Игра на всю жизнь
Русскому разведчеству — 105! Чем занимаются скауты в России через столько лет? Что это вообще за люди? Во что они верят, что ценят? Ответы нашли корреспонденты нашего журнала, отправившись вместе с петербургскими скаутами в пешее паломничество к Курской Коренной пустыни.
Раздел: Служение
Путь скаутов проходит по дорогам — и там, где дорог нет
Журнал: № 6 (июнь) 2014Страницы: 36-39 Автор: Андрей ГориченскийФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 1 июля 2014
…По проселочным дорогам идут молодые люди, за плечами рюкзаки и штандарты. На штандартах — Георгиевский флаг в имперской расцветке и герб Санкт-Петербурга. Это — скауты. Мимо одна в другую перетекают деревни с забытыми названиями, ковыляют курицы, овцы, козы, проезжают конные повозки. На идущих с недоумением взирают старушки из глубин огородов, старики в полях, коровы. Дорога быстро кончается, и молодые люди без колебаний ступают на поле и вскоре скрываются за горизонтом. Определить, начало это XXI века или еще только XX-го, не представляется возможным.
На штандартах — флаг России, герб Санкт-Петербурга, Георгиевский флаг
Слабому полу первоначально не было места в этом проекте. Но на скаутский парад в Лондоне в 1910 году девочки пришли самостоятельно, в форме, и заявили полковнику, что тоже хотят принять участие в движении. Готовить их взялась жена Баден-Пауэлла. Идея организации скаутской деятельности для тех, кто старше 17‑ти, появилась значительно позже — в 1960–70‑х годах.
В России скаутинг зарождается в 1909 году усилиями полковника Олега Ивановича Пантюхова (c 1919-го имевшего титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В 1910‑м Николай II прочитал книгу Баден-Пауэлла Scouting for boys и пришел в восторг. Император приказал перевести ее на русский и немедленно издать. В итоге к 1917 году в России насчитывалось около 50 тыс. скаутов.
После революции на скаутов начались гонения. Главным образом потому, что они были открыто православными. Большевики считали скаутов буржуазными, не настроенными на дело мирового пролетариата. К тому же во время Гражданской войны скауты активно поддерживали белых. В 1926‑м было арестовано около тысячи скаутских руководителей по всей России, большая часть из них отбывала наказание на Соловках. В дневниках заключенных есть записи о том, как к ним в камеры попадали скауты, которым было по 18 лет. Эти ребята каждое утро делали зарядку и вообще отличались оптимизмом: например, убеждали остальных, что произошла ошибка и скоро всё закончится, ведь не бывает, чтобы людей сажали просто так.
Сама идея этого движения в Советском Союзе дала начало пионерскому. Синие скаутские галстуки стали красными, сменились цели, устав, но идея преданности высокому делу и структура организации взяты у разведчиков. Часть русских скаутов эмигрировали за границу, сначала в Эстонию, потом во Францию, Германию, США. Главной задачей для них было сохранить свою идентичность через русскую культуру: песни, традиции, православную веру. Благодаря им русское разведческое движение «законсервировалось» в советское время за рубежом.
Официально скаутское движение в России было вновь разрешено в 1990 году. Одной из первых на родину вернулась Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР). Вновь стали возникать отряды, проводиться лагеря и слеты.
ОРЮР является самой старой и одной из крупнейших скаутских организаций в России. В ней по сей день сохранены все главные принципы этого движения, такие как раздельное воспитание, деление детей на звенья, религиозная направленность.
В ОРЮР три возрастные категории: волчата и белочки (8–12 лет), разведчики и разведчицы (12–17 лет), витязи и дружинницы (17+). В походе все делятся на звенья по 5–6 человек. По прибытии на стоянку кто-то в звене ставит палатку, кто-то разжигает костер, а кто-то картошку чистит.
