёный ведает экспозицией, посвящённой находкам эллинистического периода — именно в это время на Палестинской земле родился Спаситель.
Наше дело — выгребные ямы
— В последние десятилетия библейская археология сделала огромный шаг вперёд: обнаружение ессейских свитков в Иудейской пустыне и гностической библиотеки в местечке Наг Хаммади в Египте перевернули наше представление об истоках христианства и условиях жизни его основателя. Может ли археология доподлинно реконструировать события, произошедшие две тысячи лет назад? Подтверждают ли археологические данные Новый Завет?
— Библейская критика середины XIX века утверждала, что священный текст носит отпечаток многих позднейших событий, которые никак не связаны с жизнью Христа. Представьте себя на месте археологов, которые отправлялись тогда в Палестину. Некоторым из них непременно хотелось опровергнуть критический метод, пристыдить безбожных, как им казалось, немецких филологов и показать, что текст не врёт. Из-за этого библейская археология долгое время топталась на месте. Потом стремление к научной истине всё-таки возобладало. Археологи вспомнили, что они имеют дело с выгребными ямами и стратификациями, а не с догмами и установлениями Церкви. Вопросы веры, а тем более поиски доказательств для нее — это не дело науки.
— Получается, что археология опровергла Новый завет?
— Никоим образом! Наоборот, многие вещи находят материальное подтверждение. Когда учёные отказались от идеи доказать или опровергнуть что-либо, тогда началась научная работа, то есть сбор сведений и их интерпретация. Было накоплено множество данных, помогающих нам лучше представить себе жизнь эпохи Иисуса и близких по времени к ней эпох. Проповедь Иисуса была обращёна к чувствам рядового человека, она велась на обыденном языке земледельцев, рыбаков, мелких чиновниках, солдат. В устах Иисуса их повседневные заботы приобретали универсальный, космический смысл. Царствие Небесное становилось подобным то горчичному зерну, то закваске, то драгоценной жемчужине. Вот почему теперь археологи радуются, извлекая из-под земли живые свидетельства повседневного быта Палестины. Эти незамысловатые находки красноречивее надгробий, стел и надписей повествуют о земной жизни основателя христианства.
Каменная плита из Кесарии Палестинской с надписью, которая содержит титул и имя префекта Иудеи Понтия Пилата. Из коллекции Музея Израиля (Иерусалим)
— Чем сейчас занимается библейская археология, и почему сохранился этот туманный термин? Ведь обычно говорят об археологии определённого времени или места, например, «археология Киевской Руси»?
— Я бы сказал, что библейская археология занимается остатками материальной культуры, которые относятся к описанным в Библии историческим эпохам и географическим регионам. Многие говорят об археологии Палестины того или иного времени. На мой взгляд, термин «библейская археология» тоже имеет право на существование. Он отражает глубокий интерес очень большой части человечества к определённым событиям и эпохам. Почему ещё это важно? Когда мы читаем Новый Завет, у нас складывается некоторое представление о реалиях жизни и проповеди Иисуса. При этом многие вещи мы домысливаем. При знакомстве с подлинными предметами той эпохи домыслы постепенно заменяются фактами. Мы читаем в евангелиях, что «пять разумных жён взяли в руки светильники». А как выглядели эти светильники? Из какого материала они были сделаны? Археология даёт нам возможность расширить и приблизить к нам контекст новозаветного текста.
Черепица, которой не было
— Какие находки были непосредственно связаны с новозаветной частью Священного Писания?
