Как вера строить и жить помогает

Тихими, почти безлюдными улицами утреннего воскресного Павловска шагаешь на звук колоколов — радостный трезвон ведет мимо замка Мариенталь, по миниатюрным мостикам, по густой траве, мимо мирных утиных семейств в живописных канавах. Атмосферой домашнего тепла проникаешься уже на подходе к собору святого Николая Чудотворца. Сам же храм, сияя белоснежной глазурью куполов, шатровых башен и украшений на румяно-коричневых, как свежий пасхальный кулич, стенах, настраивает на праздничную молитву. Этот собор имеет богатую, необычную историю, которая тесно связана с высокими именами святого праведного Иоанна Кронштадтского и последнего императора Николая II. Но храм, конечно, живет не только историей, но и насыщенным настоящим.
Благочинный Пушкинского округа протоиерей Никита Зверев, настоятель протоиерей Димитрий Юревич. Архиерейское богослужение в соборе святого Николая Чудотворца. 11 июня 2024 года
Журнал: № 9 (сентябрь) 2024Автор: Марьяна ФёдороваФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 24 сентября 2024


Культура культа

Внутри храм пестрит светлыми косынками, детскими нарядами, праздничное настроение поддерживают и открытые улыбки прихожан. На солее настоятель протоиерей Димитрий Юревич. Он говорит проповедь с такой заразительностью и пылом, что не отвлечься ни на секунду. Настоятель держит прихожан в осознанном внимании и на протяжении всей Литургии: все, кто в храме, не присутствуют — участвуют в службе. Отец Димитрий — заведующий кафедрой библеистики Санкт-­Петербургской духовной академии. Поэтому неудивительно, что смысл старославянских слов и выражений здесь понимают почти все старожилы прихода, ведь после чтения Евангелия настоятель всегда доступно и подробно их объясняет. Говорит он увлекательно, его с интересом слушает каждый: и долговязый подросток в модной толстовке, и седовласая старушка в кружевной накидке, и даже крошечные девчушки с косичками, в шелковых платочках. Здесь во всем чувствуется культура (вот и вспомнишь, что в основе этого слова корень «культ») в сочетании с полной открытостью и простотой. Здесь всё подчинено главной цели — молитве и духовному созерцанию: архитектурный стиль, искусная роспись стен, изящная резьба дубового иконостаса, строгий и благородный рисунок напольной плитки, вышитые мастерицами-­прихожанками хоругви…
В общине собора есть старшее поколение, воспитанное первым после забвения и советского запустения настоятелем — протоиереем Валерием Швецовым, и второе, более молодое, — те, кто пришли после 2016 года, когда настоятелем был назначен отец Димитрий. Поколения помогают друг другу, в их дружбе сохраняется память о тех тяжелых временах, когда восстанавливали превращенный в руины красавец храм. В советские годы в нем была размещена мастерская по ремонту бронетехники, которая въезжала в здание через проломы в стене.

— Наш настоятель отец Димитрий в высшей степени вежливый, предупредительный и обходительный, — рассказывает алтарник Никольского собора в Павловске, студент Санкт-­Петербургской духовной академии Василий Скляр, который служит здесь уже шесть лет. — Среди студентов есть такая добрая шутка, что отец Димитрий даже к Богу обращается с молитвой подчеркнуто вежливо. Всё начинается с головы, поэтому в основу отношений в нашей общине, в нашем приходе заложены обходительность, внимание друг к другу, культура, отсутствие панибратства, открытость и сердечность. Нет заносчивости и нет в то же время излишнего подобострастия и заискивания, приторной елейности. Это и понравилось мне, когда я пришел служить в этот храм. Никто никому в сердце насильно не лезет, но тем не менее, люди во Христе едины.



Космос, Бог и прикладная математика

Жизнь отца Димитрия связана с Никольским собором уже более двадцати лет. В 2001 году он пришел служить сюда как чтец, потом стал диаконом, а с 2004 года — священником. К моменту назначения настоятелем отец Димитрий занимал должность завкафедрой библеистики СПбДА, имел опыт преподавания в Московской духовной академии.