Часто тент приходится натягивать под дождем и в темноте
Навыки выживания в автономных условиях скаут изучает год за годом. Периодически получает зачеты, необходимые для того, чтобы войти в «круг» — старшую группу скаутов, витязей и дружинниц, элиту. Выучить нужно много: как вязать узлы, азбуку Морзе, молитвы. Для чего всё это? Отвечает Руслан Агеев, начальник круга святого Александра Свирского Западного-Европейского отдела ОРЮР:
— У нас пять основных целей: первая — пропаганда здорового образа жизни. Второе — мы делаем упор на конкретные знания и навыки: всё, что детям дается, может пригодиться им в жизни. Третье — духовное воспитание, спасение души, служение Богу. Четвертая — разведческое служение, любовь к родине, ближнему. Этому мы учим через добрые дела. Например, когда мы совершаем паломничество, то всегда стараемся там поработать: траву прополоть, мусор убрать. Пятая цель — развитие личного характера. Мы помогаем развить положительные черты, а негативные — подавить. В результате получается достойный член общества, ведь скаут — не только в походе скаут, он и в жизни должен быть скаутом. Лично для меня это способ интегрировать вечные ценности в сегодняшний мир.
Откуда в скаутской подготовке взялась азбука Морзе, понятно: она широко применялась как способ связи еще в Первую мировую. Но почему скаут обязательно должен быть религиозным? Комментирует Вера Агеева, руководитель скаутского центра Санкт-Петербургского района ОРЮР:
— Скаутинг — это определенная система педагогики. Все принципы в ней закреплены, и если ты их не соблюдаешь, то занимаешься не скаутингом, а чем-то другим. Баден-Пауэлл постановил, что скаут не может быть неверующим, религиозность была одной из основных установок. До 1917 года этот вопрос вообще не стоял: вся Россия была православной. После революции православие стало отличительным моментом, за который люди страдали и умирали. Фактически вся наша работа направлена на то, чтобы человек прочувствовал и почувствовал православную веру. Но мы это делаем не через лекции, а через личный пример, совместные дела. Мы встали с утра — помолились. Обед — помолились, потом сели, почитали Евангелие. Но всё происходит естественно и без принуждения. У нас ведь есть и неправославные. Если к нам приходит неверующий, мы говорим: «Окей, но у нас есть правила. Если ты их не принимаешь, то тебе просто будет сложнее». Знание молитв прописано; чтобы сдать разряд, ты должен уметь молиться. Вот у нас есть мусульманин. Он не молится с нами, но выучил молитвы и посещает с нами Литургии.
Кухня:
Вся пища готовится на костре. Обычно — макароны, гречка, суп из рыбных консервов. Но если скаут проявит фантазию, то на ужин у него может выйти и жареный рис с сушеными помидорами и консервированными шампиньонами. Мясо во время поста не ест никто. Каждая трапеза сопровождается молитвой.
Ход:
Обычно старшие проходят в день около 20‑ти километров. Каждое звено само выбирает маршрут к пункту назначения: можно идти по дороге в обход, а можно — напрямик через лес с риском попасть в болото.
Звено скаутов из Петропавловска-Камчатского
Евангельский час:
Обязательным пунктом каждого дня является Евангельский час. На нем ребята собираются вместе, чтобы послушать и затем обсудить отрывки из Священного Писания. В этот раз в поход со скаутами ходил иерей Михаил Неверов, священник из Петропавловска-Камчатского, — он читал Евангелие вслух и давал толкование.
Костер:
Завершающим событием дня обязательно является костер. На нем разведчики подводят итоги дня, организуют игры и поют песни. В основном, народные, еще дореволюционные, например «Черный ворон» или «Бородино».
Вечерний костер — традиционное и любимое скаутами завершение дня
У костра скауты рассказывают истории, играют, поют песни
Люди в походе:
— Самое главное — мы собрались, — говорит скаут Николай Гоцуленко. — Мы вместе проводим время. Здесь мы можем отвлечься от всего остального, ведь в городе — учеба, работа. Важно, конечно, и то, что мы путешествуем, что мы разговариваем о Церкви.
