Как выбрать воскресную школу
Критерий первый: чему учат?
— Еще несколько лет назад воскресной школой могли назвать любые курсы или кружок, объединяющие детей при храме, — рассказывает клирик собора иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» города Сосновый Бор, председатель отдела религиозного образования и катехизации Гатчинской епархии иерей Андрей Мекрюков. — Бывало, приезжаешь в воскресную школу и тебе рассказывают, как ребята на лошадях ездят, в футбол играют. Это хорошо, но ведь это не воскресная школа!Чтобы построить единую систему религиозного образования, отделить воскресные школы от всего, что на деле ими не является, были разработаны Положение о деятельности воскресных школ и Стандарт учебно-воспитательной деятельности, принятые Синодом в 2012 году. Иерей Андрей Мекрюков принял участие в их разработке, поскольку опыт его воскресной школы оказался созвучен теоретическим наработкам специалистов Синодального отдела по религиозному образованию.
Ключевая вещь в преподавании — программа обучения. В ней-то и содержится ответ на вопрос: чему учить ребенка? Первые отечественные программы, созданные в разных уголках России педагогами-практиками, стали появляться в конце 1990-х. Лучшие из них публиковались Синодальным отделом в специальных сборниках. В последние годы программное многообразие постарались унифицировать — так и сформировался Стандарт, где изложено по темам основное содержание программ по каждому предмету.
— Именно с опорой на рекомендации Стандарта работает сегодня большинство петербургских воскресных школ, — подчеркивает заведующая сектором методической работы ОРОиК Санкт-Петербургской епархии Ирина Константинова. — Их программы именуются «стандартными», но это условно, потому что каждая школа требования Стандарта творчески преломляет «под себя». Последнее не возбраняется, наоборот, всячески приветствуется.
Авторские разработки нередко расцветают пышным цветом на основе типовой программы. Как, например, у директора воскресной школы храма великомученицы Анастасии Узорешительницы, редактора детских программ радио «Град Петров» Ольги Антиповой.
— Воскресная школа, несмотря на стандартизацию, должна как можно меньше походить на школу общеобразовательную, которая дает много ненужной информации и вызывает у детей усталость и скуку, — считает Ольга. — Главная задача воскресной школы — не дать сумму знаний, а воцерковить ребенка. А для этого его нужно заинтересовать.
Среди многих оригинальных разработок Ольги Антиповой — программа по литургике «Путешествие в Небесный град Иерусалим»: книга с пояснениями и репродукциями мозаик, фресок, икон, методический диск, а также карта, на которой изображена схема самой службы. Во время Литургии карта лежит на аналое. Дети двигают по ней магнитик, «передвигаясь» по службе. Для закрепления информации Ольга Антипова придумывает разные настольные игры. Есть интересная программа «Бегущие города» — это интерактивные путешествия.
— На занятии могут сочетаться темы из разных вероучительных дисциплин, но в конце курса дети легко демонстрируют знания по определенному предмету, требуемые Стандартом, — подытоживает Ольга.
— Мы живем в такое время, когда сознание детей стало клиповым. Какую бы сумму знаний мы ни попытались в них заложить, они все выветрятся. Задача воскресных школ — так построить занятия, чтобы у детей осталось в душе ощущение радости, яркого света, праздника от встречи с Богом.
Протоиерей Константин вместе с матушкой Елизаветой (профессиональным детским психологом) придумали семейную воскресную школу, которую можно развернуть как на дому, так и в рамках прихода. В ее программе — цикл ярких занятий для дошкольников, дающий в игровой форме начальные знания о вере. Видео этих занятий размещено на сайте «Азбука веры» и пользуется популярностью в разных уголках страны. Ребятам постарше отец Константин и матушка Елизавета предложили посмотреть на Священное Писание глазами детей той эпохи. Практически весь Новый Завет уместился в цикл из пятидесяти увлекательных рассказов, где приключения вымышленных героев разворачиваются на фоне скрупулезной исторической реконструкции евангельской истории.
