Исход Лазаря

Если смотреть на икону издалека, фигуры персонажей, их окружение, пейзаж и архитектура видятся пятнами цвета. Они не бесформенны и не безгласны — они говорят на своем языке, подчас открывая новый пласт символов, выводя ум взирающего на икону на высоты богомыслия, к удивлению чудными делами Христовыми, и к молитве — как вершине богомыслия…
Раздел: Lingua Sacra
Исход Лазаря
Воскрешение Лазаря. Византия. Конец XIV в. (Деталь.)
Журнал: № 4 (апрель) 2015Автор: Ольга Шульчева-Джарман Опубликовано: 4 апреля 2015
Вот Лазарь обращен лицом ко Христу, Богу Живому, Человеку Живому — синие и алые одежды Богочеловека и золотой клав на плече Его, и Он взирает на Лазаря лицем к лицу. Но неподвижен, хоть и воздвигнут, Лазарь, и склонена его глава — он нечист и живет среди людей с нечистыми устами — как может он ответить на призыв «Гряди!»? Он — не-народ, он — непомилован, он — во тьме и сени смертной…

Тогда огненный Серафим (так читается издали фигура человека, разматывающего пелены) — шестокрылатый Серафим Исайи пророка, повинующийся жесту Господа сил — касается смертной нечистоты Лазаря, касается тонкой пелены, разматывающейся от его чрева. Нет, не «пища для чрева и чрево для пищи», но тело — для Господа! И Он взыскует его, взыскует целого Лазаря, всего человека, друга Своего, которого любил.

Он — нечист, и пуп его необрезан, и выброшен он на попрание в кровях его, как писал пророк (Иез. 16, 1–14), но находит его Христос, простирает над Ним воскрилия риз своих — и вот — говорит ему: «Живи!». И он вырос, и он «стал большой». Он смотрит на Христа — лицем к лицу, он скоро станет подобным Ему — но этого чуда мы не увидим здесь, на иконе: это чудо будущего века. Лазарь, друг Христов, бедный Адам ветхий, смотрит на Него — такой на Него похожий. Или же — Бог стал похож на Лазаря, чтобы не стыдился Лазарь более своей нечистоты?


И льются, льются за крылом Серафима воды Крещения, воды Духа — прозелень и голубизна, поток из скалы, льются, как те воды, что Бог извлек из мертвого камня, предназначенного для могилы сынам Израилевым, в пустыне, — то люди, изображенные рядом с человеком, разматывающим пелены.


И дорога простирается вдаль — или идет из дали, упираясь в Христа, оканчиваясь на Нем? Путь сквозь пустыню — ради того, чтобы встретить нового пророка, Нового Моисея, которого нельзя не послушать: его слышит даже мертвый друг Его.

Расступаются волны— то пятна фигур Марфы и Марии, — кидаются под ноги Его, расступается Чермное море. Се, Новый Исход — для каждого друга Христова, для каждого Лазаря!


Воскрешение Лазаря. Начало XV в., Новгород
Воскрешение Лазаря. Начало XV в., Новгород


Напрасно глядят в эти воды сыны фараоновы — не верующие Новому Моисею фарисеи. Им не войти в струи потока: он увлечет их в гибель. Лишь друг Христов может выйти из смерти и видеть Бога лицем к лицу, и сохранится душа его.

И Сам Христос — взирает, как Бог из древнего столпа, огненного и облачного, а за ним в желтых ризах — мудрый Петр, новый книжник, понимающий, что так было написано о Нем и так Он сотворил.

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10, 1–2).


Перед нами — Таинство Крещения.
Лазарь вызывается из небытия, из черного провала скалы-могилы.
Вы умерли — и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге, когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3, 3–4). И се! — Христос явился. Это теофания, Богоявление.

Отцы ваши крестились в Моисея в облаке и море — вот, зде больше Моисея. Новый Исход совершается под водительством Нового Моисея.


Перед нами, взирающими на Таинство, есть и облак и море — в очертании фигур, окружающих Христа.

Ко Христу в синих и алых ризах Богочеловечества идет дорога, она же — становится свитком в Его руке; Он — Путь, или Истинная Тора Моисеева. В раннем христианстве учение Христа и Церкви называли «Путь» (как в Псалме 118, «Похвала Торе», зовется он «стезя»).

