Футбол объединяет
Когда Церковь приходит к людям несчастным, больным, обездоленным в больницы, тюрьмы, приюты — это понятно. Но зачем священнику идти к тем, кто в силе самостоятельно прийти в храм, если не сегодня, то завтра? Зачем пытаться из нецерковного коллектива сделать общину? Ответить на эти вопросы нам помог иерей Глеб Грозовский, занимающийся духовным окормлением самой успешной и богатой футбольной команды России — санкт-петербургского «Зенита».
Раздел: Крупный план
Когда Церковь приходит к людям несчастным, больным, обездоленным в больницы, тюрьмы, приюты — это понятно. Но зачем священнику идти к тем, кто в силе самостоятельно прийти в храм, если не сегодня, то завтра? Зачем пытаться из нецерковного коллектива сделать общину? Ответить на эти вопросы нам помог иерей Глеб Грозовский, занимающийся духовным окормлением самой успешной и богатой футбольной команды России — санкт-петербургского «Зенита».
Отец Глеб Грозовский тоже уверен в объединяющей силе самой популярной в мире игры и тем оправдывает чаяния болельщиков «Зенита». У него для этого есть все основания. С восьми лет он занимался в футбольной школе «Зенит» вместе с будущими звездами петербургского клуба — Александром Кержаковым и Александром Пановым. Среди его достижений звание лучшего бомбардира на юношеском международном турнире в Германии. Играл он и за сборную Санкт-Петербурга, в которую входил Вячеслав Малафеев (теперь основной вратарь «Зенита» и сборной России), и несколько месяцев — за профессиональный клуб Второго дивизиона «Динамо» (Санкт-Петербург). Но карьера игрока не сложилась: в 17 лет он перенес операцию на коленном суставе и решил «выйти из игры». Пойдя по стопам отца (известного петербургского протоиерея Виктора Грозовского), Глеб тоже принял сан.
Однако футбольной темы избежать пастырю не удалось. Старая профессия и диплом тренера (он окончил Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта) пригодились в работе со студентами семинарии (которую он и сам закончил) в «Детской деревне — SOS Пушкин», где священник учит детей играть в футбол, а после тренировки напоминает им о Боге. А еще — в межконфессиональном и межнациональном футбольном турнире «Кубок дружбы» в Петербурге, который отец Глеб помогал организовывать. В 2007 году по просьбе руководства «Зенита» он согласился сопровождать команду во время поездки в Казань на матч с местным «Рубином». С тех пор он по мере сил участвует в жизни «сине-бело-голубых»: беседует с ними и, если они просят, исповедует и причащает. За отцом Глебом даже закрепилось звание «командного капеллана».
Что мешает, что помогает?
Когда пастырь приходит в нецерковную общину, какую задачу он ставит перед собой? Сделать из нее общину церковную? Окормлять отдельных людей, которые сами об этом просят? По мнению отца Глеба, священник, попадая в подобный коллектив, прежде всего должен оставаться самим собой — православным христианином. И именно на этом основании выстраивать ту или иную модель поведения.
Одна из нравственных проблем, сопровождающих жизнь команды во время тренировки и во время матча — сквернословие. Спорт — мужское занятие, и какие слова в ходу у русских мужиков, не стоит напоминать. Но есть и другие примеры:
В командных видах спорта футболист ответственен еще и перед своими партнерами. Если он играет спустя рукава, это сказывается на игре команды в целом. Потому не только давление общественности может разрушить команду, но и личные амбиции, психологические разногласия между игроками и тренером. «Можно играть и не думать больше ни о ком, а можно играть, понуждая себя бороться с эгоизмом. Не игра в футбол разделяет людей, — считает отец Глеб, — а отношение к игре разрушает человеческие отношения».
Капеллан «Зенита»
Диалог на футбольном интернет-форуме:
— Когда Данни выскочил один на один, я так и закричал внутренне: «Лови на финте, смещайся в сторону и закатывай уже в пустые!» Но при этом умом понимал, что сейчас все будет «как обычно». Это сглаз. Куда смот-рит «командный» духовник отец Глеб? Надо срочно «отчитывать» Мигеля!
