Исторические знамена в швейной мастерской лавры
Швейная мастерская Александро-Невской лавры год назад взялась за необычный заказ: изготовить для музея артиллерии, инженерных войск и войск связи копии знамен Нахимовского и Суворовского училищ.
Раздел: Служение
Журнал: № 5 (май) 2015Страницы: XII страница вставки Автор: Татьяна КириллинаФотографы: Артемий Костров, Андрей Петров Опубликовано: 20 мая 2015
— В филиале музея артиллерии — музее истории кадетских корпусов — была экспозиция, посвященная 70-летию Суворовского и Нахимовского училищ, — рассказывает старший научный сотрудник музея артиллерии Алла Ивановна Акимова. — Да и в постоянной экспозиции у нас — подлинные знамена Нахимовского военно-морского училища 1945 года и Ленинградского Суворовского военного училища — 1959 года. Знамена сильно обветшали, возникла необходимость заменить их копиями. Мы долго искали исполнителей, вышли на мастерскую лавры. На данный момент одно знамя, Нахимовское, уже изготовлено и скоро займет место в экспозиции. Копия выполнена очень качественно, исполнение приближено к технологиям тех времен. А подлинники знамен будут храниться в фондах без доступа света, в специально оборудованных помещениях.
Швейная мастерская на втором этаже Феодоровского корпуса Александро-Невской лавры существует с 2006 года по благословению наместника монастыря епископа Кронштадтского Назария. Основная задача мастерской — изготовление богослужебных облачений для лаврских насельников.Иногда лаврскую мастерскую называют золотошвейной — это не совсем правильно, она швейная: здесь не только вышивают, но и шьют; работают не только руками, но и на машинах.
Добиться при изготовлении того, чтобы знамена выглядели аутентично, было не так просто. Вроде и время не такое давнее — а оказалось, что многие технологии утрачены. Разработкой вышивки занималась заместитель заведующего швейной мастерской лавры Илона Сабель.
— Музей предложил нам сделать копии знамен, мы решили попробовать, — говорит Илона Викторовна. — Сразу же столкнулись с проблемами. Первая проблема — ткань: раньше в Москве была фабрика, на которой выпускали знамена из специальной ткани, она так и называлась — знаменный фай. Фабрика давно закрыта, ткань такую не выпускают, знамена делают по другой технологии, используя синтетические ткани, рисунок на них обычно печатный. А тогда изображения и надписи на знаменах делали с помощью вышивки и аппликации.
Изыскания длились целый год. Для начала работники мастерской собрали все ткани, которые хоть немного похожи на знаменный фай, и в результате выбрали… церковный однотонный шелк: он плотнее, но выглядит почти так же.
Изображение на знамени Нахимовского училища сделано с помощью аппликации, которая сейчас уже довольно сильно выцвела от времени. «Мы подобрали старые ткани: белая и так выглядела, как надо, а голубую обрабатывали „Белизной“, чтобы она стала похожа на выцветшую на солнце. Первый опыт пришивания аппликации был неудачным: ветхая ткань осыпалась и выбилась из-под строчки. Пришлось аппликацию продублировать, а вышивку сделать менее плотной», — Илона Викторовна показывает бракованный экземпляр, который остался в мастерской на память.
Воспроизведение вышивки тоже было делом непростым. Раньше вырезали из бумаги трафарет, и по нему вышивальщицы на швейной машинке, вручную двигая ткань, вышивали буквы, причем использовался тамбурный стежок: «У нас такой машины нет, и найти ее непросто. Мы долго искали стежок, и в результате придумали его сами. Он состоит из восьми стежков. Эффекта мы достигли, но получилось, что ткань просвечивает. Купили более толстые нитки — ничего не вышло: машина рвет, не шьет. Пришлось вышивать более тонкими нитками, но в два слоя, получилась как бы вышивка на вышивке».
Знамя Суворовского училища — пока в процессе изготовления. «На этом знамени звезда, серп и молот сделаны с помощью аппликации и пришиты шнуром, скорее всего, это полностью ручная работа. Шить вручную не только долго, но и очень дорого. Теперь наша задача — воспроизвести шнур с помощью машинной вышивки. Для этого знамени мы используем бахрому, которую нам когда-то кто-то пожертвовал. Она лежала без употребления, потому что для церковных изделий она не подходит никак, а тут пригодилась».