Витязь Николай Гоцуленко с флагом Сербии
Кого-то в детстве в скауты записали родители. Многие попали в движение через друзей. Теперь у каждого рождается свой, особенный ответ на вопрос «Зачем вы пришли в скауты?» Дружинница Надежда Бабкина коротко отвечает:
— За свободой!
Кажется странным, что девушки тоже испытывают себя в суровых природных условиях наряду с мальчишками. Как же они смогли отказаться от домашнего уюта? Но они только смеются в ответ: «Вы что? Посмотрите, как у нас уютно!» И правда: рюкзаки аккуратно сложены у палатки, на маленьком костре кипит чайник, к макаронам на ужин прилагаются бутерброды. У мальчишек бутербродов нет.
— Такие походы учат нас преобразовывать суровые условия, — добавляет Надежда. — Мы знаем, что нам под силу изменить обстоятельства вокруг нас.
Девушки и молодые люди идут разными маршрутами, ночуют разными лагерями и вообще пересекаются мало. Никаких различий в их походной жизни нет, за исключением того, что девочки, как правило, идут в два раза меньше.
Девушки и молодые люди идут разными маршрутами и встречаются в самом конце
— Для меня скаутизм — путь в другой мир, — говорит заместитель начальника штаба Санкт-Петербургского района ЗЕО ОРЮР Андрей Руденко. — В прямом смысле. Вчера я сидел перед компьютером и решал сложные задачи по логистике. А сегодня я ставлю палатку и буду вкусно ужинать. Возможность такого контраста меня поражает.
Перевоплощение из людей современного мира в следопытов-разведчиков — самая спорная тема в скаутизме. Относиться к движению всерьез или нет — каждый решает для себя сам.
— Скаутинг — это просто игра, — считает Руслан Агеев. — Это и метод воспитания. Заниматься только им нельзя, иначе ты воспитываешься не как член общества, а как маргинал, который зациклен на разведческой деятельности.
— Это действительно игра, — говорит Марат Кулуев, витязь, родом с Камчатки. — Но это может быть и не игрой. Мы ведь и в жизни начинаем действовать точно так же, как здесь. Эта игра воспитывает нас изнутри.
— Разве игра не может быть всерьез? — размышляет Надежда Бабкина, дружинница. — Когда дети играют — они отдаются этому до конца, они играют по-настоящему.
— Скауты — игра? Ну и что? — замечает Коля Гоцуленко. — Я дома не мыл посуду, а здесь мне пришлось. Теперь и дома мою.
Итак, правила игры следующие:
Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
Разведчик честен и правдив.
Разведчик помогает ближним.
Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
Разведчик вежлив и услужлив.
Разведчик друг животных и всей природы.
Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
Разведчик чист в мыслях, словах и делах, телом и душой.
Разведчик трудолюбив и настойчив.
Разведчик весел и никогда не падает духом.
Разведчик скромен.
Не очень простые правила, не так ли?
— А мне кажется, для витязей и дружинниц это движение перестает быть игрой, — спорит Женя Гатова, дружинница. — Это такой жизненный путь. Поясню. Я посещала много различных секций. Занималась спортом. Но всюду мне чего-то недоставало. Например, в кружке ориентирования мы работали только с природой. В воскресной школе я изучала лишь православие.
С волонтерами только делала добрые дела. А здесь сочетается всё сразу: православие, патриотизм, спорт, добрые дела, общение с природой. Поначалу очень боялась, что мне будут навязывать веру. Но в скаутинге найдена золотая середина между молитвой «для галочки» и религиозным фанатизмом. Это мне подходит.
— Мы не политическая организация, — заявляет Андрей Руденко, инструктор ЗЕО ОРЮР. — Элементы монархии в нашем движении — для меня это просто дань традициям.
А что думают сами разведчики? Не кажется ли им, что идеология скаутов требует модернизации?
