Горькая вода

Радостный весенний день Благовещения. Радуется каждая жена, узнав, что носит долгожданное дитя под сердцем. Радовалась и Она, но еще прежде рождения Божественного Сына предстояло Ей испить чашу горькой земной воды. Как благовестит человеку Бог? Как родится в нас Христос?
Раздел: Lingua Sacra
Горькая вода
Благовещение (фреска). Монастырь Высокие Дечаны (Косово, Сербия). XIV век
Журнал: № 4 (апрель) 2015Автор: Ольга Шульчева-Джарман Опубликовано: 7 апреля 2015

Маленькая девочка Мариам — одна во всем своем народе, одна на всей населенной и молчащей земле — так глубоко поняла стремление Бога, что Ее желанием стало одно — исполнить Его правду. На молчащей земле спорили ученики Гиллеля и Шаммая — есть ли правда Божия и что мешает ей открыться? Девочку Мариам не брали учиться в эти школы, туда брали только мальчиков, и позже в нее взяли мальчика Шауля… То, что понял юноша Шауль на дамасской дороге, поняла в раннем отрочестве девочка Мариам. Она поняла, чего жаждет Бог от человека. Она поняла, что может сделать это. Она поняла, что надо отдать жизнь, умереть, стать презренной — но не преступившей заповедь, ибо Бог желает явить Себя. И Она проповедовала бы по всей Палестине, посреди синагоги, с лодки, среди толп — и посреди Храма — но…

Девочки рождаются не для этого. С давних, давних времен судьба их — иная, чем судьба мальчиков.

Девочка Мариам никогда не смогла бы сделать того, что было должно сделать, что, как в сердечной тайне поняла Она, явило бы правду Божию, дало бы силу Богу действовать. И Она горько рыдала, и скорбела, и никто не мог понять ее скорби — подруг у Нее не было, а ученики школы Гиллеля и Шаммая не говорят ни с детьми, ни с женщинами о таких важных вещах, как Бог, Его Закон и Его правда.

Но оставалось одно у нее — умереть для того, чтобы явилась правда Бога. И готова Она была умереть, как дочь Иеффая.

И скорбел Бог о том, что не может Он быть с людьми, и услышал скорбящую девочку Мариам, и сказал: «Я сделаю за Тебя невозможное! Я, Я Сам — и нет иного, Я сотворю то, что желаешь сделать Ты!».От плоти и крови Мариам зачался Сын Божий. И, как говорит дошедшее и запечатленное на древней фреске предание, Ее подвергли испытанию — как прелюбодеицу.


Горькая вода. Фреска церкви Перивлепты Охридской (Македония, 1295 г.)
Горькая вода. Фреска церкви Перивлепты Охридской (Македония, 1295 г.)

И сказал Господь Моисею, говоря: 12 объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему, 13 и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена, 14 и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, 15 пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии; 16 а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне, 17 и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду; 18 и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания,- это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие. 19 И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие; 20 но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, 21 тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим; 22 и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое]. И скажет жена: аминь, аминь.

23 И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду; 24 и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее. 25 И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику; 26 и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды; 27 и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем; 28 если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.
29 Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится, 30 или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, 31 и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой.
(Числ. 5, 11–31).

В чаше была смертоносная горькая вода — приговор смерти для плода, влекущий за собой смертный приговор для матери. Мы знаем, что подобные чаши с горькой водой использовались в Месопотамии вполне нерелигиозно — как абортивное средство. Здесь же суровый Ветхий закон убивает горькой водой ядовитых трав плод, зачатый в прелюбодеянии, и мать, изменившаяся лицом и телом, отдается на побиение камнями.

…И Богородица, чревоносящая юная Дева, приняла эту страшную чашу суда из рук первосвященника — ибо Она исполняла Закон, а Сын Девы исполнил его до конца и отменил Крестом Своим.

Она испила смертоносную чашу. Она не понимала до конца, что происходило тогда. Она молчала. Не так ли надлежало умереть Ей за правду Бога, за спасение мира — с чудесным Чадом во чреве, побиенной камнями вместе с Ним? Он хочет умереть так — и Она с Ним умрет и погребется вне стана…
Они с Богом желали — одного. Поэтому стало возможным то, что случилось.

Она молчала — Ей не с кем было разговаривать. Не потому, что она всех презирала — о нет, Она готова была умереть за всех. Но человеку это невозможно, возможно лишь Богу — Сыну Мариину.

+++

Чашу, которую пьет Христос, — сможете ли пить?
Никто не может этого совершить — только Церковь Его может совершить это.

Церковь Его — единая с Ним, с Богом Воплощенным. Она, в мафории царственной Жены — перед немудрыми и нецеломудрыми старцами, как Сусанна до прихода судии-Даниила. И пьет она чашу горечи, чашу страстей Судии смиренного и Кроткого, который не возопиет на улицах и не преломит трости надломленной (Ис. 42, 2–3).

И пьет Она чашу горькой воды, чашу страстей Его, вода с землей в глиняном сосуде, но голова ее не обнажена — не дерзнула рука первосвященника обнажить ее. Он взирает в трепете на то, как Она причащается смерти — и остается невредима, ибо Сын Ее восхотел причаститься смерти, чтобы подать Церкви Своей жизнь. И, потому, если что и смертное испиет Церковь — не вредит ей (Мк. 16, 18). Два свидетеля этого деяния Его — первосвященник Захария, полный трепета, и Мария, зачавшая во чреве от Духа Свята.
Пьет Она чашу горечи, чашу страстей Того, Кто теперь — един от плоти Ее. Пьет чашу горькой воды Мария, чревоносящи Христа.