Итак, какая программа лучше для ребенка: стандартная или авторская? Практикующие педагоги не считают этот вопрос корректным. Ведь обучает не метода, а человек. Традиционный урок можно сделать захватывающим. И напротив, авторская программа в чужих руках может поблекнуть (в этом многие видят минус авторских программ). Таким образом, второй критерий, по которому нужно выбирать воскресную школу, — педагогические кадры.
Критерий второй: кто учит?
— Не вижу в этом ничего плохого и, напротив, считаю правильным, когда учителями воскресных школ становятся прихожане, — говорит клирик храма святителя Николая Чудотворца на Долгоозерной улице, инспектор воскресных школ Санкт-Петербургской епархии иерей Константин Мальцев. — У священников много других служений. А миряне могли бы активнее находить себе применение в Церкви. Тем более сейчас у нас в воскресных школах острая нехватка кадров.
Проблема с кадрами приводит к тому, что в некоторых школах все вероучительные предметы ведет один человек. Успевает ли он охватить все темы, одинаково ли силен в каждой — большой вопрос. Отец Константин уверен: как только к преподаванию начнет приходить больше прихожан, желающих доносить свою веру до детей, готовых постоянно учиться, а при необходимости и закончить епархиальные Иоанновские богословские курсы, — воскресные школы ждет новый качественный скачок в обучении.
— Если учитель способен в принципе вести предмет, его можно многому научить, — также убежден иерей Андрей Мекрюков. — Нужно только требования Стандарта подкрепить методической базой. Именно для этих целей в Москве активно разрабатывается единый учебно-методический комплект для воскресных школ. С его помощью любому талантливому и неленивому педагогу будет легко освоить новый для него предмет.
«Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» вводит трехступенчатую систему образования. Для каждой из ступеней в нем определены базовые, вероучительные предметы, которые должны быть в каждой школе. У дошкольников (5–6 лет) это «Введение в Закон Божий». В начальной ступени (7–11 лет) — «Закон Божий», «Церковнославянский язык» и «Основы хорового и церковного пения». У старшеклассников (12–16 лет) — «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет», «Православное богослужение» («Литургика»), «Основы православного вероучения» («Катехизис»), «История христианской Церкви» и «Христианская этика». Эффективность освоения курса можно проверить по тому же Стандарту, где представлены примерные результаты по каждому предмету. Так, после восьми лет обучения школьники должны «иметь собственные зрелые религиозные суждения» и «использовать полученные знания для устроения православно-христианского образа жизни».
Критерий третий: есть ли кружковая деятельность?
Кружки и секции в воскресной школе очень важны: не для развлечения, а для воспитания полезных навыков, а самое главное — для формирования среды сверстников-единомышленников, в которой ребенку комфортно и радостно воспринимать новые знания. Через какие дополнительные занятия это делать, каждая школа решает самостоятельно.Самый распространенный прием — создание хора. Сильные детские певческие коллективы есть при Владимирском соборе (знаменитая певческая школа Ирины Болдышевой), при Князь-Владимирском соборе, Иоанновском монастыре, Спасо-Парголовском храме, при храме Вознесения Господня в Колпино и Казанском соборе. Нередко при воскресной школе создаются секции патриотической направленности: при храме «Неопалимая купина» Главного управления МЧС России по Петербургу возрождают потешные войска, при Князь-Владимирском соборе и храме святой Анастасии Узорешительницы есть детская православная организация «Витязи». Организации скаутов-разведчиков можно найти во многих воскресных школах Петербурга. При Чесменской церкви развивают экологическое направление и кукольный театр. Театральными коллективами известны Константино-Еленинский и Новодевичий монастыри, храм Архистратига Михаила в Ломоносове, Александро-Невская лавра. При храме Воскресения Христова в Шушарах занимаются иконописью, клуб рукопашного боя «Ратоборец» при Спасо-Парголовском храме воспитывает в мальчишках будущих защитников Отечества, при храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Пискаревском проспекте есть свое интернет-радио, при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» — кружок для девочек «Хозяюшка», при храме святых Константина и Елены действует школа юных звонарей и арт-терапевтический кружок…
Казалось бы, выбор «факультативного» предмета не является определяющим, но все-таки он очень важен. Возможно, у ребенка рано или поздно наступит момент протеста, и он захочет отказаться от воскресной школы. Но как отказаться, если на уроки ходят все его друзья, с которыми он недавно делил скаутскую палатку или выступал на сцене с хоровым коллективом… ведь это же совсем другое дело, согласитесь!