— Монархические мотивы в нашем движении — не просто дань уважения традиции, — считает Евгений Соколовский, витязь, студент ВГИКа. — Большая часть русской культуры сложилась при монархии. А сейчас у нас практически не на что ориентироваться. Если воспитывать детей с опорой на культуру сегодняшнего дня, то мне неясно, что они будут ценить. С православием в нашей идеологии то же самое: это не только религия для русского народа, это часть нашей культуры. Нашей организации 105 лет. Почему она столько просуществовала? Да только благодаря традициям!
— Чем мне нравится то, что я скаут, — у скаутов есть хоть какие-то идеалы, — продолжает он. — Они их отстаивают. Сейчас у молодых людей вообще нет ценностей, всё можно, их волнуют только деньги. Моих знакомых кроме развлечений интересует еще чтение, саморазвитие, тренировка мозгов. Но высшей цели-то нет! А если нет высшей цели — то зачем всё это, куда ты приложишь эти свои развитые мозги?..
Достигнут пункт назначения: Курская Коренная пустынь
В самом конце паломничества скауты отправились на Литургию в собор Рождества Пресвятой Богородицы Курской Коренной пустыни. После службы ребята разбрелись по своим делам, а отец Михаил Неверов вызвался смотреть за рюкзаками. К нему подошла деревенская девочка лет восьми, оглядела сумки, оглядела штандарты и спросила:
— А чем вы занимаетесь?
— Мы ходим в походы, путешествуем, смотрим, как люди живут. Проверяем, всё ли в порядке.
— И как здесь — всё в порядке?
— Здесь? Да. Всё в порядке.
…По шоссе и дорогам, мимо шумных городов, идут скауты. Впереди будущее, в их рюкзаках — прошлое, на их штандартах — Россия.
Вот и финиш! В центре: витязь Марат Кулуев; справа: священник Михаил Неверов
Андрей Гориченский
фото: станислав Марченко
На штандартах — флаг России, герб Санкт-Петербурга, Георгиевский флаг
XX век
Скаутское движение возникло в 1907 году в Англии по инициативе полковника Баден-Пауэлла. Во время Второй бурской войны в Африке он заметил, что для разведки и помощи в военных операциях можно с успехом задействовать местных мальчишек. Когда Баден-Пауэлл вернулся на родину, он решил научить английскую молодежь 12–17 лет основам выживания, разведки и военного дела.Слабому полу первоначально не было места в этом проекте. Но на скаутский парад в Лондоне в 1910 году девочки пришли самостоятельно, в форме, и заявили полковнику, что тоже хотят принять участие в движении. Готовить их взялась жена Баден-Пауэлла. Идея организации скаутской деятельности для тех, кто старше 17‑ти, появилась значительно позже — в 1960–70‑х годах.
В России скаутинг зарождается в 1909 году усилиями полковника Олега Ивановича Пантюхова (c 1919-го имевшего титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В 1910‑м Николай II прочитал книгу Баден-Пауэлла Scouting for boys и пришел в восторг. Император приказал перевести ее на русский и немедленно издать. В итоге к 1917 году в России насчитывалось около 50 тыс. скаутов.
После революции на скаутов начались гонения. Главным образом потому, что они были открыто православными. Большевики считали скаутов буржуазными, не настроенными на дело мирового пролетариата. К тому же во время Гражданской войны скауты активно поддерживали белых. В 1926‑м было арестовано около тысячи скаутских руководителей по всей России, большая часть из них отбывала наказание на Соловках. В дневниках заключенных есть записи о том, как к ним в камеры попадали скауты, которым было по 18 лет. Эти ребята каждое утро делали зарядку и вообще отличались оптимизмом: например, убеждали остальных, что произошла ошибка и скоро всё закончится, ведь не бывает, чтобы людей сажали просто так.
Сама идея этого движения в Советском Союзе дала начало пионерскому. Синие скаутские галстуки стали красными, сменились цели, устав, но идея преданности высокому делу и структура организации взяты у разведчиков. Часть русских скаутов эмигрировали за границу, сначала в Эстонию, потом во Францию, Германию, США. Главной задачей для них было сохранить свою идентичность через русскую культуру: песни, традиции, православную веру. Благодаря им русское разведческое движение «законсервировалось» в советское время за рубежом.
