Из века в век: Казанский храм в Вырице
Вырица — это «оазис православия», так о ней отзываются местные жители. Из душного города сотни людей стремятся сюда за глотком свежего воздуха, тишиной и молитвой.
Раздел: Приход
Журнал: № 7 (июль-август) 2014Страницы: 44-47 Автор: Надежда КалашниковаФотографы: Артемий Костров, Юрий Костыгов Опубликовано: 21 июля 2014
В трех километрах от станции высокие сосны скрывают древнерусский островок с резным храмом-шатром, святыми старцами и юродивыми. Он появляется неожиданно, будто деревья расступаются, и вы попадаете в таинственный град-Китеж на берегу реки Оредеж. В июле храму Казанской иконы Божией Матери в Вырице исполняется сто лет. Он вошел в число обязательных мест паломничества по Ленинградской области, но сто лет назад никто не мог и предположить, что его ждет подобная слава.
Слово «Вырица» появилось на страницах газет в начале 1900‑х, когда Царскосельская железная дорога протянулась дальше Павловска, а светлейший князь Генрих Витгенштейн, хозяин вырицких земель, решил отдать их под дачные участки. Он назвал их «Княжеской долиной». Сосновый воздух, уединение и относительная близость к городу потянули сюда в летние сезоны усталую петербургскую интеллигенцию.
Даже в наши дни путешествие в Вырицу каким-то загадочным образом переносит в атмосферу былого… Витебский вокзал, в своем первозданном облике начала XX века, служит местом перехода в тот, другой, немного «чеховский» мир летних столичных дач. Час езды на электричке в сторону станции Оредеж или Посёлок — и вы на месте.
От станции до храма примерно три километра пешком вдоль старинных покосившихся домов с флигелями, утопающих в кустах сирени, черемухи и акации. В летнюю пору воздух пронизан ароматом их цветения, так что 30 минут пешего пути становятся приятной прогулкой.
Итак, участки продолжали распродаваться, население заметно росло, одной поселковой церкви стало мало. И 2 августа 1912 года дачники совместно с жителями Вырицы устроили собрание, на котором было решено просить светлейшего князя выделить место под храм. Князь просьбу одобрил, подарив не только землю, но и деньги, а православные тем временем объединились в братство в честь Казанской иконы Божией Матери по построению храма в память 300‑летия царствования Дома Романовых. Проект будущей церкви сразу же был представлен на конкурс. Из пяти предложенных вариантов большинство проголосовало за проект архитекторов В. П. Апышкова и М. В. Красовского. Возведение церкви было удачно приурочено к юбилейному году Царствующей фамилии, и вырицкий храм вошел в череду «праздничных» храмов, почти все из которых были построены в древнерусском стиле (храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых, Феодоровский Государев собор в Царском Селе).
Деревянный храм-шатер, будто из сказки о «Царе Салтане», с крытыми галереями и резными оконцами, был освящен 6 (19) июля 1914 года.
Стоит зайти за алтарную стену, как вы увидите три креста — могилы трех настоятелей: протоиерея Порфирия Десницкого (1874–1935), протоиерея Алексия Кибардина (1882–1964) и протоиерея Алексия Коровина (1940–2005). Отец Порфирий — первый настоятель — встретил на месте служения революцию и Гражданскую войну. Он всеми силами пытался заслонить храм от ленинградских встрясок и разорения. Но 1 октября 1935 года священник «неожиданно» скончался, а через два месяца так же «неожиданно» скончалась и его супруга. Причины их смерти долго были покрыты тайной. Но в 2011 году при перезахоронении останков оказалось, что в черепах отца Порфирия и матушки Александры есть пулевые отверстия. А все страницы Евангелия, положенного в гроб отца Порфирия, сохранились, и при повторном погребении нынешний настоятель храма — тоже протоиерей Георгий Преображенский — читал из него отрывок.
Рядом покоятся останки другого настоятеля, протоиерея Алексия Кибардина. Отец Алексий — известный духовник, не оставлял своего служения в течение всей войны, поддерживал и ободрял измотанных, исстрадавшихся людей, помогал партизанам, а в 1950 году по случайному доносу был сослан в лагерь в Сибирь. Через пять лет он вернулся в родную Вырицу служить и умер через девять лет. Его наперсный деревянный крест тоже остался совершенно невредим, несмотря на то что пролежал в болотистой почве почти 50 лет.
Евангелие и Крест исполнились в страдальческой судьбе этих людей.
Но вернемся к нашему времени.
В 1960–70‑е годы Казанский храм можно было с легкостью назвать «дачным» храмом. «Дачный» — что это значит? Здесь паства — «сезонники», городские дачники. Какие люди приходили на проспект Кирова к высокому царскому терему, что они хотели найти?