— Многочисленные находки, связанные с Новым Заветом, были сделаны в Иерусалиме, Иерихоне, Кумране, Масаде, в пещерах Иудейской пустыни и в городе Кесарии на средиземноморском побережье Израиля, а также по всей Галилее. Среди них есть предметы, непосредственно упомянутые в евангелиях: римские и греческие монеты, глиняные амфоры, деревянная мебель, мраморные статуи и бюсты, всевозможная утварь, одежда и предметы личной гигиены, сельскохозяйственный инвентарь. Иногда параллели с текстом поразительны. Во время раскопок на территории современного Назарета археологи обнаружили остатки древнего виноградника. Он располагался на склоне холма и был огорожен невысокой каменной стенкой. Была обнаружена каменная кладка, точило, а также три башни. Точно как в притче о злых виноградарях у синоптиков: некто насадил виноградник, обнёс его оградой, вырыл яму для давки и построил башню. Понимаете, то, что нам сейчас кажется непонятным, было повседневной реальностью для авторов евангелий и их первых читателей (а точнее слушателей). Ещё один пример. В евангелиях есть эпизод, когда Иисус исцеляет расслабленного в Капернауме. Он встречается у Марка, Луки. Расслабленного спустили к Иисусу через крышу, так как не могли пронести сквозь толпу. Лука говорит, что пришлось пробиваться διὰ τῶν κεράμων, то есть «через черепичную кровлю». У Марка – просто στέγη, «кровля, крыша». Так вот, в Капернауме раскопали дом, который относится ко временам Иисуса. По ширине найденных балок можно заключить, что крыша у него была соломенной: балки тонкие и тяжёлую черепицу не выдержат. Археологи обнаружили черепичную кровлю только в Иерусалиме и Риме, но в капернаумском доме черепицы не было. О чём это говорит? О том, что Лука, возможно, заимствовал эту историю у Марка, или из текста, предшествовавшего Марку. И будучи сам, скорее всего, столичным жителем, внёс в текст знакомую ему «черепицу». Здесь археология помогает нам реконструировать историю текста (и подтверждают догадки тех самых немецких филологов, считавших текст Марка источником других синоптических евангелий).
Незначительные персонажи
— Все эти находки относятся к повседневной жизни людей того времени. Есть ли что-нибудь, непосредственно связанное с историческими фигурами, упомянутыми в евангелиях — с правителем Иудеи Понтием Пилатом и первосвященником Каиафой? Эти люди теперь не менее известны, чем политики современности.
— По меркам Римской империи I века нашей эры Понтий Пилат и Каиафа не представляли собой чего-то значительного. Каиафа ничем не запомнился еврейским историкам — в истории моего народа это не более чем имя в длинном списке первосвященников иудейского Храма. Не будь Нового Завета, о нем никто бы не вспоминал. Пилат и Каиафа жили практически на задворках цивилизованного мира — в крохотной, но очень своевольной провинции на востоке. Понтий Пилат был прокуратором этой провинции, то есть представлял интересы правившего тогда императора Тиберия. В Кесарии найдена стела, на которой выбито «Тиберий», а ниже «Понтий Пилат». Больше ничего, напрямую связанного с этим, не самым удачным правителем Иудеи, нет. Пилат был послушным инструментом императорской власти. То же можно сказать и об Иосифе Каиафе — от него сохранилось изысканное каменное надгробие. Судя по очень тонкой работе, можно определить, что семья Каиафы относилось к верхушке иудейского общества: только самые обеспеченные люди могли позволить такое надгробие. На торце надгробия выцарапано имя его владельца — очевидно, оно не предназначалось для посторонних глаз. Находилось оно в фамильном склепе семьи.
Дом Отца
— Деятельность Иисуса в Иерусалиме протекало рядом с иудейским Храмом: там он опрокидывает лавки менял, учит народ и побеждает в споре старейшин. Что нового археологи узнали о Храме?
Иудейский Храм — детище Ирода Великого. Из-за евангельской истории об избиении младенцев этот великий правитель имеет дурную славу. Между тем, именно благодаря высоким личным качествам Ирод удерживал власть над неспокойным регионом на протяжении тридцати с лишним лет. Об успехах его правления свидетельствуют многочисленные постройки, руины которых и по прошествии двух тысяч лет будоражат воображение: роскошные дворцы с римскими банями в Иудейской пустыне, морской порт в Кесари, акведуки и водопровод, и, наконец, жемчужина Иерусалима, строившийся почти полвека Храм. Внешне он ничем не отличается от любого другого римского храмового комплекса — разве что масштабом. Он выстроен по всем канонам эллинистической архитектуры. Внутри же он строго соответствует соломонову Храму X века до нашей эры, детально описанному в книге Левит. Храмовый комплекс состоял из нескольких дворов, посредствам которых осуществлялся постепенный отсев посетителей Храма: сначала двор для язычников, затем для женщин, потом для священников. Внутрь допускались священники, в святая святых — только первосвященник. Это символизировало убывание столь важной для иудаизма ритуальной чистоты. Язычники не считались чистыми. Сохранилась надпись, под страхом смертной казни запрещающая язычником вход во внутренние дворы Храма. В Послании к ефесянам апостол Павел говорит, что Иисус разрушил преграду между иудеями и язычниками. Таким образом, слова Павла можно понимать буквально. Вспомним также историю с изгнанием менял. Зачем Иисус их изгнал? Ведь в Храм стекались иудеи со всех концов империи, и где-то нужно было менять деньги. Иисус сам отвечает: «не делайте дом Отца моего домом торговли», то есть, получается, он обличает менял, которые, беря за обмен мзду, делают Храм инструментом наживы. Здесь мы, однако, упускаем важный момент: Иисус не только опрокидывает лавки менял, но и изгоняет из Храма торговцев животными, которые предназначались для жертвоприношения. Археологические раскопки близ Храмовой горы показывают, что незадолго до 30 года нашей эры скотный рынок мог переместиться из города в пределы храмового комплекса. Что это означало? В непосредственной близости от Храма стоял страшный гомон от животных, было грязно от их нечистот. Значит, возмущённый этим Иисус мог, как утверждает Иоанн, сам сделать бич из верёвок и выгнать овец и волов из священного места.
