Идти к Богу путем милосердия

Святая блаженная Матрона Московская — образ сострадания и кротости. Незрячая от рождения, утратившая еще в молодости способность ходить, Матрона всю жизнь посвятила утешению нуждающихся. Она помогала советом и бесконечной любовью. И её духовная крепость, упование на Бога, желание поддержать любого, кто к ней обращался, были бесконечно сильнее физической слабости. Именно Матрона Московская стала небесным покровителем благотворительного фонда, поддерживающего людей с ограниченными возможностями. Пример её служения ближним вдохновляет сотрудников фонда, а смирение и стремление к Богу укрепляют тех, кому фонд оказывает помощь.


Готовые пасхальные открытки
Журнал: № 10 (октябрь) 2024Автор: Юлия ИльинаФотограф: Андрей Петров Опубликовано: 21 октября 2024

Инклюзивные мастерские

Фонду во имя святой блаженной Матроны Московской пришлось неоднократно менять адрес. Первым домом для организации стал Новодевичий монастырь, из-за начала реставрации обители пришлось перебраться в здание при Спасо-­Преображенском соборе, затем фонд переехал на улицу Крупской, где в начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского было построено подворье Важеозерского монастыря и Дом трудолюбия для неимущих. А два года назад в связи с восстановлением храма Успения Пресвятой Богородицы на территории подворья фонд снова вынужден был переменить свое место и обосновался на Миргородской улице.
Подопечные фонда не просто проводят здесь целый день, но и учатся трудиться в мастерских, осваивают навыки домоводства и вместе молятся. Каждый будний день здесь кипит работа: в мини-типографии, швейной, живописной и ткацкой мастерских под руководством мастеров создаются замечательные изделия, в каждое из которых вложено много усилий наставников и их особенных учеников. А по пятницам ребята наводят порядок в своем центре: подметают и моют полы, вытирают пыль, ухаживают за цветами.
Самой первой мастерской фонда была типография. Она появилась еще тогда, когда фонд находился при Новодевичьем монастыре. В типографии ребята занимаются ламинированием и печатью икон, а также изображений на шоперах, кружках, магнитах, открытках, вырезают специальные кружочки для свечей, предохраняющие руки от капающего воска. А еще делают бланки церковных записок и детские молитвословы с аудиоприложением, где молитвы записаны голосами самих детей.

Сестра-няня, педагог прикладного искусства Виктория Супрунович
Сестра-няня, педагог прикладного искусства Виктория Супрунович

Всегда рядом со своими подопечными Виктория Супрунович — тьютор, сестра-няня, мастер прикладного искусства. Два года назад она пришла в фонд как волонтер, а сейчас уже получает специальность социального работника. Виктория Николаевна сопровождает ребят на протяжении всего дня: они вместе готовят в трапезной и ходят в магазин за покупками (ребят надо учить этому, чтобы привить им навыки самостоятельной жизни). Также Виктория Николаевна занимается с ними изготовлением небольших поделок.

Самостоятельные победы

В ткацкой мастерской на столах разложены коврики. Они многофункциональны: могут быть как украшением интерьера, так и лежанками для котов и собак. Часть ковриков фонд отдает в приюты для животных.
Основой для ковриков служит текстиль. Сначала материал вяжут узлами, потом половинки сшивают. Особенно умело получается у Серёжи, он даже научил этому делу Викторию Николаевну.

— За один день успеваю сделать полковрика, за два дня заканчиваю коврик полностью. — поясняет Серёжа, показывая, как надо сплетать узелки. — А если брать работу на дом, можно сделать такой коврик за один день.

У входа в швейную мастерскую — картина с радугой после дождя, нарисованная другим подопечным, Мишей, чтобы у девушек-­рукодельниц за работой всегда было хорошее настроение. Они шьют подушки на сиденья для дома престарелых, удобные шорты на липучках для лежачих больных в госпиталях и больницах. Мастерская часто принимает участие в социальных акциях, для них шьют постельное белье и полотенца. Есть у подопечных фонда святой Матроны и своя фирменная линейка товаров: фартуки и передники, прихватки, наборы для крещения. Полученные навыки помогают и в воплощении собственных задумок — одна из мастериц, Ирина, сшила себе нарядную юбку.

— Самое замечательное — когда они ­что-то захотели и стараются сделать. Ира будет выступать на концерте «Пасхальная радость», и она решила сама сшить себе юбку для такого события, — рассказывает руководитель швейной мастерской Любовь Петровна. — Делала она всё самостоятельно, я помогла только прикрепить пояс.

Рядом за машинкой трудится Аня. Она рассказывает, что когда пришла в фонд около пяти лет назад, то долго выбирала, заниматься в типографии или в швейной мастерской, но наконец выбрала именно швейную.

— Я заканчивала 35‑е профессиональное училище на Республиканской улице. Потом пыталась работать, но не получилось. А потом мои друзья привели меня сюда. Я думала, что здесь тоже не смогу, но я справляюсь!


В швейной мастерской
В швейной мастерской

Уникальный опыт

Руководитель фонда Надежда Арзамасцева — логопед-­дефектолог по образованию. Она старается опираться на принципы, заложенные Екатериной Грачёвой — первым отечественным педагогом-­дефектологом, основательницей приюта и начальной трехклассной школы для умственно отсталых детей. Екатерина Константиновна составила первую программу для коррекционных школ, куда входила и трудотерапия: работа в шваберной, ткацкой и столярной мастерских. Воспитанников старались занять трудом, который был бы полезен не только для них самих, но и для общества.