Критерий четвертый: какова «материально-техническая база»?
Из ста воскресных школ Петербурга требованиям, выдвигаемым Стандартом к программам и учебному плану, к помещению с отдельными классами, санузлом и столовой, к преподавателям вероучительных дисциплин (они, согласно Стандарту, должны иметь богословское образование или пройти соответствующие курсы), школами как таковыми на данный момент можно считать всего около двадцати. Среди них школы при Александро-Невской лавре, при Николо-Богоявленском морском соборе, при храмах Спасо-Парголовском, Смоленском, Феодоровской иконы Божией Матери, Рождества Богородицы в Рыбацком, Рождества Христова на Каменном острове, Вознесения Господня в Колпино, святых апостолов Петра и Павла в Петергофе. Несоответствие хотя бы одному параметру формально делает школу воскресной группой, но, по сути, качество образования от названия не зависит.Уникален опыт школы при храме Тихвинской иконы Божией Матери. Эта большая воскресная школа, где используются и стандартные, и авторские программы, есть театральная студия и фольклорный клуб, занятия логопеда и детского психолога, группы для детей, пришедших в храм «с нуля», — вообще не имеет своего помещения! Настоятель храма протоиерей Евгений Палюлин проявил смекалку в, казалось бы, безвыходном положении: он наладил социальное партнерство и на выходные арендует классы в общеобразовательной школе по соседству. А с недавнего времени на базе Тихвинской школы существует и центр духовно-нравственного воспитания — это третий, высший тип воскресных школ, еще совсем редкий для Петербурга. Такие учреждения имеют статус юридического лица и разворачивают более масштабную деятельность, в том числе и во взаимодействии со светскими структурами.
Критерий пятый: какая в школе атмосфера?
Наконец, при выборе воскресной школы можно попытаться оценить такое сложное, с трудом поддающееся измерению явление, как уклад или атмосфера. Сюда входит и построение школьной жизни вокруг Литургии, и контакт учеников с духовником, и участие детей в жизни прихода, и то, как решается проблема «трудного возраста», и свои маленькие традиции, которые делают учеников и учителей дружной семьей. Как это произошло в одной из старейших школ — при храме пророка Илии на Пороховых.— Когда мы открывали школу в 1991 году, сразу решили, что будем воспитывать не столько словом, сколько деятельностью, — рассказывает директор и духовник воскресной школы протоиерей Игорь Александров. — В основу мы положили принцип «молись и трудись». Первыми в епархии организовали летний трудовой лагерь и вот уже 14 лет ездим помогать приходу Рождества Христова в деревне Надкопанье Тихвинской епархии. Совершаем не только паломничества, но и походы по местам боевой славы — молимся об упокоении и приводим в порядок братские могилы. Старшим, которые изучили всю стандартную программу, не даем «почивать на лаврах»: проводим тесты на знание Священного Писания, читаем дополнительный курс «Истории Русской Церкви». Ребята ставят спектакли, показывают их младшим, ездят с постановками в детский дом. Устраиваем фольклорные праздники, так как традиционная русская культура тесно связана с церковным календарем. Хоть это не цель нашей работы, но определенный показатель: за годы существования школы из ее стен вышли семь священнослужителей…
На территории храма пророка Илии на Пороховых действует центр духовной культуры и образования Выборгского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии. Директор центра — клирик храма иерей Константин Морозов. Центр осуществляет свою деятельность под руководством отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. Цель — создание условий для церковно-государственного взаимодействия в области духовно-нравственного воспитания и образования, а также реализация этого взаимодействия на территории благочиния.
Сайт: http://pocdk.ru.