Февраль 1916 года

«Машина времени „Церковного вестника“» — так называется новая рубрика нашего журнала. В ней будут публиковаться отрывки из публицистических, аналитических, новостных и даже рекламных текстов, напечатанных в «Церковном вестнике» ровно сто лет назад, месяц в месяц. Вместе с авторами журнала — прародителя «Воды живой» мы встретим революцию и Гражданскую войну, станем свидетелями событий Поместного собора и первых гонений на Церковь.
  В феврале 1916 года началась битва при Вердене, Б. В. Штюрмер сменил И. Л. Горемыкина на посту председателя Совета министров Российской империи, в издательстве «Взял» вышла поэма Вл. Мая­ковского «Флейта-позвоночник». «Церковный вестник» в феврале 1916 года писал о безденежье и бесправии православного миссионера, формулировал основные потребности православного прихода, негодовал на засилье сектантов в армии, радовался успехам петроградских братств
Раздел: Via Historica
Февраль 1916 года
Журнал: № 2 (февраль) 2016Страницы: 56 Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 1 февраля 2016

Православная миссия в России

По епархиям завели мы миссионеров — уездных, окружных и епархиальных. Стали привлекать на службу миссии и лиц с высшим богословским образованием… И, как только стали заводить миссионеров, сразу же столкнулись с необ­ходимостью средств на их содержание, с необходимостью дать им и определенное правовое положение в Церкви, а затем, естественно, и в государстве. Вот тут-то и началась своего рода трагедия миссии: трагедия материальная и правовая!.. Всюду раздавался вопль: «денег на местах нет»!.. — сыпались ходатайства в Святейший Синод, сам в своем бюджете стоящий почти во всецелой зависимости от государства!.. То же, что у него еще оставалось своего, давно уже расплылось по сметным § § -м… Выкраивали, впрочем, иногда из этих § § -в какую-либо сотню или тысяченку, но и это стоило таких усилий, что отпадала охота на подобные экскурсии… А для того, чтобы поставить наши миссии на прочный путь государственного их обеспечения, тем признав за ними и государственное значение, — не хватало дерзновения… да и только ли дерзновения?!. А правовое положение? До 1908 года наши миссионеры, даже высшего ранга — епархиальные, трактовались как «наймиты», обязанные служить в епархии положительно чуть ли не рассыльному консистории. Кой-какие права на епархиальном мире они получили лишь в 1888 году, и значительно большие — в 1908 году, когда вышли особые «Правила об устройстве внутренней миссии». С этого времени епархиальные миссии вздохнули значительно легче и повели дело свое интенсивней. Но государственных прав на пенсию наши миссионеры, даже с академическим образованием, и доселе не имеют!.. Скажут: «идейные борцы за Церковь» пойдут в миссию, не взирая ни на какие лишения!.. Так-то так! Да вот беда в чем: почему же это мерило применять только к миссионерам?! И почему бы говорящим так — самим не поработать на миссионерской ниве в таких условиях хотя бы с годок, чтобы, при свете собственного опыта, решать столь сложный «идейный» вопрос.

К вопросу о реформе церковных приходов. Профессор-протоиерей Тимофей Буткевич

Нормально поставленная приходская жизнь есть могущественнейшее средство в ру­ках православных миссионеров для ведения борьбы с разного рода сектантами и раскольниками, и потому нельзя не радоваться заботам о возможно-лучшем устроении приходской жизни. Но… самый безукоризненный и самый благожелательный закон о приходе только тогда будет иметь свое практическое значение, когда 1., предварительно будет гарантирован достаточный контингент достойных кандидатов на должность приходских священников, 2., когда будут твердо поставлены и вполне обеспечены церковно-приходские школы, 3., когда приходские церкви будут разгружены от непосильных для них налогов и взносов и, наконец, 4., когда будет оказываема народу помощь в построении церквей в захолустных хуторах и деревнях. Но, при наличности этих благоприятных условий приходской жизни, едва ли и будет нужда в каких-либо законопроектах…


История

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1912–1914 гг. на Громовском старообрядческом кладбище (нынешний адрес: Старообрядческая ул., д. 8). Она стала кафедральным храмом Санкт-Петербургско-Тверской епархии Белокриницкого согласия (крупнейшего течения в русском старообрядчестве). При Громовском кладбище размещалось также благотворительное епархиальное братство, старообрядческая библиотека имени епископа Виталия (Бажанова), начальная школа и школа певчих. В 1919 г. храм передан в бессрочное и бесплатное пользование старообрядческой общине. В апреле 1932 г. было арестовано всё духовенство епархиального центра, в том числе епископ Геронтий, большинство певчих, постоянные прихожане Покровского и других храмов. Последние богослужения в Покровской церкви состоялись на Пасху  16–18 апреля 1933 г. В феврале 1939 г. церковь была снесена.

