Эти "неудобные" женщины

Кандидат теологии и клирик Феодоровского собора иерей Алексий Волчков — специалист в области библеистики и раннехристианской истории. Он рассказывает о том, как менялось отношение к женщине с ветхозаветных времен до наших дней.
Журнал: № 5 (май) 2020Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 20 мая 2020

Бесчестно ради высокой цели

Отец Алексий, почему вы обратили внимание именно на женские образы?

— В своих лекциях по Ветхому Завету я всегда преследую цель взглянуть на знакомые тексты небанально. Обычно, говоря и о Ветхом Завете в целом, и о книге Судей в частности, обращают внимание на великих мужей, но в книге Судей много и женских образов, которые играют в сюжете важную роль. Интересно, что это «неудобные», «нетипичные», «нестандартные» образы. Иаиль вроде бы «хорошая», а Далила «плохая», но при ближайшем рассмотрении мы видим, что вели они себя примерно одинаково.

Книга Судей — часть Ветхого Завета, рассказывающая об истории евреев со времен Авраама до того времени, когда еврейских мир осознанно ждал Мессию, Христа — это где-то II век до Р. Х. Это седьмая книга Ветхого Завета, она рассказывает, как евреи поселились в Ханаане и Палестине. У них не было ни царей, ни монархии, ни Храма, ни Иерусалима. Были судьи — народные вожди, лидеры, которых Бог поднимал, давал им вдохновение. Евреи приходят в Ханаан, где они окружены не-евреями, которые влияют на евреев, насаждают свои обычаи. Богу это не нравится, поскольку повреждается крепость Завета между Богом и Израилем.

Одна из важных тем книги Судей — тема отваги и героизма, которые проявляют и мужчины, и женщины. Иаиль — что мы знаем о ней? Судья Варак одерживает победу над ханаанским царем Иавином. Ханаанский полководец Сисара бежит с поля боя: «Сисара же убежал пеший в шатер Иаили, жены Хевера Кенеянина; ибо между Иавином, царем Асорским, и домом Хевера Кенеянина был мир» (Суд. 4, 17). Иаиль прячет Сисару, он просит воды, она поит его молоком. Но когда он засыпает, берет колышек от шатра и молот, вонзает кол ему в висок, то есть убивает, и показывает его труп Вараку. Пророчица Девора поет о подвиге Иаили: «Да будет благословенна между женами Иаиль!», но мы видим, что Иаиль нарушает огромное количество правил — в частности, закон гостеприимства. При этом в песне Деворы показана мать Сисары, которая ждет своего сына: мы понимаем, что не дождется, и сочувствуем ей. Слабая женщина Иаиль действует так, как может: бесчестным образом ради высокой цели. Образ Иаили, её атрибуты — молоточек и гвоздик, колышек — были популярны в европейском искусстве.



Власть безвластных

Бартоломео Венето. Портрет венецианской еврейки с атрибутами Иаили. Около 1500 года
Бартоломео Венето. Портрет венецианской еврейки с атрибутами Иаили. Около 1500 года

— Перейдем теперь к Далиле. Вы говорили, что между этими героинями много общего.

— Начнем с Самсона. В Писании довольно много говорится о матери Самсона: она молится, ей является ангел, она дает обет посвятить свое дитя Богу. Но её имени мы не знаем, при этом имя отца Самсона известно — Маной. Такое было тогда отношение к женщине.

Непосредственно о Далиле: Самсон идет в Газу, видит филистимлянскую женщину Далилу и влюбляется в нее. В тексте она называется «блудница», но в тогдашних реалиях это просто женщина, которая живет одна — у нее нет ни отца, ни мужа, ни брата, ни сына. Он приходит к ней, ночует у нее. Кем была Иаиль для евреев, той окажется Далила для филистимлян. Узнав о секрете Самсона — сила его заключена в длинных волосах, — она обрезала ему волосы, причем снова воспользовалась колышком от шатра: на него она намотала волосы Самсона, чтобы удобнее было их отрезать. Женщины участвуют в войне, мужском деле, но используют не оружие — это мужская прерогатива, — а просто подручные средства. Нельзя не обратить внимания на то, что их поступки являются предательством, но здесь не может быть «честных» решений.

Обе эти женщины демонстрируют власть безвластных. Они участницы чужой войны, при этом решают ход истории своими действиями. Действуют сами по себе, у них есть целеполагание. Объектом реализации этих планов оказывается мужчина.


Символическое равенство

— Ветхозаветная история — это в основном «история мужчин»…

— Ветхий Завет связан с мужчинами, рассказывает о мужчинах. Но Фамарь, Раав, Руфь, Юдифь, Далила, Вирсавия — везде мы находим истории, связанные с женщинами. Для сравнения, в Коране есть лишь одно женское имя — Мириам (Мария).

 

— Но, как вы говорили, у некоторых женских персонажей даже имен нет.