По словам Аллы Акимовой, музей планирует продолжить сотрудничество с мастерской: «У нас много планов: изготовить копии знамен периода Великой Отечественной войны, дореволюционных кадетских корпусов. Знамена столетней давности и старше мы можем выставлять только кратковременно, поскольку они очень ветхие. А копии можно было бы развесить в зале для всеобщего обозрения. А некоторые знамена не сохранились, и мы хотим их восстановить: есть и описания, и иллюстративный материал».
— Работа наша музею понравилась, — подтверждает заведующий лаврской мастерской Андрей Коваленко. — В планах — изготовление копий исторических знамен российской армии XVIII–XIX веков. Там много сложных техник, даже роспись есть, тут нам нужно будет сотрудничать и с иконописной мастерской лавры.
Швейная мастерская на втором этаже Феодоровского корпуса Александро-Невской лавры существует с 2006 года по благословению наместника монастыря епископа Кронштадтского Назария. Основная задача мастерской — изготовление богослужебных облачений для лаврских насельников.Иногда лаврскую мастерскую называют золотошвейной — это не совсем правильно, она швейная: здесь не только вышивают, но и шьют; работают не только руками, но и на машинах.
Добиться при изготовлении того, чтобы знамена выглядели аутентично, было не так просто. Вроде и время не такое давнее — а оказалось, что многие технологии утрачены. Разработкой вышивки занималась заместитель заведующего швейной мастерской лавры Илона Сабель.
— Музей предложил нам сделать копии знамен, мы решили попробовать, — говорит Илона Викторовна. — Сразу же столкнулись с проблемами. Первая проблема — ткань: раньше в Москве была фабрика, на которой выпускали знамена из специальной ткани, она так и называлась — знаменный фай. Фабрика давно закрыта, ткань такую не выпускают, знамена делают по другой технологии, используя синтетические ткани, рисунок на них обычно печатный. А тогда изображения и надписи на знаменах делали с помощью вышивки и аппликации.
Изыскания длились целый год. Для начала работники мастерской собрали все ткани, которые хоть немного похожи на знаменный фай, и в результате выбрали… церковный однотонный шелк: он плотнее, но выглядит почти так же.
Изображение на знамени Нахимовского училища сделано с помощью аппликации, которая сейчас уже довольно сильно выцвела от времени. «Мы подобрали старые ткани: белая и так выглядела, как надо, а голубую обрабатывали „Белизной“, чтобы она стала похожа на выцветшую на солнце. Первый опыт пришивания аппликации был неудачным: ветхая ткань осыпалась и выбилась из-под строчки. Пришлось аппликацию продублировать, а вышивку сделать менее плотной», — Илона Викторовна показывает бракованный экземпляр, который остался в мастерской на память.
Воспроизведение вышивки тоже было делом непростым. Раньше вырезали из бумаги трафарет, и по нему вышивальщицы на швейной машинке, вручную двигая ткань, вышивали буквы, причем использовался тамбурный стежок: «У нас такой машины нет, и найти ее непросто. Мы долго искали стежок, и в результате придумали его сами. Он состоит из восьми стежков. Эффекта мы достигли, но получилось, что ткань просвечивает. Купили более толстые нитки — ничего не вышло: машина рвет, не шьет. Пришлось вышивать более тонкими нитками, но в два слоя, получилась как бы вышивка на вышивке».
Знамя Суворовского училища — пока в процессе изготовления. «На этом знамени звезда, серп и молот сделаны с помощью аппликации и пришиты шнуром, скорее всего, это полностью ручная работа. Шить вручную не только долго, но и очень дорого. Теперь наша задача — воспроизвести шнур с помощью машинной вышивки. Для этого знамени мы используем бахрому, которую нам когда-то кто-то пожертвовал. Она лежала без употребления, потому что для церковных изделий она не подходит никак, а тут пригодилась».
По словам Аллы Акимовой, музей планирует продолжить сотрудничество с мастерской: «У нас много планов: изготовить копии знамен периода Великой Отечественной войны, дореволюционных кадетских корпусов. Знамена столетней давности и старше мы можем выставлять только кратковременно, поскольку они очень ветхие. А копии можно было бы развесить в зале для всеобщего обозрения. А некоторые знамена не сохранились, и мы хотим их восстановить: есть и описания, и иллюстративный материал».
— Работа наша музею понравилась, — подтверждает заведующий лаврской мастерской Андрей Коваленко. — В планах — изготовление копий исторических знамен российской армии XVIII–XIX веков. Там много сложных техник, даже роспись есть, тут нам нужно будет сотрудничать и с иконописной мастерской лавры.