— Духовник? Мама дорогая! А для придерживающихся неправославных взглядов руководство клуба нанимает духовных лиц?
— Это еще один прихлебатель в рясе. Как мухи они липнут к звездам.
— За что вы так Церковь не любите? Сейчас везде священники. Это нормально.
— Да нет, он симпатичный батюшка, да еще и футбольный. Помните фильм про буддийских монахов, которые тайком смотрели чемпионат мира и играли в футбол, пока старшие не видят. Футбол объединяет…
Диалог на футбольном интернет-форуме:
— Когда Данни выскочил один на один, я так и закричал внутренне: «Лови на финте, смещайся в сторону и закатывай уже в пустые!» Но при этом умом понимал, что сейчас все будет «как обычно». Это сглаз. Куда смот-рит «командный» духовник отец Глеб? Надо срочно «отчитывать» Мигеля!
— Духовник? Мама дорогая! А для придерживающихся неправославных взглядов руководство клуба нанимает духовных лиц?
— Это еще один прихлебатель в рясе. Как мухи они липнут к звездам.
— За что вы так Церковь не любите? Сейчас везде священники. Это нормально.
— Да нет, он симпатичный батюшка, да еще и футбольный. Помните фильм про буддийских монахов, которые тайком смотрели чемпионат мира и играли в футбол, пока старшие не видят. Футбол объединяет…
Отец Глеб Грозовский тоже уверен в объединяющей силе самой популярной в мире игры и тем оправдывает чаяния болельщиков «Зенита». У него для этого есть все основания. С восьми лет он занимался в футбольной школе «Зенит» вместе с будущими звездами петербургского клуба — Александром Кержаковым и Александром Пановым. Среди его достижений звание лучшего бомбардира на юношеском международном турнире в Германии. Играл он и за сборную Санкт-Петербурга, в которую входил Вячеслав Малафеев (теперь основной вратарь «Зенита» и сборной России), и несколько месяцев — за профессиональный клуб Второго дивизиона «Динамо» (Санкт-Петербург). Но карьера игрока не сложилась: в 17 лет он перенес операцию на коленном суставе и решил «выйти из игры». Пойдя по стопам отца (известного петербургского протоиерея Виктора Грозовского), Глеб тоже принял сан.
Однако футбольной темы избежать пастырю не удалось. Старая профессия и диплом тренера (он окончил Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта) пригодились в работе со студентами семинарии (которую он и сам закончил) в «Детской деревне — SOS Пушкин», где священник учит детей играть в футбол, а после тренировки напоминает им о Боге. А еще — в межконфессиональном и межнациональном футбольном турнире «Кубок дружбы» в Петербурге, который отец Глеб помогал организовывать. В 2007 году по просьбе руководства «Зенита» он согласился сопровождать команду во время поездки в Казань на матч с местным «Рубином». С тех пор он по мере сил участвует в жизни «сине-бело-голубых»: беседует с ними и, если они просят, исповедует и причащает. За отцом Глебом даже закрепилось звание «командного капеллана».
Что мешает, что помогает?
Когда пастырь приходит в нецерковную общину, какую задачу он ставит перед собой? Сделать из нее общину церковную? Окормлять отдельных людей, которые сами об этом просят? По мнению отца Глеба, священник, попадая в подобный коллектив, прежде всего должен оставаться самим собой — православным христианином. И именно на этом основании выстраивать ту или иную модель поведения.
— Когда священник смотрит на человека, пусть его глаза лучатся любовью, он должен быть генератором добра для окружающих, — говорит отец Глеб. — Быть открытым, доступным, доброжелательным. «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» — вот апостольский девиз миссионера. И, конечно, не стоит быть навязчивым. Необходимы такт и чувство юмора. В зависимости от ситуации нужно отвечать или молчать… Сложность в том, что «мои» футболисты в большинстве своем не прихожане, а захожане. Лишь несколько человек регулярно исповедуются и причащаются. Поэтому миссионерская работа здесь необходима. Если футболисты видят, что священник не далекое и необычное существо в торжественном одеянии и с большим животом, а вполне нормальный человек, который тоже способен поддерживать себя в хорошей спортивной форме, он станет для них объектом не насмешек, а уважения и почтения. При этом все они понимают, что забота о теле — не самоцель, что помимо игры есть в жизни другие устремления.
