Как простить?

Прощеное воскресенье — повод поговорить об одном из самых сложных дел в христианской жизни. Иногда трудно даже сказать «прости», а уж куда труднее ощутить прощение в своем сердце. Старые, даже еще детские обиды, маленькие и большие, живут с нами годами. Они мешают нам дружить и верить другим людям, мешают радоваться жизни и следовать за Христом.
Журнал: № 3 (март) 2013Автор: Анна ГольдинаИллюстратор: Екатерина Гаузельман Опубликовано: 16 марта 2013
Прощеное воскресенье — повод поговорить об одном из самых сложных дел в христианской жизни. Иногда трудно даже сказать «прости», а уж куда труднее ощутить прощение в своем сердце. Старые, даже еще детские обиды, маленькие и большие, живут с нами годами. Они мешают нам дружить и верить другим людям, мешают радоваться жизни и следовать за Христом.

Одно занятие не способно решить все проблемы, с которыми сталкиваются наши дети, но оно может стать первой страничкой в их понимании прощения. Да и для педагогов и родителей общение с детьми на эту тему может стать весьма полезным.

Давайте подумаем, что нас обижает: когда над нами смеются, когда на нас кричат, когда берут без спроса наши вещи и игрушки. А мы чем обижаем: когда грубо отвечаем маме, когда ленимся… Дети вспомнят множество ситуаций, в которых либо они обижали, либо обижали их. Постараемся их услышать и ответить каждому. Имеет смысл даже остановиться на чьей-то истории и предложить ребятам ее нарисовать и обсудить.

Приведу пример из жизни моего пятилетнего сына. В его группе в детском садике появился новый мальчик, который повел себя весьма агрессивно. В первый же день он сломал чью-то игрушку. На следующий день ударил моего сынишку и обозвал слабаком. Надо сказать, что мой пятилеток мальчик весьма крупный и умеет за себя постоять. Он бы с удовольствием устроил драку, но тут вмешалась воспитательница. И вот это чувство неотмщенного достоинства воспринималось сыном как обида, нанесенная мальчиком и воспитательницей. Я предложила сыну нарисовать всю ситуацию. А потом изобразить свои чувства. Рядом с картинкой, где «он меня — трах, а я его — бум», появилась полянка вытоптанных и сильно помятых цветочков, плачущая тучка и серое небо. Затем мы нарисовали чувства мальчика-обидчика. Начали с того, что он был второй день в детском садике, а значит, ему было страшно. Дети, несмотря на все старания воспитателя, на контакт с ним идти не хотели, значит, он еще и чувствовал себя одиноким и никому не нужным. Ему хотелось заплакать, сын это заметил, потому что мальчик все время пытался спрятаться в туалет, но папа ему сказал, что «мужики не плачут», и он держался изо всех сил. Тут же появилась новая картинка. Группа детского сада, наполненная вооруженными до зубов индейцами, в углу стоит огромный шкаф, из которого вылезает какой-то жуткий зеленый монстр, а в окно заглядывает грозный папа, хмурящий брови. Выглядит устрашающе! Теперь подумаем о воспитательнице. Что чувствует она? Ей «достался» новый мальчик, которого группа не принимает и который сам не хочет ни с кем дружить. Он затевает драку с самым крупным ребенком в группе… Мы нарисовали чувства воспитательницы: получилась плачущая фея, грустно опустившая волшебную палочку.

Что дает ребенку такой опыт? Возможность посмотреть на проблему с разных сторон. Задуматься, действительно ли его хотели обидеть, или это он захотел обидеться. И следующий шаг — простить. Не в том смысле, что подойти и сказать «я тебя прощаю» — детям эти слова даются много проще, чем взрослым. Но что-то сделать для этого мальчика: вместе поиграть, помочь ему расстелить кровать перед дневным сном, отнести его вещи в сушилку после прогулки. Ведь и для нас, взрослых, всегда тяжело что-то делать для неприятного нам человека, для того, кто кажется нам обидчиком, но нередко случается так, что совместные занятия многое могут исправить и выровнять отношения. Конечно, во взрослом мире все значительно сложнее. И наша задача не дать ребенку шаблон поведения, а предложить пример того, как можно относиться к обиде. Относиться так, чтобы сердце не было ранено. И не ранить других.