Директор Благотворительного Фонда во имя святой блаженной Матроны Московской Надежда Арзамасцева
Директор Благотворительного Фонда во имя святой блаженной Матроны Московской Надежда Арзамасцева
Год назад на базе фонда открыли Центр имени Екатерины Грачёвой, включающий и мастерские, и тренировочное комнаты для обучения бытовым навыкам. Также фонд подготовил специальные информационные стенды об истории дефектологии, выпустил фильм «Тётя Катя» и книгу «Екатерина Константиновна Грачёва. Исторический очерк об основании отечественной дефектологии», чтобы сохранить память о Екатерине Константиновне и её методах обучения и воспитания детей с ментальными проблемами: методики Екатерины Грачёвой актуальны и по сей день.

— Мы транслируем этот опыт — первый в нашей дореволюционной России, но формы работы продумываем сами, в соответствии со временем, — отмечает Надежда Арзамасцева. — Наши мастерские выпускают в том числе продукцию духовно-­нравственной направленности, потому что хороший результат бывает тогда, когда человек внутренне наполнен.
 

Вместе через любые трудности

Хотя у многих подопечных фонда есть семьи, не все родители стремятся участвовать в жизни организации. Иногда причина в том, что семья может быть не совсем благополучной, иногда родители сами имеют проблемы со здоровьем, а в некоторых случаях — просто чувствуют усталость и выгорание, вырастив сына или дочь с инвалидностью. Как бы то ни было, фонд стал для ребят второй семьей. Как вспоминает Надежда Арзамасцева, все трудности преодолевались сообща: вместе каждый раз переезжали, вместе обустраивались на новом месте, делали ремонт. Еще одна сложность — налаживание постоянного режима работы после переезда, ведь для подопечных с ментальными расстройствами очень важна регулярность занятий, четкий график, иначе они могут потерять те навыки, которые нарабатывались годами.
Помещение на Миргородской, которое сейчас занимает фонд, было предоставлено городом на условиях социальной аренды. Но заветной мечтой, по словам Надежды, остается желание иметь свой дом для постоянного проживания, желательно — при храме. Это позволит ребятам не только работать, но и жить вместе, в семейной атмосфере. Ведь полностью самостоятельная жизнь без ­чьей-либо помощи возможна не для всех.

— Это наши дети, наша семья. Сколько мы будем жить и сколько будем иметь возможность им помогать, столько и будем рядом, оставить их мы уже не можем. Ведь такие дети появляются для нас, чтобы прививать обществу христианские ценности, — рассуждает Надежда Арзамасцева. — В этом есть огромный смысл, и они несут свою миссию. У них много своих талантов, особенностей. Ребята часто улыбаются, открыто выражают свои чувства, и я сама ­чему-то учусь у них.


Наталья Тихонова за работой в типографии над изготовлением икон
Наталья Тихонова за работой в типографии над изготовлением икон


Бог доступен для всех

Подопечные фонда не только вместе трудятся, но и вместе молятся: по четвергам они собираются в молитвенной комнате, чтобы прочесть акафист перед иконой Матроны Московской. Эта икона выполнена яркими цветами и имеет специальные выпуклые элементы, которые можно потрогать. Это очень важно для ребят, так как в восприятии мира им помогают зрительные и тактильные ощущения.
Здесь же, в молитвенной комнате, хранится удивительной красоты плащаница Успения Пресвятой Богородицы, изготовленная Юлией Балтой в швейной мастерской.

— Плащаница участвовала в богослужениях, теперь это наша святыня, — говорит Надежда Арзамасцева. — А вторая похожая плащаница отправилась в Москву, в храм Троицы Живоначальной в Конькове.

Навещать подопечных фонда приходят и студенты Духовной академии. Такие встречи помогают будущим пастырям научиться доносить слово Божие и говорить о Христе с людьми, имеющими физические и ментальные особенности. А ребята, в свою очередь, могут задать любой интересующий их вопрос — и о Боге, и об отношениях с окружающими. Или просто помолиться вместе.
Сама Надежда читает в Духовной академии курс лекций «Доступность православия», где рассказывает о потребностях разных категорий людей в храме. Здесь речь не только о доступной среде — пандусах, сопровождении, рельефных иконах, — но и о необходимости правильно выстраивать общение: уметь выслушать любого человека и подобрать нужные слова.
Традиция чтения акафиста по четвергам возникла, еще когда фонд располагался на улице Крупской. Мастерские тогда первыми заехали на второй этаж восстанавливаемого здания. Сотрудники и подопечные по совету священника стали читать акафист сначала сами, а через некоторое время и вместе с батюшкой. Некоторые ребята на тот момент даже не умели читать. Были и те, кто почти не разговаривал. Благодаря заботе и усилиям сотрудников и этот рубеж был преодолен.

— Я им давала в икосе хотя бы одно предложение прочитать. И я помню их первые слова. — вспоминает Надежда Арзамасцева. — А сейчас мы все читаем. Оля, например, десять лет просидела дома, она боялась выходить в общество. Потом её раз в неделю в швейную мастерскую привозил папа, и Оля привыкла. Сейчас ходит каждый день. Читать Оля могла только про себя или шепотом, а теперь читает так, что все её слышат.

Подопечные фонда все очень разные. К­то-то с большим желанием приходит на чтение акафиста и стремится направить свою душу к Богу, а ­кто-то пока не воцерковлен и только примеряет себя к этому пути — подходит ли он для него? По словам Надежды, здесь важно не оказывать давления на человека, молиться за него и быть бескорыстно добрым, по-христиански. Именно на истинное добро и любовь всегда откликается наше сердце. 


Сергей Панин, Анна Шишкина, Михаил Мусихин в ткацкой мастерской, коврики для животных
Сергей Панин, Анна Шишкина, Михаил Мусихин в ткацкой мастерской, коврики для животных


Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"