Феномен поклонения
После канонизации царской семьи по разным причинам до сих пор не установилось почитание места ее захоронения. Несмотря на прославление царственных страстотерпцев, Церковь пока не вынесла заключения насчет подлинности их останков. Однако, словно бы взамен, в околоцерковной среде довольно популярно почитание Григория Распутина: в Царском Селе не прекращаются паломничества к памятным местам, связанным с этим человеком. Имеет ли это явление церковно-исторические основания?
Раздел: АКТУАЛЬНО
После канонизации царской семьи по разным причинам до сих пор не установилось почитание места ее захоронения. Несмотря на прославление царственных страстотерпцев, Церковь пока не вынесла заключения насчет подлинности их останков. Однако, словно бы взамен, в околоцерковной среде довольно популярно почитание Григория Распутина: в Царском Селе не прекращаются паломничества к памятным местам, связанным с этим человеком. Имеет ли это явление церковно-исторические основания?
Занимательная география
На северной границе Александровского парка стоит поклонный крест, к которому стекаются группы людей… в память о Распутине. «Сей крест водружен на месте часовни во имя прп. Серафима Саровского, в которой в декабре 1916 года погребено было тело убиенного царева друга старца Григория Распутина», гласит надпись на кресте. С заботой о почитателях «старца» даже приписаны (за его подписью) слова: «Боже, храни своих». Это место овеяно легендами, которые без устали пересказывают на разные лады средства массовой информации и художественные очерки. Так появились «Тайна Александровского парка», «Правда о Григории Распутине»… В последние пару лет информация стала более радикальной: появились публикации, где сообщается, что храм вообще был заложен над могилой Распутина. А был ли храм? И причем тут, все-таки, Распутин?
— Я занималась изучением этой территории, — рассказывает Галина Викторовна Семенова, старший научный сотрудник ГМП «Царское Село». — Архивные документы подтверждают, что этот участок земли императрица уступила своей подруге Анне Вырубовой, где та заложила лазарет — убежище для инвалидов во имя святого Серафима Саровского. К тому времени Вырубова в результате железнодорожной катастрофы стала инвалидом и передвигалась на костылях. Поэтому проблема реабилитации инвалидов ей была близка и понятна. Раненые в Первой мировой войне солдаты после лечения в течение двух лет должны были получать здесь ремесленную профессию, которая позволила бы им прокормиться и не отчаяться. В приюте действительно предполагалась домовая церковь, только к Распутину она отношения не имеет. Закладка приюта состоялась осенью 1916 года, а убийство Распутина случилось всего спустя несколько месяцев. Никакого отдельно стоящего храма на этой территории не было. Странно и предположить, что храм для людей, ограниченных в движении, стали бы размещать за пределами лазарета.
По задумке, лазарет должен был стать одним из первых в России ре-абилитационных центров. В связи с революцией приют не был достроен. Сегодня об этом проекте почти забыли, зато само место имеет сомнительную популярность. Где первоначально был захоронен Распутин, точно не известно. Достоверно одно: через несколько месяцев после убийства по приказу Временного правительства — во избежание народного поклонения — тело Распутина было кремировано, а прах развеян. То, что он когда-либо был временно захоронен вблизи строящегося Серафимовского убежища, архивными документами не подтверждается. Этот факт остается только предположением. Но почитателей «царского друга» это отнюдь не смущает. Еще один поклонный крест в память о захоронении Распутина стоит напротив Феодоровского собора, хотя связь этой территории с героем поклонения еще более сомнительна. Вероятно, таким образом почитатели хотят исподволь связать личность Распутина с Церковью: не находя других веских оснований. Установка этих монументов происходит исключительно анонимно: видимо, последователи Распутина общаются только со «своими» (которых и призывает хранить «старец»). Собрания, которые происходят сегодня на территории парка, беспокоят и представителей Церкви, и работников музея.