Слева в горах скрижали ветхие — они раскрыты, как для суда. «Есть для вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете» (Ин. 5, 43). Но фарисеи в грязно-желтых ризах (символ помраченной мудрости) не смотрят туда. Они не смотрят ни на Христа, ни на Моисея.
Новый же Моисей пишет Свой новый Завет на плотяных скрижалях сердца, ибо Он в силах вынуть из груди не-чад Авраамовых, подобных камням, «сердце каменное, и дать им сердце плотяное» (Иез. 11, 19–20), и они «станут Ему сынами и дщерями».

Стены далеко среди расселин гор («понре глава моя среди расселин гор» — поется в византийском каноне), и Новый Иона и Новый Моисей дает неверующим единственное знамение. Высоко — стены нового Иерусалима, он «свободен», он «матерь всем нам», к нему «дорога через пустыню», как писали пророки.
Да, вознесенный на Крест Новый Моисей вышел поруганный за стан, и мы выходим, нося Его поругание — «да и жить будем с Ним». Жизнь наша сокрыта с Ним в Боге.

За спиной Христа — одетый в брачные ризы пира Царствия иерей (апостол Петр), а с ним — собрание верных (экклесия, Церковь). За скалой же — собрание неверных, на их головах покрывало. Они не верят Моисею и не узнают Христа, о котором говорил Моисей.

Совершается Таинство Крещения, и священник не своею силою совершает его («Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?»). И снова напоминание о Моисее ветхом, который говорит об исполнении чаяний: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам» (Деян. 3, 22).

Петр, совершая Таинство, одновременно совершает и мартирию свою перед книжниками: «да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав» (Деян. 4, 10). И говорит он, свидетельствуя: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 11–12).

Каждый может стать из не-возлюбленного — возлюбленным, из камня — чадом Авраама, каждый может стать драгоценным камнем, как сей Иисус, Которого вы распяли, но Который воздвигнут Богом из мертвых.

Он, Новый Моисей, воздвигнут «от нас», от кровей Пречистой Девы — и стал братом нашим — Он одет в Богочеловеческие ризы с клавом мессианского достоинства. Он — восставший Пророк, предузнанный Моисеем ветхим.

«Вы убили Праведника», брата своего, Авеля, но Он жив. «Покайтесь, и да крестится каждый в Его имя» — великое Имя Бога Израилева, посетившего Свой народ, который обрел Своих чад.


Петр-пресвитер — свидетельствует (ибо «аз точию свидетель есмь») о делах Христовых, творимых Богом в таинствах Крещения и Покаяния — второго крещения, а «прочее да почтено будет молчанием» (свт. Григорий Богослов).


***

В безвременье адском пришельцы не новы,
Их лица сквозь марево кто разберёт?..
Но вдруг мирозданье пронизало слово
Того, Кто раскинул шатром небосвод,
и зов был сильней разрушенья и тлена.
И Лазарь вернулся из тьмы Ничего.
От смерти остались лишь только пелены
крещальною ризой на теле его.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Lingua Sacra"

12 октября, суббота
rss

№ 4 (апрель) 2015

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ПОДРОБНО
/ От редакции / После брачного пира
/ Острый угол / Христианский брак: монархия или демократия?
/ Интервью / «Два стула» издательства «Никея»
/ Интервью / Вместе до небесного Иерусалима
/ Крупный план / О чувствах со всей прямотой (часть II)
/ Крупный план / О чувствах со всей прямотой (часть I)
/ Крупный план / Рецепт счастливого брака
/ Информация / Молитвослов для заключенных
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Оправдание закона
/ Lingua Sacra / Горькая вода
/ Lingua Sacra / Исход Лазаря
/ Имена / Право народа Божия
/ Умный разговор / Зачем нужны каноны?
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Приход / Быть сельским священником
/ Приход / Пасха на Обводном
/ Служение / Обитель исцеления
/ Служение / Память места
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
«Невозможно найти консенсус в понимании истории»
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Ветхозаветная трилогия в театре кукол
Музыка в апреле