Иудейские древности своими руками

ПЕРВОПРОХОДЦЫ
В Петербурге уже второй год существует клуб, где реконструируют быт эпохи Христа и апостолов, под названием «Бней Давид» («Сыны Давида»). Его основатели — Алексей Глызин-Богославский, Кирилл и Алина Ивановы. Они занимаются «копированием» предметов далекой эпохи, хранящихся в музеях Израиля. Предметы, знакомые из священных или исторических текстов, приближают к «легендарной» реальности. Вот, к примеру, кусок кожи с тесемками и петельками — это праща. Она напоминает о событиях Ветхого Завета, когда Давид победил Голиафа, метнув камень при помощи пращи.
«И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил филистимлянина в лоб, так, что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю, так одолел Давид филистимлянина пращою и камнем, и поразил филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида» (1 Цар. 17, 49–50).
Люди, работающие с разными материалами, имеют характер, в чем-то схожий с ними. Например, специалисты по металлу обычно люди с жестковатыми манерами, а резчики по дереву и столяры чаще добродушны. Вот так и Алексей Глызин-Богославский, глава клуба «Бней Давид», специалист по коже, — серьезный, скрупулезный и скупой на эмоции, в нем чувствуется мастер своего дела. Не отвлекаясь от работы, изготавливая средневековые сапоги из натуральной кожи, накладывая стежок за стежком, так же подробно и точно, как шьет, он ведет рассказ. Этот плотный человек с острым взором с виду напоминает Санчо Панса. Но, в отличие от Панса, Алексей любит книги, и его дело для него вовсе не игра, а серьезное изучение истории, требующее сверки с источниками, знакомства с артефактами. Только после научных изысканий начинается работа руками.
Клуб «Бней Давид» существует с 2015 года, его участники пришли из клубов, восстанавливающих рыцарскую эпоху. Реконструкторы, как и древние мастера, делятся на тех, кто больше работает по металлам, и тех, кто занимается столярным, гончарным делом, пошивом одежды. Алексей в основном работает с кожей, стараясь максимально приблизиться к технике, которой пользовались в старину.
— Есть мастера, — говорит Алексей, — которые настолько упорны в своем стремлении к аутентичности, что если хотят выковать нож, самостоятельно добывают железо из земли. Только тогда они уверенно могут сказать себе, что вещь подлинная.
В нашей стране реконструкцией апостольских времен занимается пока что только «Бней Давид». Впрочем, даже на Святой Земле, несмотря на все достижения библейской археологии, серьезного движения, восстанавливающего материальную культуру Ветхого и Нового Заветов, нет. Ради развлечения публики израильтяне могут устроить во время какого-нибудь фестиваля «поединок легионера и иудейского повстанца», но настоящей реконструкцией это назвать нельзя. В Израиле существуют клубы воссоздания Средневековья, например клуб стрелков из традиционного лука Jerusalem Longbow Club и клуб «Рыцари Иерусалима». Они организуют осенний «Иерусалимский фестиваль», который проходит в музее — парке ремесел «Эйн Яэль» в долине Рефаим, в Иерусалиме. С этого фестиваля, который Алексей посещал ежегодно с 2009 года, и началась история, а точнее предыстория, клуба «Бней Давид».
НА ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД
Во время одного из таких фестивальных визитов будущие члены клуба «Бней Давид» встретили Рафаэля Льюиса — археолога из Университета Хайфы, ведущего раскопки на поле битвы при Рогах Хаттина, которая состоялась 4 июля 1187 года. В ней сошлись крестоносцы во главе с королем Иерусалима Ги де Лузиньяном и сарацины под началом Саладина.
Реконструкторы тогда помогли идентифицировать некоторые вещи. Например, они рассказали археологу о назначении раскопанных им маленьких пластинок с крючками, которые использовались для закрепления ножиков и других мелких предметов на поясе у воина. В свою очередь, для участников клуба было открытием, что на каблук обуви в Средние века иногда ставили маленькие металлические набойки, чтобы обувь дольше служила.
Что было дальше? Павел Серебряков, глава клуба «XIII командория», уже помимо Иерусалимского фестиваля организовал поездки на Святую Землю, куда пригласил своего старого друга, Алексея Глызина-Богославского. Именно в этих поездках у Павла родилась идея воссоздать одежды и другие предметы быта апостольской эпохи. Алексей, Кирилл и его супруга Алина поддержали эту идею и начали подготовку к фестивалю «Времена и эпохи» в Москве. Специально к нему была изготовлена обувь, рубашки и плащи иудеев, а также орудия для обработки земли. Алексей пек хлеб на костре, к большому удовольствию публики, и организовал аттракцион «метания из пращи в римлянина». Между деревьями был натянут огромный холст для защиты публики, и желающие метали мешочки с зерном в установленные впереди римские доспехи. Кирилл Иванов, кроме изготовления вещей, также участвовал в инсценировке, подготовленной разными клубами. Это было изображение нападения иудейских повстанцев на римских солдат. «Римляне» быстро расправились с «повстанцами», Кирилла (в роли иудея) взяли в плен, после чего «солдаты» обратились к народу (публике фестиваля) с вопросом: «Что нам с ним делать, отпустить или наказать»? На что народ, к удивлению реконструкторов, хором закричал: «Распни!» Оказалось, что люди знакомы с евангельским текстом…
— Ничего не изменилось за две тысячи лет, — сетует Алексей.