   — Я родился в Самаре, окончил школу с серебряной медалью. Учиться всегда нравилось и было легко, — рассказывает о себе настоятель. — Окончил Самарский аэрокосмический университет, факультет информатики и системотехники по специальности «прикладная математика». На первом курсе стал заглядывать в храм, а со второго курса стал ходить систематически. И уже ­где-то на третьем курсе у меня возникло желание служить в Церкви. Но в семинарию поступил только после окончания университета, как мне порекомендовал сделать мой духовник протоиерей Иоанн Филев: «Светское образование пригодится!» Так и вышло. Когда работал в МДА на кафедре библеистики, в мои служебные обязанности входило ведение сайта и проект по сканированию богословской литературы. Когда же работал проректором в СПбДА, в зоне моей ответственности была компьютеризация Академии. А семинарию я окончил в 1996 году за три года с отличием.
Настоятелем в собор святого Николая Чудотворца отец Димитрий был назначен 21 мая 2016 года. Он принял наследие предыдущего настоятеля — отца Валерия Швецова, на долю которого выпали труды по восстановлению храма из руин. Отец Валерий передал в надежные руки не одно свое детище: помимо Никольского собора — младшую и любимую дочь Анну, которая стала супругой и верной помощницей отцу Димитрию.


Красная смородина на колокольне

Матушка Анна не может без слез вспоминать те времена, когда её родители взяли на себя труды по восстановлению собора. Вместе с ними она прошла через все этапы этого непростого дела, ставшего главным в жизни её отца.

— А началось всё с того, что однажды моя мама по ошибке села не на тот автобус, — улыбаясь, вспоминает матушка Анна. — Должна была ехать в деревню Покровку, где тогда служил в храме святой великомученицы Екатерины мой отец, но случайно вышла в Павловске у живописных руин Никольского собора. Поделилась впечатлениями с папой. Это был 1990 год. В итоге отец попросил у церковного руководства благословения на восстановление собора и получил его. Я была совсем девчонкой, помню, как приехали сюда впервые — здесь была мастерская по ремонту танков, всё было обшарпано, ни дверей, ни окон… Но было много людей, которые выразили готовность помогать! Помню, что был невероятный эмоциональный подъем. Не было отопления, в подвале стояла по колено ледяная вода, на колокольне росли крепкие красивые кусты красной смородины… Было холодно, темно, но все были в особенном настроении…
Постепенно организовалась община. Появление в храме первой иконы можно назвать настоящим Божиим чудом. В Екатерининском храме, где тогда служил отец Валерий, на колокольне отыскали икону святителя Николая Чудотворца, её принесли в Никольский собор, а через несколько лет, после серьезных исследований в архивах, выяснилось, что именно эта икона была надвратной в соборе! Так Божиим Промыслом святыня вернулась домой. Во время архивных изысканий открылось много фактов. Храм оказался уникальным в плане архитектурного решения, и какого! — железобетонная конструкция со стеклянным куполом. При этом сам храм решен в псевдорусском стиле, с белоснежными куполами и шатрами. Архитектором выступил академик Александр Иванович фон Гоген (крупнейшие его проекты в Санкт-­Петербурге — соборная мечеть, Музей Суворова, здание Николаевской академии, особняк Матильды Кшесинской). Интересная деталь: именитый архитектор не стал брать с церковной общины плату за проект.


Проект церкви. 1905 год
Проект церкви. 1905 год


Строительством нового каменного храма занимался протоиерей Иоанн Жемчужин, назначенный служить сюда, еще в деревянную церковь, в 1894 году. По инициативе отца Иоанна храм возводился в память основателей города — императора Павла и императрицы Марии Феодоровны. С помощью верующих — состоятельных петербургских дам — он сумел собрать средства на строительство нового храма и отправился к отцу Иоанну Кронштадтскому за благословением.