Официально скаутское движение в России было вновь разрешено в 1990 году. Одной из первых на родину вернулась Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР). Вновь стали возникать отряды, проводиться лагеря и слеты.
ОРЮР является самой старой и одной из крупнейших скаутских организаций в России. В ней по сей день сохранены все главные принципы этого движения, такие как раздельное воспитание, деление детей на звенья, религиозная направленность.
ОРЮР: век XXI
Если коротко — скауты ходят в походы и паломничества, учатся выживать в дикой природе.В ОРЮР три возрастные категории: волчата и белочки (8–12 лет), разведчики и разведчицы (12–17 лет), витязи и дружинницы (17+). В походе все делятся на звенья по 5–6 человек. По прибытии на стоянку кто-то в звене ставит палатку, кто-то разжигает костер, а кто-то картошку чистит.
Часто тент приходится натягивать под дождем и в темноте
Навыки выживания в автономных условиях скаут изучает год за годом. Периодически получает зачеты, необходимые для того, чтобы войти в «круг» — старшую группу скаутов, витязей и дружинниц, элиту. Выучить нужно много: как вязать узлы, азбуку Морзе, молитвы. Для чего всё это? Отвечает Руслан Агеев, начальник круга святого Александра Свирского Западного-Европейского отдела ОРЮР:
— У нас пять основных целей: первая — пропаганда здорового образа жизни. Второе — мы делаем упор на конкретные знания и навыки: всё, что детям дается, может пригодиться им в жизни. Третье — духовное воспитание, спасение души, служение Богу. Четвертая — разведческое служение, любовь к родине, ближнему. Этому мы учим через добрые дела. Например, когда мы совершаем паломничество, то всегда стараемся там поработать: траву прополоть, мусор убрать. Пятая цель — развитие личного характера. Мы помогаем развить положительные черты, а негативные — подавить. В результате получается достойный член общества, ведь скаут — не только в походе скаут, он и в жизни должен быть скаутом. Лично для меня это способ интегрировать вечные ценности в сегодняшний мир.
Откуда в скаутской подготовке взялась азбука Морзе, понятно: она широко применялась как способ связи еще в Первую мировую. Но почему скаут обязательно должен быть религиозным? Комментирует Вера Агеева, руководитель скаутского центра Санкт-Петербургского района ОРЮР:
— Скаутинг — это определенная система педагогики. Все принципы в ней закреплены, и если ты их не соблюдаешь, то занимаешься не скаутингом, а чем-то другим. Баден-Пауэлл постановил, что скаут не может быть неверующим, религиозность была одной из основных установок. До 1917 года этот вопрос вообще не стоял: вся Россия была православной. После революции православие стало отличительным моментом, за который люди страдали и умирали. Фактически вся наша работа направлена на то, чтобы человек прочувствовал и почувствовал православную веру. Но мы это делаем не через лекции, а через личный пример, совместные дела. Мы встали с утра — помолились. Обед — помолились, потом сели, почитали Евангелие. Но всё происходит естественно и без принуждения. У нас ведь есть и неправославные. Если к нам приходит неверующий, мы говорим: «Окей, но у нас есть правила. Если ты их не принимаешь, то тебе просто будет сложнее». Знание молитв прописано; чтобы сдать разряд, ты должен уметь молиться. Вот у нас есть мусульманин. Он не молится с нами, но выучил молитвы и посещает с нами Литургии.