Среди отцов настоятелей похоронен протоиерей Алексий Коровин (1940–2005). Именно на годы его настоятельства пришлось непростое для духовной жизни советское время.
— Он был очень незаурядным человеком, много знал, умел блестяще рассказывать, благодаря ему многие люди, среди которых были и неформалы, открыли для себя Вырицу, — делится отец Георгий. — Так, среди сосен, недалеко от берега Оредеж жил своей тихой и как будто бы незаметной жизнью уголок уединения и покоя. Позже, когда Вырица стала центром паломничества, многие из «старых» прихожан жалели об утерянной тишине.
Нынешний настоятель — протоиерей Георгий Преображенский — правнук того самого протоиерея Георгия, который сто лет назад был настоятелем вырицкого Петропавловского храма. Семья «первого» отца Георгия натерпелась в советское время с лихвой: 58‑я статья, лагеря, ссылки — стандартный «набор» для священников. Но Вырица всё равно оставалась для них духовным прибежищем.
Отец Георгий рассказывает, что его дедушка — будущий митрофорный протоиерей Иоанн Георгиевич Преображенский (1915–1991), будучи юношей, приходил к старцу Серафиму Вырицкому с детьми, чтобы попеть и немного развлечь лежащего монаха. Тогда старец предсказал ему: «Ванечка, батюшкой будешь…» В январе 1946 года, после своей иерейской хиротонии в Никольском соборе Ленинграда, отец Иоанн, прежде чем поехать на место своего служения во Псков, заехал в Вырицу к старцу Серафиму. Старец, увидев отца Иоанна, велел ухаживающей за ним матушке Серафиме принести из другой комнаты крест. «Возьми крест, да побольше», — добавил он ей вслед. Когда отец Иоанн возвращался домой с этим подарком, то подумал: «Вот уж не знаю, к чему это отец Серафим, может быть, к награде?», а оказалось, к испытаниям и скорбям… Вскоре отца Иоанна сослали в лагерь… Крест, подаренный преподобным Серафимом, передается в семье от отца к сыну, и теперь его носит отец Георгий.
Дорога в Вырицу
Вырица — сказочно-доброе название поселка в 60 км от Санкт-Петербурга. «Werektca» — так называли эти места шведы, а русские переименовали на свой лад в «Выросицу», которая со временем стала «Вырицей».Слово «Вырица» появилось на страницах газет в начале 1900‑х, когда Царскосельская железная дорога протянулась дальше Павловска, а светлейший князь Генрих Витгенштейн, хозяин вырицких земель, решил отдать их под дачные участки. Он назвал их «Княжеской долиной». Сосновый воздух, уединение и относительная близость к городу потянули сюда в летние сезоны усталую петербургскую интеллигенцию.
Даже в наши дни путешествие в Вырицу каким-то загадочным образом переносит в атмосферу былого… Витебский вокзал, в своем первозданном облике начала XX века, служит местом перехода в тот, другой, немного «чеховский» мир летних столичных дач. Час езды на электричке в сторону станции Оредеж или Посёлок — и вы на месте.
От станции до храма примерно три километра пешком вдоль старинных покосившихся домов с флигелями, утопающих в кустах сирени, черемухи и акации. В летнюю пору воздух пронизан ароматом их цветения, так что 30 минут пешего пути становятся приятной прогулкой.
Как появился храм
В поселке уже была одна церковь — в честь святых апостолов Петра и Павла. Высокая, деревянная, в старомосковском стиле, она была освящена в 1908 году. Настоятельствовал в ней прадед нынешнего настоятеля вырицкого Казанского храма — протоиерей Георгий Васильевич Преображенский (1879–1933).Итак, участки продолжали распродаваться, население заметно росло, одной поселковой церкви стало мало. И 2 августа 1912 года дачники совместно с жителями Вырицы устроили собрание, на котором было решено просить светлейшего князя выделить место под храм. Князь просьбу одобрил, подарив не только землю, но и деньги, а православные тем временем объединились в братство в честь Казанской иконы Божией Матери по построению храма в память 300‑летия царствования Дома Романовых. Проект будущей церкви сразу же был представлен на конкурс. Из пяти предложенных вариантов большинство проголосовало за проект архитекторов В. П. Апышкова и М. В. Красовского. Возведение церкви было удачно приурочено к юбилейному году Царствующей фамилии, и вырицкий храм вошел в череду «праздничных» храмов, почти все из которых были построены в древнерусском стиле (храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых, Феодоровский Государев собор в Царском Селе).