А если меня обидел брат или сестра? Этот вопрос переводит тему в несколько другую плоскость. Здесь стоит начать говорить о любви. Кого легче простить, родного человека или приятеля в детском саду? Кто нам ближе и почему? А если мы сердимся на маму, как ее простить?

Посмотрите, кто больше всего страдает — тот, кого обидели! Возьмем чайную свечку, зажжем и поставим ее на стол. Ее свет совсем мал, и тепла она практически не дает, но если над ней на специальной подставке установить чайник с горячим питьем, то он еще долго будет сохранять тепло. А если вдруг в классе погаснет свет, то благодаря этой крохотной свечке мы сможем спокойно одеться и, не налетая на стулья и не падая, пойти домой. Когда нам кто-то наносит обиду и мы не ищем в себе сил и желания эту обиду простить, кажется, что что-то большое и темное закрывает нашу свечку. Чем больше обид в нашем сердце, тем слабее ее свет. Так будет продолжаться, пока огонек совсем не исчезнет. И тогда снова его зажечь сможет только настоящее чудо.

А если нам кажется, что нас обидел Бог? Я просил у Него велосипед на день рождения, а мне не подарили… Как ты думаешь, почему? Варианты: у родителей не было денег. Они решили, что лучше купить тебе новую электронную игрушку, а ты хотел и то, и другое. Но это не значит, что родители перед тобой виноваты. Это значит, что ты просто любишь себя больше, чем их, и не хочешь ничем ради них пожертвовать. То, что ты не получил желаемую игрушку, — своеобразное упражнение для твоей любви. На взрослом языке это называется испытание. Оно должно не сделать тебя злобным гоблином, а наоборот, помочь тебе стать хорошим человеком.

Давайте сделаем вместе фонарик. Он может быть самым простым — из бумажной коробки из-под молока. Отрежем донышко, сделаем макетным ножом окошки и предложим малышам расписать фонарик. (Более сложный способ изготовления: соединить вместе два листа картона таким образом, чтобы получился четырехугольник — домик. В нем тоже нужно сделать окошки, можно вместе с малышами заклеить их цветной папиросной бумагой или светофильтрами. Тогда свечка, поставленная внутрь, будет давать не только свет, но и красивое разноцветное свечение вокруг фонарика.)

Посмотрите, если мы просто накроем свечку коробкой, ее свет не будет виден, а пламя погаснет из-за недостатка воздуха. Об этом мы уже говорили. А если мы поставим на свечку наш фонарик, то свет станет виден даже лучше и будет радостными бликами падать окрест.
Так испытание может сделать нас лучше и «ярче», как этот фонарик — свечку. 

Анна Гольдина
иллюстрация: Eкатерина Гаузельман

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Дошкольное богословие"

18 сентября, среда
rss

№ 3 (март) 2013

Обложка

Тема номера:400-летие Дома Романовых

Статьи номера

ПРАЗДНИК
24 марта — Торжество Православия
17 марта — Прощеное воскресение
10 марта — Неделя мясопустная, о Страшном суде
АКТУАЛЬНО
Нужна ли Церкви операция на сердце? Интервью с ректором Санкт-Петербургской духовной академии епископом Петергофским Амвросием
ПОДРОБНО
/ Острый угол / «Тяжело служить безнадежному делу»
/ Интервью / Семейные вопросы
/ Via Historica / Имитация триумфа. Как в Петербурге отмечали 300‑летие Дома Романовых
/ Вопрос-ответ / Романовы в звуке
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Библия: слово Божественное и слово человеческое
/ Имена / Несостоявшийся патриарх
/ Имена / Реформатор против революции
/ Имена / Пророк естествознания
/ Умный разговор / Построили бы десять Магниток…
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Георгий Марченко
/ Дошкольное богословие / Как простить?
/ По душам / Монархист с советским прошлым
/ Приход / Храм преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
/ Служение / Ангел над городом
/ Служение / Старший брат, старшая сестра
/ Служение / «Чесменские бабушки»
/ Место жительства - Петербург / Дуэльный Петербург
КУЛЬТПОХОД
/ Афиша "ВЖ" / Рахманиновский фестиваль в капелле
/ Анонсы и объявления / Юбилейный Романовский год в Феодоровском соборе
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Дружба через 500 километров
«Как хорошо и приятно жить братьям вместе…»
Бросай курить — играй в футбол
Тепло дружеских голосов
Пройти по «Дороге жизни»