иерей Димитрий Лушников
30 октября 2011 года рукоположен епископом Гатчинским Амвросием к храму Сретения Господня на Гражданском проспекте
Раздел: Аксиос
Голливудские фильмы часто рисуют рай по образу человеческой жизни: тихим, спокойным, птички чирикают, ручей течет, и на скамеечке сидит человек, отдыхая от трудов. Такой образ условен и упрощен. Святой Григорий Нисский говорит о пребывании в Царствии Небесном как о бесконечном полете — радости, которая не имеет пределов. И заключается она во все большем приобщении к Богу, совершенство Которого неисчерпаемо. Когда мы говорим о познании Бога, речь идет о познании онтологическом, укореняющемся в бытии, а не в теории. Путь христианина — это длительный процесс, процесс всей жизни. Когда человек в максимальной степени серьезно относится к своей жизни и ставит для себя вопросы о жизни и смерти, он неминуемым образом решает их религиозно — так как другого адекватного решения, объясняющего реальность и место человека в этой реальности, не существует. Для меня путь веры был связан с решением мировоззренческих вопросов. И христианство стало ответом на эти вопросы.
Цель, которая поставлена каждому человеку: и священнику, и монаху, и мирянину — достигнуть единения с Богом. Самодостаточное существование без Бога — это иллюзия, так как человек — бытие условное и случайное, не имеющее причины своего существования в самом себе. Конечно, на христианском пути человеку не раз приходится проходить испытания своей веры: нужно пройти через горнило испытаний, чтобы испепелить в себе то горделивое, тщеславное, лицемерное, что мешает ему по-настоящему приобщиться к божественной жизни. Может быть, даже самому себе в какой-то момент нужно доказать свою верность избранному пути.
Мне кажется, посвящая жизнь Богу, надо посвящать ее без остатка. Если есть послушание учиться, нужно учиться, не жалея сил. В 22 года я поступил в СПбПДАиС, за три года закончил семинарию, а потом продолжил обучение в Духовной академии. Под руководством архимандрита Ианнуария (Ивлиева) написал кандидатскую диссертацию по Новому Завету (гимны в посланиях апостола Павла). Потом пришлось осваивать новое направление — преподавать основное богословие и историю русской философии.
Когда начинаешь преподавать, необходимо досконально разбираться во всех подробностях и мелочах. Если ты сам чего-то не понимаешь, никогда не будешь услышан. И потом, лекции — это творчество, предполагающее постоянное продумывание, улучшение, модификацию читаемого текста. Я преподаю уже десять лет. Параллельно восемь лет занимаюсь строительством и организационными работами храма Сретения Господня, к которому меня рукоположили. Строительство церкви мы начинали «с чистого листа», сейчас уже ведутся интерьерные работы, роспись храма, а я являюсь председателем Приходского совета.
Во диакона меня рукоположили 16 октября, а 30 — уже во пресвитера. Божественной благодатью священник — это онтологически уже иной человек. Это не только какое-то субъективное чувственное переживание, это непосредственная энергия Бога, сам Бог, вовне своей сущности являющий Себя и приобщающий Себя человеку посредством этой благодати.
Как и преподавание, в каком-то смысле священническое служение тоже можно назвать творчеством. Многие видели образ Божий в способности человека творить, начинать новое, то есть начинать новый причинно-следственный ряд, не происходящий из предыдущих условий и обстоятельств, как будто из ничего — в этом мы подобны Богу. Священник совершает одно и то же последование службы, но это всегда Тайна и всегда нечто новое. С каждым Таинством, с каждой службой священник должен шаг за шагом все ближе становиться к Богу.
Цель, которая поставлена каждому человеку: и священнику, и монаху, и мирянину — достигнуть единения с Богом. Самодостаточное существование без Бога — это иллюзия, так как человек — бытие условное и случайное, не имеющее причины своего существования в самом себе. Конечно, на христианском пути человеку не раз приходится проходить испытания своей веры: нужно пройти через горнило испытаний, чтобы испепелить в себе то горделивое, тщеславное, лицемерное, что мешает ему по-настоящему приобщиться к божественной жизни. Может быть, даже самому себе в какой-то момент нужно доказать свою верность избранному пути.
После смерти Бог спросит нас, не сколько мы сделали поклонов, не сколько съели или не съели еды, а насколько мы явили себя соответствующими, соотнесенными с божественной благодатью? В Таинствах мы вступаем в новую реальность, которая создается самим Богом, в них реально происходит глубинное соединение с Ним. Этот путь дает нам Сам Господь.
Подготовила Анна Подпоркина