Деревянный храм-шатер, будто из сказки о «Царе Салтане», с крытыми галереями и резными оконцами, был освящен 6 (19) июля 1914 года.
Настоятели и мученики
Все настоятели Казанского храма появились там неслучайно. Знакомясь с биографией каждого, понимаешь, что Господь призывает нужных людей на нужное место.Стоит зайти за алтарную стену, как вы увидите три креста — могилы трех настоятелей: протоиерея Порфирия Десницкого (1874–1935), протоиерея Алексия Кибардина (1882–1964) и протоиерея Алексия Коровина (1940–2005). Отец Порфирий — первый настоятель — встретил на месте служения революцию и Гражданскую войну. Он всеми силами пытался заслонить храм от ленинградских встрясок и разорения. Но 1 октября 1935 года священник «неожиданно» скончался, а через два месяца так же «неожиданно» скончалась и его супруга. Причины их смерти долго были покрыты тайной. Но в 2011 году при перезахоронении останков оказалось, что в черепах отца Порфирия и матушки Александры есть пулевые отверстия. А все страницы Евангелия, положенного в гроб отца Порфирия, сохранились, и при повторном погребении нынешний настоятель храма — тоже протоиерей Георгий Преображенский — читал из него отрывок.
Рядом покоятся останки другого настоятеля, протоиерея Алексия Кибардина. Отец Алексий — известный духовник, не оставлял своего служения в течение всей войны, поддерживал и ободрял измотанных, исстрадавшихся людей, помогал партизанам, а в 1950 году по случайному доносу был сослан в лагерь в Сибирь. Через пять лет он вернулся в родную Вырицу служить и умер через девять лет. Его наперсный деревянный крест тоже остался совершенно невредим, несмотря на то что пролежал в болотистой почве почти 50 лет.
Евангелие и Крест исполнились в страдальческой судьбе этих людей.
Но вернемся к нашему времени.
В 1960–70‑е годы Казанский храм можно было с легкостью назвать «дачным» храмом. «Дачный» — что это значит? Здесь паства — «сезонники», городские дачники. Какие люди приходили на проспект Кирова к высокому царскому терему, что они хотели найти?
Среди отцов настоятелей похоронен протоиерей Алексий Коровин (1940–2005). Именно на годы его настоятельства пришлось непростое для духовной жизни советское время.
— Он был очень незаурядным человеком, много знал, умел блестяще рассказывать, благодаря ему многие люди, среди которых были и неформалы, открыли для себя Вырицу, — делится отец Георгий. — Так, среди сосен, недалеко от берега Оредеж жил своей тихой и как будто бы незаметной жизнью уголок уединения и покоя. Позже, когда Вырица стала центром паломничества, многие из «старых» прихожан жалели об утерянной тишине.
Нынешний настоятель — протоиерей Георгий Преображенский — правнук того самого протоиерея Георгия, который сто лет назад был настоятелем вырицкого Петропавловского храма. Семья «первого» отца Георгия натерпелась в советское время с лихвой: 58‑я статья, лагеря, ссылки — стандартный «набор» для священников. Но Вырица всё равно оставалась для них духовным прибежищем.
Протоиерей Георгий Преображенский с правнучкой старца Серафима Натальей Даниловной (справа)
На наше счастье, когда мы подходили к часовне, вышла правнучка преподобного — Наталья Даниловна Набоко. Солнечный день и царившее вокруг спокойствие располагали к беседе. Наталья Даниловна рассказывала о своем детстве, об отце Серафиме:
— До закрытия лавры, в тяжелое и страшное время, народ шел нескончаемым потоком в церковь. Однажды прадедушке пришлось исповедовать 48 часов подряд без отдыха и сна. На исходе вторых суток он упал на колени и больше не вставал. Я думаю, что, возможно, ему очень сильно продуло спину...