Паломничество в Курскую пустынь: из полевых заметок
Паломничество в Курскую Коренную пустынь уже считается традиционным, Западно-Европейский отдел (ЗЕО) ОРЮР совершает его в мае каждый год. В этот раз вместе собрались витязи и дружинницы Санкт-Петербурга, Петропавловска-Камчатского, Москвы, Курска. Перенимать походный опыт с ними отправились и корреспонденты журнала «Вода живая». Вот что переняли и зафиксировали:Кухня:
Вся пища готовится на костре. Обычно — макароны, гречка, суп из рыбных консервов. Но если скаут проявит фантазию, то на ужин у него может выйти и жареный рис с сушеными помидорами и консервированными шампиньонами. Мясо во время поста не ест никто. Каждая трапеза сопровождается молитвой.
Ход:
Обычно старшие проходят в день около 20‑ти километров. Каждое звено само выбирает маршрут к пункту назначения: можно идти по дороге в обход, а можно — напрямик через лес с риском попасть в болото.
Звено скаутов из Петропавловска-Камчатского
Евангельский час:
Обязательным пунктом каждого дня является Евангельский час. На нем ребята собираются вместе, чтобы послушать и затем обсудить отрывки из Священного Писания. В этот раз в поход со скаутами ходил иерей Михаил Неверов, священник из Петропавловска-Камчатского, — он читал Евангелие вслух и давал толкование.
Костер:
Завершающим событием дня обязательно является костер. На нем разведчики подводят итоги дня, организуют игры и поют песни. В основном, народные, еще дореволюционные, например «Черный ворон» или «Бородино».
Вечерний костер — традиционное и любимое скаутами завершение дня
У костра скауты рассказывают истории, играют, поют песни
Люди в походе:
— Самое главное — мы собрались, — говорит скаут Николай Гоцуленко. — Мы вместе проводим время. Здесь мы можем отвлечься от всего остального, ведь в городе — учеба, работа. Важно, конечно, и то, что мы путешествуем, что мы разговариваем о Церкви.
Витязь Николай Гоцуленко с флагом Сербии
Кого-то в детстве в скауты записали родители. Многие попали в движение через друзей. Теперь у каждого рождается свой, особенный ответ на вопрос «Зачем вы пришли в скауты?» Дружинница Надежда Бабкина коротко отвечает:
— За свободой!
Кажется странным, что девушки тоже испытывают себя в суровых природных условиях наряду с мальчишками. Как же они смогли отказаться от домашнего уюта? Но они только смеются в ответ: «Вы что? Посмотрите, как у нас уютно!» И правда: рюкзаки аккуратно сложены у палатки, на маленьком костре кипит чайник, к макаронам на ужин прилагаются бутерброды. У мальчишек бутербродов нет.
— Такие походы учат нас преобразовывать суровые условия, — добавляет Надежда. — Мы знаем, что нам под силу изменить обстоятельства вокруг нас.
Девушки и молодые люди идут разными маршрутами, ночуют разными лагерями и вообще пересекаются мало. Никаких различий в их походной жизни нет, за исключением того, что девочки, как правило, идут в два раза меньше.
Девушки и молодые люди идут разными маршрутами и встречаются в самом конце
Правила игры
Разведчики «в миру» ведут самую разную жизнь — варианта, при котором скаутингом можно бы было заниматься профессионально, еще не придумали. Всё делается на основе собственных ресурсов и инициатив. Участники движения отпрашиваются с работы, учебы, уходят в лес и из монтажников, инженеров и студентов превращаются в разведчиков.— Для меня скаутизм — путь в другой мир, — говорит заместитель начальника штаба Санкт-Петербургского района ЗЕО ОРЮР Андрей Руденко. — В прямом смысле. Вчера я сидел перед компьютером и решал сложные задачи по логистике. А сегодня я ставлю палатку и буду вкусно ужинать. Возможность такого контраста меня поражает.
Перевоплощение из людей современного мира в следопытов-разведчиков — самая спорная тема в скаутизме. Относиться к движению всерьез или нет — каждый решает для себя сам.
— Скаутинг — это просто игра, — считает Руслан Агеев. — Это и метод воспитания. Заниматься только им нельзя, иначе ты воспитываешься не как член общества, а как маргинал, который зациклен на разведческой деятельности.
