Граница Ветхого и Нового Заветов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святой апостол и евангелист Марк начинает свое Евангелие с пересказа пророчества Малахии: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему» (Мк. 1, 1–3).
Хотя израильское общество и жило ожиданием Мессии, но оно еще не было готово слышать слова Спасителя. Эти слова, при всей своей обычности, были совсем не обычны. Ибо они несли Вечное Слово и вечную мудрость, которая могла ложиться только на чистое сердце и на чистый ум. Мысли Спасителя были из иного мира, но они были облекаемы в человеческие понятия, и те, у кого открыты слух и глаза, могли в них видеть небесное.
Поэтому Отец Небесный прежде явления Христа народу посылает в израильское общество святого праведного Иоанна Предтечу, чтобы приготовить иудеев к тому, что им придется вскоре услышать и увидеть. Для этого им надобно было изменить свою жизнь, поменять свое сознание и принять Мессию таким, каким Он Себя им явит.
Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне имела одну цель — привести людей к сознанию своей греховности, ибо грех — причина отчуждения человека от Бога. И если Бог, проявляя Свое снисхождение, смирение и любовь к падшему человечеству, пришел Сам на землю, чтобы найти погибшую овцу, то и овца сама должна увидеть степень своего отчуждения от Бога и устремиться навстречу Своему Пастырю.
Обладая силою Святого Духа, Иоанн Предтеча возвестил о Мессии по всему Иордану, и толпы людей двинулись посмотреть на него, послушать его проповеди и затем креститься от него.
Апостол и евангелист Марк пишет: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 4–5).
Вид Иоанна Крестителя был суровым и аскетичным. Так в его время редко кто одевался, может быть, какой-нибудь пустынный отшельник. По словам евангелиста Марка, Иоанн «носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мед» (Мк. 1, 6).
Предметом проповеди Иоанна Крестителя был Мессия. Духом Святым он знал, что избавление человечества от греха началось, и вот-вот должен явить Себя народу Тот, Который Сильнее его и у Которого, по его словам, он «недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его». В этих словах Крестителя мы видим как его личное смирение, так и в Высоту пришедшего Мессии, у Которого никакая тварь недостойна быть даже в прислуге. Иоанн объясняет разницу своегокрещения и крещения Мессии: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 8).
На Иордане мы видим границу Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет в лице Иоанна Предтечи, последнего пророка, не только возвестил о Мессии, но и прямо указал на Иисуса из Назарета как на предназначенного Отцом Небесным для спасения рода человеческого.
Свидетельство Иоанна Предтечи было авторитетным, и мы знаем, что его ученики перешли к Иисусу Христу и стали учениками Спасителя.
И сегодня это евангельское зачало тоже есть приготовление наше ко второму пришествию Господа. Готовим ли мы пути Господу? Правильны ли наши пути, не искривляем ли мы их на своем жизненном пути?
Сегодняшний мир — тоже голая пустыня, где не произрастает ни одного доброго плода вне связи со Христом Спасителем. Одни волчцы и терния. Что делать с этими волчцами и тернием? Можно уничтожить, можно травить гербицидами, а можно прививать к доброй лозе и вырастить добрый плод.
Но кто сегодня занимается такой селекцией, где голос, призывающий задуматься о своем сердце? Этот голос сегодня слышен только в Церкви. Всем приходящим в этот «Иордан» слышна проповедь о покаянии и исправлении. Сегодня голос Церкви — это голос пророческий, он тоже призывает к покаянию и исправлению. И только Церковь греет покаявшихся грешников Духом Святым.
Учение Церкви для многих нынешних прихожан может быть суровым на фоне общего расслабления и духовной лености. Сегодня не каждый способен оставить свои ухоженные дома и пойти в храм. Но чем душа такого человека может питаться, оставшись дома? Чем угодно, только не Телом и Кровью Христовыми.
Путь Господень изложен в Евангелии. Этим путем прошли миллионы людей, которые вступили в Царство Отца и Сына и Святого Духа. Это непростой путь, но он стоит того, чтобы по нему пройти, ибо слишком будет велика разница местопребывания человека, который шел путем Господним, и того, кто шел своим путем, — это можно видеть из притчи о богаче и Лазаре.
Идти с Господом всегда надежнее, об этом знает каждый верующий человек, кто часто ходит в Церковь и приобщается Святых Даров. При оскудении благодати человек чувствует себя гораздо слабее и беззащитнее, поэтому наше сердце должно быть всегда открыто для Спасителя и дом нашей души должен быть всегда убран и чист. Если по грехам нашим благодать Божия покидает нашу душу, то, как сказано в Евангелии, ее могут занять сопротивные силы, найдя незанятойи пустой. А когда злой дух поселится в доме нашей души, не жди ничего хорошего, одно уныние и тоска, полная расслабленность и отчаяние.
Чтобы себя не довести до такого состояния, мы, христиане, должны по милости Божией укреплять себя добрыми делами. Мы должны вести над собой работу духовную. Для этого надо положить себе за правило кроме ежедневных молитв читать и душеполезные книги, особенно понятные нашему уму и сердцу, такие как «Поучения, послания, вопросы, ответы» аввы Дорофея, «Лествица» преподобного Иоанна, книги святителя Игнатия Брянчанинова и других подвижников веры и благочестия, которые научают нас смирению перед Богом и перед людьми.
Приготовить путь Господу — это значит смириться и стать послушным. Это значит стараться жить по Его святым заповедям, это значит жить в послушании у Матери-Церкви, это значит свое мнение согласовывать со своим духовником, а не упорствовать в заблуждениях, выдавая их за «голос вопиющего в пустыне». У того, Иоаннова, голоса вся жизнь сливалась с голосом Господа. А мы только недавно обратились от тяжелых грехов к Богу — и сразу почувствовали себя ревнителями благочестия. Это состояние у святых отцов именуется состоянием прелести, или непомерной гордости.
Нас сильно искривила жизнь, и потому всё мы понимаем криво, неправильно. А духа Божия еще не имеем — и не понимаем, как можно жить в Духе Святом. Рассуждая о чем-то, мы должны уметь отличать навеянное Духом Божиим от духа века сего, от духа диавола.
Всякие ссоры, распри, нестроения сеет один лишь дух — дух лукавого, и сколько бы ни пытались доказать обратное, это будет неправдой.
Дух Божий — это дух любви, мира, сострадания, сожаления. Только этим Духом что-то можно поправить в нашей жизни, но никак нельзя всё радикально, революционно изменить. Нельзя говорить: «все плохие, всё плохо». Действительно, в нашей жизни много несовершенств — и их надо исправлять, но постепенно, терпеливо, как и Господь поступает с нами. Если бы Он хотел нас сразу наказывать, сразу после каждого греха, то ни одного человека не осталось бы на земле. Но Господь долготерпелив и многомилостив, и потому мы сегодня живем и существуем — лишь потому, что Господь ведет нас и ждет от нас доброй жизни.
Нам, дорогие братья и сестры, остается только одно: научиться духу Евангельскому, чтобы мы, пройдя с Господом от Назарета до Голгофы, усвоили дух и нрав Спасителя. Только тогда мы будем Его учениками.
Если мы будем любить и прощать, молиться и каяться, то Господь не оставит нас без Своей милости, как не оставляет Он никого, кто отдал Ему Свое сердце и кто шел крестным путем исправления своих немощей и нес недостатки и слабости ближних. Молитвами святого Предтечи и Крестителя Иоанна Господь да укрепит всех нас на путях нашей жизни и приведет нас в места злачна и прохладна, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Аминь.