— В Александровский дворец периодически приносят «иконы» Распутина, в парке устраиваются несанкцио-нированные молебны, — продолжает Галина Викторовна. — Несколько лет назад ночью нам буквально подбросили еще один крест на крыльцо дворца. На кресте было большими буквами написано: «Здесь жила Царская семья». Но крест — это символ жертвы Христа, разве можно его так бросать?! У нас светский музей; мы почитаем царственных страстотерпцев, но это не значит, что мы должны превратить дворец в паломнический центр. Позже крест был установлен под дубом, напротив входа во дворец, — без всякого соглашения с музеем. Дубы, которые помнят царскую семью, наш хранитель парка бережет из последних сил, но люди вешают на них памятные таблички, портят кору, вытаптывают газон…
Далеко ли до святости?
В истории христианства немало случаев, когда место события географичес-ки не совпадает с местом его почитания. Такими примерами полна Святая Земля. Однако речь там идет об истории Спасения, явленной миру другими источниками и составляющей Предание Церкви. А уместно ли говорить об агиографии (историко-церковных аспектах святости) в данном случае?
Общение царской семьи с Распутиным для некоторых представляется «санкцией на святость», поэтому почитатели смело ставят Григория в один ряд с царственными страстотерпцами. Почитание Григория Распутина как святого мученика началось в 90‑е годы и распространялось из секты Богородичного Центра. Тогда, наряду с Русской Православной Церковью широкую свободу получили и маргинальные явления, и сомнительные проповедники. Увы, это неизбежно. Идея о святости Распутина была отвергнута Синодальной комиссией РПЦ по канонизации святых и подвергнута критике патриархом Алексием II в одно время с канонизацией царственных страстотерпцев: «Нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство».
Феномен поклонения Распутину в России еще более удивляет при том, какой сонм новомучеников явила нам Церковь в ХХ веке. У нас есть столько образов неложной святости, зачем пленяться сомнительными персонажами?
Вехи истории
По свидетельствам современников, Распутин обладал гипнотической силой, облегчавшей боль у страдающего гемофилией цесаревича Алексея, чем и снискал расположение отчаявшейся матери. Однако не канонизирует же Церковь экстрасенсов на основе факта совершенных исцелений и наличия поклонников. Харизма Распутина и его разгульное поведение одних современников повергали в ужас, у других же «оболганный старец» и тогда вызывал трепетное поклонение.
— Распутин еще при жизни стал символом специфического веяния своего времени, получившего название «распутинщины», — рассказывает Сергей Львович Фирсов, профессор СПбГУ, специалист по истории Русской Православной Церкви XIX–XX веков. — «Распутинщина» стала синонимом беды, а борьба с ней воспринималась как патриотическое дело большинством активных государственных и общественных деятелей страны. Даже великая княгиня Елизавета Федоровна — глубоко православный человек, подлинная праведница — вздохнула с облегчением после свершившегося в доме князя Ф. Юсупова в Петрограде убийства Распутина. «Патриотический акт» в итоге не привел к «оздоровлению» страны, да и не мог, как достаточно скоро стало ясно, привести. Однако, полагаю, свой вклад в дело десакрализации монархической государственности Григорий Распутин внес. Человек страстей, пылкий, резкий, широкий, по-мужицки умный, волею Провидения Распутин оказался тем тараном, после удара которого стало возможным уничтожить старую власть. Протоиерей Сергий Булгаков, характеризуя Распутина, написал, что царь «взыскал пророка теократических вдохновений», но на «его зов» явился лжепророк. По мнению отца Сергия, в «распутинщине» обвинять одного царя невозможно — в этом повинен и народ, и Церковь. Это нужно осознать, а не стыдливо прикрываться позорными и бессмысленными рассуждениями о «святости» сибирского странника, быть может, и имевшего великие религиозные дары, но растратившего их в роковые годы, предшествовавшие революции и великой разрухе Русского государства.
Мария Сухова