Главное: совместная работа
Православных психологов в Петербурге не так много. Специалиста-христианина, способного дать частную консультацию, найти можно. Но в качестве приходского служения психологическое консультирование предлагают лишь несколько храмов. В их числе — храм святителя Петра, митрополита Московского на Роменской улице, где развернуло работу Общество православных психологов Петербурга.
Раздел: Интервью
Профессор Лариса Шеховцова проводит семинар в приходе храма святителя Петра на Роменской улице
Журнал: № 2 (февраль) 2014Автор: Елена МиловидоваФотограф: Сергей Строителев Опубликовано: 12 февраля 2014
Каких специалистов оно объединяет, чем они могут быть полезны священникам и прихожанам и почему к православным психологам нередко относятся настороженно — об этом мы говорим с председателем общества, доктором психологических наук, профессором Ларисой Шеховцовой.
— Самое главное — понять, чем психолог отличается от священника. Не секрет, что верующие иногда очень подолгу беседуют со священником во время исповеди. Почему? Потому что они заводят разговор о жене, о теще, о детях — обо всем том, что не относится к процессу покаяния. Естественно, эти вопросы можно обсуждать, но не на исповеди. Сегодня возрождается душепопечительская практика священника, которая когда-то была в России. Но она требует времени, а не все батюшки его имеют, да и не все понимают, насколько это важно. Для решения такой задачи на приходе очень полезен православный психолог. Он поможет разобраться с проблемами семьи, воспитания детей, общения. Эти психологические, душевные проблемы мы называем горизонталью. А священник должен работать с вертикалью: с духовными проблемами. Образно говоря, батюшка на приходе — это врач, психолог — помощник врача. Но конечно, человек целостен, и душевное и духовное разделить трудно…
— Напрашивается вывод: лучше всего, если на приходе психолог и священник взаимодействуют. В чем это проявляется в вашем случае?
— В том, что священник не берется за решение каких-то семейных проблем, а направляет прихожанина к нам. А мы, поработав с ним, направляем обратно к батюшке. Типичная иллюстрация. Человек приходит к нам и говорит: я очень часто раздражаюсь, конфликтую в семье, на работе, не могу сдержать гнев. Задача православного психолога — помочь определить причину: это особенности темперамента, недостаток воспитания или какие-то личностные проблемы способствуют развитию страсти? И когда мы обнаруживаем корешок греха — а как писал старец Самсон (Сиверс), важно обнаружить не только грех, но и его корешок, — когда человек «подсечет» этот корешок, осознает почему он так легко раздражается, что мешает ему быть более сдержанным, тогда исповедь станет более глубокой и ему будет легче преодолеть свою страсть. Легче каяться не только в поступке, но преодолевать причину. Далее возрастание духовное, под руководством священника.
— Иными словами, психолог может помочь подготовиться к исповеди?
— Конечно, потому что это одна из проблем сегодняшних прихожан. Казалось бы, так много литературы по подготовке к исповеди, а у современного человека она проходит достаточно формально. Мы не всегда осознаем грехи, не всегда можем вычленить их из повседневной жизненной суеты. Например, у меня однажды была матушка, которая имеет серьезный опыт духовной жизни, регулярно причащается. Она пришла с какой-то проблемой, мы с ней побеседовали. И она сама вдруг говорит: «Так что это, у меня — гордыня?» Я отвечаю: «Вероятно, да». — «А я, — говорит, — этого не понимала». Святые отцы учили, что видеть свои грехи очень трудно. И очень трудно принять себя несовершенного. Мы бессознательно создаем приукрашенный образ себя, чтобы не видеть своей внутренней нечистоты, грязи. Это называется психологической защитой.
— А я думала, что к православным психологам идут невоцерковленные люди. Ведь для крепкого в вере человека, кажется, все предельно ясно: живи по заповедям, а если нарушил, — кайся.