— Поздравляю! -— воскликнул великий провидец и молитвенник земли Русской. — Стройте церковь, да непременно каменную. Если Господь судил строить церковь, она будет выстроена, и деньги будут.

Так и вышло. В строительстве и освящении храма принимали участие члены августейшей фамилии. Святой Иоанн Кронштадтский служил в соборе на третий день после открытия и в изумлении воскликнул: «Какой чудный, какой дивный храм!»


Молебен служит протоиерей Иоанн Жемчужин. 28 августа 1902 года
Молебен служит протоиерей Иоанн Жемчужин. 28 августа 1902 года


— История храма удивительна, и всех восстановителей храма, и прежде всего мою семью, вдохновляло это, — рассказывает матушка Анна. — Всё мое детство весь мой досуг проходил здесь. Помню, как на спор забирались с детворой на колокольню, чтобы очутиться на лучшей видовой площадке Павловска. В этом месте я выросла, обрела друзей, здесь они крестились, венчались… Целая жизнь в одном маленьком храме! Мой отец отдал 25 лет своей жизни этому храму, это был его путь, его служение. Я много лет подряд видела, как отец стоит и смотрит на храм ранним утром. У него было много планов, большинство из них удалось воплотить в жизнь. Времена были голодные, мы многое пережили, но спасала крепкая, живая община. Моей маме, да и мне приходилось становиться специалистами во многих областях: строительстве, вышивании, рисовании, поварском деле, выращивании овощей…
Со своим будущим супругом и нынешним настоятелем храма отцом Димитрием будущая матушка познакомилась тоже в соборе. Юная Анна после окончания университета работала переводчиком и не думала становиться матушкой. Но однажды в храм привели на экскурсию группу сербских студентов, которых сопровождал студент Духовной академии Дмитрий Юревич. Молодые люди познакомились и почти сразу поняли, что хотят быть всегда вместе.

— У нас всё было понятно сразу, — смеется матушка Анна. — Тогда обещала мужу, что поеду за ним куда угодно. Но Господь распорядился всё же оставить нас именно здесь. Были разные предложения, представлялись разные возможности, но наше место было именно в Павловске, в таком родном для меня соборе. Мы переняли служение отца, получив от него богатое наследство — храм и общину.
Сейчас матушка Анна работает преподавателем иностранных языков, недавно окончила курсы нейропсихологии, чтобы помогать в обучении проблемным детям. При этом матушка остается незаменимой и незаметной помощницей настоятеля. Она по-прежнему продолжает жить храмом, а его община и приход — давно её семья.


Храм в 1990-1991 годах
Храм в 1990-1991 годах


Академия для всех

Восстановление храма, насыщенная общинная деятельность — новому настоятелю отцу Димитрию досталось великое наследие. Теперь он хотел дать общине новый импульс, еще одно важное направление развития. У настоятеля, заведующего кафедрой библеистики СПбДА, родилась идея пригласить в собор преподавателей Духовной академии и организовать своего рода образовательный кластер.

— Господь в Евангелии от Матфея сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их блюсти все, что Я повелел вам» (Мф 28, 19–20), — говорит настоятель. — Здесь присутствует греческий глагол, от которого происходит существительное «дидаскал» (греч. διδάσκαλος [дидáскалос]) — это учитель, который учит систематически. С самого начала мне это виделось важной частью общинной жизни — чтобы у нас была не только воскресная школа для детей, но и серьезные образовательные курсы для взрослых. При этом Господь говорит об обучении и крещении во имя Отца и Святого Духа, что указывает на литургическое служение. Именно ради этого существует храм, совершаются таинства.

Первая лекция прошла в 2016 году, первым лектором стал нынешний проректор СПбДА по научно-­богословской работе протоиерей Константин Костромин. Записали лекцию на диктофон, выложили в интернет, стали приглашать других лекторов — преподавателей Академии. Это был настоящий высококлассный богословский лекторий. В аудитории стали собираться уже 25–30 человек. Потом лекции начали записывать на видео, был создан специальный YouTube-канал.

— Мы удивились, когда увидели, что количество просмотров некоторых лекций доходит до тысячи! — рассказывает отец Димитрий. — Это были академические знания, которые становились доступными для всех. Сформировался костяк, ядро прихожан, которым было интересно вероучение. Постепенно у нас возникли другие виды образовательной деятельности — сейчас у нас работает целый просветительский центр «Логос». В его рамках по-прежнему существует богословский лекторий, где читают лекции корифеи богословия: протоиерей Константин Костромин, кандидат богословия Дмитрий Добыкин, протоиерей Сергий Золотарёв, протодиакон Константин Маркович и многие другие. Приятно слышать, что наши лекции смотрят и обсуждают на других приходах, как мне рассказывают коллеги.

Еще одно образовательное направление — детскую воскресную школу, где занимаются дети от 4 до 17 лет, — возглавляет регент храма, магистр богословия Фёдор Полевицкий.

— У младших простые дисциплины: основы Закона Божия, ритмика, рукоделие, — рассказывает Фёдор. — У старших — более сложные предметы. Я преподаю им храмоведение, поскольку мое профильное образование — филология и церковно-­практическое отделение СПбДА. Моя цель — чтобы дети чувствовали себя в храме не как зрители на театральном представлении. Я стараюсь объяснить всё вплоть до деталей, мы затрагиваем разные аспекты: богослужение, архитектура, символика света, иконопись. Также я веду занятия в воскресной школе для взрослых, потому что понял, что потребность в этом имеется. К­ак-то к нам в храм пришел человек и попросил разъяснить, зачем креститься. Казалось бы, такой простой вопрос, но он затрагивает гигантский слой культуры, литературы. Всё это нужно излагать доступным языком. При этом считаю очень важным научить людей применять веру в практической жизни. Мы ежедневно видим, как легко люди срываются в чудовищную агрессию по самым невинным поводам, а вера — как раз то, что помогает нам оставаться при всех обстоятельствах цивилизованными людьми (ведь религия — основа цивилизации)! Часто люди перестают понимать смысл богослужебных текстов, слова «замыливаются», и всё превращается в бездушный ритуал. Моя задача — помочь избежать этого, доступно объясняя каждое слово и шаг, чтобы наши прихожане были осмысленными участниками богослужения и приходской жизни.


Иконостас. До 1917 года
Иконостас. До 1917 года


Красота земная и Божественная

Отец Димитрий стремится к тому, чтобы «внешняя» сторона храма не отставала от его внутренней духовной жизни. Еще при протоиерее Валерии Швецове был установлен дубовый иконостас, вырезанный вятскими мастерами по образцу дореволюционного, при нынешнем настоятеле к нему добавились вышитые руками прихожанки Натальи Шмаевской хоругви, а также гордость храма — плащаница Пресвятой Богородицы, которую тоже вышили своими руками прихожанки.

— Эта земная красота приближает нас к красоте Божественной, — уточняет настоятель.

Царские врата. 1905 год
Царские врата. 1905 год

Не так давно в соборе появилась своя святыня — икона Божией Матери «Всецарица», по-гречески «Пантанасса». Отец Димитрий признается, что не приветствует украшение икон дарами исцеленных прихожан, но здесь запретить не смог — огромное количество людей получили помощь от этой иконы.

— Мы не ведем специальные записи, но были неоднократные случаи исцеления от рака после молитв у этой иконы, — рассказывает отец Димитрий.

Среди прихожан собора немало удивительных и уникальных людей, которые своими умениями и талантами украшают приход, делают общинную жизнь яркой и необыкновенной. Так, любимыми, а теперь и традиционными для прихожан собора стали спектакли актрисы, режиссера и сценариста, руководителя детской музыкальной академии «Пикколо» Ольги Пикколо, которая поселилась в Павловске восемь лет назад.