Одна из нравственных проблем, сопровождающих жизнь команды во время тренировки и во время матча — сквернословие. Спорт — мужское занятие, и какие слова в ходу у русских мужиков, не стоит напоминать. Но есть и другие примеры:
— Полузащитник «Зенита» Сергей Семак — очень образованный и воспитанный человек, — рассказывает отец Глеб, — возможно, даже когда-нибудь станет священником, по крайней мере, его душевные качества очень к этому располагают. Когда-то за честную игру он получал приз «джентльмен года» от газеты «Комсомольской правды». Бабушка моей жены после общения с ним была поражена, что спортсмены могут быть такими мягкими, вежливыми и тактичными. В конце концов, духовные запросы у футболистов такие же, как и у других людей. Портит их слава или нет, гоняются они за большими зарплатами или относятся к своему делу с любовью — все зависит от воспитания.
Бороться с эгоизмом
Жизнь профессионального спортсмена, если он хочет достичь больших высот, должна быть строго поделена на две части: спорт и семья. «Почти все спортсмены — трудоголики, — говорит отец Глеб, — для них часто не существует ничего другого, кроме тренировок и личной жизни». Если это правило не соблюдается, если светская жизнь отнимает слишком много времени, средний спортсмен никогда не станет хорошим, а хороший — великим. Конечно, подобное можно сказать о человеке любой профессии. Но спортсмены всегда на виду, как это ни банально, они — образцы для подражания. Например, до середины 2000‑х мальчики играли в западных футболистов: «Я — Рональдо, я — Рауль, я — Бэкхэм». Теперь они играют в «Аршавина и Кержакова».
Бороться с эгоизмом
Жизнь профессионального спортсмена, если он хочет достичь больших высот, должна быть строго поделена на две части: спорт и семья. «Почти все спортсмены — трудоголики, — говорит отец Глеб, — для них часто не существует ничего другого, кроме тренировок и личной жизни». Если это правило не соблюдается, если светская жизнь отнимает слишком много времени, средний спортсмен никогда не станет хорошим, а хороший — великим. Конечно, подобное можно сказать о человеке любой профессии. Но спортсмены всегда на виду, как это ни банально, они — образцы для подражания. Например, до середины 2000‑х мальчики играли в западных футболистов: «Я — Рональдо, я — Рауль, я — Бэкхэм». Теперь они играют в «Аршавина и Кержакова».
— Спортсмен ответственен перед болельщиками, семьей, страной и своей совестью, — говорит отец Глеб. — Важно учитывать и тот факт, что футболист, как и любой человек, нуждается и в похвале, и в критике. Болельщики и СМИ то хвалят, то ругают футболиста в зависимости не столько от способностей, сколько от его работоспособности и самоотдачи. Спортсмен похож на того, над кем вершится суд. Сегодня «осанна» — завтра «распни». Можно, конечно, абстрагироваться от внешнего мнения и замкнуться в себе, что и делают некоторые «обжегшиеся на воде» футболисты, не давая никому никаких интервью.
В командных видах спорта футболист ответственен еще и перед своими партнерами. Если он играет спустя рукава, это сказывается на игре команды в целом. Потому не только давление общественности может разрушить команду, но и личные амбиции, психологические разногласия между игроками и тренером. «Можно играть и не думать больше ни о ком, а можно играть, понуждая себя бороться с эгоизмом. Не игра в футбол разделяет людей, — считает отец Глеб, — а отношение к игре разрушает человеческие отношения».
Кстати, отец Глеб начал духовно опекать «Зенит» в 2007 году, и в том же году команда впервые стала чемпионом, а еще через год выиграла два международных трофея. Но мы ведь не верим в магию, правда? Помимо мастерства Лучано Спалетти, умелой трансферной политики и поддержки болельщиков, наверно, помогает клубу и скромная работа командного капеллана. А сегодня можно говорить уже о тенденции подобного миссионерства в спортивных клубах: есть «свой» священник в хоккейном «СКА» и баскетбольном «Спартаке».