— А разве так легко жить по заповедям? Если человек относится к себе критически, он понимает, что это отнюдь не просто. Мы все главную заповедь знаем: «возлюби ближнего своего, как самого себя», а у кого это получается на деле? Ну, у святых: Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского… Но таких людей ведь единицы.
— Психологи могут помочь возлюбить ближнего?
— Это, конечно, большая, прежде всего духовная, работа, но есть в ней и некоторые психологические моменты. Традиционное утверждение, принимаемое и светскими, и православными психологами: личность формируется рано, до пяти лет. Человек может попросту не понимать, почему у него не получается возлюбить ближнего: может, он, к примеру, в детстве недополучил любви от матери, от отца. В этом случае психолог поможет ему вернуться туда, осознать и отпустить, простить.
— Если бы! Осознать проблему — значит наполовину ее решить. Чаще всего к нам приходят с обвинениями, например: муж такой-сякой, исправьте его. Но я не могу работать с мужем, если пришла жена. Мы разворачиваем процесс на нее, как она себя ведет, каков ее личный вклад в провокацию его поведения. После этого вместе намечаем пути изменения ее поведения. Конечно, идеально, если люди, имеющие проблемы во взаимоотношениях, приходят вместе…
— С чем обычно обращаются прихожане?
— Очень часто — с супружескими проблемами. И если раньше обращались жены, то все чаще инициатором прихода к психотерапевту становится муж. Фобии, невротические, неадекватные реакции — с ними тоже достаточно часто обращаются. Отношения с детьми, гиперактивность ребенка, подростковый возраст — тоже типичные поводы для консультирования. Есть поток обращений, связанный с поиском смысла жизни. Хотя кажется, что для православного человека это вопрос решенный: главный смысл — это спасение души для жизни вечной, но важно найти точку приложения в рамках этой глобальной цели. «Спасение» — это звучит довольно абстрактно. Как спастись? Через какое-то служение: на приходе, профессиональное, через самореализацию?..
— Какие случаи из практики запомнились особенно?
— Супружеские измены. Проблема очень острая, хотя ее и не должно быть… Приходит верующий, который знает, что это тяжкий грех, и рассказывает про страсть, с которой ему тяжело справиться самому. Я работаю с одной такой парой уже несколько лет. Человек потихонечку пытается выйти из этого страстного одержимого состояния, но не скажу, что это просто, а пострадавшему трудно простить…
— С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе приходского консультирования?
— Самые большие проблемы начинаются уже после того, как мы поработали с человеком, наметили путь изменения его ситуации. Через некоторое время встречаешь его — что-то изменилось? Нет. А почему? Потому что нужна работа над собой дальше: ты понял цель, а идти — сил нет. Это бывает и в духовной жизни. Ходим к священнику, по сто раз каемся в одном и том же грехе, потому что, как святитель Феофан Затворник говорил, нет внутренней решимости меняться…
— На приходе храма святителя Петра, митрополита Московского, организован православный лекторий, где запланированы два цикла лекций на год. Первый — по семейной психологии. Там как раз и будем говорить о самом актуальном — проблемах воспитания, отношений, компьютерной, алкогольной зависимости. Прийти может любой желающий. Мы задумали этот цикл как семинар: чтобы пришедшие не только слушали, но задавали вопросы, разбирали с нами какие-то жизненные ситуации, мы им показывали бы какие-то приемы, методы решения важных для них проблем. А второй цикл лекций — по святоотеческой антропологии и психологии — будет читать Юрий Михайлович Зенько, автор книг по православной антропологии и психологии. Это мировоззренческие лекции, формирующие христианский взгляд на человека. Есть у нас уникальное направление: Вера Викторовна Стоякова консультирует матерей детей-инвалидов. «Особенным» детям помогают специалисты из социальных структур, а их матерями не занимается никто. Но в таких семьях масса проблем, особенно когда муж уходит при рождении больного ребенка или запивает с горя… Кроме того, в этом году мы впервые организовали просветительские семинары по психологии для священников — можно сказать, психологический ликбез — и приглашаем всех батюшек. В планах — организовать телефон доверия. В городе, конечно, есть кризисные телефоны, но там в основном работают светские специалисты. А сегодня очень важно, чтобы такая служба была для православных, чтобы отвечал православный психолог, а в идеале — и священник тоже.