— Отсутствие имени показывает роль той или иной группы населения в обществе. Но в «мужской» структуре общества женщина ищет «тоннели», «ущелья», чтобы действовать, выживать, фигурировать, найти свое «я». Женщина должна была проявлять ловкость, мудрость, изворотливость, пользоваться своим обаянием, умением понравиться. «Господин» может играть по нотам, написанным его женой. Хотя все книги Библии написаны мужчинами, некоторые фрагменты приписываются женщинам. Текст песни Деворы, например, приписывается женщине, хотя написан, очевидно, мужчиной: он очень древний.

 

— Роль женщин в Новом Завете существенно меняется…

— Да, можно сказать, что всё движение за равноправие мужчин и женщин родилось в момент, когда, вопреки принятым в те времена представлениям о должном и уместном, в «общину Иисуса» были допущены женщины. Из Евангелий мы знаем имена многих женщин, которые были постоянными спутницами Иисуса во время Его земного служения. Евангелисты не называют их апостолами, хотя фактически они таковыми были. Впрочем, уже апостол Павел упоминает некую Юнию, которая «известна между апостолами» (Рим. 16, 7). Конечно, подобное положение женщины — ученицы и проповедницы — не было характерно для иудейского мира.

По мере развития христианского движения женщины занимают всё более значительное место в нем. Этому способствовало то, что положение женщин в римском обществе было гораздо более эмансипированным. Женщины оказываются миссионерками, мученицами, патронессами и спонсорами целых общин, участницами переписки с известными богословами.

В дальнейшем, в средневековые времена, в связи с постигшим Европу (и отчасти Византию) культурным, экономическим и политическим коллапсом подобное положение женщины было отчасти забыто. Женщина опять оказалась на своем «традиционном месте» (Kinder, Küche, Kirche). Впрочем, здесь также были нюансы. Например, принявшая монашеские обеты женщина имела возможность оказаться равной мужчине. Наконец, идея равноправия мужчин и женщин сохранялась всю историю христианства в символической форме в самом библейском тексте, обладавшем высоким статусом в христианском мире. В эпоху Нового времени формирующееся европейское движение за равноправие женщин нередко черпало идеи и вдохновение именно в этих текстах.

Певчие на Литургии. Феодоровский собор. 28 марта 2010 года

Певчие на Литургии. Феодоровский собор. 28 марта 2010 года 


Требование справедливые и не очень

— Говоря о библейских героинях, вы справедливо отметили, что в мире, где прав сильный, женщине приходится проявлять хитрость, изворотливость. Современные феминистки тоже говорят о враждебном мужском мире, где к женщине не прислушиваются, её унижают и оскорбляют, и она вынуждена приспосабливаться. В этих утверждениях есть доля истины или проблема женского бесправия в современном мире сильно преувеличена?

— Если кто-то говорит о том, что является объектом притеснения, то обязанность благородного человека — серьезно отнестись к этому свидетельству. В конце концов, наш мир полон «серых зон», которые являются концентрацией одновременно непредставимого варварства и жестокости, — но при этом о них ничего не знают 95% общества. Возможно, российские феминистки говорят именно об одной из таких зон. Сложно отрицать, что в отдельных регионах России положение женщины можно считать несправедливо подавленным — речь в первую очередь о Кавказе.

С другой стороны, общество часто бывает охвачено идеологиями, которые не имеют никакой опоры в реальности. От их адептов требуется настоящая религиозная вера в справедливость постулируемой картины мира. В этой связи Церковь обязана призывать верующих критически относиться совершенно ко всем мировоззрениям, которые им навязываются извне.

 

— Видите ли вы опасность для христианской парадигмы в идеологии феминизма?

— Конечно! Есть некоторые элементы идеологии феминистского движения, с которыми Церковь никак не может согласиться: призывы (или равнодушное отношение) к абортам, отрицание брака и семейных ценностей. Наконец, сама картина мира, в котором бушует мировая война между полами, является нехристианской по одной простой причине — она не соответствует действительности.

 

— Феминистки любят представлять Церковь как враждебную женщине структуру. Что нужно делать, чтобы изменить такое отношение? Или ничего делать не надо, всё войдет в колею само собой?

— К сожалению, чаще всего в церковной среде объектом грубого обращения становятся те, с кем можно безбоязненно вести себя плохо, — женщины и дети. На подобных случаях бытовой грубости и основано представление о Церкви как о «враждебной женщине структуре». Впрочем, замечу, что очень часто хамят и делают замечания женщинам женщины же — свечницы, дежурные, «постоянные прихожанки» и т.п. Содержится разрушительный потенциал и в недостаточно обдуманных высказываниях некоторых церковных спикеров. Но если мы на время забудем все эти неудачные высказывания и случаи грубости в храмах, то перед нами откроется гораздо более сложная и дружественная по отношению к женщинам реальность. Фактически современная Церковь является «женской территорией», где именно женщины составляют большинство, часто занимают важные посты на многих уровнях церковной администрации, оказывают решающее влияние на стиль духовной и богослужебной жизни. В этом свете особой ценностью обладают как раз те сюжеты из Библии, где подчеркивается, что вера — это мужская добродетель тоже.

 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ"