Как мы встречаем Христа?
Альфа и омега
Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин всегда уделял пристальное внимание катехизации. На приходе Пасха — не просто радостный праздник, а важнейшая веха в процессе оглашения.
Пасха — самый главный, светлый наш праздник, который дает смысл и точку отсчета всем остальным событиям богослужебного года, и движение к Пасхе создается самим богослужебным уставом. Вне зависимости от степени организованности церковной жизни конкретного прихода, мы вступаем в период Постной триоди. Поется «Покаяния отверзи мне двери», читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Это и подготовка, и предвестие, и предвкушение Пасхи во всех смыслах. И природа подпевает — начинается весна. И уже на это наслаивается творчество — в той степени, в какой каждый к нему способен. Если говорить о приходе Феодоровского собора, я бы выделил две составляющие. Первое — то, что из года в год у нас проходит огласительный цикл, катехизация, который начинается осенью, и его кульминацией, смыслом, вершиной является Пасха. И это тоже не наша придумка, а глубоко укоренено в традиции Церкви. Что такое катехизация? Строго говоря, подготовка к крещению, хотя сейчас на катехизацию приходят и те, кто крещен, просто не вполне воцерковлен. Крещение — это личная Пасха, переход к новой жизни. Так что Крещение — это пасхальное Таинство, о чем я пишу в книге «От Пасхи к Пасхе», посвященной как раз катехизации. Смысл названия — чтобы человека приобщить к церковной жизни, ему надо запустить ритм жизни от Пасхи к Пасхе. Пасха — это ориентир, маяк, к ней всё устремлено. Но это не значит, что Пасхой всё заканчивается, наоборот — всё только начинается, в том числе и для оглашенных. Следует тайноводство, и оглашение заканчивается на Пятидесятницу. Но Пасха, тем не менее, становится реперной точкой на этом пути, и концом, и началом.
Великий пост — время очень богатое в богослужебном плане. Ни один пост не имеет такой подробной тематической программы, и это возникло в истории Церкви именно в контексте катехизации. Например, Крестопоклонная неделя — почему она возникла? Потому что в древности Крест выносили на середину храма за сорок дней до Пасхи, чтобы те, кто проходил оглашение — а в древней Церкви этот процесс растягивался на годы, — могли окончательно дать для себя ответ на вопрос «да или нет». Если да, то наступал второй этап оглашения, так называемое тайноводство. Вот каким образом мы получили Крестопоклонную неделю, которая теперь касается всех. Можно еще много примеров привести из великопостного богослужения, которые возникли именно для тех, кто готовился к Пасхе как к крещению.
В Феодоровском соборе существует еще одна тема пасхального периода — наша культурная программа, рассчитанная на людей самой разной приближенности к Церкви. На 3 апреля у нас запланировано мероприятие, для которого я придумал неологизм «антипассия». Это что-то среднее между концертом и богослужением: хор поет духовные песнопения Страстной седмицы, при этом священник объясняет их содержание, звучат чтения из Писания. Пассия — служба, посвященная Страстям Христовым, которая совершается не на Страстной седмице, а в предыдущие четыре воскресенья. Это чинопоследование появилось довольно поздно, оригинального текста у него нет — берутся песнопения и чтения Страстной седмицы, получается некое предвкушение этих событий, в чем есть определенный педагогический момент. Принято считать, что традиция Пассии получила большое распространение именно в трудный для Церкви период — в ХХ веке. Во многих храмах совершается это богослужение, но у нас в храме его нет. У меня двоякое отношение к служению Пассии: с одной стороны, я люблю эти песнопения, с другой, есть в этом некая преждевременность. Поэтому я хотел, чтобы наша «антипассия» была не богослужением, а культурно-просветительским событием. А «анти» в церковной терминологии — это не «против», а «вместо».
Есть в соборе и другие мероприятия, посвященные празднованию Пасхи. Из года в год вечером Вербного воскресенья у нас выступает Концертный хор Санкт-Петербурга с циклом «Страстная седмица» Александра Гречанинова — это великолепная музыка, очень точно соответствующая текстам песнопений. А в Неделю Антипасхи традиционно проходит колокольный концерт на звоннице.
Наш общий дом
Настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков считает, что празднование Пасхи — прекрасный повод, чтобы еще больше сплотить прихожан.
Из года в год все прихожане нашего храма, кто пожелает, участвуют в предпраздничной уборке храма. Мы организуем её в течение четырех дней на неделе перед Вербным воскресеньем. Каждый день в девять утра настоятель служит молебен для всех волонтеров, и начинается совместная уборка. Участвует и духовенство — священнослужители убирают в алтаре. В обед у нас совместная трапеза волонтеров с настоятелем, это очень сплачивает, настраивает на Пасху.
Я считаю, что эти четыре дня, которые настоятель проводит вместе с прихожанами и волонтерами, очень важны. Вместе мы проводим целый день — не только обедаем, но и полдничаем. Во время этих трапез ведутся разговоры о посте и празднике, о богословском смысле подготовки к Пасхе. А главное — тот храм, в который волонтеры придут на ночное богослужение, убран их руками. Есть такая мысль, несколько «крестьянская», наивная — Христос не придет в твой дом, если он не убран. Наш подлинный дом — это храм, и важно чувствовать себя в храме как дома. Мы для этого всё делаем: например, у нас есть воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, действует школа звонарей, куда ходят и взрослые, и подростки — в общем, прихожане всех возрастов участвуют в приходской деятельности. То, что люди помогают в подготовке к празднику, дает им ощущение, что это наш общий дом. И это всегда делает праздник новым, потому что человек выступает не отстраненным зрителем, а участником.
Что касается самого празднования Пасхи, мужчины участвуют в крестном ходе, несут хоругви, женщины помогают уборщицам после ночной Литургии. После богослужения молодежь и волонтеры, которые активно участвовали в уборке храма, организуют совместную пасхальную трапезу. Что-то выделяет храм, что-то они сами готовят. Один из клириков благословляет трапезу и проводит её вместе с волонтерами. Обычно люди после пасхального богослужения расходятся по домам, а у нас несколько трапезных, поэтому предоставляем одну для молодежи. Совместная пасхальная трапеза тоже очень сплачивает.
У нас есть несколько детских хоров для детей разного возраста, они поют на поздней Литургии на Пасху. А через неделю, на Антипасху, мы устраиваем детский праздник с подарками — и для тех, кто поет в хоре, и для учащихся воскресной школы.
На Пасху важно не ограничиваться частными переживаниями. Люди не должны быть просто пассивными зрителями: принести в храм сначала вербочки, потом, через неделю, пасхальную снедь, а потом разойтись по домам. Если люди сами этот праздник делали, для них храм — не просто «присутственное место», у них формируется сознание, что они сами — служители Бога Живого, не потребители, а соучастники. И с таким состоянием духа не только Пасха, но каждый день жизни будет полноценным.
Мы ждем от этого дня чего-то невероятного? Это хорошо, но обедняет нашу жизнь. Получается, целый год мы не живем, а плетемся, ползем, и только один день в году — необыкновенный. Нет, каждый день должен быть посвящен Богу. Пасха — это вершина, но не единственный день, в который мы живем. У нас вообще-то каждое воскресенье — Пасха. А то получается, как Новый год в советское время: весь год живем тускло, скучно, но вот пришел Новый год, можно повеселиться. Это неправильно. Каждый день у христиан должен быть радостным и посвященным Богу, каждое воскресенье — нести отражение Пасхи. Утром мы проснулись — значит, воскресли для новых дел, свершений. Но это возможно, только если мы будет ощущать влияние Пасхи на каждый день года, если чувство перехода от смерти к жизни будет всегда с нами.
Лучший ориентир
Настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на проспекте Народного Ополчения иерей Георгий Христич уверен, что пасхальная радость сама по себе преображает жизнь — надо просто отдать себя в руки Божии.
.
Ежегодно на Пасху после поздней Литургии мы проводим детские праздники. У нас на приходе много детей, поэтому уделяем им особое внимание. Маленькие прихожане учат и читают стихи, поют, иногда проходит пасхальный спектакль — или ставим своими силами, или приглашаем профессиональных артистов. Все дети получают пасхальные подарки. Погода к тому времени обычно позволяет устроить праздник на улице, чтобы дети играли, пели, веселились, украшали деревья пасхальными яйцами — в общем, прочувствовали праздник не только в храме, но и вне храма. После праздника устраиваем чаепитие для детей и взрослых.
Специально как-то «настраивать» прихожан на восприятие праздника Пасхи я считаю излишним: сама фраза «Христос воскресе!» — лучший ориентир, его вполне достаточно. Ну а перед этим освящение пасхальных приношений в Великую субботу постепенно формирует настроение. Чувствуется ожидание праздника, люди предвкушают пасхальное богослужение, после которого начнется новый период года. Есть праздники, гражданские и церковные, которые требуют какого-то дополнительного наполнения. Пасха как раз и отличается от других праздников тем, что дополнительно ничего придумывать не нужно: строй богослужения, смена великопостного настроения на праздничное так влияет на человека, что перемена в умах и чувствах происходит сама собой.