— Что сохранилось от Храма, кроме Стены Плача?
— Утварь, относящаяся ко времени его расцвета: храмовый семисвечник, алтарь для воскурений, стол для подготовки приношения хлебов, камень с надписью, указывавший место, где стояли трубачи. Они возвещали наступление субботы, которая начинается с заходом солнца в пятницу. Близ Храмовой горы обнаружены миквы, то есть бассейны для омовения, водопровод и мощёная улица, которая вела в Храм. Рядом со Стеной Плача в туннелях найдено её продолжение на север и огромный камень лежащий в её основании. Помните одного из апостолов? «Посмотри, какие камни и здания!».
Скорбные находки
— Коснёмся страстных событий земной жизни Спасителя. Обращалась ли к этому вопросу археология?
— До недавнего времени о практике казни через распятие мы знали только по письменным источникам. Удивительно, но целое столетие археологи не могли найти ни одного вещественного доказательства осуществлени подобного рода казни — ни одной кости с остатками гвоздя. То ли гвозди при захоронении извлекались. То ли после мученической смерти Иисуса гвозди стали предметом почитания в христианском мире и их все попросту растащили. Да-да, в этом нет ничего удивительного! Когда на экраны вышел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», на сайте фильма была организован аукцион по продаже гвоздей из драгоценных металлов. Уверяю вас, покупатели золотых гвоздей не заставили себя ждать! Так или иначе, но до 1968 года у нас не было ничего, что могло бы материально подтвердить евангельский рассказ — даже самые ранние изображения распятия датировались лишь III-IV веками нашей эры. В 1968 году при обследовании кладбища у северной вершины Елеонской горы в Иерусалиме обнаружили могилу некоего Иегоханана, которую датируют временем Иисуса, то есть первой половиной I века нашей эры. Сейчас его надгробие хранится в музее Рокфеллера в Иерусалиме. На его останках обнаружены следы жестокой казни через распятие. Обе стопы в районе пятки проткнуты насквозь железным гвоздём. Следы гвоздей также видны на лучевой кости. О чём говорит эта находка? Она вносит коррективы в растиражированное ещё средневековой живописью представление о распятии. Во-первых, как показывают останки Иегоханана, к кресту прибивали не руки, а скорее предплечья. Во-вторых, ноги, скорее всего, были переплетены и находились параллельно верхней перекладине. Они становились балластом и давали дополнительную нагрузку на верхнюю часть тела в районе лёгких — и человек задыхался. Мучительно и долго. Этому сопутствовали лёгочные спазмы. В-третьих, крест выглядел скорее как буква «т». Вертикальной перекладиной мог служить ствол засохшего дерева, а осуждённый на распятие нёс лишь нижнюю перекладину. А не весь крест. Где взять дерево для креста в бедной растительностью Палестине?
— Помогает ли археология локализовать Голгофу?
Никто толком не знает, где в Иерусалиме находилось это место. Найденные неподалёку от Храма Гроба Господня остатки каменной стены времён династии Иродианов подтверждают, что место, установленное в III веке императрицей Еленой, скорее всего, и было местом распятия, так как находилось за пределами города. Раньше многие учёные, считали, что обретение креста Еленой — это легенда.
— Правда ли, что в Израильском музее хранится надгробие с надписью: «Иисус, сын Иосифа»?
— Да, такой оссуарий найден в 80-е годы. Неудивительно, что у евангельского Иисуса были тёзки. Ведь имена «Иисус» и «Иосиф» имели самое широкое хождение в Палестине. Мы теперь это твердо знаем, — спасибо археологам!
Беседовал Владимир Иванов