Сектанты и война. Миссионер П-ский

Ныне баптисты по всей Руси ведут усиленные сборы пожертвований на увеличение пропаганды своей секты в России и, в частности, в армии… [Поэтому] необходимо оставить и ныне в полной силе воспрещение производить в офицерские чины лиц, принадлежащих к сектам молокан, баптистов и им родственным сектам… Армия — это та же школа и даже, по дисциплине своей, выше школы: солдат обязан безусловным послушанием офицеру. Офицер же в армии является носителем не только физической силы, но и более важной силы — духовной. Он обязан и сам быть всецело преданным основным устоям русской государственности и в солдатах насаждать и укреплять преданность тем же устоям. Но если принять во внимание присущий молоканам и особенно баптистам дух прозелитизма, не оставляющий их нигде, да еще предоставить им власть офицерских чинов в армии, то последствия от этого будут весьма печальны для государства и Церкви. И теперь уже от пропаганды сектантства в армии стонут православные приходы, куда возвращаются с военной службы нижние чины, совращенные в армии в секту; но с допущением сектантов в офицерские чины таких пропагандистов секты из солдат армия будет поставлять в сельские православные приходы неизмеримо больше… За отличием в чинах необходимо должно последовать и отличие в орденах. Ордена же в России связаны с символами (как крест) и святыми именами Церкви Православной, кои похуляются молоканами, баптистами и другими сектантами. И для православных будет весьма прискорбно видеть эти свои святые символы на сектантах!..


Мысли о приходской миссии. Священник Николай Платонов

В Петрограде, при руководстве местных специальных деятелей миссии, сейчас устраиваются при некоторых церквах «Православные миссионерские братства во имя Воскресения Христова», в соответствии с общим уставом их, утвержденным как епархиальной, так и гражданской властью. Цель братств — объединить под кровом приходских храмов народные силы в интересах православной миссии… Братства эти преследуют прежде всего положительные задачи. Поднять православное сознание в братчиках — необходимое условие для борьбы с сектантством. Братства считают необходимым всю свою деятельность основывать на молитве, как начале, без которого не может устрояться христианская жизнь. Братчики привлекаются к молитве путем организации особых молитвенных собраний братства: молебнов с общим пением братчиков, чтения акафистов, паломничеств к святыням и пр. Кроме того, братчики настойчиво призываются к совершению утренней и вечерней молитвы у себя дома… Братства устраивают воскресные школы, ведут чтения религиозно-нравственного и патриотического характера, распространяют просветительскую литературу, побуждают к работе на пользу ближних и проч… Братства устраивают «Детские союзы», в которые объединяются дети отроческого возраста разных слоев прихода. Устраиваются специально детские собрания, предлагаются тут доступные детям беседы, ведутся чтения с туманными картинами (изображения на светлом экране, показываемые при помощи проекционного фонаря. — Прим. ред.). Эти союзы при братствах насчитывают до 400–500 с лишком членов.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Via Historica"

10 октября, четверг
rss

№ 2 (февраль) 2016

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Острый угол / ЛЮТЕРАНСТВО: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ. Петербургский пастор о том, кто такие современные лютеране
/ Острый угол / Сменить конфессию
/ Интервью / Миссия на языке жирафа
/ Крупный план / ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (ЧАСТЬ 2)
/ Крупный план / ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (ЧАСТЬ 1)
/ Крупный план / ЦЕРКОВНЫЕ СМИ: ДЛЯ ВСЕХ ИЛИ ДЛЯ СВОИХ?
/ Via Historica / Февраль 1916 года
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / МАРТИН ЛЮТЕР - ПРОТЕСТАНТ ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / Дорога длиною в 95 лет
/ По душам / ДОБРЫЙ ДОКТОР
/ По душам / НАС СЧИТАЮТ ЮРОДИВЫМИ
/ Приход / Храм на дальней станции (Часть 2). Реабилитационный центр в Сологубовке
/ Приход / Храм на дальней станции (Часть 1). Реабилитационный центр в Сологубовке
/ Служение / ИГРЫ АНГЕЛОВ
/ Служение / МУЗЫКАЛЬНАЯ АБВГДЕЙКА
/ Служение / МИТРОПОЛИТ ВАРСОНОФИЙ: ВСЕХ ПОМНЮ. ЗА ВСЕХ МОЛЮСЬ
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Безответность в любви — взгляд священника
Истории рифмуются с удивительной точностью
УБИТЬ ОТЦА НИКОЛАЯ