Старец Серафим умер 3 апреля 1949 года, его правнучки были еще совсем детьми, и образ подвижника для них сложился, в основном, по воспоминаниям матери, внучки иеросхимонаха Серафима, — Маргариты Николаевны, мамы Натальи Даниловны: «Для нас отец Серафим был, прежде всего, дедуленькой, он просил после его смерти к нему приходить „как к живому“, и мы, конечно, не называли его святым. Сейчас многое пишут о прадедушке, о его смерти, что ему явилась Царица Небесная. Но он сам был настолько скромен, что никогда не мог произнести таких слов! По рассказам мамы, он подозвал ее и сказал, что к нему приходила „необыкновенной красоты Женщина в белоснежных одеждах и показала рукой на небо“». Когда отец Серафим скончался, Маргарита Николаевна смогла сама взять его на руки и положить в гроб, настолько он был легок от вечного строгого поста. Очень трогательно Наталья Даниловна передает трепетное отношение старца Серафима к своей семье и монашескому призванию: «Он очень любил нашу маму, свою внучку, но говорил: „Маргариточка, я — такой грешник! — я так тебя люблю, а я не должен, потому что я — мертвец для жизни, а я тебя люблю!“»…
Среди них — монахиня Варвара. Старожилы вспоминают, что у нее был особый дар утешения женщин, которые унывали и находились на грани отчаяния после сделанного аборта. Была здесь и еще одна яркая матушка — Наталия. Вела себя старушка странно: носила по улицам поселка в корзинке кота, петуха и маленькую собачку. Люди истолковывали такой необычный пример уживчивости животных как призыв к миру. Старица Наталия кого вразумляла, за кого молилась, а откуда она приехала — никто не знал. Она в совершенстве говорила по-французски, и ее манеры выдавали в ней человека благородного происхождения. Как и Блаженная Ксения, Наталия Евстигнеева приняла на себя подвиг мнимого безумия, чтобы нести свет Христов в мир.
При перезахоронении на территорию храма в 2012 году останки блаженной Наталии оказались нетленными.
Вырицкая община очень дружная — это бросается в глаза даже стороннему наблюдателю. «У нас нет случайных людей, — говорит отец Георгий, — всех нас сюда привел Господь, Своими избранными путями». Его поддерживает диакон Сергий, талантливый музыкант, выпускник консерватории: «Мы тут все очень разные, с разными характерами, взглядами на жизнь, на служение. Бывает, придешь в храм вне службы, а из алтаря доносятся отголоски какого-нибудь богословского диспута. Но мы очень хорошо уживаемся вместе».
На этом диковинки не заканчиваются. В Казанском храме очень необычное пение. Услышав его на службе, невозможно сразу определиться в своем к нему отношении, дать однозначную оценку. Знаменный распев переплетен тут с многоголосными вставками. Регент Алексей Гвоздецкий — сторонник древнерусской традиции пения по крюкам. В этом случае, по его мнению, музыка не довлеет над смыслом. Но, тем не менее, Алексей признается, что неподготовленному человеку тяжело «встроиться» в богослужение, сопровождаемое таким необычным пением. Ему пришла идея перемежать привычное многоголосье с древним унисоном — своеобразная «легкая прививка», по выражению регента. «Это созвучно нашему храму, — комментирует отец Сергий. — У нас храм в древнерусском стиле, а внутри — библейская живопись XIX века. Так и в пении».
Сегодня стены храма начали отсчитывать второе столетье, храня внутри молитвы, накопленные за предыдущий век. Посеянные сто лет назад горчичные семена веры взошли и сторицей принесли плод — святых старцев, подвижников, исповедников, блаженных и юродивых, которые невидимым небесным кольцом окружают Казанскую церковь.
Надежда Калашникова
Святой Серафим
Сегодня святой Серафим (1866–1949) — ключевая фигура Вырицы. С его появлением началась новая эпоха жизни не только Казанского храма, но и всего поселка. О том, кто такой Серафим Вырицкий, написано множество книг, здесь нет нужды пересказывать его житие. Но то, что удивляет с первого посещения Вырицы, — реальность и доступность его святости для всех.На наше счастье, когда мы подходили к часовне, вышла правнучка преподобного — Наталья Даниловна Набоко. Солнечный день и царившее вокруг спокойствие располагали к беседе. Наталья Даниловна рассказывала о своем детстве, об отце Серафиме:
— До закрытия лавры, в тяжелое и страшное время, народ шел нескончаемым потоком в церковь. Однажды прадедушке пришлось исповедовать 48 часов подряд без отдыха и сна. На исходе вторых суток он упал на колени и больше не вставал. Я думаю, что, возможно, ему очень сильно продуло спину...