Во чреве Ее, которое никогда не опадет и не опухнет от древнего проклятия (Числ. 5, 21–22), во чреве Ее — под сердцем Ее — Сам Законодавец, Сокровенный Человек, Христос. Законодавец истинный испытывается горькой водой, как неправедный плод, который должен погибнуть по «закону нашему» (Ин. 19, 7). Ибо мы имеем закон, говорят они, служители смертоносной буквы, и по закону нашему, не по закону Бога, а по нашему человеческому, Он, Плод Марии, должен умереть — Он сделал Себя Сыном Божьим в нашем мире, Он разрушил все наши планы и правильца.

Но Он — сильнее смертоносных вод, вод горьких — Он, давший сладкую воду Мерре и Мериве. Он — оправдатель и Марии, и Сусанны, которую зовут старейшины «блудницею» и хотят побить камнями.
Он оправдывает Церковь Свою вовек. И пусть законники тащат ее на ордалии — Плод во чреве Ее сильнее мертвой воды, и Церковь Его не преткнет о камень ногу свою при каменовании, при побиении камнями, когда жертву сначала сбрасывали на камни со скалы, а потом добивали…

Он оправдывет силой Своей Ту, которую человеческий, по жестокосердию данный закон желает испытать.

Он оправдывает — потому что Он — теперь тоже Человек, и нарек Ее Сестрою и Голубицей, для того чтобы Она не пила одна горькую воду испытания.

И свидетельствует Она, а с ней и Захария (а при устах двух свидетелей верен глагол всякий!) — о том, что воистину Она приобрела Человека от Господа, а не от похоти плоти и похоти мужа. Человека, который исправит братоубийственную рану Каина тем, что душу положит за каждого брата Своего (Быт. 4, 1).

И Он, Третий Свидетель Истинный, свидетельствует о Ней, неразрывно и вместе, неразлучно и навек, а с Ним свидетельствует Дух Божий, осенивший Мать. А свидетельство Трех — истинно. 

Благовещение (фреска). Горянская ротонда - церковь св. Анны (Ужгород). XIV век.
Благовещение (фреска). Горянская ротонда - церковь св. Анны (Ужгород). XIV век.


По слову священномученика Иринея Лионского, великая Церковь есть всякая душа во всяком народе, познавшая Бога. И это — путь и образ каждого христианина, каждого из тех, кто Христов.

А по слову преп. Симеона Нового Богослова, «Содержащий все поселяется внутри человека, и человек становится как бы беременной женщиной». Или: «Человек сознательно носит в себе Бога. И, сжимая снаружи руки вокруг себя, этот человек ходит посреди нас, не знаемый всеми, кто его окружает... Мы, когда веруем от всей души и каемся, зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева. Он, имея в себе Христа младенца, будет считаться Его матерью, как Он, неложный, обещал: „Мать Моя и братья и друзья, вот они!“».

И это — развитие удивительных и таинственных слов преподобного Максима Исповедника, величайшего богослова Византии: «Всякая верующая душа зачинает и порождает Слово Божие по своей вере. Христос — плод всех нас, все мы — матери Христовы».

А икона Богоматери «Взыскание погибших» являет Приснодевство-Присноматеринство Церкви: чрево Ее не опало после рождения Христа Младенца, но все рождает Церковь Христа в чадах своих — присно в муках рождения, пока не изобразится в них Христос.

Да, «человек ходит, незнаемый всеми» посреди людей, но приходит час свидетельства его, час мартирии, час испития чаши Христовой, которую Он прежде всех век уготовал Себе и, еще не родившись, испил.

Богоматерь испила чашу горькой воды свидетельства, нося Христа — Плод Духа — под сердцем Своим, в Своей утробе. И Она славит Его всем сердцем Своим и всей возлюбившей Его утробой и крепостью Своей — и эту радость не могут простить ей законники, поднося и поднося вновь мертвую, смертоносную, горькую воду.




И Он — с Нею, с Церковью Своей, до скончания века. И нет горькой воды — воды жизни текут из Церкви, хоть поят ее водою смертною. Но не помнит она зла, оживляет пришедших водами Христовыми, водами жизни, полными Духа Христова, Духа Божия.
«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22, 17)

И невредима Она вовек, ибо если что и смертоносное выпьет, не вредит Ей.
…И скажет Она:

Аминь! Аминь! Аминь!

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Lingua Sacra"

12 октября, суббота
rss

№ 4 (апрель) 2015

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ПОДРОБНО
/ От редакции / После брачного пира
/ Острый угол / Христианский брак: монархия или демократия?
/ Интервью / «Два стула» издательства «Никея»
/ Интервью / Вместе до небесного Иерусалима
/ Крупный план / О чувствах со всей прямотой (часть II)
/ Крупный план / О чувствах со всей прямотой (часть I)
/ Крупный план / Рецепт счастливого брака
/ Информация / Молитвослов для заключенных
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Оправдание закона
/ Lingua Sacra / Горькая вода
/ Lingua Sacra / Исход Лазаря
/ Имена / Право народа Божия
/ Умный разговор / Зачем нужны каноны?
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Приход / Быть сельским священником
/ Приход / Пасха на Обводном
/ Служение / Обитель исцеления
/ Служение / Память места
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
«Невозможно найти консенсус в понимании истории»
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Ветхозаветная трилогия в театре кукол
Музыка в апреле