— Очевидно, что приходской психолог-консультант сам должен быть духовно опытным человеком. В Обществе православных психологов ведется работа с сотрудниками?
— Да, у нас изначальное условие вступления в общество — это профессиональный диплом плюс собственная духовная жизнь, о которой духовник общества узнает во вступительной беседе с новым человеком. Два года у нас проходили специальные семинары для повышения профессиональной компетентности членов общества. В позапрошлом году в рамках семинара обсуждали проблему страсти: не абстрактно рассказывали на лекции, а делились опытом друг с другом, как, например, преодолевается уныние, зависть. Даже подготовили монографию по материалам этого семинара. Были у нас подобные семинары и по добродетелям. Раз в месяц наш духовник протоиерей Валерий Швецов, который тоже имеет психологическое образование, проводит с нами беседы по духовным вопросам.
— На ваш взгляд, нужно ли сегодня православное консультирование на приходах?
— Думаю, это очень важно. В нашем обществе пока всего четыре консультанта, но скоро, надеюсь, будет больше, и мы могли бы проводить такую работу на многих приходах… В силу небольшого духовного опыта нередко наши прихожане делают крен в сторону обрядовости в ущерб духовной и душевной работе. А без внутренней работы хороших христиан из нас не получится. И психологи могли бы помочь человеку в такой работе, разумеется, с благословения священника.
— Так почему же нередко священники и прихожане настороженно относятся к идее появления психологов на приходах?
— Православная психология только развивается, а настороженное отношение к светской психологии вполне объяснимо: некоторыми светскими специалистами используются оккультные практики, способные нанести вред душе человека. Мы подобных методов не используем… Кроме того, многие еще недостаточно понимают нашу функцию, плохо различают, где душевная работа психолога, а где духовная работа священника. Поэтому сегодня для нас самое главное — информировать людей и налаживать на приходах совместную работу со священниками.
Фельдшеры человеческих душ
— Лариса Филипповна, вы консультируете на приходе, а это сегодня достаточно редкое явление. Ведь рядом находится священник, к которому можно обратиться со всеми вопросами. Или не со всеми? Как понять, когда идти к батюшке, а когда — к психологу?— Самое главное — понять, чем психолог отличается от священника. Не секрет, что верующие иногда очень подолгу беседуют со священником во время исповеди. Почему? Потому что они заводят разговор о жене, о теще, о детях — обо всем том, что не относится к процессу покаяния. Естественно, эти вопросы можно обсуждать, но не на исповеди. Сегодня возрождается душепопечительская практика священника, которая когда-то была в России. Но она требует времени, а не все батюшки его имеют, да и не все понимают, насколько это важно. Для решения такой задачи на приходе очень полезен православный психолог. Он поможет разобраться с проблемами семьи, воспитания детей, общения. Эти психологические, душевные проблемы мы называем горизонталью. А священник должен работать с вертикалью: с духовными проблемами. Образно говоря, батюшка на приходе — это врач, психолог — помощник врача. Но конечно, человек целостен, и душевное и духовное разделить трудно…
— Напрашивается вывод: лучше всего, если на приходе психолог и священник взаимодействуют. В чем это проявляется в вашем случае?
— В том, что священник не берется за решение каких-то семейных проблем, а направляет прихожанина к нам. А мы, поработав с ним, направляем обратно к батюшке. Типичная иллюстрация. Человек приходит к нам и говорит: я очень часто раздражаюсь, конфликтую в семье, на работе, не могу сдержать гнев. Задача православного психолога — помочь определить причину: это особенности темперамента, недостаток воспитания или какие-то личностные проблемы способствуют развитию страсти? И когда мы обнаруживаем корешок греха — а как писал старец Самсон (Сиверс), важно обнаружить не только грех, но и его корешок, — когда человек «подсечет» этот корешок, осознает почему он так легко раздражается, что мешает ему быть более сдержанным, тогда исповедь станет более глубокой и ему будет легче преодолеть свою страсть. Легче каяться не только в поступке, но преодолевать причину. Далее возрастание духовное, под руководством священника.
— Иными словами, психолог может помочь подготовиться к исповеди?
— Конечно, потому что это одна из проблем сегодняшних прихожан. Казалось бы, так много литературы по подготовке к исповеди, а у современного человека она проходит достаточно формально. Мы не всегда осознаем грехи, не всегда можем вычленить их из повседневной жизненной суеты. Например, у меня однажды была матушка, которая имеет серьезный опыт духовной жизни, регулярно причащается. Она пришла с какой-то проблемой, мы с ней побеседовали. И она сама вдруг говорит: «Так что это, у меня — гордыня?» Я отвечаю: «Вероятно, да». — «А я, — говорит, — этого не понимала». Святые отцы учили, что видеть свои грехи очень трудно. И очень трудно принять себя несовершенного. Мы бессознательно создаем приукрашенный образ себя, чтобы не видеть своей внутренней нечистоты, грязи. Это называется психологической защитой.
— А я думала, что к православным психологам идут невоцерковленные люди. Ведь для крепкого в вере человека, кажется, все предельно ясно: живи по заповедям, а если нарушил, — кайся.
— А разве так легко жить по заповедям? Если человек относится к себе критически, он понимает, что это отнюдь не просто. Мы все главную заповедь знаем: «возлюби ближнего своего, как самого себя», а у кого это получается на деле? Ну, у святых: Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского… Но таких людей ведь единицы.
— Психологи могут помочь возлюбить ближнего?
— Это, конечно, большая, прежде всего духовная, работа, но есть в ней и некоторые психологические моменты. Традиционное утверждение, принимаемое и светскими, и православными психологами: личность формируется рано, до пяти лет. Человек может попросту не понимать, почему у него не получается возлюбить ближнего: может, он, к примеру, в детстве недополучил любви от матери, от отца. В этом случае психолог поможет ему вернуться туда, осознать и отпустить, простить.
Исправьте мне мужа!
— Работа с психологом начинается с того, что человек осознал какую-то проблему?— Если бы! Осознать проблему — значит наполовину ее решить. Чаще всего к нам приходят с обвинениями, например: муж такой-сякой, исправьте его. Но я не могу работать с мужем, если пришла жена. Мы разворачиваем процесс на нее, как она себя ведет, каков ее личный вклад в провокацию его поведения. После этого вместе намечаем пути изменения ее поведения. Конечно, идеально, если люди, имеющие проблемы во взаимоотношениях, приходят вместе…
— С чем обычно обращаются прихожане?
— Очень часто — с супружескими проблемами. И если раньше обращались жены, то все чаще инициатором прихода к психотерапевту становится муж. Фобии, невротические, неадекватные реакции — с ними тоже достаточно часто обращаются. Отношения с детьми, гиперактивность ребенка, подростковый возраст — тоже типичные поводы для консультирования. Есть поток обращений, связанный с поиском смысла жизни. Хотя кажется, что для православного человека это вопрос решенный: главный смысл — это спасение души для жизни вечной, но важно найти точку приложения в рамках этой глобальной цели. «Спасение» — это звучит довольно абстрактно. Как спастись? Через какое-то служение: на приходе, профессиональное, через самореализацию?..
— Какие случаи из практики запомнились особенно?
— Супружеские измены. Проблема очень острая, хотя ее и не должно быть… Приходит верующий, который знает, что это тяжкий грех, и рассказывает про страсть, с которой ему тяжело справиться самому. Я работаю с одной такой парой уже несколько лет. Человек потихонечку пытается выйти из этого страстного одержимого состояния, но не скажу, что это просто, а пострадавшему трудно простить…
— С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе приходского консультирования?