— Это действительно игра, — говорит Марат Кулуев, витязь, родом с Камчатки. — Но это может быть и не игрой. Мы ведь и в жизни начинаем действовать точно так же, как здесь. Эта игра воспитывает нас изнутри.
— Разве игра не может быть всерьез? — размышляет Надежда Бабкина, дружинница. — Когда дети играют — они отдаются этому до конца, они играют по-настоящему.
— Скауты — игра? Ну и что? — замечает Коля Гоцуленко. — Я дома не мыл посуду, а здесь мне пришлось. Теперь и дома мою.
Итак, правила игры следующие:
Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
Разведчик честен и правдив.
Разведчик помогает ближним.
Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
Разведчик вежлив и услужлив.
Разведчик друг животных и всей природы.
Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
Разведчик чист в мыслях, словах и делах, телом и душой.
Разведчик трудолюбив и настойчив.
Разведчик весел и никогда не падает духом.
Разведчик скромен.
Не очень простые правила, не так ли?
— А мне кажется, для витязей и дружинниц это движение перестает быть игрой, — спорит Женя Гатова, дружинница. — Это такой жизненный путь. Поясню. Я посещала много различных секций. Занималась спортом. Но всюду мне чего-то недоставало. Например, в кружке ориентирования мы работали только с природой. В воскресной школе я изучала лишь православие.
С волонтерами только делала добрые дела. А здесь сочетается всё сразу: православие, патриотизм, спорт, добрые дела, общение с природой. Поначалу очень боялась, что мне будут навязывать веру. Но в скаутинге найдена золотая середина между молитвой «для галочки» и религиозным фанатизмом. Это мне подходит.
Петля времени
Спустя почти сто лет, ОРЮР — этакий отголосок царской России. На штандарте — имперский флаг. В песнях — нет-нет, да мелькнет «Слава русскому царю».— Мы не политическая организация, — заявляет Андрей Руденко, инструктор ЗЕО ОРЮР. — Элементы монархии в нашем движении — для меня это просто дань традициям.
А что думают сами разведчики? Не кажется ли им, что идеология скаутов требует модернизации?
— Монархические мотивы в нашем движении — не просто дань уважения традиции, — считает Евгений Соколовский, витязь, студент ВГИКа. — Большая часть русской культуры сложилась при монархии. А сейчас у нас практически не на что ориентироваться. Если воспитывать детей с опорой на культуру сегодняшнего дня, то мне неясно, что они будут ценить. С православием в нашей идеологии то же самое: это не только религия для русского народа, это часть нашей культуры. Нашей организации 105 лет. Почему она столько просуществовала? Да только благодаря традициям!
— Чем мне нравится то, что я скаут, — у скаутов есть хоть какие-то идеалы, — продолжает он. — Они их отстаивают. Сейчас у молодых людей вообще нет ценностей, всё можно, их волнуют только деньги. Моих знакомых кроме развлечений интересует еще чтение, саморазвитие, тренировка мозгов. Но высшей цели-то нет! А если нет высшей цели — то зачем всё это, куда ты приложишь эти свои развитые мозги?..
Достигнут пункт назначения: Курская Коренная пустынь
В самом конце паломничества скауты отправились на Литургию в собор Рождества Пресвятой Богородицы Курской Коренной пустыни. После службы ребята разбрелись по своим делам, а отец Михаил Неверов вызвался смотреть за рюкзаками. К нему подошла деревенская девочка лет восьми, оглядела сумки, оглядела штандарты и спросила:
— А чем вы занимаетесь?
— Мы ходим в походы, путешествуем, смотрим, как люди живут. Проверяем, всё ли в порядке.
— И как здесь — всё в порядке?
— Здесь? Да. Всё в порядке.
…По шоссе и дорогам, мимо шумных городов, идут скауты. Впереди будущее, в их рюкзаках — прошлое, на их штандартах — Россия.
Вот и финиш! В центре: витязь Марат Кулуев; справа: священник Михаил Неверов
Андрей Гориченский
фото: станислав Марченко