Православная миссия в России
По епархиям завели мы миссионеров — уездных, окружных и епархиальных. Стали привлекать на службу миссии и лиц с высшим богословским образованием… И, как только стали заводить миссионеров, сразу же столкнулись с необходимостью средств на их содержание, с необходимостью дать им и определенное правовое положение в Церкви, а затем, естественно, и в государстве. Вот тут-то и началась своего рода трагедия миссии: трагедия материальная и правовая!.. Всюду раздавался вопль: «денег на местах нет»!.. — сыпались ходатайства в Святейший Синод, сам в своем бюджете стоящий почти во всецелой зависимости от государства!.. То же, что у него еще оставалось своего, давно уже расплылось по сметным § § -м… Выкраивали, впрочем, иногда из этих § § -в какую-либо сотню или тысяченку, но и это стоило таких усилий, что отпадала охота на подобные экскурсии… А для того, чтобы поставить наши миссии на прочный путь государственного их обеспечения, тем признав за ними и государственное значение, — не хватало дерзновения… да и только ли дерзновения?!. А правовое положение? До 1908 года наши миссионеры, даже высшего ранга — епархиальные, трактовались как «наймиты», обязанные служить в епархии положительно чуть ли не рассыльному консистории. Кой-какие права на епархиальном мире они получили лишь в 1888 году, и значительно большие — в 1908 году, когда вышли особые «Правила об устройстве внутренней миссии». С этого времени епархиальные миссии вздохнули значительно легче и повели дело свое интенсивней. Но государственных прав на пенсию наши миссионеры, даже с академическим образованием, и доселе не имеют!.. Скажут: «идейные борцы за Церковь» пойдут в миссию, не взирая ни на какие лишения!.. Так-то так! Да вот беда в чем: почему же это мерило применять только к миссионерам?! И почему бы говорящим так — самим не поработать на миссионерской ниве в таких условиях хотя бы с годок, чтобы, при свете собственного опыта, решать столь сложный «идейный» вопрос.
К вопросу о реформе церковных приходов. Профессор-протоиерей Тимофей Буткевич
Нормально поставленная приходская жизнь есть могущественнейшее средство в руках православных миссионеров для ведения борьбы с разного рода сектантами и раскольниками, и потому нельзя не радоваться заботам о возможно-лучшем устроении приходской жизни. Но… самый безукоризненный и самый благожелательный закон о приходе только тогда будет иметь свое практическое значение, когда 1., предварительно будет гарантирован достаточный контингент достойных кандидатов на должность приходских священников, 2., когда будут твердо поставлены и вполне обеспечены церковно-приходские школы, 3., когда приходские церкви будут разгружены от непосильных для них налогов и взносов и, наконец, 4., когда будет оказываема народу помощь в построении церквей в захолустных хуторах и деревнях. Но, при наличности этих благоприятных условий приходской жизни, едва ли и будет нужда в каких-либо законопроектах…
История
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1912–1914 гг. на Громовском старообрядческом кладбище (нынешний адрес: Старообрядческая ул., д. 8). Она стала кафедральным храмом Санкт-Петербургско-Тверской епархии Белокриницкого согласия (крупнейшего течения в русском старообрядчестве). При Громовском кладбище размещалось также благотворительное епархиальное братство, старообрядческая библиотека имени епископа Виталия (Бажанова), начальная школа и школа певчих. В 1919 г. храм передан в бессрочное и бесплатное пользование старообрядческой общине. В апреле 1932 г. было арестовано всё духовенство епархиального центра, в том числе епископ Геронтий, большинство певчих, постоянные прихожане Покровского и других храмов. Последние богослужения в Покровской церкви состоялись на Пасху 16–18 апреля 1933 г. В феврале 1939 г. церковь была снесена.
Сектанты и война. Миссионер П-ский
Ныне баптисты по всей Руси ведут усиленные сборы пожертвований на увеличение пропаганды своей секты в России и, в частности, в армии… [Поэтому] необходимо оставить и ныне в полной силе воспрещение производить в офицерские чины лиц, принадлежащих к сектам молокан, баптистов и им родственным сектам… Армия — это та же школа и даже, по дисциплине своей, выше школы: солдат обязан безусловным послушанием офицеру. Офицер же в армии является носителем не только физической силы, но и более важной силы — духовной. Он обязан и сам быть всецело преданным основным устоям русской государственности и в солдатах насаждать и укреплять преданность тем же устоям. Но если принять во внимание присущий молоканам и особенно баптистам дух прозелитизма, не оставляющий их нигде, да еще предоставить им власть офицерских чинов в армии, то последствия от этого будут весьма печальны для государства и Церкви. И теперь уже от пропаганды сектантства в армии стонут православные приходы, куда возвращаются с военной службы нижние чины, совращенные в армии в секту; но с допущением сектантов в офицерские чины таких пропагандистов секты из солдат армия будет поставлять в сельские православные приходы неизмеримо больше… За отличием в чинах необходимо должно последовать и отличие в орденах. Ордена же в России связаны с символами (как крест) и святыми именами Церкви Православной, кои похуляются молоканами, баптистами и другими сектантами. И для православных будет весьма прискорбно видеть эти свои святые символы на сектантах!..
Мысли о приходской миссии. Священник Николай Платонов
В Петрограде, при руководстве местных специальных деятелей миссии, сейчас устраиваются при некоторых церквах «Православные миссионерские братства во имя Воскресения Христова», в соответствии с общим уставом их, утвержденным как епархиальной, так и гражданской властью. Цель братств — объединить под кровом приходских храмов народные силы в интересах православной миссии… Братства эти преследуют прежде всего положительные задачи. Поднять православное сознание в братчиках — необходимое условие для борьбы с сектантством. Братства считают необходимым всю свою деятельность основывать на молитве, как начале, без которого не может устрояться христианская жизнь. Братчики привлекаются к молитве путем организации особых молитвенных собраний братства: молебнов с общим пением братчиков, чтения акафистов, паломничеств к святыням и пр. Кроме того, братчики настойчиво призываются к совершению утренней и вечерней молитвы у себя дома… Братства устраивают воскресные школы, ведут чтения религиозно-нравственного и патриотического характера, распространяют просветительскую литературу, побуждают к работе на пользу ближних и проч… Братства устраивают «Детские союзы», в которые объединяются дети отроческого возраста разных слоев прихода. Устраиваются специально детские собрания, предлагаются тут доступные детям беседы, ведутся чтения с туманными картинами (изображения на светлом экране, показываемые при помощи проекционного фонаря. — Прим. ред.). Эти союзы при братствах насчитывают до 400–500 с лишком членов.