После фестиваля Павел Серебряков вернулся к реконструкции рыцарской эпохи, а Алексей, Кирилл и Алина продолжили работу с «иудейским материалом». В 2015 году начал жить клуб «Бней Давид».
КИРИЛЛ, АЛИНА И КОНИ
Все реконструкторы подолгу проводят время над книгами, над иллюстрациями, которых в интернете сейчас превеликое множество, консультируются со специалистами — историками, археологами, искусствоведами. Например, Михаэль Хорош, реконструктор из Иерусалима, с которым наши герои познакомились на фестивале, помогает увлеченным друзьям, присылая материалы из музеев Израиля.
Кирилл и Алина шьют одежду. Кирилл Иванов — своего рода противоположность руководителю клуба. Подвижный, открытый, он внешне гораздо больше напоминает Дон Кихота, хотя на самом деле не лишен прагматичности и рассудительности. С женой он познакомился на одном из фестивалей. Алина занимается ткачеством — на настоящем ткацком станке, собранном по старинным образцам, притом нить она тоже прядет сама, на что уходит немало времени. Кирилл и Алина создали Школу cредневековых искусств на территории храма святителя Петра, митрополита Московского, при поддержке настоятеля, иерея Артемия Наумова. Там проводятся мастер-классы на разные темы: гончарное дело,шитье из кожи, каллиграфия, боевые искусства. Идея этой школы — не просто учить определенным навыкам, а делиться любовью к истории. Конечную цель Кирилл видит в том, чтобы создать при храме полноценный культурный центр с историческим уклоном.
Члены клуба занимаются выездкой лошадей, которые участвуют в рыцарских турнирах и в реконструкции битв, и изготовлением конской сбруи. Работа с лошадьми — это воссоздание боевых искусств. «Историческая выездка» — техника подготовки лошади и искусство обращения с ней так, как это делали средневековые воины, а также составная часть «исторического фехтования». Ведь Средние века — это эпоха кавалерии, а значит, как правило, мечом рыцарь пользовался, сидя в седле. Кони участвуют в таких, к примеру, фестивалях, как «Битва тысячи мечей» в Коломенском. Так что наши герои, кроме всего прочего, и хорошие наездники.
Пока что в реконструкции древней Иудеи кони не участвуют, но Кирилл уверенно говорит, что в итоге без лошадей не обойдется: ведь римская кавалерия сыграла важнейшую роль в завоевании Иудеи.
ВСЛЕД ЗА РЫЦАРЯМИ И КАЗАКАМИ
И Алексей, и Кирилл сходятся в мысли, что когда занимаешься воссозданием предметов былой эпохи, стараясь соблюдать историческую технологию, волей-неволей задумываешься о том, что такое настоящий предмет. Не сразу и не у всех, но у некоторых с таких вот мыслей о подлинности вещей начинается путь к подлинным смыслам.
— Не было каких-то озарений, — рассказывает Алексей. — Но внутри был интеллектуальный запрос. Уверовал друг, мне стало интересно, в чем тут дело. И он однажды принес диск с книжками. Вот так, с книжек Честертона и Льюиса о христианстве, начался мой путь к православию. Потом был протодиакон Андрей Кураев, как-то по-особому затронули ум труды Феофана Затворника.
Алексей говорит, что он не поверил, а скорее понял, что именно так устроен мир. На занятиях по бальным танцам он познакомился с православной девушкой Юлией, которой через две недели сделал предложение. Теперь у Алексея и Юлии двое маленьких детей, для которых папа тоже собирается шить костюмы ушедших времен.
Вместе с Алексеем пришел в Церковь и его друг Кирилл. Он рассказывает, как у Алексея дома, занимаясь изготовлением кожаных изделий, они слушали лекции протодиакона Андрея Кураева, профессора Алексея Осипова и профессора Андрея Зубова по истории религии. Вместе друзья посещали богослужения. Но главным проводником Кирилла в вере стала его жена Алина, воцерковленная девушка, которая с особым трепетом вспоминает о своих предках — дореволюционных священниках. У Кирилла и Алины есть дочка, которую они тоже привлекают к реконструкции.
— Когда занимаешься реконструкцией Средневековья, стараешься понять тех людей, а это невозможно, если не знаешь христианства, — говорит Кирилл. — Для меня реконструкция — это путь возрастания, в том числе и религиозного. Это желание стать лучше, потому что если ты понимаешь, что апостолы могли надеть вот эти одежды и идти к Богу, рыцари надеть доспехи — и идти к Богу, казаки надеть фуражку, сесть на коня — и поскакать к Богу, значит и ты, надев свою одежду, тоже можешь прийти к Нему.