ИСТИННЫЙ СУДИЯ, ИСТИННЫЙ ЦАРЬ, ИСТИННЫЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИК
В неделю пред Рождеством Христовым на Литургии мы слышим родословие Господа нашего Иисуса Христа, которым открывается Евангелие от Матфея: длинный перечень имен предков Спасителя по плоти.
Что нам известно о личности писателя? Святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием, входил в число ближайших учеников Христовых: апостол из двенадцати, брат апостола Иакова Алфеева.
До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей для Римского государства. Мы помним, что иудеи подпали под власть Римской империи в 63 году до Рождества Христова. Апостол Матфей до знакомства с Иисусом Христом жил в галилейском городе Капернауме. Услышав призыв Господа Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9, 9), оставил свою гражданскую работу и пошел за Мессией, Спасителем мира. Матфей пригласил Спасителя и Его учеников в свой дом, где они разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря — такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников.
На мытарей у фарисеев был установлен взгляд как на людей корыстолюбивых и лихоимцев, предателей и изменников родины, которые прислуживали оккупационным властям, изменив своей религии. Слово «мытарь» звучало для иудеев так же, как слова «грешник» и «идолопоклонник». Говорить со сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним — осквернением. Сознание фарисеев и книжников никак не могло вместить, что Господь «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».
Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обидел, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Иисусом из Назарета. Апостол Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, был свидетелем бесчисленных Его чудес, ходил дорогами Палестины вместе с 12 апостолами с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 6). Он был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Иисуса Христа и славного Его Вознесения.
После святой Пятидесятницы апостол Матфей вначале восемь лет проповедовал в Палестине. А затем святой апостол обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии.
Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира — Богочеловека Иисуса Христа, и Его Учение. Среди книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Оно было написано в Палестине в 42 году по Рождестве Христовом на современном апостолу еврейском языке и переведено на греческий.
Апостол Матфей проповедовал в Палестине среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие и есть потому яркое доказательство того, что Иисус Христос — подлинный Мессия, предсказанный пророками, и другого не будет.
«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1, 1) — такими словами начинает святой евангелист свое изложение.
Сыном Давида евангелист называет Христа, а сыном Авраама — самого Давида, возводя умы читателей к воспоминанию о древних ветхозаветных обетованиях. Мы помним из книг Ветхого Завета, как Бог обещал Аврааму и Давиду, что из семени их родится Христос, и поскольку Евангелие апостол Матфей писал для иудеев, то они знали эти обетования. Перечисляя все роды, прежде евангелист поставил Давида, потому что имя его было у всех на устах — великий пророк, весьма славный царь, и притом не слишком давно умерший. Авраам же хотя и был знаменит как патриарх, но так как умер давно, не был в таком почтении. Поэтому иудеи и говорили: «Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема,
из того места, откуда был Давид» (Ин. 7, 42). Христа никто не называл Сыном Авраама, а все величали Его Сыном Давида.
Евангелист Матфей представляет родословие Иисуса, Который и евреям, и язычникам сделался уже известным как Христос, и Которого сам он признает не простым лицом, а Христом, Помазанником, Мессией. Что же это значит? В Ветхом Завете это имя было нарицательным. Так называли еврейских царей, священников и пророков, которые помазывались священным маслом или елеем. В Новом Завете имя сделалось собственным, но не сразу. По словам блаженного Феофилакта, Господь назван Христом потому, что как Царь Он царствовал и царствует над грехом; как Священник, принес жертву за нас; и Он помазан был, как Господь, истинным елеем — Духом Святым.
Назвав известную историческую личность Христом, евангелист должен был доказать иудеям Его происхождение как от Давида, так и от Авраама. Евреи бы никогда не признали Мессией человека, который не происходил от Давида и Авраама.
И именно потому, что, как мы сказали, апостол Матфей писал к иудеям, то он не возводит родословную выше Авраама. Начав с Авраама, он нисходит до Христа, показывая только, что Он родился от семени Авраама и Давида, согласно с обетованиями. И ничто так не утешало уверовавших из иудеев, как известие, что Иисус Христос родился из семени Авраама и Давида, потому что они всегда ожидали Его оттуда. (Иначе апостол и евангелист Лука, говоря через посредство Феофила всем верным чадам, передает полное родословие Спасителя. Он начинает снизу от Христа и восходит до Адама, чтобы показать, сколько поколений отделило нового Адама от ветхого и над сколькими поколениями господствовал грех.)
Сказав, что Иисус Христос был Сыном Давидовым и Сыном Авраамовым, евангелист Матфей, начиная со 2-го стиха, подробнее доказывает эту мысль. «Авраам роди Исаака. Исаак же роди Иакова. Иаков же роди Иуду и братьев его» (Мф. 1, 2). Называя Авраама, Исаака, Иакова, Иуду, апостол Матфей указывает на известных всем иудеям исторических личностей, которым даны были обетования, что от них произойдет Спаситель мира. Иуду евангелист Матфей поставил преимущественно пред другими сыновьями Иакова, потому что именно из его колена произошел Христос.
У евреев был обычай составлять родословные только через мужчин. Муж вливает семя, и он есть начало и корень дитяти и глава жены, а жена, согревающая, питающая и возвращающая семя, дана в помощь мужу.
Но вот, дойдя до Иосифа, евангелист не остановился на этом слове, но прибавил — «мужа Мариина», показывая, что ради Нее он и составил родословную Иосифа. Так как не было обычая составлять родословную женщины, то евангелист постарался и сохранить обычай, и показать другим способом, что Христос происходит из рода Давида и Авраама. Он составил родословную обручника Богоматери и таким образом доказал то, что ему нужно было. Если доказано, что Иосиф был из рода Давида и Авраама, то очевидно, что и Богоматерь происходит оттуда, потому что можно было брать жену только из того же колена, того же рода и племени.
Спаситель, согласно ясному повествованию апостола Матфея, не был родным сыном Иосифа. Желая показать, однако, что Иисус был законным Сыном Иосифа и, следовательно, наследником его прав и преимуществ как потомка Давидова, всё родословие евангелист Матфей разделил на три части — и это естественно, потому что было три формы правления. От Авраама до Давида, то есть после Моисея и Иисуса Навина, евреи управлялись судьями, от Давида до переселения Вавилонского — царями; от переселения Вавилонского до Христа — первосвященниками. С пришествием же Христа прекратились, ушли в прошлое все эти виды правления, ибо они оказались лишь прообразами Божественной власти Спасителя — истинного Судии, истинного Царя и истинного Первосвященника.