Старец Серафим умер 3 апреля 1949 года, его правнучки были еще совсем детьми, и образ подвижника для них сложился, в основном, по воспоминаниям матери, внучки иеросхимонаха Серафима, — Маргариты Николаевны, мамы Натальи Даниловны: «Для нас отец Серафим был, прежде всего, дедуленькой, он просил после его смерти к нему приходить „как к живому“, и мы, конечно, не называли его святым. Сейчас многое пишут о прадедушке, о его смерти, что ему явилась Царица Небесная. Но он сам был настолько скромен, что никогда не мог произнести таких слов! По рассказам мамы, он подозвал ее и сказал, что к нему приходила „необыкновенной красоты Женщина в белоснежных одеждах и показала рукой на небо“». Когда отец Серафим скончался, Маргарита Николаевна смогла сама взять его на руки и положить в гроб, настолько он был легок от вечного строгого поста. Очень трогательно Наталья Даниловна передает трепетное отношение старца Серафима к своей семье и монашескому призванию: «Он очень любил нашу маму, свою внучку, но говорил: „Маргариточка, я — такой грешник! — я так тебя люблю, а я не должен, потому что я — мертвец для жизни, а я тебя люблю!“»…
Правнучка старца Серафима Наталья Даниловна
Старицы
Мало кто знает, что эти уединенные и тихие места полюбились многим блаженным старицам и юродивым. Рядом с часовней преподобного на церковном погосте устроено маленькое кладбище вырицких подвижниц.Среди них — монахиня Варвара. Старожилы вспоминают, что у нее был особый дар утешения женщин, которые унывали и находились на грани отчаяния после сделанного аборта. Была здесь и еще одна яркая матушка — Наталия. Вела себя старушка странно: носила по улицам поселка в корзинке кота, петуха и маленькую собачку. Люди истолковывали такой необычный пример уживчивости животных как призыв к миру. Старица Наталия кого вразумляла, за кого молилась, а откуда она приехала — никто не знал. Она в совершенстве говорила по-французски, и ее манеры выдавали в ней человека благородного происхождения. Как и Блаженная Ксения, Наталия Евстигнеева приняла на себя подвиг мнимого безумия, чтобы нести свет Христов в мир.
При перезахоронении на территорию храма в 2012 году останки блаженной Наталии оказались нетленными.
На церковном погосте за часовней преподобного Серафима покоятся старицы и блаженные Вырицкой земли
Храм сегодня
После прославления преподобного Серафима в лике святых Казанский храм стал излюбленным местом паломников. Такая популярность задает свой ритм жизни прихода. Как говорит диакон Сергий Чекоданов, «у нас есть прихожане, а есть „захожане“, то есть те, кто приехал в Вырицу на несколько часов посетить это святое место, а может, просто погулять, отдохнуть и заглянуть в храм». Клирики храма решили, что необходимо не только считаться с этой особенностью, но и использовать ее как повод к миссионерству, поэтому при Казанском храме теперь всегда дежурит юноша в подряснике и с готовностью рассказывает всем желающим о христианстве.Вырицкая община очень дружная — это бросается в глаза даже стороннему наблюдателю. «У нас нет случайных людей, — говорит отец Георгий, — всех нас сюда привел Господь, Своими избранными путями». Его поддерживает диакон Сергий, талантливый музыкант, выпускник консерватории: «Мы тут все очень разные, с разными характерами, взглядами на жизнь, на служение. Бывает, придешь в храм вне службы, а из алтаря доносятся отголоски какого-нибудь богословского диспута. Но мы очень хорошо уживаемся вместе».
Вырицкая община очень дружная — это бросается в глаза даже стороннему наблюдателю.
На этом диковинки не заканчиваются. В Казанском храме очень необычное пение. Услышав его на службе, невозможно сразу определиться в своем к нему отношении, дать однозначную оценку. Знаменный распев переплетен тут с многоголосными вставками. Регент Алексей Гвоздецкий — сторонник древнерусской традиции пения по крюкам. В этом случае, по его мнению, музыка не довлеет над смыслом. Но, тем не менее, Алексей признается, что неподготовленному человеку тяжело «встроиться» в богослужение, сопровождаемое таким необычным пением. Ему пришла идея перемежать привычное многоголосье с древним унисоном — своеобразная «легкая прививка», по выражению регента. «Это созвучно нашему храму, — комментирует отец Сергий. — У нас храм в древнерусском стиле, а внутри — библейская живопись XIX века. Так и в пении».
Регент Алексей Гвоздецкий — сторонник древнерусской традиции пения по крюкам. В этом случае, по его мнению, музыка не довлеет над смыслом
При храме есть воскресная школа, детский театр, изостудия. До сих пор приход держит хорошую культурную планку — регулярно организует бесплатные концерты академической музыки, приглашая в Вырицу солистов Мариинского и Михайловского театров.
Казанский храм в Вырице постоянно принимает ребят, окормляемых «Православной детской миссией». Клирик храма иеромонах Кирилл (Зинковский) — один из духовников Миссии
Сегодня стены храма начали отсчитывать второе столетье, храня внутри молитвы, накопленные за предыдущий век. Посеянные сто лет назад горчичные семена веры взошли и сторицей принесли плод — святых старцев, подвижников, исповедников, блаженных и юродивых, которые невидимым небесным кольцом окружают Казанскую церковь.
Надежда Калашникова