— Самые большие проблемы начинаются уже после того, как мы поработали с человеком, наметили путь изменения его ситуации. Через некоторое время встречаешь его — что-то изменилось? Нет. А почему? Потому что нужна работа над собой дальше: ты понял цель, а идти — сил нет. Это бывает и в духовной жизни. Ходим к священнику, по сто раз каемся в одном и том же грехе, потому что, как святитель Феофан Затворник говорил, нет внутренней решимости меняться…
Психологический ликбез для батюшки
— Петербургскому обществу православных психологов исполнилось пять лет. Расскажите о работе, которую вы ведете.— На приходе храма святителя Петра, митрополита Московского, организован православный лекторий, где запланированы два цикла лекций на год. Первый — по семейной психологии. Там как раз и будем говорить о самом актуальном — проблемах воспитания, отношений, компьютерной, алкогольной зависимости. Прийти может любой желающий. Мы задумали этот цикл как семинар: чтобы пришедшие не только слушали, но задавали вопросы, разбирали с нами какие-то жизненные ситуации, мы им показывали бы какие-то приемы, методы решения важных для них проблем. А второй цикл лекций — по святоотеческой антропологии и психологии — будет читать Юрий Михайлович Зенько, автор книг по православной антропологии и психологии. Это мировоззренческие лекции, формирующие христианский взгляд на человека. Есть у нас уникальное направление: Вера Викторовна Стоякова консультирует матерей детей-инвалидов. «Особенным» детям помогают специалисты из социальных структур, а их матерями не занимается никто. Но в таких семьях масса проблем, особенно когда муж уходит при рождении больного ребенка или запивает с горя… Кроме того, в этом году мы впервые организовали просветительские семинары по психологии для священников — можно сказать, психологический ликбез — и приглашаем всех батюшек. В планах — организовать телефон доверия. В городе, конечно, есть кризисные телефоны, но там в основном работают светские специалисты. А сегодня очень важно, чтобы такая служба была для православных, чтобы отвечал православный психолог, а в идеале — и священник тоже.
— Очевидно, что приходской психолог-консультант сам должен быть духовно опытным человеком. В Обществе православных психологов ведется работа с сотрудниками?
— Да, у нас изначальное условие вступления в общество — это профессиональный диплом плюс собственная духовная жизнь, о которой духовник общества узнает во вступительной беседе с новым человеком. Два года у нас проходили специальные семинары для повышения профессиональной компетентности членов общества. В позапрошлом году в рамках семинара обсуждали проблему страсти: не абстрактно рассказывали на лекции, а делились опытом друг с другом, как, например, преодолевается уныние, зависть. Даже подготовили монографию по материалам этого семинара. Были у нас подобные семинары и по добродетелям. Раз в месяц наш духовник протоиерей Валерий Швецов, который тоже имеет психологическое образование, проводит с нами беседы по духовным вопросам.
Протоиерей Валерий Швецов, духовник Общества православных психологов, раз в месяц проводит беседы по духовным вопросам
— На ваш взгляд, нужно ли сегодня православное консультирование на приходах?
— Думаю, это очень важно. В нашем обществе пока всего четыре консультанта, но скоро, надеюсь, будет больше, и мы могли бы проводить такую работу на многих приходах… В силу небольшого духовного опыта нередко наши прихожане делают крен в сторону обрядовости в ущерб духовной и душевной работе. А без внутренней работы хороших христиан из нас не получится. И психологи могли бы помочь человеку в такой работе, разумеется, с благословения священника.
— Так почему же нередко священники и прихожане настороженно относятся к идее появления психологов на приходах?
— Православная психология только развивается, а настороженное отношение к светской психологии вполне объяснимо: некоторыми светскими специалистами используются оккультные практики, способные нанести вред душе человека. Мы подобных методов не используем… Кроме того, многие еще недостаточно понимают нашу функцию, плохо различают, где душевная работа психолога, а где духовная работа священника. Поэтому сегодня для нас самое главное — информировать людей и налаживать на приходах совместную работу со священниками.
Беседовала Елена Миловидова