Гранты — зло? Научим их получать!
Опыт — сын ошибок трудных
Начиналось всё с осознания двух взаимоисключающих фактов. Первое: у одних сотрудников нестоличных епархий Русской Православной Церкви не хватает опыта и навыков информационной работы. Второе: у других сотрудников нестоличных епархий столько опыта и навыков информационной работы, что ими просто необходимо поделиться!
— На форуме «Вера и слово» в октябре 2021 года я познакомилась с несколькими пресс-секретарями малых епархий, — рассказывает руководитель пресс-службы Выборгской епархии Яна Сенькина. — Как раз тогда я увидела, что некоторые из них могут много рассказать о своем информационном служении, поделиться наработками с коллегами из других епархий, которым, в свою очередь, квалификации не хватает. Но тут возникала проблема: в Церкви не было такой площадки, где могли бы вместе собраться сотрудники информационного служения и обсудить свою работу. На «Вере и слове» формат совершенно иной: сначала спикер выступает с докладом, а потом слушатели задают краткие вопросы. А обсуждений, обмена региональным опытом в формате круглого стола — нет. Тогда же протоиерей Андрей Ефанов поделился со мной мыслями насчет недавно вышедшего фильма Ксении Собчак о священнике Романе Степанове: в фильме съемочная группа брала комментарий у пресс-секретаря Чебоксарской епархии, неудачный комментарий. Этот случай как раз продемонстрировал нам важность и необходимость повышения квалификации сотрудников епархиальных информационных служб.
Так и сформировалась окончательно идея создать школу медиаслужения для сотрудников информационных служб периферийных епархий — медиашколу «Периферия».
Помогаем регионам
А вот мысль воспользоваться грантовой поддержкой для создания такой школы подарил Выборгской епархии православный писатель и публицист Максим Соколов — и это, что называется, «выстрелило»: подав заявку в фонд Президентских грантов, епархия выиграла конкурс и получила необходимую помощь. Официально проект называется «Медиашкола „Периферия“: помогаем регионам». У епархии уже был некоторый опыт в помощи сотрудникам информационных служб — правда, не епархий, а приходов одной только Выборгской епархии:
— Ответственные за информационную работу на приходах сетовали, что они находятся в замкнутом информационном пространстве, что опыта им не хватает — и я вспомнила, что на тех же «Вере и слове» участников знакомили с работой ведущих православных и не только СМИ: возили в студию канала «Спас», в московский офис компании Google. Я решила тоже познакомить пресс-секретарей приходов с работой православных СМИ Петербурга: мы побывали в редакции журнала «Вода живая», в телестудии канала «Союз», на радио «Град Петров», сотрудники этих СМИ делились с нами своим опытом.
Первый поток «Периферии» стартовал в ноябре 2022 года. На курс записались 50 человек из разных епархий Северо-Западного федерального округа (именно они были указаны в качестве целевой аудитории при подаче заявки на конкурс). Слушатели регистрировались на сайте медиашколы и получали доступ в личный кабинет. В личном кабинете организаторы делились ссылкой на чат слушателей в Telegram, где можно не только прочитать новости и анонсы школы, но и делиться впечатлениями, наблюдениями и находками, — а также ссылками на еженедельные встречи с экспертами школы в российском аналоге платформы видеоконференций Zoom — платформе Webinar.
— Преподавателями первого потока школы стали восемь экспертов, каждый из которых провел по две встречи. Это председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, руководитель управления по работе с государственными структурами Синодального отдела ВЦОиСМИ Павел Лебедев, ведущая телеканала «Союз» Марина Ланская, блогер и автор журнала «Фома» протоиерей Андрей Ефанов, эксперт «Православной инициативы» и руководитель отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ Курганской епархии Михаил Насонов, — рассказывает Яна Сенькина. — Важно, что встречи проходили и проходят не в привычном для многих формате «говорящая голова читает доклад, потом отвечает на присланные в чат вопросы», а в формате живого общения со спикером: тот сначала делится своими знаниями с аудиторией, а после идет обсуждение предмета, слушатели задают вопросы и, что наиболее важно, делятся собственным опытом.