— Павловск привлекал меня своей природой, тишиной, — рассказывает Ольга. — Оказалось, что собор недалеко от моего дома, и я ежедневно радовалась колокольному звону. Я стала постоянной прихожанкой, заинтересовалась колокольным звоном. А потом мне захотелось подарить нашей общине то, чем я богата, — это мое искусство. Я артистка Мариинского театра и служу там с момента основания Мариинки‑2. Там я провожу музыкальные концерты для детей, о которых и рассказала настоятелю. Вместе мы решили перенести эти концерты к нам в собор. Спектакль «Рождественский лучик» — история о детстве Иисуса — был моим первым детищем, где со мной выступают музыканты и художник песочной анимации. Потом были «Снежная королева», «Лебединое озеро». Прихожане Никольского собора — самые главные зрители этих представлений.

Колокольным звоном в храме заведует инженер Владимир Невмержицкий, а с некоторых пор его помощником стал врач-рентгенолог Андрей Лукьянцев. Отец Димитрий очень ценит «иркутские перезвоны» молодого звонаря, который в поисках веры несколько лет назад пришел в Никольский собор в Павловске.

— Мне хотелось найти уютный, семейный храм, — рассказывает Андрей, который сам родом из Иркутска. — И когда я первый раз пришел сюда, то понял, что это мое место. Сначала я служил алтарником, а потом Владимир Невмержицкий привил мне любовь к колокольному звону. С тех пор — на колокольне! «Заразил» отца, он окончил в Иркутске школу колокольного звона, теперь передает нюансы звонарного дела и мне, а я применяю на практике. Мы ­как-то даже приняли с ним участие в фестивале колокольного звона. Опыт незабываемый!

Несколько лет назад в приходе появились настоящие «личные» казаки, да еще и сибирские. Сергей Плотников, предводитель Уссурийского казачества в Санкт-­Петербурге, разыскивая в архивах информацию о своих предках, узнал, что именно в Павловске находился лейб-гвардии сводный казачий полк, в котором служили двоюродные братья его дедов. С той поры Сергей загорелся идеей создать при храме в Павловске уголок памяти казаков, тем более что почин уже был: с левой стороны храма еще при отце Валерии был установлен бюст последнего российского императора, который… был шефом этого казачьего полка! В 2021 году рядом с бюстом императора силами казаков была оформлена памятная аллея с информационным щитом, а чуть позже сюда привезли сибирскую землю от каждого казачьего полка.


Освящение храма. 1902 год
Освящение храма. 1902 год


Слышание от слова Божия

Про образовательные цели отец Димитрий не забывает и в своих проповедях.

— Апостол Павел сказал, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17), — говорит настоятель. — Да, иногда я рискую, ведь затрагиваю серьезные богословские темы, а поскольку мои профессиональные занятия связаны с изучением Писания, стараюсь не только пересказывать, но и пояснять ­какие-то нюансы первоисточника на греческом языке. На первых порах я боялся, не оттолкнет ли это, но оказалось, что прихожанам это нравится. Но я всегда помню: то, что в малых дозах лекарство, в больших может оказаться ядом. Если использовать академический подход дозированно, это становится интересно самым разным людям. Прихожане в свободное время начинают задавать вопросы именно по Священному Писанию. Мы не говорим о Священном Писании в вакууме, всегда стараемся перекинуть мостик к нашей современной жизни. Наша задача — единение с Богом, обожение, спасение.

Отец Димитрий считает, что если заниматься только приходом, можно заскучать — приходская рутина подавит, а если только преподавать в Академии, велика опасность стать кабинетным богословом в отрыве от жизни. Именно совмещение двух таких важных должностей помогает ему в обеих сферах одновременно. Настоятеля радует, что сейчас среди преподавателей Академии много священнослужителей и настоятелей храмов.
— Такая смычка, синтез, мостик между Академией и священническим служением на приходе приносят свои плоды, — поясняет отец Димитрий. — Читая тот или иной курс, ты выделяешь для студентов то, что потом пригодится им в служении. А прихожане видят, что духовное образование — это не просто наполнение головы багажом богословских знаний, а подготовка будущих священнослужителей к приходской деятельности. 


Престольный праздник. 2021 год
Престольный праздник. 2021 год


Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"