Например, на вебинаре автора журнала «Фома», руководителя Информационного отдела Кинешемской епархии протоиерея Андрея Ефанова живой интерес вызвала тема общения со светскими СМИ. Для многих общение с журналистами — непростая работа, требующая не только опыта, но и следования некоторым правилам. Отец Андрей посоветовал, в частности, «не бояться „обидеть“ журналистов», не идти у них на поводу, и выделил основные сложности, которые обычно возникают у епархиальных пресс-секретарей при работе со СМИ: непонимание специфики светских изданий, принципиальное расхождение во взглядах с журналистами, которые стремятся представить информацию в тренде политики издания или желают любой ценой создать скандальную сенсацию и не слышат собеседника. И конечно, спикер рассказал о том, как сам он преодолевает эти трудности в должности руководителя информационного отдела Кинешемской епархии, приведя в пример освещение в публичном пространстве истории схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) из Чихачёво.
Есть идея, есть «Периферия»
— Однако сотрудники информационного служения в епархиях, в благочиниях и на приходах — почти всегда больше, чем просто пресс-секретари, — говорит Яна Сенькина. — Очень часто они преподают в воскресной школе, занимаются молодежной работой, иногда руководят социальным служением — в общем, делают уйму дел помимо именно информационной работы. Поэтому неудивительно, что на встречах слушатели задавали вопросы, напрямую обязанностей пресс-секретарей епархий не касающиеся. Они спрашивали, к примеру: мы хотим запустить мастер-классы для детей из детских домов, как это сделать? В целом, их интересовало, как можно реализовать в Церкви тот или иной проект.
И такие вопросы пришлись по адресу. Выборгская епархия к тому времени реализовала немало успешных проектов в социальной и просветительской сферах.
— В 2021 году владыка Игнатий благословил создание ресурсного центра Выборгской епархии, — рассказывает Яна Сенькина. — Я объехала все благочиния Выборгской епархии и помогала приходам правильно составить заявки на участие в конкурсе Президентских грантов. И у нас получилось! Из пяти заявок четыре получили одобрение! Так что у нас был опыт подачи заявок, и опыт успешный.
И тогда команда «Периферии» сама подала заявку на получение еще одного Президентского гранта — на создание Центра проектных инициатив «Периферия», который будет помогать заинтересованным людям и командам грамотно планировать проекты и, при необходимости, консультировать, как правильно подаваться на грантовые конкурсы.
— В Центре проектных инициатив мы ждем не только пресс-секретарей епархий, но вообще всех, кто хочет и готов работать с и от имени Русской Православной Церкви — на уровне епархий ли, благочиний, приходов. Сколько интересных, полезных инициатив так и остаются нереализованными, потому что люди не знают, как и где найти средства на воплощение своих идей в жизнь! Мы готовы в этом помогать.
Так и получилось, что «Периферия» стала не только медиашколой, но и Центром проектных инициатив. На практике это выглядит следующим образом: в апреле 2023 года завершил обучение первый поток медиашколы и стартовал второй, который продлится до конца июня. На втором потоке вебинары будут вести те же эксперты, что и на первом, но теперь чуть больше внимания будет уделяться не информационному служению, а именно правилам проектной работы. Летом, когда второй поток медиашколы завершится, начнется уже непосредственно работа Центра проектных инициатив «Периферия». Специалисты и эксперты в области грантовых конкурсов: председатель ресурсного центра «Спас» Анжелика Тупицына, координатор работы ресурсных центров по работе со старшим поколением в Кировской области Михаил Курашин и другие будут проводить мини-курсы по проектной работе. В таком формате Центр проектных инициатив «Периферия» будет работать до мая следующего года.
А в сентябре в Коневском монастыре пройдет форум «Периферия. Церковь и гранты», куда будут бесплатно приглашены самые активные участники первого и второго потоков медиашколы.
— Мы пригласим туда тех из наших слушателей, кто активно проявил себя на вебинарах, выполнял домашние задания, — говорит Яна Сенькина.
YouTube
«Периферия» создала открытый YouTube-канал «Церковь и гранты», где появляются самые интересные моменты вебинаров: цитаты экспертов, вопросы слушателей и обсуждения. Первый видеоролик «Грантрайтинг — это зло?» — уже на канале, монтируются ролики «Главная ошибка заявки на грант», «Разница между целью и задачами проекта», «Что будет когда закроют соцсети» и др .
Грантрайтинг совершенно бесплатно
По результатам первого потока медиашколы «Периферия» его слушателями было подано десять заявок на участие в разных грантовых конкурсах: в конкурсе Президентских грантов, в «Православной инициативе», в грантовом конкурсе губернатора Ленинградской области. Эксперты «Периферии» помогали составлять и грамотно оформлять эти заявки. «Периферия» дает компетенции в формировании проектов, которые можно использовать и в церковной работе (помочь настоятелю организовать работу семейного клуба, например), и в социальной деятельности НКО, и даже в бизнесе.
— Количество созданных и в том числе поданных на грантовые конкурсы, проектов — основной показатель работы «Периферии», — комментирует Яна Сенькина. — Но есть и другие, например отзывы.
Отзыв руководителя центра помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Мария» Натальи Злобиной:
— Недавно я прошла курс по повышению квалификации в области развития проектной деятельности в медиашколе «Периферия». Мы не столько изучали теорию, сколько обменивались практическим опытом с экспертами из различных сфер деятельности. Обсуждали такие темы, как «Церковь и государство. Построение взаимодействия» с Вахтангом Кипшидзе, представителем Синодального отдела по взаимодействиям Церкви с обществом и СМИ; «Возможности помощи синодальных структур сотрудникам приходов и епархий» с Павлом Владимировичем Лебедевым, руководителем управления по работе с государственными структурами Синодального отдела ВЦОиСМИ; «Социальные проекты. Практические рекомендации» с Михаилом Насоновым, председателем Отдела ВЦО и СМИ Курганской епархии, членом экспертного совета «Православной инициативы»; «Взаимодействие с телеканалами для проектов и пресс-служб» с Мариной Ланской, сотрудником Санкт-Петербургского корпункта телеканала «Союз». Обсуждали такие вопросы, как создание контента, в т. ч. фото- и видеоматериалов, создание команды проекта, финансовое планирование, создание и распределение бюджета по статьям расходов, поиск партнеров и многое другое. Лично мне участие в данном проекте дало очень многое! Начиная от новых знакомств, заканчивая записью двух передач на телеканале «Союз».
По результатам работы Центра ресурсных инициатив «Периферия» заявок ожидается еще больше. В течение года эксперты по грантовой работе будут помогать в оформлении заявок, подбирать партнеров проекта, анализировать заявки, которые не были поддержаны грантами, и консультировать слушателей на всех этапах работы с заявками.
— Большинство людей при написании заявок на гранты допускают самые простые ошибки: например, указывают, что собираются потратить определенную сумму денег на оборудование, а суммы на зарплату — не указывают. Они исходят из принятой в Церкви практики работы «во славу Божию», когда трудятся волонтеры, и их работа не оплачивается. Для потенциального грантодателя это неприемлемо: должен быть оплачен труд всех людей, задействованных в реализации гранта, — и это должно быть отражено в вашей заявке, иначе вы не выиграете конкурс. Это очень распространенная ошибка, одна из многих, которыми пользуются грантрайтеры — предприниматели, которые за определенные деньги составляют за вас заявку на конкурс. Грантрайтинг — это бизнес, который сейчас интенсивно развивается, наращивает обороты, цены на услуги грантрайтеров растут, — рассказывает Яна Сенькина. — И что в этой ситуации делаем мы? По сути — демпингуем на рынке грантрайтинга. Мы целый год бесплатно будем консультировать и помогать реализовывать проекты. Например, за серию видео, которые вам просто присылают на почту, грантрайтеры берут до 17 тысяч рублей. А у нас совершенно бесплатно. Я нашла школу, которая готова вместе с клиентом подать три заявки на грантовые конкурсы, а после этого будет поддерживать и консультировать — почти как мы. Знаете, сколько это стоит? 600 тысяч рублей. У меня был негативный опыт работы с грантрайтерами: с благотворительным фондом Валерии Лошак «Рисуем вместе» мы воспользовались услугами такого грантрайтера, но не прошли. На вопрос почему, гранрайтер ответил: я не знаю, спрошу у экспертов. А на самом деле эксперты грантовых конкурсов не могут отвечать за решения грантодателя, хотя бы потому, что каждую заявку оценивают несколько экспертов, а не один. Грантовые конкурсы — это в некоторой степени лотерея. Ни эксперт, ни грантрайтер не имеют право обещать вам грант. Получается, что гарантий дать не могут, а цены делают космическими — считай, «марафон желаний». Так что лучше идти за обучением в «Периферию» — мы учим проектному мышлению, помогаем составить и отредактировать заявку, но денег за это не берем. Наш труд и опыт оценивает и оплачивает Фонд Президентских грантов. Присоединяйтесь, ждем вас на periferia.pro!